КТП по биологии 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Сергеева Виктория Васильевна

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_6_bio.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена приказом

директора МБОУ СОШ № 4

№ ___ от ________________

____________ М.В.Кравцова

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 КЛАССЕ

НА 2017-2018 УЧ. ГОД

дата

тема

Виды д-ти, форма работы

Базовые понятия

Планируемые результаты

план

факт

универсальные учебные действия (УУД)

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов. 29 ч.

Основные свойства живых организмов. 3 ч.

1

02.09.

Биология – наука о живых организмах (формирование новых знаний)

Проведение инструктажа

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмах

Клетка - элементарная

единица живого. Безъядерые и ядерные клетки. Обмен веществ, питание, выделение, дыхание,

раздражимость. Биология, жизнь,

живой организм

Предметные умения: должны уметь называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; планировать свою деятельность под руководством учителя; отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение - соблюдение социальных норм и правил поведения в классе, школе, дома и др.; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы; необходимости защиты окружающей среды;

2

06.09.

Чем живое отличается от неживого (формирование новых знаний)

Выделяют

основные

признаки живых организмов

Жизнь, белок, открытая система, энергия, вещество,

признаки живого

3

09.09.

Основные свойства живых организмов (решение частных задач)

Входной срез

Называют

 основные свойства живых организмов. Используют Интернет для поиска информации

Раздражимость, обмен веществ,

обмен энергии, возбудимость, рост, белок, воспроизведение, дыхание, подвижность, размножение

Предметные умения: должны уметь называть основные признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост, развитие.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Химический состав клеток (4 часа)

4

13.09.

Неорганические вещества клетки

(формирование новых знаний)

Называют

неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Участвуют в коллективной

беседе: обмениваются мнениями

Клетка, неорганические вещества, органические вещества, соли, вода,  минеральные соли, ионы

Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: элементы, органические и неорганические вещества, минеральные соли; называть неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека

5

16.09.

Органические вещества клетки (формирование новых знаний)

Называют органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Ориентируются в учебнике по заданиям учителя

Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

6

20.09.

Л/р № 1 «Определение состава семян» (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Выполняют лабораторную работу. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Объясняют значение биологических знаний в повседневной жизни

Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

Предметные умения: должны уметь называть неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать понятия: элементы, органические и неорганические вещества, минеральные соли.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; логические - подводить итоги работы, формулировать вывод; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; корректно вести диалог, участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: смыслообразование - понимание роли биологических знаний

7

23.09.

Обобщение «Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки» (обобщение и систематизация знаний)

Участвуют в групповой работе, применяют знания при решении биологических задач; участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями

Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки

Предметные умения: должны уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, применять знания при решении биологических задач.

Метапредметные УУД:  познавательные:  общеучебные – осваивать приемы исследовательской деятельности; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий – принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе отнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение – проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности

Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система (4 ч)

8

27.09.

Строение растительной клетки

(формирование новых знаний)

Выделяют особенности строения растительной клетки. Доказывают, что клетка - элементарная частица живого

Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хлорофилл, хлоропласты, органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, центриоли, ядро, ядрышко, хромосомы

Предметные умения: должны уметь распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти плода, основные части и органоиды клетки растений; называть клеточные структуры растительной клетки и их значение, функции органоидов клетки, отличие растительной клетки от животной: клеточная оболочка, вакуоль, пластиды; сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа; характеризовать понятия: хлорофилл, хлоропласты, органоиды, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, центриоли, ядро, ядрышко, хромосомы; применять знания и умения в повседневной жизни для чтения схематических рисунков и таблиц.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

9

30.09.

Строение животной клетки

(комбинированный)

Распознают и описывают основные части и органоиды клетки животных

10

04.10.

Л/р № 2 «Строение клеток

живых организмов»

(на готовых

микропрепаратах)»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Рассматривают

на готовых

микропрепара-тах и описывают клетки живых организмов.

