Мастер-класс: «Мини-проекты на уроках естественного цикла как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
методическая разработка по биологии

Семенченко Марина Владимировна

Мастер-класс учителя географии и биологии, который демонстрирует методы использования мини-проектов на уроке и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_mini-proekty.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Мини-проекты на уроках естественного цикла как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»»

Семенченко М.В.,

учитель географии и биологии,

 МКОУ «СШ №3»

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент

Участникам мастер-класса предлагается выбрать листочек, понравившегося  цвета (на столе лежат бумажные кленовые листочки). Педагоги разделяются на группы в соответствии с цветом листочка.

- Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет — отверните их от меня.

Прием обратной связи «Ладошки».

- Спасибо за поддержку, начинаем наш мастер-класс

Энергизатор  -  с целью сближения коллектива проводится игра «Необычное приветствие»:

-Здравствуй, друг! (Пожмите друг другу руку)

-Как ты тут? (Хлопните друг друга по плечу)

- Где ты был? (Вытягиваем руки вперед)

- Я скучал! (Прикладываем руки к сердцу)

- Ты пришел! (Раскидываем руки в стороны)

-Хорошо! (Обнимаемся)

2. Теоретическая часть

Эпиграф: «Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»

Метод проектов возник давно. Основоположник метода проектов – американский философ – прагматик Дж. Дьюи (1859 – 1952).
Используя проектную деятельность с поддержкой средств информационно-коммуникационных технологий, я увидела большие преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. В-четвертых, это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
Итак, проект- это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

  • наличие социально значимой задачи,
  • планирование действий по разрешению проблемы,
  • поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
  • оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,
  • презентация “продукта” и его социальной значимости. 

Что же такое мини-проект? 

 Метод проектов используется на одном-двух уроках — мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.    Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
  • Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения.

3.Практическая работа

- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам стать на 30 минут детьми и окунуться в процесс проектной деятельности и помощью технологии «Мастерская будущего». Основная цель данной технологии заключается в том, что обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности в ходе моделирования, конструирования различных биологических процессов и явлений. Для удачной реализации технологии необходимо обеспечить участников мастерской листами ватмана, маркерами, карандашами, цветными картинками и т.д. в соответствии с тематикой занятия. Порядок реализации технологии:

  • Вводная беседа (знакомство обучающихся с целями, задачами, порядком и условиями проведения занятия).
  • Определение проблемы занятия («Взаимодействие человека и природы»).
  • Первый этап «Критика» (участникам предлагается озвучить + и – стороны, обсуждаемой темы). На доске вывешиваются листы с положительными сторонам (слева) и отрицательными (справа). Учитель подводит промежуточный итог.
  • Второй этап «Конструирование идеальной модели». Обучающимся предлагается создать идеальную модель обсуждаемой проблемы («Идеальная модель взаимодействия человека и природы»). Каждая творческая группа презентует свою модель.
  •  Третий этап «Реальные действия». Обучающимся предлагается определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня. Каждая творческая группа выносит свои предложения на всеобщее обсуждение.
  • Четвертый этап – рефлексия.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в «Творческой мастерской» и попробовать данную технологию в действии.

 По окончании работы педагогам предлагается высказать свое мнение.

4. Обмен опытом

Демонстрация.

За время применения данной технологии я  не могу  сказать о резком повышении качества знаний учащихся, но то, что повысилась познавательная мотивация учащихся, вырос интерес к урокам, вырос уровень проведения внеклассных мероприятий, ученики приобрели опыт участия в городских, областных и Всероссийских конкурсах, успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность других учеников- всё это для меня крайне важно. 

5. Рефлексия.

Вот и завершает работу наш мастер класс. Уважаемые коллеги,  из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать 2-наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:

— На мастер — классе я:

— Самым интересным для меня сегодня было:

— В своей дальнейшей работе я:

— Я пожелал бы ведущему урок учителю:

— Я бы хотел посоветовать:

 Приём обратной связи «Рожицы». 

- Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.

Успехов Вам и творчества! До свидания!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориент...

Презентация "Проектная деятельность обучающихся как средство формирования ключевых компетентностей"

Данная презентация подготовлена к защите проета на вышеназванную тему....

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.

Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс ...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, на­личием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образов...