экскурсия для учащихся. Состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Прокопенко Елена Григорьевна

экскурсия для учащихся, знакомство с растительным сообществом школьного двора, можно провести в любом биоценозе вашей местности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа / Экскурсия    7 класс

Тема: Состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.

Цель: изучить видовой состав фитоценоза, описать отдельное растение. Определить роль растений в фитоценозе.

Ход занятий.

  1. Оргмомент  (тема, цель П.Р.). Раздаются листики с незаконченными  высказываниями о природе. (2 мин).
  2. Мотивация. (5 мин).

Учитель читает  часть высказывания о растениях, ученики продолжают:  

1. В чем суть цветка? И можно ли добраться до нее, обрывая лепестки, один …(за другим?) (В. Леви)

 Беречь лес нужно не от пожара, а … (от человека). (А. Минченков)

 Имеющий в руках цветы плохого совершить …( не может). (В. Солоухин)

 И стебелек травы достоин великого мира, в котором …(он растет). (Рабиндранат Тагор)

 Ничто так не умиротворяет человека, как удивительная красота … (живого дерева). (Хацуи Като)

 Сорняки растут не везде, а только там, где они …(не нужны). (М. Генин)

 Защищать городскую зелень бессмысленно: скоро смог загустеет настолько, что чешуйки почек не смогут раскрываться, а побегу потребуется та же пробивная сила, что и корню в …(земле). (Елена Ермолова)

 Там, где вырождаются цветы, не может жить… (человек). (Гегель Г.Ф.)

 В быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах ..(гранита). (Фейербах Л.)

 Чем выше цветы поднимаются к солнцу, тем глубже идут их корни в землю, на которой …(растут).   (ГРИММ Фридрик)

III.  Знакомство с растительным сообществом школьного двора: 

1.Вступительное слово учителя: (2 мин)

               Ребята, обратите внимание на природу вокруг вас. Она сейчас активно растет и развивается. Все утопает в зелени, растения постепенно завоевывают каждую территорию нашего населенного пункта, а человек активно начинает бороться с высоким разнотравием. И пока не скосили в школьном саду травянистые растения, мы с вами изучим видовой состав фитоценоза в школьном дворе.

Здесь встречаются растения из нескольких отделов: Голосеменный, Покрытосеменные, Моховидные.

Из каких отделов здесь не растут растения.  

Почему здесь  не встречаются Папоротниководные, Хвощевидные, Плауновидные?

Ответ: Им нужны другие условия жизни: высокая влажность, много тени. Из Моховидных здесь встречаются очень маленькие формы, им хватает влаги для полового размножения. Растения,  растущие здесь, переносят периодическую засуху, которая ждет их летом. А для этого у них есть особые приспособления: какие?  В настоящее время в земле для растительных организмов достаточно влаги и они выглядят благоуханно, это подтверждается их размерами и насыщенной зеленью.

                 2. Знакомство с видовым составом. (3 мин.)1.Дикорастущие травянистые растения:

Крупка весенняя, пастушья сумка, вероника дубравная

Тимофеевка луговая, щетинник сизый (мышей), пырей ползучий, ежа сборная, мятлик, костер мягкий; гусиный лук, крапива двудомная, спорыш (горец птичий),  лебеда раскидистая, марь белая, щирица обыкновенный (амарат запрокинутый),  смолевка обыкновенная,  ясколка обыкновенная, веснянка весенняя, дымянка лекарственная,  тысячелистник обыкновенный, вязель разноцветный, клевер луговой, клевер ползучий. Люцерна хмелевая, аистник обыкновенный, яснотка белая, яснотка пурпурная, подорожник большой, амброзия полыннолистная, одуванчик лекарственный,  полынь горькая, цикорий обыкновенный, осот,

2. Культурные деревья: Голосеменные: сосна обыкновенная, туя, ель.

Покрытосеменные растения: вишня, яблоня, айва, абрикос, клен. Кустарники: спирея, шиповник, сирень.

3. Работа учащихся. (в группы раздаются карточки) (15 мин)

Дети знакомятся с растениями.

  1. Определяют визуально каких растений больше всего. Тема:
  2. Цель
  3. Выбрать одно высказывание, из предложенных на экране, записать в тетрадь.
  4. Заполнить таблицу:

Видовой состав фитоценоза школьного двора.

Отдел растений

Семейство / класс

Представители

Как используются.

Особенности.

Покрытосеменные (цветковые)

Лилейные/ однодольные

Злаковые/однодольные

Крестоцветные/двудоль.

Розоцветные/ двудоль.

Пасленовые/ двудоль.

Сложноц-е/ двудоль.

Бобовые/ двудоль.

Другие/ двудоль.

Голосеменные

Хвойные

5. Вывод: Из каких отделов и семейств преобладают растения в фитоценозе школьного двора? Какую роль играют данные растения  в природе и для человека? Какое влияние может оказать человек на растения?

IV. Рефлексия: (7 мин) 1. Какое высказывание о растениях вам понравилось?

                   2. Сколько вы нашли растений из каждого семейства? Назвать.

3. Какое растение для вас самое красивое?

4. Какое растение для вас самое полезное?

  1. Домашнее задание: Оформление проекта - отчета о  работе в тетради.

Описание одного растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист. Состав и значение АПК. Пищевая и легкая промышленность

Рабочие листы для самостоятельной работы учащихся. По учебнику Дронова В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс....

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и значение крови"

Материал будет полезен молодым специалистам при подготовке урока....

Т-РНК. Нуклеотидный состав. Первичная, вторичная, третичная структуры (модель «клеверный лист»). Функциональное значение отдельных участков

Транспортная РНК, тРНК — рибонуклеиновая кислота. Функция - транспортировка аминокислот к месту синтеза белка. Для каждой аминокислоты существует своя тРН...

Презентация для учащихся 8 класса "Внутренняя среда организма. Кровь, её состав и значение"

Данная презентация раскрывает понятие "внутренняя среда", компоненты внутренней среды. А так же раскрывает значение, состав крови....

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Статья на тему "Значение предметных уроков и экскурсий для учащихся школ 8 вида"

Данная статья рекомендована учителям, работающим в коррекционных школах с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

Экскурсия (Практическая работа) Состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.

экскурсия проводится в ближайшей экосистеме, возможно в школьном дворе. Дети знакомя тся с видами растений, изученных классов и семейств....