Урок " Общая характеристика класса Насекомые" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Урок по биологии в 7 классе по теме "Общая характеристика класса Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-obshchaya_harakteristika_klassa_nasekomye.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии для учащихся 7 класса

по теме: «Общая характеристика класса Насекомые».

Цель урока:

Выявить основные общие признаки класса Насекомые

Предметные УУД– учащиеся должны иметь представление о насекомых; уметь характеризовать их признаки; знать особенности строения и процессов жизнедеятельности насекомых; уметь распознавать насекомых на объектах, таблицах, рисунках среди других представителей членистоногих, сравнивать их между собой.

Метапредметные УУД– учащиеся должны овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; формировать умения выявлять частные признаки    и находить на их основе общие биологические закономерности; оценивать результаты своих действий, выполнять учебные действия в необходимой последовательности, умения сравнивать рис, работать с текстом, таблицей, анализировать.

3.Личностные УУД– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения темы; развитие логического мышления, внимания; формирование у учащихся навыков контроля и самооценки; развитие организационных умений и умений самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

Коллекции различных видов насекомых;

Таблицы: ракообразные, паукообразные, насекомые;

Немые рисунки насекомых;

Краткое описание насекомых;

Магнитная доска;

Аппликация «Расчлененная модель  внешнего строения майского жука»

Видеофильм « Насекомые»

Ход урока.

Проверка знаний учащихся.

Фронтальный опрос:

Представителей какого типа мы с вами изучаем?

Назовите признаки типа «Членистоногие»

Классы каких животных относятся к этому типу?

Каковы признаки данных классов?

Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами начинаем изучать еще один класс типа «Членистоногие» - класс Насекомые.

Насекомые – это самый распространенный класс, несравнимый ни с какой другой группой животных мира по обилию и многообразию составляющих его форм. Он насчитывает  примерно 1,5 млн. видов. Это 70% общего числа обитающих на Земле видов животных.

Задача нашего урока: выяснить, какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения.

Для этого необходимо: составить портрет насекомого.

Выявить характерные особенности класса (через сравнение с другими классами).

Определить значение выявленных особенностей для жизнедеятельности насекомых и выделить те особенности, которые дали преимущества для распространения, и процветания по сравнению с другими членистоногими.

В течение урока учащиеся продолжают заполнение таблицы « Тип Членистоногие"

Характеристика

ракообразные

паукообразные

насекомые

Численность

30 тыс. видов

70 тыс. видов

1,5 млн. видов

Среда обитания

В основном водная, а также наземно-воздушная, организм

В основном наземно-воздушная, а также водная, организм

Почва, наземно-воздушная,водная,организм

Скелет

Наружный, хитиновый покров

Наружный, хитиновый покров

Наружный, хитиновый покров

Части тела

Головогрудь брюшко

Головогрудь брюшко

Голова, грудь, брюшко

Количество усиков

2 пары

1 пара

Органы зрения

2 сложных глаза

8 простых глаз

2 сложных глаза

Ротовые органы

1пара верхних + 2 пары нижних челюстей, 3 пары ногочелюстей  

1пара хелицеры, 1 пара педипальпы

4 пары измененных конечностей (челюсти и губы); типы ротовых аппаратов: грызущий, сосущий, колюще-сосущий, лижущий и др.

Количество ходильных ног

5 пар

4 пары

3 пары

Наличие крыльев

1 или 2 пары, есть бескрылые формы

Органы дыхания

жабры

Воздушные мешки, трахеи

трахеи

Специфические особенности

Есть клешни

Паутинные, ядовитые железы

Общественные насекомые

Просмотр фрагмента фильма «Насекомые». Во время просмотра заполнить четыре первых пункта таблицы. После просмотра проверяем правильность заполнения.

Во время дальнейшего объяснения на магнитной доске с помощью аппликации создаем портрет насекомого. Работаем с коллекцией.

Голова. Какие органы расположены на голове?  ( Органы чувств). Усики. Это органы осязания, обоняния, здесь могут находиться: органы вкуса, слуха, равновесия. Глаза – органы зрения. По бокам головы расположены два больших глаза. Глаза сложные состоят из 2000 фасеток, зрение мозаичное. Такое зрение по сравнению с человеком проигрывает в четкости, но выигрывает в быстроте восприятия. Каково биологическое значение органов чувств? ( Позволяют находить пищу, обнаруживать врагов, воспринимать окружающий мир.)

