Контрольная работа по теме "Основы учения об эволюции"
учебно-методический материал по биологии (11 класс) на тему

Контрольная работа состоит из 3х частей. Задания части 1 в виде тестирования, задания части 2 на установлениесоответствия и на выбор нескольких ответов, задания 3 части- открытые вопросы по рисунку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_evolyutsiya_1_sessiya.docx654.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Основы учения об эволюции

Вариант 1

Часть 1. К каждому заданию А1-А12 даны 3- 4  ответа, из которых только один правильный. Выпишите ее.

А1. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал наследование благоприобретенных признаков?

Карл Линей            Жан-Батист Ламарк            Чарльз Дарвин              Карл Бэр

А2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется:

Вид            Популяция             Сорт            Колония

А3. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой мыши?

Морфологическому          Генетическому         Экологическому          Географическому  

А4. К какому критерию вида относят совокупность факторов внешней среды, к которым приспособлен белый медведь?

 Морфологическому         Генетическому        Экологическому           Географическому  

А5.  Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения:

Черных тараканов между собой                            Черных и рыжих тараканов

Черных тараканов с ядохимикатами                     Черных тараканов и черных крыс

А6. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной?

 Внутривидовая               Межвидовая               Борьба с неблагоприятныи условиями среды

А7.  Какая форма естественного отбора действует при постепенно изменяющихся  условиях окружающей среды?

Стабилизирующий                Движущий                 Разрывающий            Дизруптивный    

А8. К какой группе доказательств эволюции органического мира относится сходство зародышей пресмыкающихся и птиц?

Сравнительно-анатомическим               Эмбриологическим                    Палеонтологическим

А9. Ископаемая переходная форма между пресмыкающими и птицами – это:

              Ихтиостег            Археоптерикс               Утконос                 Ехидна

А10. Укажите правильную схему  классификации животных:

Вид          род                 семейство        отряд            класс         тип

Вид          род                семейство        порядок             класс         тип

Вид          род              семейство          порядок            класс         отдел

Вид        род          отряд             семейство           класс           тип

А11. Какое из перечисленных приспособлений не является ароморфозом?

Возникновение позвоночника у хордовых               Возникновение  хобота у слона

Образование 2-х кругов кровообращения              Образование 3-х камерного сердца у земноводных

А12. К идиоадаптации у речного окуня  относится:

           Жаберное дыхание       Наличие внутреннего скелета      Обтекаемая форма тела    Головной мозг

Часть 2. При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных ответа из шести.

В1. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?

  • Появление цветка
  • Образование органов и тканей у растений
  • Появление термофильных бактерий
  • Плавники  у рыб
  • Яркие лепестки у цветков
  • Постоянная температура тела

В2. К эволюционным факторам относят:

  • Дивергенция
  • Наследственная изменчивость
  • Конвергенция
  • Борьба за существование
  • Ароморфоз
  • Естественный отбор

При выполнение заданий В3-В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

А) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных

Б) растения гибнут от сильных морозов и засухи

В) семена погибают в пустынях и Антарктиде

Г) березы  вытесняют друг друга

Д) плоды поедают птицы

Е) растения гибнут от бактерий и вирусов

1) внутривидовая

2) межвидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует

Признак животного

Направление эволюции

А) возникновение полового размножения

Б) образование у китообразных ластов

В) возникновение 4-х камерного сердца

Г) возникновение автотрофного способа  питания

Д) превращение листьев в колючки у растений пустынь

Е) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики

1) ароморфоз (арогенез)

2) идиоадаптация (аллогенез)

3) общая дегенерация (катагенез)

А

Б

В

Г

Д

Е

С1. Ответьте на  вопросы  по рисунку.

Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?

Вопросы УСТНОГО ЗАЧЕТА по теме: Основы учения об эволюции.

  1. Заслуги Аристотеля, К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, К. Бэра, Ч. Лайеля, Ч. Дарвина.
  2. Вид  и его критерии (морфологический, генетический, физиологический, экологический, географический, исторический).
  3. Что такое популяция?
  4. Борьба за существование и ее формы (внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды).
  5. Естественный отбор и ее формы (стабилизирующий, движущий, дизруптивный).
  6. Микроэволюция. Макроэволюция, ее доказательства (палеонтологические, эмбриологические, сравнительно- анатомические).
  7. Систематика, систематические категории растений и животных.
  8. Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптации, общая дегенерация.

Тема: Основы учения об эволюции

Вариант 2

Часть 1. К каждому заданию А1-А12 даны 3-4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Кто является автором первого эволюционного учения?

Карл Линей             Жан-Батист Ламарк          Чарльз Дарвин             Карл Бэр

А2. Структурной единицей вида является…

Особь              Популяция              Колония               Стая

А3. К какому критерию вида относят характерный для Человека разумного набор хромосом: их число, размеры?

Морфологическому           Генетическому          Экологическому          Географическому

А4. К какому критерию вида относят произрастание Рябчика крупноцветного в лесах на скалистых местах?

Географическому           Морфологическому        Экологическому      Историческому

А5. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих мальков?