Распознают

и описывают

основные части и органоиды клетки растений и животных

Клетка - элементарная

единица живого. Клеточное

строение

кожицы лука,

мякоти плода,

деление клетки, рост

Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; должны уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по ре зультатам работы; объяснять значение биологических знаний в по вседневной жизни; распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти плода, деление клетки, рост; называть клеточ ные структуры и значение растительной и животной клеток, отличи тельные признаки растительной клетки от животной, органоиды клетки, распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений, животных, человека.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; логические - подводить итог работы, формулировать вывод; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: смыслообразование - понимание значения знаний для человека

11

07.10.

К/р

«Основные

Свойства живого. Клетка» (контроль знаний)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Строение

и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов

Предметные умения: должны уметь применять полученные знания

при решении биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий — принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

Деление клетки (1 ч)

12

11.10.

Деление

клеток.

 (формирование новых знаний)

Распознают

и описывают

стадии деления клетки.

Обосновывают биологическое значение процесса деления клетки. Сравнивают два типа деления клеток - митоз и мейоз

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Фазы деления, хромосомы

Предметные умения: должны уметь распознавать и описывать стадии деления клетки; характеризовать понятия: митоз, мейоз, хроматиды; называть структуры клетки, участвующие в делении, роль хромосом.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

Ткани растений и животных (4 ч)

13

14.10.

Ткани

растений

(формирование новых знаний) добавить 1 за счет первых 

Различают

типы тканей.

Распознают

и описывают

строение и функции тканей растений и животных.

Устанавливают

связь между

строением

и функциями клеток тканей.

Описывают и сравнивают строение различных групп тканей.

Ткань. Типы

тканей. Защитная, покровная, механическая,

проводящая запасающая,

ассимиляционная, образовательная, костная, нервная, скелетная,

гладкая мышечная, кровь,

жировая, эпителиальная

Предметные умения: должны знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; распознавать и описывать строение и функции тканей растений и животных; давать определение, что такое ткань; называть основные группы тканей человека; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями; характеризовать понятия: эпителиальная,, соединительная, мышечная (гладкая и поперечно-полосатая), нервная ткани.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное

сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: смыслообразование - проявление стремления хорошо учиться, сориентированность на качественное получение образования

14, 15

18.10.

21.10.

Ткани

животных (формирование новых знаний)

16

25.10.

Л/р № 3  «Ткани

живых организмов»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Устанавливают причинно-

следственные

связи. Рассматривают на готовых микро

препаратах

и описывают

ткани живых

организмов.

Называют

основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение

различных

групп тканей. Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы

Типы тканей

растений.

Запасающая,

механическая,

покровная,

проводящая,

образовательная ткани.

Ткани животных: костная ткань, нервная ткань, скелетная мышца,

гладкая мышца, хрящевая ткань, кровь,

соединительная ткань

Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам

работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной

жизни; различать типы тканей растений, распознавать и описывать

строение и функции тканей растений, давать определение термину «ткань», называть типы тканей растений, функции тканей растений и животных, основные группы тканей человека, объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани, характеризовать понятия: эпителиальная, соединительная, мышечная (гладкая и поперечно-полосатая), нервная ткани; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему;логические - подводить итог работы, формулировать выводы; коммуникативные: уметь корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу.

Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, понимание необходимости защиты окружающей среды

Органы и системы органов (11 ч)

17

28.10.

Органы

и системы

органов. Органы цветковых растений.

 (формирование новых знаний)

Устанавливают связь между строениями

и функциями

органов. Описывают органы цветковых растений.

Ткань, орган, межклеточное вещество, система органов, побег, лист, корень, цветок

Предметные умения: должны уметь формулировать определение

понятий: ткань, орган, называть органы и системы органов, признаки взаимосвязи органов; должны уметь называть органы цветкового растения; типы корневых систем, характеризовать понятия: корень, корневая система, типы корней (главные, придаточные и боковые), типы корневых систем (мочковатая, стержневая), дыхательные корни, корни-подпорки, корни-прицепки; распознавать и описывать виды корней, зоны корня; устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями, сравнивать по заданным критериям типы корневых систем, различать корневые системы однодольных и двудольных растений.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение- осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; проявление интеллектуальных и творческих способностей; доброжелательного отношения к мнению другого человека.

18

08.11.

