Урок - путешествие по теме "Мхи"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Изучение мхов проходит в форме путешествия по станциям, где ребята узнают об особенностях строения, распространения и значения мхов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mhi.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии МКОУ Северная СШ Осипова Татьяна Николаевна

Урок – путешествие.

Тема: Мхи.

Цель: изучить особенности строения, местообитания, размножения и значения мхов, на примере торфяного мха  - сфагнума и кукушкина льна.

Оборудование: физическая карта НСО и  Северного района, гербарии мхов,

          коллекция «Что получают из торфа», парашютики с вопросами

Ход урока: (на доске – карта Северного района и НСО.)

 Изучение нового материала:

Ребята, сегодня мы познакомимся с особенностями строения ещё одного отдела растений. О каком растении пойдёт сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Я болотное растение,

Конопатят мною стены.

Правильно, это мох.

Запишите число и тему урока.

Все мхи можно разделить на две группы: печёночные и листостебельные. Слайд 2. Чтобы поподробнее познакомиться с этими растениями, мы совершим путешествие на сверхзвуковом лайнере, который через несколько секунд приземлится на  станции «Географическая» на северо – западе нашей страны в краю лесов и болот. Слайд 3.

- Кто из вас, ребята, бывал на таком болоте?

- Опишите свои впечатления.

- Есть ли в окрестностях нашего села такие болота?

- А мох сфагнум?

- Значит, в каких условиях растёт мох?

Там, где начинает расти мох, постепенно образуется болото. Как это происходит, какие бывают болота и где они чаще встречаются, расскажет учитель географии. Приложение №1

Покидая станцию «Географическая» оставим на ней парашютик, ведь нам нужно будет вернуться домой,  а это мы сможем сделать если правильно ответим на вопросы, которые находятся на парашютиках.

- А сейчас мы прибываем на станцию «Исследовательская» (работа с текстом учебника и гербарием)  Вам предстоит выяснить:

1. Чем отличается сфагнум от кукушкина льна по внешнему виду?

А) у сфагнума стебель ветвящийся, а у кукушкина льна – нет.

Б) у сфагнума нет ризоидов, а у кукушкина льна есть.

2. Какое строение имеет лист сфагнума?

А. лист состоит из одного слоя клеток двух типов.

Б. одни клетки зелёные, живые, узкие.

В. Другие прозрачные, крупные мёртвые.

3. В чём проявляется взаимосвязь строения клеток листа и выполняемой функцией?

А) зелёные клетки содержат хлоропласты и способны образовывать органические вещества в процессе фотосинтеза.

Б. прозрачные клетки мёртвы, их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки, в которых появились отверстия, поэтому мёртвые клетки способны поглощать воду и удерживать её, постепенно отдавая воду живым клеткам.

4. Как размножается сфагнум?

- сфагнум размножается так же как и кукушкин лён. Кто может рассказать как размножается кукушкин лён? (ответ ученика)

Продолжаем наше путешествие.  Мы прибываем на станцию «Историческая». Слово предоставляется сотруднику исторического музея.

 Сверхзвуковой лайнер переносит нас на  промышленное предприятие занимающееся переработкой торфа. Станция «Промышленная».

Что получают из торфа, расскажет нам сотрудник торфоперерабатывающей промышленности. А вы рассмотрите коллекцию и послушайте.

Последняя наша остановка на станции «Экологическая», мы заглянем в лабораторию охраны окружающей среды. Из сообщения специалистов мы узнаем о  роли мхов в природе.

И так, закончилось наше путешествие, но чтобы вернуться домой мы должны ответить на вопросы, которые помогут нам спуститься и благополучно вернуться. Я буду задавать вопросы, а один из вас отвечает, если он затрудняется, то вы ему поможете.

Написано стихотворение, в нём подчёркнуты слова.

Меж клюквы и морошки

Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь -  растёт.

Он снизу – беловатый,

Повыше – зеленей

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

В этом стихотворении речь идёт о сфагнуме. Как вы считаете: подчёркнутые выражения – это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или строки имеют биологический смысл и научное обоснование? (ответы учащихся)

Поздравляю всех с удачным приземлением.

