КТП по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

Сергеева Виктория Васильевна

Календарно-тематеческое планирование по биологии 7 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_7_bio.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена приказом

директора МБОУ СОШ № 4

№ ___ от ________________

____________ М.В.Кравцова

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по биологии в 7 классе на 2017 – 2018 учебный год.

дата

тема

Виды д-ти, форма работы

Базовые понятия

Планируемые результаты

план

факт

универсальные учебные действия (УУД)

Введение. 2 ч.

1

05.09.

Введение. Мир  живых организмов. (формирование новых знаний)

Проведение инструктажа

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмах.

Выделяют

основные

признаки живых организмов.

Клетка - элементарная

единица живого. Безъядерые и ядерные клетки. Ткани и органы. Вид, популяция, биоценоз, биосфера.

Обмен веществ, питание, выделение, дыхание,

раздражимость. Биология, жизнь,

живой организм

Предметные умения: должны уметь называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; планировать свою деятельность под руководством учителя; отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение - соблюдение социальных норм и правил поведения в классе, школе, дома и др.; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы

2

07.09.

Ч. Дарвин и происхождение видов. (формирование новых знаний)

Находят информацию в учебнике об искусственном и  естественном отборе, борьбе за существование.

Знакомятся с определением систематики.

Наследственная изменчивость, искусственный и  естественный отбор, борьба за существование, конкуренция, вид, популяция, порода, сорт, систематика.

Предметные умения: должны уметь называть уровни организации живых организмов, царства живой природы, основные положения учения Дарвина о естественном отборе.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку, формулирование проблемы; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие — строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды;

проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека

Раздел I. Прокариоты. 2 ч.

3

12.09.

Общая характеристика бактерий.  (формирование новых знаний)

 

Называют

 общие свойства бактерий. Характеризуют формы бактериальных клеток.  Используют Интернет для поиска информации

Прокариоты, Архебактерии, Настоящие бактерии, Оксифотобактерии, микробиология, кокки, сарцины, стафилококки, вибрионы, бациллы, муреин, гетеротрофы, патогенны

Предметные умения: должны уметь давать общую характеристику  бактериям, процессам их жизнедеятельности, отличать бактерии от других организмов и формы бактериальных клеток; характеризовать разнообразие и распространение бактерий, экологическую роль и медицинское значение, методы профилактики инфекционных заболеваний.  

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

4

14.09.

Многообразие и значение бактерий.

(формирование новых знаний)

Входной срез

Называют отличительные особенности  представителей различных подцарств бактерий. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Архебактерии, Настоящие бактерии, Оксифотобактерии, цианобактерии, галобактерии, метанобразующие бактерии, симбионты, разрушители, сапртрофы.

Раздел II. Царство Грибы. 6 ч.

2.1. Общая характеристика грибов. 4 часа.

5

19.09.

Царство Грибы: особенности строения.

(формирование новых знаний)

Называют

основные черты организации грибов, особенности строения грибной клетки, отделы царства Грибы. Участвуют в коллективной

беседе: обмениваются мнениями.

Микология, мицелий, гиф, плодовое тело, спорангии, микориза, отделы Хитридиомикота, Зигомикота, Оомикота, Аскомикота, Базидиомикота.

Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: мицелий, гиф, микориза, плодовое тело, спорангии; называть основные черты организации грибов, особенности строения грибной клетки;  описывать черты организации отделов Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота, группы Несовершенные грибы;  характеризовать роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, применять знания при решении биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; взаимодействие - строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности.

 

6

21.09.

Отделы Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота.

(формирование новых знаний)

Л/р № 1 «Строение плесневого гриба мукора» (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Называют основные черты организации отделов Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота.  

Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Выполняют лабораторную работу. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Объясняют значение биологических знаний в поседневной жизни.

Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, сапротрофы, паразиты.

7

26.09.

Отделы Базидиомикота, Оомикота,  группа Несовершенные грибы:  особенности строения и жизнедеятельности.

(формирование новых знаний)

Называют основные черты организации отделов Базидиоикота, Оомикота, группы Несовершенные грибы.  

Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Объясняют значение биологических знаний в повседневной жизни.

Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

8

28.09.

Р/к «Съедобные и ядовитые  грибы нашей местности»

 (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Участвуют в групповой работе, применяют знания при решении биологических задач; участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями.

Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки

2.2. Группа Лишайники. 2 ч.

9

03.10.

Группа Лишайники.

(формирование новых знаний)

Выделяют особенности строения лишайников. Доказывают, что лишайник симбиотический организм.

Слоевище, накипные, корковые, кустистые, автогетеротрофы

Предметные умения: должны уметь распознавать типы слоевищ лишайников,  описывать особенности строения, жизнедеятельности, распространение, экологическую роль.  

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

10

05.10

Контрольная работа № 2 «Прокариоты. Грибы»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Прокариоты, микробиология, кокки, сарцины, стафилококки, вибрионы, бациллы, муреин, гетеротрофы, патогенны. Микология, мицелий, гиф, плодовое тело, спорангии, микориза, отделы.  

Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (15 ч)

3.1. Общая характеристика растений (1 ч)

11

10.10.

Особенности жизнедеятельности растений и их систематика.

(формирование новых знаний)

Называют отличительные черты растительного организма: фотосинтез, пигменты, клеточная стенка, тургор, фитогормоны. Знакомятся с систематикой Царства Растения.

Низшие, высшие, споровые, семенные, автотрофы, фотосинтез, пигменты, пластиды, фитогормоны, целлюлоза, тургор.

Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: фотосинтез, пластиды, фитогормоны, тургор, целлюлоза; называть основные черты организации  растений; применять полученные знания при  решении биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий — принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

3.2. Низшие растения (2 ч)

12

12.10.

Общая характеристика водорослей. Л/р «Изучение внешнего строения водорослей»

(формирование новых знаний)

Называют основные черты организации водорослей.  

Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Выполняют лабораторную работу.

Водоросли, ризоиды, таллом, хроматофор,спорофит, гаметофит, фитопланктон

Предметные умения: должны уметь описывать черты организации Низших растений;  объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, применять знания при решении биологических задач; описывать особенности жизнедеятельности, распространение, экологическую роль; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

13

17.10.

Значение и многообразие водорослей.

(формирование новых знаний)

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Объясняют значение биологических знаний в повседневной жизни. Характеризуют экологическую роль водорослей, практическое значение.

Водоросли, ризоиды, таллом, хроматофор,спорофит, гаметофит, фитопланктон, багрянки, фитобентос, детрит

3.3. Высшие споровые растения (3 ч)

14

19.10.

Отдел Моховидные.

Л/р «Изучение внешнего строения мха»

(формирование новых знаний)

Называют основные черты организации мхов.

Устанавливают

связь между

строением

и функциями

клеток тканей.

Описывают и сравнивают строение различных групп мхов.

Споровые и семенные  растения,  псилофиты, ризоиды, гаметофит, спорофит, сфагнум, кукушкин лен, печёночники, предросток

Предметные умения: должны уметь описывать черты организации Моховидных, Плауновидных, Хвощевидных, Ппапоротниковидных;  знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; описывать особенности жизнедеятельности, распространение, экологическую роль изученных групп растений.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: смыслообразование - проявление стремления хорошо учиться, сориентированность на качественное получение образования; самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, понимание необходимости защиты окружающей среды.

15

24.10.

Отделы  Плауновидные, Хвощевидные.

(формирование новых знаний)

 

Называют основные черты организации плаунов и хвощей.

Описывают и сравнивают строение различных групп плаунов и хвощей.

Плауны, хвощи, псилофиты, спороносный колосок

16

26.10.

Отдел  Папоротниковидные.

 Л/р «Изучение внешнего строения папоротника».

(формирование новых знаний)

Называют основные черты организации папоротников.

Описывают и сравнивают строение различных групп папоротников.

Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Выполняют лабораторную работу.

Папоротники, спорофит, гаметофит, заросток, микроспоры, мегаспоры

3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (3 ч)

17

07.11.

Отдел Голосеменные.  Л/р «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

(формирование новых знаний)

Называют основные черты организации голосеменных.