Строение корневых систем. (формирование новых знаний)

Описывают внутреннее строение частей побега и их функции. Называют части побега. Описывают и сравнивают части побега. Устанавливают взаимосвязь между строением побега и его функциями

Побег, лист, стебель. Корень; корневая система; типы корней: главные, придаточные и боковые; типы корневых систем: мочковатая, стержневая; дыхательные корни, корни-подпорки, корни-прицепки

19

11.11.

Органы цветковых растений. Побег. (формирование новых знаний)

20

15.11.

Органы цветковых растений.  Лист. (формирование новых знаний)

21

18.11.

Строение цветка. (комбинированный)

Называют органы цветкового растения. Сравнивают

по определенным критериям семена двудольных и однодольных растений

Цветок, его значение и строение (околоцветник,

тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений

Предметные умения: должны уметь называть функции стебля, значение семян, распознавать и описывать по рисункам строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений, типы соцветий, на живых объектах внешнее строение стебля, по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, по рисункам, коллекциям строение плодов; устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию, соответствие между частями семени и органами проростка, объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения, взаимосвязь строения цветка и его опылителей; давать определение понятиям: двудольные и однодольные растения, покрытосемянные; выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий, сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений, приводить примеры растений с различными типами плодов, выделять приспособления для распространения плодов.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные — осваивать приемы исследовательской деятельности; организовывать свою учебную деятельность; применять знания при решении биологических задач; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

22

22.11.

Соцветия. (комбинированный)

23

25.11.

Плоды растений. (комбинированный)

24

29.11.

Строение семян и их функции .(комбинированный)

25

02.12.

Органы и системы органов животных (комбинированный)

Называют основные органы и их системы у животных. Объясняют роль систем органов Обосновывают

важность

взаимосвязи

систем органов организма

Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная

Предметные умения: должны уметь называть органы цветкового растения; типы корневых систем, функции стебля, значение семян; распознавать и описывать по рисункам строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; типы соцветий; на живых объектах внешнее строение стебля; по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, по рисункам, коллекциям строение плодов; устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию; между частями семени и органами проростка; характеризовать понятия: корень, корневая система, типы корней (главные, придаточные и боковые), типы корневых систем (мочковатая, стержневая), дыхательные корни, корни-подпорки, корни-прицепки; объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения, взаимосвязь строения

цветка и его опылителей; давать определение терминам «двудольные

и однодольные растения», «покрытосемянные»; выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий; сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений; приводить примеры растений с различными типами плодов; выделять приспособления для распространения плодов.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;

регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

26

06.12.

Органы и системы органов животных (комбинированный)

27

09.12.

Л/р «Распознавание органов растений и животных» (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Устанавливают причинно-

следственные

связи. Формируют первоначальные представления

Ткань, орган, система органов

Предметные умения: должны знать правила техники безопасности

при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять роль биологических знаний; давать определения понятиям: ткань, орган; называть особенности строения и функции многоклеточного организма, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Растения и животные как целостные организмы (2 ч)

28

13.12.

Растения

и животные как

целостный

организм

(комбини

рованный)

Устанавливают причинно-

следственные

связи. Формируют первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях. Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы

Ткань, орган,

системы

органов

Предметные умения: должны уметь давать определения понятиям:

ткань, орган; называть особенности строения и функции многоклеточного организма; называть признаки взаимосвязи органов, распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды

29

16.12.

К/р «Растения и животные как целостные организмы» (контроль знаний)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Ткань, орган, системы органов

Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и функции многоклеточного организма, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (37 ч)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (4 ч)

30

20.12.

Пищеварение и его значение. (формирование новых знаний)

Описывают особенности питания и пищеварения живых организмов

Питание, пищеварение, пищеварительный канал, пищеварительные ферменты

Предметные умения: должны уметь называть особенности строения пищеварительных систем животных, пищеварительные ферменты; объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений, влияние удобрений на растения, космическую роль зеленых растений; формулировать определение фотосинтеза; объяснять значение воздушного питания в жизни растений, значение фотосинтеза для жизни на Земле; определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ; сравнивать процессы пищеварения и пищеварительные системы у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека.

31

23.12.

Типы питания растений. (комбинированный)

Описывают особенности питания растений. Определяют сущность воздушного и почвенного питания. Обосновывают биологическую роль зелёных растений

История открытия фотосинтеза. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез)

32

27.12.

