Формирование УУД на уроках биологии
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Методическая разработка на тему "Формирование УУД на уроках биологии" может быть использована учителями биологии, так как содержит различные задания с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_-zavalkina.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках биологии в 5 классе

Подготовила учитель биологии МОУ АСОШ №1

                 Завалкина

                Татаьяна Алексеевна

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя.

 Элберт Хаббарт.

        На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие,  вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности

         

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

 В состав основных видов универсальных учебных действий (УУД) входят четыре блока:

        

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.          

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
          •личностное, жизненное с
амоопределение;
          • действие
смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
         • действие нравственно-этического
оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

            Познавательные универсальные учебные действия

 Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные,  логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия включают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а такжесоставные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Номенклатура  логических действий включает:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ - выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • вывод следствий;
  • установление аналогий.

.

  Коммуникативные универсальные учебные действия

         Общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения. Особенностью работы  по формированию коммуникативных универсальных учебных действий является:

- Давать учащимся время на обдумывание их ответов.   Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

- Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

- Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

- Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

- Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

- Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Регулятивные универсальные учебные действия. 

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

В результате изучения  всех без исключения предметов  на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы  личностные, регулятивные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий для учащихся 5 класса:

–участие в проектах;

 – подведение итогов урока;

– творческие задания.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

– составление схем-опор;

– работа с разного вида таблицами;

 – составление и распознавание диаграмм.

 Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

– поиск информации в предложенных источниках;

– взаимоконтроль;

 – «ищу ошибки».

 Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

 – работа в группах;

- работа в парах;

– составь задание партнеру.

Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий. В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.

умение составить схему

умение заполнить таблицу

Одноклеточные организмы

Сходство

Различия

Животные

Бактерии

Водоросли

Грибы

умение классифицировать

найди соответствие                          

А) растения                                        1)жук

                               

Б) животные                                       2)тюльпан

В) грибы                                             3)бактерии

Г) микроорганизмы                          4)белый гриб


Приемы формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся.

Выполнение творческих заданий по теме «Среды обитания и их обитатели», «Роль бактерий в природе и жизни человека».

Создание проблемной ситуации на основе высказывания К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»

   Выполните  задания с использованием приведенного ниже текста.

«Алексей с родителями приехал на дачу. Небольшая деревня находилась всего в трех километрах от крупной автострады. Но так как со всех сторон она была окружена сосновым лесом, а вблизи протекала река, казалось, что дача находится в глуши вдали от цивилизации. Алексей решил посмотреть, какие растения растут вокруг их участка. Изучая растения, он встретил много разных видов лишайников. Они росли на стволах деревьев, свисали с их ветвей, росли на песчаной почве среди сосен и на камнях. Тему «лишайники» Алексей недавно изучал в школе. Поэтому он решил сфотографировать лишайники, подготовить сообщение «Лишайники – удивительные растения» и выступить с ним перед товарищами.

Через несколько дней Алексей с родителями возвращался домой. Два километра дороги через лес и километр через луг, покрытый цветущими весенними растениями, они прошли очень быстро. Рейсовый автобус до города должен был прибыть через сорок минут, и Алексей решил сфотографировать лишайники, растущие у автобусной остановки. Он очень удивился, когда не нашел лишайники ни на стволах деревьев, ни на камнях, ни на песчаной почве среди сосен.»

  1. Выдвинете предположение и объясните,  почему лишайники не росли у автобусной остановки.
  2. Проанализируйте текст и установите, какую ошибку допустил Алексей.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий работа учеников в группе она помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.

Тема «Увеличительные приборы» дети поделены на группы и работают по плану, составленному на уроке:

1. Историческая справка.

2. Ручная лупа.

 3. Световой микроскоп.

4. Значимость увеличительных приборов.

Работа в парах.

Задание: вставьте в текст  пропущенные термины. Проверьте выполненное задание друг у друга.

Водоросли это ………………. , т.к. имеют ………..      В основе питания лежит процесс……………………  Главная среда обитания…………….   Каждая клетка водорослей имеет типичное строение как любая растительная клетка. В ней есть ядро, цитоплазма, хлоропласты и ………………….. Различают одноклеточные и  многоклеточные водоросли,  тело которых называют…………………….   Если водоросли живут на дне их называют ……………….., а те которые в толще воды - …………………… . Как все живые организмы во время дыхания они поглощают ………………..,а выделяют…………….    

Термины: фотосинтез, углекислый газ, водная, донные, растения, слоевище, хлоропласты, вакуоли,  кислород, планктон.

Итак, что же дают универсальные учебные действия? Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; – создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

Результаты освоения предмета биология в 5 классе.

Программа по биологии направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенное выстраивание собственных целостных мировоззрений.
  • Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивание экологических рисков взаимоотношений человека и природы.
  • Формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:

  • Анализирование, сравнивание, классифицирование и обобщение фактов и явлений.
  • Выявление причины и следствия простых явлений.
  • Осуществление сравнения и классификации, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
  • Построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составление тезисов, различных видов планов (простых, сложных и т.п.). Преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывание всех уровней текстовой информации.
  • Умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе (определять общие цели, распределять роли).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

  • классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека
  • различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Планируемые результаты

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Список литературы:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.

Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли, М: «Просвещение», 2011

Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286. – С.11

Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

Жукова Н.Н.  «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

Лернер Г.И. «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятий на уроках биологии

Чтобы научится формировать понятия на уроках биологии можно использовать следующие методы и приёмы....

Формирование УУД на уроках биологии.

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии возможно только в условиях развивающего обучения и воспитания. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного урока биол...

формирование ууд на уроках биологии

В сообщении предлагаются  различные формы организации учебной деятельности ,направленные на формирование личностных,ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫЙ УНИ/ВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ...

Формирование УУД на уроках биологии

Работа по ФГОС нового поколения на уроках биологии. Научить детей учиться....

Способы формирования УУД на уроках биологии

Формирование универсальных учебных действий....