Описывают и сравнивают строение различных групп голосеменных.

Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Выполняют лабораторную работу.

Семенные растения, хвойные, трахеиды, кутикула, стробилы, мегаспора, микроспоры, эндосперм, заболонная древесина, ядровая древесина, жизненные формы.

Предметные умения: должны уметь описывать особенности организации  и жизненного цикла голосеменных;  особенности жизнедеятельности, распространение, экологическую роль данной группы растений; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; применять знания при решении биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение- осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека.

18

09.11.

Многообразие и значение  голосеменных.

(формирование новых знаний)

Называют основные классы голосеменных.

Описывают и сравнивают  их строение.

Ориентируются в учебнике по заданиям учителя.

Хвойные, гинкговые, эфедровые, саговниковые

19

14.11.

Р.К. Видовое разнообразие голосеменных Ставропольского края. (комплексное применение знаний, умений, навыков.)

Называют основные классы голосеменных, представленных в Ставропольском крае.

Описывают и сравнивают  их строение.

Выполняют поиск  дополнительной информации. Оформляют результаты экскурсии.

Хвойные, гинкговые, эфедровые, саговниковые

3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 ч)

20

16.11.

Отдел Покрытосеменные. 

Л/р «Изучение строения покрытосеменных растений» (формирование новых знаний)

Дают характеристику цветковых  растений. Сравнивают

представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Выполняют лабораторную работу.

Покрытосеменные (цветковые) растения, двудольные, однодольные, жизненные формы, сосуды, пробка, листопадные, вечнозелёные, триплоидный эндосперм, двойное оплодотворение.

Предметные умения: должны уметь объяснять происхождение растений и основные этапы растительного мира; давать общую характеристику семейств;  особенности  их жизнедеятельности;  особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных; характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, применять знания при решении биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

21

21.11.

Класс Двудольные: особенности растений семейств Крестоцветные, Бобовые, Паслёновые.

(формирование новых знаний)

Дают характеристику семейств крестоцветные, бобовые, пасленовые: особенности строения, особенности жизнедеятельности и многообразие. Сравнивают

представителей разных семейств, делают выводы на основе сравнения. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя.

22

23.11.

Класс Двудольные: особенности растений семейств Розоцветные, Сложноцветные, Зонтичные.

(формирование новых знаний)

Дают характеристику семейств  розоцветные, сложноцветные, зонтичные: особенности строения, особенности жизнедеятельности и многообразие. Сравнивают

представителей разных семейств, делают выводы на основе сравнения. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя.

23

28.11.

Класс Однодольные: особенности растений семейства Злаковые,  семейства Лилейные. (формирование новых знаний)

Дают характеристику семейств злаковые и лилейные: особенности строения, особенности жизнедеятельности и многообразие. Сравнивают

представителей разных семейств, делают выводы на основе сравнения. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя.

24

30.11.

Л/р «Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения». (комплексное применение знаний, умений, навыков.)

Устанавливают причинно-

следственные

связи. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Объясняют значение биологических знаний в повседневной жизни.

Выполняют лабораторную работу.

Покрытосеменные (цветковые) растения, двудольные, однодольные, жизненные формы, сосуды, пробка, листопадные, вечнозелёные, триплоидный эндосперм, двойное оплодотворение.

Предметные умения: должны уметь описывать черты организации Цветковых растений;  знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

25

05.12.

Контрольная работа  № 3 «Царство растения»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Водоросли, ризоиды, таллом, хроматофор, спорофит, гаметофит, фитопланктон

Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей.

IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (43 ч)

4.1. Общая характеристика животных (1 ч)

26

07.12.

Общая харак теристика

царства Животные. (формирование новых знаний)

Называют отличительные черты животного  организма: гетеротрофное питание, ограниченный рост, системы органов, симметрия. Знакомятся с систематикой Царства Животные.

Зоология, лучевая и двусторонняя симметрия, ограниченный рост, системы органов.

Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: зоология,  гетеротрофное питание, ограниченный рост, системы органов; объяснять структуру зоологической науки, основные этапы еѐ развития, систематические категории; называть основные черты организации  животных; находить сходство и различия между растительным и животным организмами применять полученные знания при  решении биологических задач.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий — принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч)

27

12.12.

Особенности организации  одноклеточных.

Л/р «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки».

(формирование новых знаний)

Называют признаки одноклеточного организма, основные систематические группы одноклеточных и их представителей. Выполняют лабораторнуюработу.

Простейшие, псевдоподии, жгутики, реснички, сократительная вакуоль, фототаксис, фаго- и пиноцитоз, порошица, циста

Предметные умения: должны уметь описывать признаки одноклеточного организма; особенности жизнедеятельности, распространение, экологическую роль простейших; раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека; знать основные систематические группы одноклеточных и их представителей; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять и применять  значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

28

14.12.

Разнообразие простейших, их значение в природе и жизни человека. (формирование новых знаний)

Дают характеристику классам простейших: особенности строения и жизнедеятельности. Объясняют значение одноклеточных животных в экологических системах.   Называют паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.  Сравнивают

представителей разных классов, делают выводы на основе сравнения. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя.

Саркодовые, споровики,инфузории, миксотрофные организмы, макронуклеус, микронуклеус

4.3. Подцарство Многоклеточные (40 ч)

29

19.12.

Общая характеристика

многоклеточ ных животных. Губки.  (формирование новых знаний)

Называют основные черты организации многоклеточныхживотных.

Описывают  строение губок,  как примитивных многоклеточных животные.

Ориентируются в учебнике по заданиям учителя.  

Фагоцителла, беспозвоночные, хордовые, эктодерма, энтодерма, мезодерма, устье, мезоглея, регенерация.

Предметные умения: должны уметь описывать основные черты организации многоклеточных животных, губок;  делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

30

21.12.

Особенности организации кишечнопо

лостных. (формирование новых знаний)

Характеризуют

Особенности строения и

Процессов жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных;

выявляют черты сходства

кишечнополостных с одноклеточными

животными, их основные отличия.

Кишечнополостные, базальная мембрана, диффузная нервная система, стрекательные клетки, почкование, гидромедузы

Предметные умения: должны уметь давать общую характеристику типа Кишечнополостные; определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; знать особенности строения и жизнедеятельности

кишечнополостных; их разнообразие; понятие «рефлекс»; процесс образования коралловых рифов. работать с фиксированными (влажными) препаратами; объяснять взаимосвязь строения, образа жизни со средой обитания животных; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

31

26.12.

Многообразие и распространение

кишечнополо стных. (формирование новых знаний)

Приводят примеры

представителей

классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации; характеризуют

особенности организации и жизнедеятельности представителей разных классов кишечнополостных;

— отмечают  роль

кишечнополостных в биоценозах и их значение для

Человека.

Гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы

32

28.12.

Особенности организации плоских червей.

Ресничные черви. (формирование новых знаний)

Характеризуют тип

Плоские черви; анализируют

систематику типа;

характеризуют

представителей класса

Ресничные черви;

приводят примеры

представителей класса и отмечают  их значение в биоценозе.

Кожно-мускульный мешок, гермафродиты, присоски, основной и промежуточный хозяин

Предметные умения: должны давать общую характеристику типа Плоские черви; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными (влажными) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;   соблюдать меры  профилактики паразитарных заболеваний.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

33

09.01.

Паразитические плоские черви. Л/р «Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня».

(формирование новых знаний)

Характеризуют представителей

классов Ленточные

черви, Сосальщики;

 распознают черты

приспособленности

к паразитизму в организации

животных;  приобретают

представления о

паразитизме как о форме

взаимоотношений организмов и о жизненном цикле паразитов; зарисовывают в

тетради жизненные циклы ленточных червей-паразитов

человека и животных,

сосальщиков (на примере

печеночного сосальщика),

выделяя стадии развития, опасные для заражения

человека.

основной и промежуточный хозяин, присоски, шипы, крючья, циста, финна

34

11.01.

Особенности организации круглых червей.