Питание и пищеварение у животных. (формирование новых знаний)

Определяют тип питания животных. Называют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой

Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты

Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: растительноядные организмы, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты; называть особенности строения пищеварительных систем животных; сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - владеть приемами исследовательской деятельности; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); формулировать ответы на вопросы учителя; применять знания при решении биологических задач; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание -формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение — владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности

33

30.12.

Эволюция пищеварительных систем

у животных. (комбинированный)

Описывают сущность процесса пищеварения. Приводят примеры травоядных, хищников, симбионтов, паразитов

Эволюция, усложнение

Тема 2.2. Дыхание (3 ч)

34

10.01.

Сущность дыхания. Дыхание растений. (формирование новых знаний)

Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания

Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений

Предметные умения: должны уметь формулировать определение понятия дыхание; описывать опыты, подтверждающие дыхание растений; определять сущность биологического процесса дыхания; выделять приспособления растений для дыхания; сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания; характеризовать понятия: жабры (внутренние и наружные), трахеи, лёгкие', описывать сущность биологического процесса дыхание; называть типы дыхания у животных.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - владеть приемами работы с информацией; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять

план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности.

35

13.01.

Дыхание животных. (комбинированный)

Называют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания

Дыхание, легкие, альвеолы, клеточное дыхание

 Легочные мешки, клеточное дыхание, жабры, трахея, бронхи, устьице

36

17.01.

К/р «Питание. Пищеварение. Дыхание» (контроль знаний)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Питание. Пищеварение. Дыхание

Предметные умения: должны уметь применять знания при решении биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; овладевать навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий -принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4 ч)

37

20.01.

Передвижение органических

и минеральных

веществ

в растениях.

(формирование новых знаний)

Называют

и описывают

проводящие

системы растений и животных.

Называют

части проводящей системы

растений

Сосуды, сито-

видные трубки, корневые

волоски, древесина, луб,

кровеносная

система, клетки крови

Предметные умения: должны знать этапы водообмена; распознавать и описывать растения различных экологических групп; использовать приобретённые знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними; описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и фор-

мулирование проблемы; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности, интереса к изучению природы методами естественных наук

38

24.01.

П/р № 1 «Передвижение воды и минеральных веществ по  стеблю»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Характеризуют особенности переноса воды, органических

и минеральных веществ в растениях.

Наблюдают за биологиче-

скими процес-

сами, описывают их, делают выводы

Корневое давление, сосуды

Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать понятия: сосуды, ситовидные трубки; описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение; использовать приобретённые знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; логические - подводить итог работы, формулировать вывод; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; вести диалог и участвовать в дискуссии;

регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять практическую работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями

39, 40

27.01.

31.01.

Транспорт

веществ

в организме животных. (формирование

новых знаний)

Описывают

кровообращение млекопитающих. Устанавливают

взаимосвязь

кровеносной

системы с дыхательной и органами кровообращения. Характеризуют особенности транспорта

веществ у животных. При-

водят примеры

животных

с разными типами кровеносных систем

Кровеносная

система, её

строение,

функции.

Гемолимфа,

кровь и её составные части (плазма, клетки крови)

Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: кровь,

плазма, гемоглобин, гемолимфа, типы кровеносной системы (замкнутая и незамкнутая), вены, артерии, капилляры, предсердие, желудочек; описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение; называть органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, функции органов кровеносной системы.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение - проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (4 ч)

41

03.02.

Выделение

у растений

и животных.

Определяют

существенные

признаки процесса выделения. Выявляют

особенности

выделения

у растений.

Определяют значение выделения в жизни организмов. Приводят при-

меры выдели-

тельных систем животных.  

Выделение,

почки, сократительная

вакуоль, выделительные

канальцы,

нефридии,

мочеточник,

мочевой пузырь

Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: сократительная вакуоль, выделительные канальцы, нефридии, мочеточник, мочевой пузырь; описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение; называть органы выделения растений, различных животных и узнавать их на таблицах; органы, участвующие в обмене веществ у животных; формулировать определение понятия обмен веществ, теплокровные и холоднокровные животные..

