Внеклассное мероприятие "Биология в профессиях"
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Фетисова Оксана Юрьевна

Занятие "Биология в профессиях" преследует цель ознакомить учащихся с профессиями, связанными с наукой «Биология»; углубить их знания о значении биологии в жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_v_profesiyah.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия в 8-м классе

Тема: «Биология в профессиях»

Цель: ознакомиться с профессиями, связанными с наукой «Биология»; углубить знания о значении биологии в жизни людей.

Форма проведения мероприятия: круглый стол.

Организаторы и участники:  обучающиеся 11-х и 8-х классов.

Гости: обучающиеся 11 «А» класса; учителя биологии.

Сроки проведения: в рамках недели биологии.

Современные образовательные технологии:

- технология деятельностного обучения;

- технологии проблемного обучения;

- личностно-ориентированного обучения;

- коммуникативные технологии.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с разнообразием существующих профессий связанных с биологией;

- способствовать формированию способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии. 

Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру учащихся;

- - оказание помощи учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений, выбор маршрута профессионального становления;

Развивающие:

- активизация и развитие процесса самопознания личности учащихся с целью ориентации на адекватный профессиональный выбор;

- развивать у учащихся способность к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;

- формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом иличностному развитию;

- освоение техники ведения дискуссии, выступления перед аудиторией.

Формируемые УУД

Личностные: положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества, способность к самоопределению.

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Познавательные: самостоятельно осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Ожидаемые рузультаты

Предметные

- знать определение понятия «профессия»

- знать основные профессии, связанный с предметом «Биология».

Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.

Коммуникативные:

- обсуждать в группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Познавательные:

- работать  с источниками информации; систематизировать информацию, делать соответствующие выводы;

- объяснять значения новых слов.

Личностные:  

- проявлять интерес к новому;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы с учащимися: фронтальная,  групповая.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный метод, вопросно-ответный метод, наглядный метод, словесный (рассказ, беседа, диалог), постановка проблемных вопросов, поисковый метод, использование ИКТ.

Основные понятия: профессия, биология, врач, фармацевт, селекционер, агроном, энтомолог, арахнолог, кинолог, ландшафтный дизайнер, садовод, психолог, микробиолог, генетик, эколог, учитель биологии.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, иллюстрации.

Литература:

1. Википедия. Свободная энциклопедия / Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F(дата обращения 10.04.2016).

2. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М., 2007.

3. Хорошилова О.В. Биология в профессиях. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» / Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/650482/ (дата обращения 10.04.2016).

Этапы урока:

1.Организационная часть.

2. Актуализация знаний.

3. Изученние нового материала.

4. Итоги урока.

5.  Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Эпиграф: «Далеко не каждый станет ученым, писателем или артистом, далеко не каждому суждено сделать мировое открытие, но поэтом, художником, мастером в своем деле должен стать каждый» В.А. Сухомлинский (Осмысление)

Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята, сегодня у нас необычное занятие. Урок-круглый стол.

Вопрос: Кто из вас знает, что такое круглый стол? (Ответы учащихся).

Круглый стол – форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке, первоначально — сидя за столом, имеющим круглую форму.

Вопрос к классу: Может кто-то из вас помнит, откуда пришла к нам эта форма взаимодействи? (Ответы: представление о круглом столе как символе равенства восходит к временам рыцарей круглого стола короля Артура).  В современное время выражение «круглый стол» стало привычным в словаре политиков и бизнесменов, в том числе и нас с вами.

Учитель: Тема нашего круглого стола «Биология в профессиях. Сегодня мы поговорим о профессиях, связанных с биологией, выясним роль биологии в жизни каждого человека, определим значение биологии для вашего будущего.

  1. Актуализация знаний.

Вопрос к классу: А что означает термин «биология»? (ответы учащихся).

Пояснения учителя: Термин «биология» происходит от двух греческих слов bios – жизнь и  logos – наука, был предложен в 1802 г. двумя учеными: французом Ж.Б. Ламарк и немцем Г.Р. Тревиранусом. Будет правомерно рассматривать современную биологию, как комплекс наук, изучающих все живое, законы его существования и развития. А знания, полученные на уроках биологии, помогут вам и в повседневной жизни. Кроме этого биология является основой многих профессий. 

Вопрос к классу: Что такое профессия? (ответы детей). Профессия – это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков. Профе́ссия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

  1. Основная часть.

Рассказ учителя: В современных тестах для определения склонности к профессии, выделяют следующие типы профессий:

- человек-техника;

- человек-человек;

- человек-природа;

- человек-знаковая система;

- человек-художественный образ.

Вопрос: Скажите ребята, к нашему предмету «Биология» какие типы профессий можно отнести?

Учитель: Совершенно верно – человек-природа, человек-человек. Поэтому выбирая будущую профессию, следует опираться на предметы, которые вам не только легко даются в изучении, но и интересны.  

Сегодня у нас в гостях ученики 11 «А» химико-биологического класса, которые изучают биологию углубленно, а для чего, вы можете их об этом спросить. В качестве гостей мы пригласили учителей биологии нашего лицея.

Дополнительные сообщения учеников 11-го класса о профессиях, связанных с биологией:

1. Врач.