Л/р

«Жизненный цикл человеческой аскариды»

(формирование новых знаний)

Дают  общую характеристику

типа Круглые черви; зарисовывают цикл развития аскариды;  характеризуют

стадии развития, опасные для заражения человека; объясняют меры профилактики аскаридоза;

приводят примеры

свободноживущих круглых червей и характеризуют их

роль в биоценозах.

Нематоды, полость тела, половой диморфизм, аскарида, острица

Предметные умения: должны знать общую  характеристику типа Круглые черви;  уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными (влажными) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; соблюдать меры  профилактики паразитарных заболеваний.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

35

16.01.

Особенности организации кольчатых червей. Л/р «Внешнее строение

дождевого червя»

(формирование новых знаний)

Дают общую

Характеристику типа Кольчатые черви; отмечают

Прогрессивные черты организации кольчатых червей; проводят

Сравнительный анализ организации плоских и

кольчатых червей;

оценивают значение

возникновения

вторичной полости тела — целома. Выполняют

лабораторную работу.

Кольчатые черви, метанефридии, сегменты, кровеносная система, брюшная нервная  цепочка.

Предметные умения: должны знать общую  характеристику типа Кольчатые  черви;  уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными (влажными) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

36

18.01.

Многообразие кольчатых

червей. Малощетинко-

вые и многощетинко вые  черви, пиявки.

(формирование новых знаний)

Характеризуют систематику

кольчатых червей; распознают

характерные черты

многощетинковых червей;  объясняют значение кольчатых червей в биоценозах.

Многощетинковые, малощетинковые, пиявки, гирудин

37

23.11.

Контрольная работа  № 4 «Черви»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

38

25.11.

Особенности организации моллюсков.

(формирование новых знаний)

Дают общую характеристику

типа Моллюски; отмечают

прогрессивные черты  их организации; проводят

сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков.

Моллюски, мантия, раковина, мантийная полость, жабры, терка

Предметные умения: должны знать общую  характеристику типа Моллюски;  уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с живыми и фиксированными (влажными) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

39

30.11.

Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

(формирование новых знаний)

Характеризуют систематику

моллюсков; распознают

характерные черты брюхоногих моллюсков; объясняют значение

моллюсков в биоценозах и для

человека.

Брюхоногие, головоногие, двустворчатые, щупальца, воронка, чернильная железа

40

01.02.

Общая характеристика членистоногих. Класс

Ракообразные. Л/р «Внешнее

строение и многообразие

членистоногих».

(формирование новых знаний)

Дают общую характеристику

типа Членистоногие;

отмечают прогрессивные

черты  их организации;

выполняют лабораторную работу.

Членистоногие, ракообразные, паукообразные, насекомые,  усики, ходильные ноги, антеннулы, головогрудь, хитин, фасеточные глаза, зеленые железы

Предметные умения: должны знать общую  характеристику типа Членистоногие, класса Ракообразные;  уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с живыми и фиксированными (коллекции) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе.  

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

41

13.02.

Многообразие ракообразных, их значение

в природе.

(формирование новых знаний)

Дают общую характеристику

класса Ракообразные;  характеризуют систематику

ракообразных, их разнообразие; распознают

представителей низших и высших ракообразных;

приводят примеры низших и высших ракообразных;

оценивают значение

ракообразных в природе.

Низшие, высшие раки

42

15.02.

Класс Пауко образные:

особенности строения

и жизнедеятельности.

(формирование новых знаний)

Дают общую характеристику

класса Паукообразные;

 анализируют особенности

организации паука- крестовика;  характеризуют

разнообразие паукообразных.

Хелицеры, педипальпы, легочные мешки, внеполостное пищеварение

Предметные умения: должны знать общую  характеристику класса Паукообразные;  уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому классу; работать с живыми и фиксированными (коллекции) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе.  

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

43

20.02.

Многообразие паукообразных, их значение

в природе.

(формирование новых знаний)

Дают  общую характеристику

класса Паукообразные;

характеризуют разнообразие

паукообразных;  распознают

представителей класса— пауков, клещей, скорпионов;

оценивают экологическую роль паукообразных и их медицинское значение.

