Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА"
статья по биологии (9 класс) на тему

В статье говорится о формировании эколого-георафической культуры учащихся  как на уроках, так и внеурочное время. Раскрывается экологическая проблема связаннаяс темой урока, затем экскурсия, проектная работа с возможными путями решения.  В дальнейшем тема урока, проблема связывается с экологией региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gayfutdinova_f.r.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА

В данный момент воспитание эколого-географической культуры молодежи   является особенно актуальным. Эта ситуация объясняется кризисным состоянием природы, обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации не только во многих точках земного шара, но и нашей страны. Население, нашей страны, к сожалению, лишь частично обладает экологической культурой. Поэтому, мы учителя, должны обратить особое внимание на воспитание эколого-географической культуры школьников.

Вопросы экологического воспитания в системе образования и сохранения окружающей среды постоянно поднимаются на международном, федеральном и региональном уровнях.

Экологическое воспитание нацеливает подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы «человек – окружающая среда – здоровье». Использование человеком окружающей среды требует от него развития экологического мышления. Таким образом, цели экологического воспитания: становление человека гармоничного через радость развития, познания, творчества, совершенствования для постижения все более высоких уровней красоты, гармонии, любви, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое проявляется в трех аспектах:

1.Ответственность за сохранение естественного природного окружения;

2.Ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность;

3.Развитие и гармонизация личности, как экологически оптимальный путь сохранения духовного и физического здоровья общества;

Основная задача экологического воспитания, которая находит отражение в личностно-ориентированном образовании, научить ребенка развивать свои адаптационные возможности на основе знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов и окружающей среды.

Одна из важнейших задач современной школы - формирование эколого-географических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных богатств. Эколого-географическое образование в системе обучения должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого - сделать каждого человека экологически грамотным, что невозможно без усвоения географических знаний и привития географической культуры.

Основными носителями этих знаний  в школе являются естественные науки: география, биология, химия и внеурочная работа со школьниками.

Ученики особый контингент, среди которых работа должна вестись в особой форме. Эта форма им должна быть понятна, интересна.

В школьном возрасте ребенок более доверчив, открыт, впечатлителен, более близок к природе. Именно в этом возрасте надо воспитывать любовь к природе,  а любить природу может лишь тот, кто умеет видеть ее.

Варварское отношение некоторых людей к природе тоже результат определенного воспитания в детстве.  По этому поводу  хочу привести слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты природы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». Детям свойственна доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний.

Я считаю, что в каждой школе должен быть введен предмет экология и иметь материально -  техническую базу. Ее нельзя воспитать только на базе чувств и эмоций или при помощи суммы знаний об экологических проблемах современности. Нужна теоретическая база для перестройки мировоззрения. Основой любой культуры являются знания и опыт. В противном случае, экологическое воспитание может превратиться в формальное, свестись лишь к просветительству, к умению учителей обобщать разнообразную экологическую информацию, проводить мероприятия экологической направленности.

Рассмотрим  в качестве примера процесс изучения загрязненности воздуха своего города, микрорайона:

Развитая промышленность республики неизбежно ведет к загрязнению природной среды отходами, образующимися в процессе бытовой, хозяйственной и производственной деятельности человека. Вследствие этого Татарстан входит в зону сложных экологических проблем.

Так на уроке географии при изучении топливно-энергетического комплекса  в 9 классе мы составили план изучения влияния ТЭК на загрязненность атмосферы.

1.ТЭК Казани: составляющие  отрасли (урок);

2.Проблемы отрасли (урок);

3.Как решаются эти проблемы на уровне города, республики (внеурочная деятельность);

4.Экскурсия ТЭК (внеурочная деятельность):

5.Проектная деятельность: «Пути решения проблемы»  (разрабатываются учениками  во внеурочной деятельности);

Наша школа в течение нескольких  лет участвует в республиканском экологическом проекте «Здоровье моей школы» в рамках, которого изучается состав и свойства  водопроводной воды, осадков и близлежащего водоема реки Нокса, состав и свойства атмосферы. Учащиеся, которые участвуют  в этом проекте, наглядно получают знания и навыки экологической грамотности, учатся понимать экологические  проблемы и причины их возникновения.

 Кроме всего этого учитель должен обладать глубокими профессиональными знаниями, умениями в проведении экологических исследований и осуществлении воспитательной и просветительской деятельности. Также он должен испытывать потребность в такой деятельности и быть активным в ней. Иными словами, учитель должен “знать”, “уметь”, “хотеть” и “действовать”.

Литература:

1. Мышинская Р.П. Практикум по методике преподавания географии,- М.,2002г.-38с.

2. Школьное экологическое образование. Сборник материалов, Казань, 1994г. - 72с.

3. Географический сборник: новые цифры, факты, названия, - М., «Школа-Пресс», 1992г., - 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей на уроках естественного цикла

На примере темы "Клетка" в 6 классе показываю использование технологии РИТС (развитие индивидуальных творческих способностей)  с подобранными мною  заданиями в соответствии деятельности обуч...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА

Возможности интегрированного урока:Способствует сознательному усвоению материала и тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся;Пробуждает интерес к предмету;Формирует целостну...

Формирование эстетического отношения к науке на уроках естественного цикла

Несколько приёмов формирования эстетического отношения к физике и математике....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА.

Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и ...

Проектная деятельность на уроках естественного цикла

В наш современный век ребёнка не удивишь ни видеофильмом, ни, тем более, слайдовой презентацией. Поэтому проблема развития познавательного интереса к предмету очень актуальна....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу.

В статье раскрывается опыт работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу"....

Технология интенсификации обучения на уроках естественного цикла в коррекционной школе

Мир вокруг детей усложняется с каждым днем, задача коррекционного образования научить детей жить в этом мире.Значит, надо искать такие способы обучения, которые позволяли бы за это же время усваивать ...