2. Психолог.

3. Фармацевт.

Вопросы для учеников 11 «А» класса:

  1. Почему выбрали для дальнейшего обучения химико-биологическое направление?
  2. Кем вы хотите стать? Почему? Что Вас привлекает в этой профессии?
  3. Трудно ли учить биологию в старших классах?
  4. Для поступления в какие ВУЗы необходимо сдавать биологию? (на экране выводится информация о вузах)
  5. Что вы можете посоветовать восьмиклассникам?

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие профессии, кроме названных старшеклассниками, связаны с биологией? (Учитель предлагает учащимся поработать с иллюстрациями в группах. Определение круга профессий, связанных с биологией)
  2. Какими качествами должен обладать человек, выбирающий профессию: генетика, психолога, кинолога, эколога, учителя биологии и др.?
  3. Какое значение биология имеет в жизни человека, чья профессиональная деятельность не связана с биологией?
  4. Нужно ли, чтобы каждый человек был биологически и экологически грамотным? Почему?

Учитель делает краткие пояснения к высказываниям учащихся о профессиях, видах деятельности, обсуждает с ними плюсы и сложности, сферу работы.

Например, эколог. С первых шагов своего развития человек был неразрывно связан с природой. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера, но с течением времени послужили источником накопления экологических знаний. Экологи – это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, дельфины выбрасываются на берег или выпадает розовый снег.

Виды деятельности: изучение и исследование источников загрязнения природной среды (загрязнение атмосферы, водных объектов, почвы); разработка методов контроля за загрязнением природной среды; уменьшение и ликвидация технологических объектов загрязнения; оценка воздействия атмосферных выбросов промышленных предприятий на природную среду (атмосферу, почву, водные объекты); контроль за соблюдением организациями правил и норм по охране окружающей среды; работа по очистке промышленных вод и предотвращение загрязнения окружающей среды; организация и планирование рационального природопользования на предприятии и в регионе; оценка экономического ущерба от загрязнения природной среды; организация мероприятий по охране окружающей среды; участие в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды; осуществление мероприятий по внедрению новой техники с учетом экологических требований; разработка путей выхода из экологического кризиса.

Плюсы профессии: Если повезет частые командировки по стране, моральное удовлетворение от сознания того, что в очередной раз удалось предотвратить загрязнение окружающей среды.

Трудности профессии: Природоохранные организации очень сильно зависят от финансирования, а это сказывается на уровне зарплат и наличие работы. Нередко приходится работать в экстремальных условиях. Может быть опасна для здоровья, так иногда приходится иметь дело с отравляющими веществами.

Личностные качества: профессия для потенциальных борцов, обладающих аналитическим складом ума, способных долгие годы пробивать стену непонимания. Еще одно необходимое качество креативность. Оно помогает выбрать нужную форму общения со СМИ. А гибкость, дипломатичность, стрессоустойчивость пригодятся при конфликтах (которые случаются довольно часто) с госструктурами и органами власти. Организационно-управленческие качества тоже пригодятся, если вы к примеру, можете начнете трудиться в городском комитете по экологии.

Сфера работы: научно-исследовательские институты; экологическая академия; Green Peace (Российское отделение международной организации); экологические организации и службы; оперативная городская экологическая инспекция; фонд охраны окружающей среды; заповедники; экологическая милиция; промышленные предприятия.

Вопрос учителя к детям: А вы уже знаете современные университеты, где можно получить профессии, связанные с предметом «Биология»? Учитель выводит на слайд университеты России.

Например, ведущими вузами в подготовке специалистов естественно-научного профиля являются:

  1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) (факультет почвоведения)
  2. Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева (МСХА)
  3. Российский университет дружбы народов (РУДН)
  4. Самарский государственный университет 
  5. Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ)
  6. Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МАТХТ).

4. Итоги урока. Учитель делает совместно с учащимися вывод о значении биологии в жизни всех людей, о связи биологии с различными областями человеческой деятельности, о важности изучения основ биологической науки в школе, благодарность за сотрудничество и пожелание правильного выбора.

  1. Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я попробую…

занятие дало мне для жизни…

мне захотелось… 

  1. Домашнее задание. Самостоятельно протестироваться на профессиональные склонности в сети интенет (Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Защита профессий"

Сценарий и презентация о профессии  "Летчик"....

Внеклассное мероприятие по профессии "Продавец, контролер-кассир" Юный продавец.

Внеклассное мероприятие проводит преподователь спец. дисциплин. ориентировано на обучающихся 1-го и 2-го курсов....

Разработка внеклассного мероприятия "Радуга профессий"

Стихи и загадки о профессиях могут пригодиться в работе с детьми начальной школы...

Внеклассное мероприятие "Моя профессия - воспитатель"

Данное мероприятие направлено на формирование  понимания сущности и социальной значимости профессии воспитатель, знаний о свойствах и качествах личности, необходимых будущему воспитателю. ...

Внеклассное мероприятие "Все профессии нужны, все профессии важны! "

Целью данного мероприятия является  оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии....

Презентация для внеклассного мероприятия "Все профессии нужны, все профессии важны"

Презентация для внеклассного мероприятия в рамках проведения профориентационной работы с обучающимися ГБОУ "Центр "Динамика"...