Формирование эстетического отношения к науке на уроках естественного цикла
презентация к уроку на тему

Логунова Ольга Николаевна

Несколько приёмов формирования эстетического отношения к физике и математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon esteticheskoe_vospitanie_na_uroke.ppt228 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

учитель физики и математики Логунова О.Н . Формирование эстетического отношения к науке на уроках естественного цикла

Слайд 2

« В математике тоже есть: своя красота, как в живописи и поэзии. Эта красота проявляется иногда в отчётливых ярко выраженных идеях, где на виду всякая деталь умозаключений, а иногда поражает она нас в широких замыслах, скрывающих в себе что-то недосказанное, но многообещающее» Н.Е.Жуковский

Слайд 3

Каждый учитель — преподает ли он математику, литературу, физику или географию — должен вносить в преподавание оттенок художественности, владеть языком выразительным, неистертым Формирование эстетического отношения к учению можно, к примеру, начать с урока физики. Учитель, объясняя материал, задерживает внимание школьников на формулах и предлагает выяснить, есть ли в них красота. Такой вопрос может побудить учащихся к сопоставлению науки с искусством, природой.

Слайд 4

Чрезвычайно ёмко и по-своему красноречиво рассказывает об эстетической стороне науки академик А. И. Китайгородский, когда он обращается к знаменитому закону всемирного тяготения, к его лаконичной формуле: «Закон всемирного тяготения Ньютона, несомненно, красивый закон. Вы не согласны со мной? Вы не видите в этой записи ничего красивого. Но подумайте, сколь эта запись симметрична и проста: именно в симметрии и простоте и заключена красота закона»

Слайд 5

Сложность и необычность вопроса вызовет различные ответы, но именно из этой множественности мнений и начнет складываться эстетическая оценка науки. Многообразие точек зрения показывает, что ученики имеют дело со сложным вопросом, для ответа на который у них нет достаточных знаний, Подобные беседы побуждают школьников к более серьезным эстетическим наблюдениям как в общении с природой, так и в процессе научного познания действительности и самостоятельного чтения литературы. В этом их серьезное значение.

Слайд 6

Стремясь к тому, чтобы учащиеся оперативно овладевали знаниями, учились применять их па практике, можно показывать точные и красивые решения различных задач, помогает разобраться в их особенностях. Важно развивать у школьников восприятие красоты самого процесса мышления. Можно продемонстрировать два способа решения задачи, спросив учащихся, какой вариант нравится им больше. Сопоставляя ход решения, школьники анализируют и отвечают: Мне нравится второй способ, в нем есть четкость»; «Я за этот способ. Он последователен». А задание на дом: две задачи, которые нужно решить оригинальным, остроумным способом. Такое требование приводит к познавательному и эстетическому результатам. Многие школьники в поисках именно красивого решения проявляют творческую инициативу.

Слайд 7

В библиотеке можно организовать выставку книг, в которых научный поиск предстает в определенном эстетическом аспекте. Учащиеся, прочитав эти книги, обмениваются впечатлениями с товарищами, друзьями, родителями, знакомыми. Чтение таких книг требует от школьника образного мышления, воображения. Через некоторое время начинается беседа о прочитанном.

Слайд 8

На уроке можно организовать эстетические минутки на которых знакомить школьников с поэзией математики и физики. Рассказывать, как исследователь работал над открытием, как доказал истину с помощью теоретического суждения или эксперимента. Это подготавливает подростков к дальнейшему самостоятельному познанию эстетики науки. Старшеклассники стремятся разобраться в литературе, чтобы ответить на ряд вопросов: каковы задачи науки? Что является ее предметом? Чем наука отличается от других форм общественного сознания? Каковы признаки красоты в науке? Что побуждает ученых заниматься исследованиями?

Слайд 9

От уроков и самостоятельных занятий следует постоянно обращаться к личному опыту школьников. Это необходимо для того, чтобы знания, приобретенные на уроках и вне уроков, становились осознаннее, развивали мышление, наблюдательность. Отвечая, например, на вопрос «Когда изучение математики доставляет человеку наслаждение?», ученики могут опираться на высказывания выдающихся ученых о необычности математики. Это наталкивает на мысль, что математика открывает людям еще непознанные, незамеченные, неосмысленные явления, она исследует вместе с другими науками мир, его законы. Таким образом, в цифрах и формулах школьники начинают видать второй план.

Слайд 10

Используемая литература И.Ф. Гончаров Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Москва. Просвещение. 1978 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей на уроках естественного цикла

На примере темы "Клетка" в 6 классе показываю использование технологии РИТС (развитие индивидуальных творческих способностей)  с подобранными мною  заданиями в соответствии деятельности обуч...

Педвсеобуч: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИй В СЕМЬЕ»

Эстетическое развитие подростка в семье. Воспитание це­лостного эстетического отношения к миру, развитие способно­сти к полно1\енному восприятию искусства и духовному общению.Возможности художественно...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА

Возможности интегрированного урока:Способствует сознательному усвоению материала и тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся;Пробуждает интерес к предмету;Формирует целостну...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА.

Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и ...

Проектная деятельность на уроках естественного цикла

В наш современный век ребёнка не удивишь ни видеофильмом, ни, тем более, слайдовой презентацией. Поэтому проблема развития познавательного интереса к предмету очень актуальна....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА"

В статье говорится о формировании эколого-георафической культуры учащихся  как на уроках, так и внеурочное время. Раскрывается экологическая проблема связаннаяс темой урока, затем экску...

Мастер-класс: «Мини-проекты на уроках естественного цикла как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»

Мастер-класс учителя географии и биологии, который демонстрирует методы использования мини-проектов на уроке и во внеурочной деятельности....