Д/З § 14

        

        

Станция «Географическая»

Болота образуются в низинах, где застаивается вода. Или близко к поверхности залегают грунтовые воды, из заросших озёр, медленно текущих рек. Сфагновые болота называют верховыми, так как получают воду из атмосферы (дождь, снег). На территории нашей страны сфагновые болота распространены в НСО, Западной  Сибири, Европейской части России.

На территории НСО болота формировались в условиях избыточного увлажнения атмосферными и грунтовыми водами под болотной растительностью. При большой обводнённости, почвы слабо прогреваются, плохо обеспечены кислородом. В них создаются неблагоприятные условия для жизнедеятельности микроорганизмов. Растительный опад не подвергается полному разложению, происходит накопление торфа. Торфяной слой  в таких болотах может достигать 6 – 10 метров. Болота составляют 4723,7 тысяч га. В северном районе большую площадь занимает Васюганское болото.

Станция «Промышленная»

Тор образуется на болотах из отмёрших растений. Высушенный торф прекрасно горит и используется как топливо на электростанциях, в жилых домах. Торф который идёт на отопление, на специальных фабриках прессуют в небольшие бруски – брикеты. Они хорошо горят, удобны для перевозки и использования.

Сухой торф хорошо впитывает воду, поэтому его применяют на животноводческих фермах для подстилки. Внесение на поля торфяной подстилки с животноводческих ферм в качестве удобрения повышает урожай растений. При удобрении полей торфом урожай зерновых повышается на 1-2 ц/га, а удобрение картофеля на 1,5т.с 1 га.

Положительные данные получены при использовании торфа на подкорм птиц на фермах, яйценоскость птиц увеличивается на несколько единиц.

Часть торфа поступает на заводы, где из него получаю: спирт, уксус, технический воск, газ, пластмассы, смолу и другое.

Новосибирская область богата залежами торфа, на 1 января 1985 года выявлено 568 месторождений торфа. Самые крупные месторождения находятся в Колыванском, Чулымском, Каргатском, Болотнинском районах. На границе Северного и Венгеровского районов находится Арынцасское месторождение торфа с запасом 144,2 млн. т. торфа.

Станция «Экологическая»

Мхи как и другие растения выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии на Земле: входя в состав биоценозов, мохообразные тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих растений и животных и сами оказывают на них влияние. Сфагновые болота – это места обитания многих, в том числе, промысловых животных. Особенно велика роль болот как резервуаров пресной воды и регуляторов гидрологического режима территории. нередко осушение небольших болот приводит к огромным потерям не только для живой природы, но и для народного хозяйства  - это приводит к обмелению и заилению рек, понижению уровня грунтовых вод. Мохообразные, подобно лишайникам, чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и не способны жить в черте городов, атмосфера которых сильно  загрязнена.

Известно, что если приложить сфагнум к ране она заживает  быстрее. Крестьяне на Руси знали и использовали это свойство мха. Во время Великой Отечественной войны сфагнум использовали партизаны. Исследователи установили, что в сфагнуме содержится бактерицидное вещество, способное убивать болезнетворные бактерии.

Станция «Историческая»

Все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмёршим сфагнумом, сохраняются почти без изменений многие века; торф хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нём не гниют. Так в Австриина Лайахском болоте были обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и монета с изображением императора Теберия Клавдия, датированная 41-м г.до н.э.  В торфе находят остатки древних людей, предметы их домашнего обихода и т.д. Наибольший интерес для науки представляют сохранившиеся в торфе пыльца деревьев и кустарников, споры мхов и папоротников. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить, какая растительность окружала болото в разные периоды его жизни и какая пришла  ей на смену. По данным, полученным учёными с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники европейской территории бывшего СССР имеют возраст от 5 до 8 тыс. лет. Таким образом наши болота являются как бы летописной книгой на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних  эпох.

Литература

  1. Дронова О.Н.Хрестоматия по биологии Бактерии. Грибы. Растения.  Саратов. Издательство «Лицей» 2002
  2. Пасечник В.В Биология 6 класс Дрофа 2006
  3. Пасечник В.В.Рабочая тетрадь к учебнику В.В Пасечника «Биология. 6 класс» Дрофа 2006
  4. Ишкина И.Ф. Биология  Поурочные планы. Издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002
  5. География Новосибирской области
  6. «Биология в школе» - журнал

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...