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека

42

17.02.

Обмен веществ.

(формирование новых знаний)

Устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ. Характеризуют особенности обмена веществ у растений и животных.

Почки, мочеточники, клоака, мочевой

пузырь

43

 17.02.

Обобщение

«Передвижение веществ. Выделение. Обмен веществ.» (контроль

и коррекция знаний)

Доказывают,

что обмен веществ - важнейший признак живого. Приводят примеры выдели-

тельных систем

животных. Устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ. Характеризуют особенности процесса выделения у растений и ивотных. Формируют первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях

Выделение,

почки, сокра-

тительная

вакуоль, вы-

делительные

канальцы,

нефридии,

мочеточник,

мочевой пузырь

44

21.02.

К/р «Передвижение веществ. Выделение. Обмен веществ» (контроль знаний)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Передвижение веществ. Выделение. Обмен веществ

Предметные умения: должны уметь применять полученные знания при решении биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

Тема 2.5. Опорные системы (2 ч)

45

24.02.

Опорные системы: значение, строение. (формирование новых знаний)

Называют и описывают строение опорных систем растений и животных

Скелет, наружный скелет, внутренний скелет, мышцы

Предметные умения: должны уметь называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных; характеризовать понятия: кости, связки, сухожилия, строение кости.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - работать с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу и работу одноклассников.

Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

46

28.02.

Опорно-двигательные системы позвоночных. Л/р № 4 «Разнообразие опорных систем животных» (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Объясняют роль опорных систем для живых организмов

Кости, шов, сустав, позвоночник, надкостница, сухожилие

Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; приводить примеры животных с различными типами скелетов; называть роль движения в жизни животных; характеризовать понятия: движение, реснички, жгутик, мышечная деятельность.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; корректно вести диалог, участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание -осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

                Тема 2.6. Движение (4 ч)

47

03.03.

Движение.  Двигательные реакции растений. (формирование

новых знаний)

 Называют

и описывают

способы движения животных, приводят

примеры.

Приводят доказательства двигательной активности растений

 

 

 

Тропизмы,

настии у растений

Предметные умения: должны уметь называть роль движения; характеризовать понятия: движение, реснички, жгутик, мышечнаядеятельность; давать определение понятиям: тропизм, настия.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - работать с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие — строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение — осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека

48

07.03.

Движение одноклеточных и беспозвоночных животных. Л/р № 5 «Движение

инфузории

туфельки»

Л/р № 6 «Перемещение

дождевого

червя»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Устанавливают

взаимосвязь

между средой

обитания

и способами

передвижения

организма.

Приводят при-

меры животных с разными

способами

передвижения.

Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы

Движение,

реснички, жгутики, ложноножки

Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при  выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; называть способы передвижения животных; распознавать и описывать на таблицах органы движения животных; характеризовать следующие понятия: реснички, жгутики, ложноножки.

 Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: вести диалог, участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять

план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека

49

10.03.

Движение

многоклеточных

животных

в водной

среде.

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Объясняют

роль движений

в жизни живых

организмов.

Сравнивают

способы движения между

собой. Наблюдают

за поведением

животных

Движение,

реснички, жгутики, реактивное движение,

хвостовой

плавник,

плавательные

перепонки

Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при  выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; называть способы передвижения животных; распознавать и описывать на таблицах органы движения животных; характеризовать следующие понятия: движение,  мышечная деятельность, перо, конечности, хвостовой плавник, реактивное движение, плавательные перепонки. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: вести диалог, участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять

план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека

50

14.03.

Движение

позвоночных

животных.

 (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Устанавливают

взаимосвязь

между средой

обитания

и способами

передвижения

организма.

Приводят при-

меры животных с разными

способами

передвижения.

Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы

Движение,

реснички, жгутики, реактивное движение,

хвостовой

плавник, плавательные перепонки, крыло, перо, опахало, очин,

грудные мышцы

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (4 ч)

51

17.03.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. (формирование новых знаний)

Называют и определяют части регуляторных систем

Раздражимость Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт

Предметные умения: должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; давать определение понятиям: раздражимость, рефлекс, строение головного мозга: передний мозг, мозжечок, средний мозг, задний мозг; инстинкт, большие и малые полушария головного мозга.

; распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы; называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; называть принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных; характеризовать понятия: раздражимость, чувствительность, нервная и эндокринная система, сетчатая нервная система, рефлекс, нервные узлы, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка, спиной и головной мозг.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: проявление познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы

52

21.03.

Нервная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных (комбинированный)

Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы

Передний мозг, мозжечок, средний мозг, задний мозг, инстинкт, большие и малые полушария головного мозга

53

24.03.

Эндокринная система и ее

роль в регуляции

жизнедея-

тельности.

Ростовые

вещества

растений.

(комбини-

рованный)

Сравнивают

нервную и эндокринную

системы, объясняют их роль

в регуляции

процессов

жизнедеятель-

ности организмов

Эндокринная

система. Её

роль в регуляции процессов

жизнедеятель-

ности. Железы

внутренней

секреции.

Ростовые вещества растений

54

04.04.

К/р

 «Опора. Движение. Регуляция процессов жизнедеятельности»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Раздражимость

Нервная система, особенности строения.

Рефлекс,

инстинкт

Предметные умения: должны уметь применять знания при решении

биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий -

принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию

учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания

в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

Тема 2.8. Размножение (4 ч)

55

07.04.

Размножение и его виды. Бесполое размножение

(формирование новых знаний)

Определяют

роль размно-

жения в жизни

живых организмов.

Выявляют

особенности

бесполого и полового размножения

 

Органы размножения.

Половые клетки. Оплодотворение

Предметные умения: должны уметь описывать процессы опыления

и оплодотворения цветковых растений, процессы вегетативного размножения; выделять отличительные особенности полового и бесполого размножения; отличать оплодотворение от опыления; приводить примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно; называть способы вегетативного размножения; распознавать и описывать способы вегетативного размножения; наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные умения: самоопределение — осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека

56

11.04.

Вегетативное размножение.

П/р № 2 «Веге- тативное

размножение комнатных

растений»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Приводят при-

меры организмов, для которых характерно бесполое

размножение. Описывают

сущность бесполого размножения.

Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы

Спора, отводки, побеговые

черенки, луковица, корневые

черенки, клубень

Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; называть органы вегетативного размножения растений; характеризовать понятие вегетативное размножение; распознавать и описывать способы вегетативного размножения.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические - подводить итог работы, формулировать выводы; коммуникативные - владеть коммуникативными умениями; корректно

вести диалог, участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять практическую работу.

Личностные умения: владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями.

57

14.04.

Половое

размножение растений (комбинированный)

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют

преимущества

полового размножения.

Называют

и описывают

части цветка,

указывают их

значение.

Делают выводы о биологическом значении цветка,

плода и семян

Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как

орган полового

размножения;

соцветия.

Опыление,

двойное оплодотворение.

Образование

плодов и семян

Предметные умения: должны уметь называть значение полового

размножения, органы полового размножения растений; характеризовать понятия: половое размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетки, раздельнополые и обоеполые организмы, гермафродит, партеногенез, оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, семенники, яичники.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отве-

чать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

58

18.04.

Половое размножение животных (комбинированный)

Описывают сущность полового размножения. Объясняют преимущества полового размножения по сравнению с бесполым

Сперматозоид, яйцеклетка, семенники, яичники, гаметы, гермафродиты, раздельнополые, оплодотворение, зигота

Предметные умения: должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота; называть значение полового размножения, органы полового размножения животных, женские и мужские половые клетки; характеризовать понятия: опыление, самоопыление, перекрёстное опыление, насекомоопыляемые и ветро-опыляемые растения, двойное оплодотворение. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение - проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека

Тема 2.9. Рост и развитие (4ч)

59

21.04.

Рост и индивидуальное развитие растений.

 (формирование новых знаний)

Объясняют

особенности

роста и развития растений

Дробление,

гаструла, бластула, жизненный цикл, гаметофит, спорофит. Индивидуальное

развитие, про-

росток, плод,

семя, надземное прорастание, подземное прорастание

Предметные умения: должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; давать определение понятию индивидуальное развитие; распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов, по рисунку стадии развития растения и их последовательность; выделять различия между процессами роста и развития; приводить примеры гибели растений от влияния условий среды, называть условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; наблюдать за ростом и развитием растений.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о цветковых растениях; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение - проявление познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ.