Ротовые органы способствуют схватыванию, размельчению, заглатыванию пищи. Что может быть пищей для насекомых?  (работа с приложением) В зависимости от того, чем питаются насекомые, выделяют основные типы ротовых аппаратов: грызущий, сосущий, колюще-сосущий, лижущий и др. Каково их биологическое значение? Наличие у насекомых разнообразных ротовых аппаратов  дает им возможность  использовать разную пищу, что является одной из причин выживания в разных условиях обитания.

Грудь. Грудь состоит из трех частей. Передне-, средне-, заднегрудь плотно спаены между собой, образуя прочный грудной отдел – вместилище мощной мускулатуры. На каждой части по паре ног.

В связи с разными средами обитания у насекомых разные способы передвижения, разное строение ног. Они бывают прыгательные, бегательные, роющие, плавательные, хватательные. С помощью рисунков приложения определите тип конечностей, укажите среду обитания насекомого.

Крылья. Характерной особенностью насекомых является их способность к полету, в этом смысле это единственная группа среди всех беспозвоночных. Насекомые – группа довольно древнего происхождения. Крылатые насекомые известны из каменноугольного периода палеозойской эры. Тогда насекомые были крупнее современных форм. Найдены остатки и отпечатки стрекозоподобных насекомых с размахом крыльев 1,15 см.  Существуют крылатые формы, бескрылые формы, крылья могут быть видоизменены. ( Работа с приложением.) Крылья располагаются на  средне- и заднегруди. Каково их биологическое значение? Наличие у насекомых крыльев и 3 пар ног обеспечивает передвижение в воздушной среде и по разным другим поверхностям, а это в свою очередь дает насекомым большие возможности для добывания пищи и размножения (преимущество по сравнению с другими членистоногими).

Брюшко. Брюшко имеет насечки, отсюда название класса  - Насекомые. Оно состоит из сегментов, по краю спинной стороны видны маленькие отверстия – дыхальца, которые ведут в органы дыхания – трахеи.

Размеры насекомых. Сообщения учащихся.

Среди насекомых гиганты редки. Самое длинное насекомое в мире – сингапурский палочник. Его длина – 27 см., а с вытянутыми ногами 40 см. Палочник до такой степени похож на сучок или веточку, найти его очень трудно. Самые крупные жуки мира – дровосек титан, дровосек большезуб – 18 см., жук геркулес – 15 см.  К мелким насекомым относится жук короед – микрограф – 2 мм., музейный жук – 3мм., жуки перистокрылки – 0,4 мм. Они чуть больше инфузории – туфельки. Самая крупная бабочка -  южноамериканская серая агриппина – 9 см., а с размахом крыльев – 27.см. Отличаясь яркой окраской, формой тела, узором крыльев, крупные насекомые привлекают особое внимание любителей - коллекционеров, поэтому особое внимание уделяется охране насекомых.

Закрепление.  

Итак, портрет насекомого готов. Каковы основные признаки класса насекомых? Каково их биологическое значение? Почему насекомые так широко распространены на нашей планете?

Работа у доски по таблицам.

Мы приходим к выводу, что класс насекомые является высокоорганизованным классом животного мира. Это выражается в специализации отдельных частей тела, развитии нервной системы, органов чувств, в их сложном поведении, что и является причиной их расцвета – многообразия форм и широкого распространения в природе.

Домашнее задание.

Подготовить сравнительную характеристику классов типа «Членистоногие», §15.

                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Общая характеристика класса Амфибии"

Урок изучение нового материала. Используются следующие формы работы с учащимися: составление схем на доске, с помощью которых учащиеся сравнивают класс Амфибий с изученной группой животных – надк...

Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс

Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...

Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».

Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...

Урок биологии 7 класс. Тема: Общая характеристика Подцарства Простейшие. Класс Саркодовые.

На уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, организмов....

Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС

Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС.  Урок первичного изучения нового материала и закрепление (комбинированный). Метод - частично-поисковый....

Открытые уроки русского языка в 6 классе,7 классе,8 классе.

План-конспект урока русского языка в 6 классе,7 классе,8 классе....