Межвидовой           Внутривидовой              С неблагоприятными условиями среды 

А6. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной?

 Внутривидовая,             Межвидовая,               Борьба с неблагоприятныи условиями среды

А7. Какая форма естественного отбора направлена на сохранение и поддержание уже существующих фенотипов?

Движущий                Разрывающий                    Стабилизирующий              Дизруптивный

А8. К какой группе доказательств  эволюции органического мира относятся филогенетический ряды?

Сравнительно-анатомическим          Эмбриологическим                 Палеонтологическим

А9. Ископаемая переходная форма между кистеперыми рыбами  и земноводными – это:

              Ихтиостег            Археоптерикс              Утконос                Ехидна

А10. Укажите правильную схему  классификации растений:

  1. Вид          род            семейство        отряд        класс         тип
  2. Вид          род          семейство        порядок         класс         тип
  3. Вид          род         семейство          порядок         класс         отдел
  4. Вид        род          отряд         семейство        класс           тип

А11. Какое из перечисленных приспособлений относят к идиоадаптациям?

Возникновение хорды                                               Возникновение ползучего стебля у клубники

Образование 2-х кругов кровообращения              Утрата органов кровообращения у бычьего цепня

А12. К ароморфозам речного окуня относят:

               Тело покрыто слизью            Боковая линия           Жаберное дыхание              Плавники

Часть 2. При выполнение заданий В1-В2 выберите три верных ответа из шести.

В1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?

  • Сокращение численности видов
  • Расширение ареала вида
  • Возникновение новых популяций, видов
  • Сужение ареала вида
  • Упрощение организации и переход к  сидячему образу жизни
  • Увеличение численности видов

В2. Какие особенности иллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?

  • Действует в изменяющихся условиях среды
  • Действует в постоянных условиях среды
  • Сохраняет норму реакции признака
  • Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в сторону увеличения
  • Поддерживает уже существующие фенотипы
  • Приводит к смене нормы реакции

При выполнение заданий В3-В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

А) растения одного вида вытесняют друг друга

Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

В) семена погибают от сильных заморозков и засухи

Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

Д) люди, машины вытаптывают молодые растения

Е) плодами растений питаются птицы и млекопитающие

1) межвидовая

2) внутривидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует

Признак животного

Направление эволюции

А) редукция органов зрения у крота

Б) наличие присосок у печеночного сосальщика

В) возникновение теплокровности

Г) возникновение 4-х камерного сердца

Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня

Е) уплощенное тело камбалы

1) ароморфоз (арогенез)

2) идиоадаптация (аллогенез)

3) общая дегенерация (катагенез)

А

Б

В

Г

Д

Е

С1.Ответьте на вопросы по рисунку.

 Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет? 

Вопросы УСТНОГО ЗАЧЕТА по теме: Основы учения об эволюции.

  1. Заслуги Аристотеля, К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, К. Бэра, Ч. Лайеля, Ч. Дарвина.
  2. Вид  и его критерии (морфологический, генетический, физиологический, экологический, географический, исторический).
  3. Что такое популяция?
  4. Борьба за существование и ее формы (внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды).
  5. Естественный отбор и ее формы (стабилизирующий, движущий, дизруптивный).
  6. Микроэволюция. Макроэволюция, ее доказательства (палеонтологические, эмбриологические, сравнительно- анатомические).
  7. Систематика, систематические категории растений и животных.
  8. Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптации, общая дегенерация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа по теме Учение об эволюции и его значение.

Данный тест предназначен для проверки знаний  учащихся 10 класса, занимающихся по учебнику И. Н. Пономаревой, профильный уровень по главе 11. Учение об эволюции и его значение. Работа представлен...

Тестовая работа "Основы учения об эволюции" 9 класс (2 варианта)

Тестовая работа по главе 8 "Основы учения об эволюции" (УМК В.В. Пасечник), 2 варианта. Работа составлена в формате ГИА....

Контрольная работа по биологии на тему « Эволюция живого мира на Земле» 9 класс.

Контрольная работа по биологии на тему "Эволюция животного мира" 9 класс. Дает возможность проверить знания обучающихся по теме и качественно подготовиться к ГА -9 по биологии....

Итоговая работа по теме "Учение об эволюции органического мира" в формате ЕГЭ

Работа содержит задания разного уровня сложности, может быть использована для проведения итоговой работы в конце темы или при подготовке к экзамену....

Итоговая работа по теме "Учение об эволюции органического мира" в формате ЕГЭ

Задания разного уровня сложности могут быть использованы при проведении итоговой работе по теме или при подготовке к экзамену...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

конторльная работа включет 5 заданий в 4 вариантах, сходных с материалом, который предлагают в ЭГЕ: сопоставление, выбор правильного, определение и исправление предложений, развернутый ответ....

Контрольная работа на тему: "Учение об эволюции"

Контрольная работа на тему: "Учение об эволюции"9 классОдин из возможных вариантовТипы заданий:выберите правильное утверждение; закончите предложения; определить связь между терминами и найт...