60, 61

25.04.

28.04.

Рост и развитие животных.

(формирование новых знаний)

Объясняют

особенности

развития животных. Сравнивают непрямое и прямое развитие животных организмов. Приводят примеры животных с разным типом постэмбрионального развития

Дробление,

гаструла, бластула, прямое

развитие,

непрямое развитие Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие

Предметные умения: должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; называть этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных; описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: владение правилами поведения в классе

62

05.05.

К/р «Размножение. Рост и развитие» (контроль знаний)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Размножение. Рост и развитие

Предметные умения: должны уметь применять знания при решении биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий — принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

Тема 2.10. Организм как единое целое (2 ч)

63

12.05.

Организм -единое целое (комбинированный)

Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения

и функциями.

Устанавливают взаимосвязь между

работой органов и систем

органов организма

Клетка, ткань, орган, система органов, рост, развитие, размножение, функции органов

Предметные умения: должны уметь описывать сущность взаимосвязи клеток, тканей и органов в организмах.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного

отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды;

проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека

64

16.05.

Итоговая контрольная работа по курсу «Биология. Живой организм» (контроль знаний)

Итоговая тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Биология. Живой организм

Предметные умения: должны уметь применять полученные знания при решении биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - понимание социальных норм; владение правилами поведения в классе, школе

Раздел 3. Организм и среда (3 ч)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (2ч)

65

19.05.

Среда обитания. Факторы среды. (комбинированный)

Приводят примеры факторов неживой природы, их влияния на живые организмы, приспособления организмов к действию экологических факторов

Экология, экологические факторы

Предметные умения: должны уметь давать определение понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы; называть виды экологических факторов; типы взаимоотношений организмов; приводить примеры взаимосвязей живых организмов; характеризовать понятия: симбиоз, хищничество.

 Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - формировать приемы работы с информацией; формулировать проблему, ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности

66

23.05.

Взаимосвязь живых организмов.

Влияние

деятельности человека .(комбиниро-

ванный)

Используют приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных,

ухода за ними

Среда обитания, экология, факторы, абиотические,

биотические,

антропогенные, симбиоз,

хищничество

Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч)

67

26.05.

Природные

сообщества

(формирование новых знаний)

Узнают и различают растения различных

экологических

групп. Анализируют и оценивают последствия деятельности человека

в экосистемах,

влияние собственных поступков на живые организмы

в экосистемах

Природное

сообщество,

биогеоценоз,

экосистема,

потребители,

разрушители,

цепь питания,

сеть питания

Предметные умения: должны знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством, правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер  по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека  виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей; приводить  примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты; называть основные типы природных сообществ;

приводить примеры естественных сообществ; описывать видовой  состав природных сообществ; объяснять, почему растения считаются  основой круговорота веществ.

Метапредметные УУД): познавательные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; стремление к здоровому образу жизни; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

Обобщение и повторение. Резерв (3 ч)

68

30.05.

Обобщение и повторение теме «Строение и свойства живых организмов» 

(контроль и коррекция знаний)

Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов).

Выявляют взаимосвязь между особенностями строения и функциями. Устанавливают взаимосвязь между работой органов и систем органов организма

Питание, пищеварение, дыхание, кровообращение, выделение, обмен

веществ, нервная система, эндокринная система, ткань, орган

Предметные умения: должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; называть типы тканей растений, функции тканей растений и животных, три группы организмов в экосистеме, виды экологических факторов, значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных, значение полового размножения, органы полового размножения растений, животных, женские и мужские половые клетки, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы выделения растений, животных и узнавать их на таблицах; органы и системы органов животных, функции органов и систем, органы

кровеносной системы и узнавать их на рисунках, функции органов кровеносной системы, состав крови, её функции, типы кровеносных систем, органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, роль эндокринных желёз в регуляции жизнедеятельности позвоночных; системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных; системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; ставить и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями

Программный материал будет выполнен за счет сокращения темы «Обобщение и повторение» на 2 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....