Пауки, скорпионы, клещи

44

22.02.

Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятель ности.

(формирование новых знаний)

Дают общую характеристику

насекомых; анализируют особенности строения;

отмечают прогрессивные

черты  их организации.

Насекомые, рудименты, крылья, надкрылья, гемолимфа, дыхальца, трахеи, мальпигиевы сосуды

Предметные умения: должны знать общую  характеристику класса Насекомые;  уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому классу; работать с живыми и фиксированными (коллекции) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе.  

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

 

45

27.02.

Размножение и развитие

насекомых.

(формирование новых знаний)

Различают типы развития насекомых.

Прямое, непрямое,  личинка, имаго, полиморфизм

46

01.03.

Многообразие насекомых, их значение в

природе и жизни человека.

(формирование новых знаний)

Характеризуют систематику

насекомых, их разнообразие;

сравнивают представителей

разных отрядов насекомых;

распознают представителей

основных отрядов насекомых;

 приводят примеры

представителей различных отрядов насекомых;

оценивают роль насекомых в

природе и значение для человека.

Прямокрылые, двукрылые, жуки, перепончатокрылые, чешуекрылые, равнокрылые

47

06.03.

Контрольная работа  № 5  «Членистоногие»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

48

13.03.

Особенности строения и

жизнедеятель ности иглокожих, их многообразие

и значение в природе.

(формирование новых знаний)

Дают  общую характеристику

типа Иглокожие;  характеризуют основные группы иглокожих; приводят примеры иглокожих

основных групп;  анализируют значение иглокожих в биоценозах. 

Иглокожие, амбулакральная система, морские ежи, морские звезды, голотурии

Предметные умения: должны знать общую  характеристику типа Иглокожие;  уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому классу; работать с живыми и фиксированными (коллекции) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе.  

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

49

15.03.

Особенности организации хордовых.

Бесчерепные животные.

(формирование новых знаний)

Дают общую характеристику

хордовых на примере ланцетника; описывают

систематику хордовых, давая

оценку главным направлениям развития этой

группы; рисуют схему строения ланцетника.

Хордовые, бесчерепные, ланцетник, оболочники

Предметные умения: должны знать современные представления о возникновении хордовых животных; общую характеристику типа Хордовые;  основные направления эволюции хордовых; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными препаратами (микропрепаратами);  объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;  понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для

экологических систем.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

50

20.03.

Подтип Позво ночные. Рыбы. Л/р  «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их об разом жизни»

(формирование новых знаний)

Дают  общую характеристику

типа Хордовые подтипа Позвоночные на примере

представителей надкласса Рыбы; отмечают

прогрессивные черты организации рыб,

сопровождавшие их возникновение; проводят

сравнительный анализ организации ланцетника и рыб; характеризую

систематику, многообразие и

происхождение рыб; выполняют лабораторную

работу.

Рыбы, хрящевые,  костные, чешую, плавники, сегментированные мышцы, боковая линия, плавательный пузырь

Предметные умения: должны знать основные направления эволюции хордовых; общую характеристику надкласса Рыбы;   уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными препаратами (микропрепаратами);  объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;  понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем; знать животных, занесенных в Красную книгу, способствовать сохранению их численности и мест обитания.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

51

22.03.

Многообразие рыб.

Экологическое и хозяйственное значение рыб.

(формирование новых знаний)

Характеризуют систематику,

многообразие и происхождение рыб;  описывают строение и

особенности жизнедеятельности хрящевых рыб; характеризуют многообразие костных рыб (хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие, лучеперые), приспособительные особенности к среде обитания;

 оценивают экологическое и

хозяйственное значение рыб.

Хрящевые, костные, акулы, скаты, хрящекостные, двоякодышащие, кистепёрые

52

03.04.

Общая харак теристика

Земноводных.

Л/р «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни»

(формирование новых знаний)

Дают общую характеристику

класса Земноводные на примере лягушки; отмечают

прогрессивные черты организации земноводных, сопровождавшие их

возникновение; описывают

строение и особенности

жизнедеятельности амфибий; выполняют лабораторную

работу.

Амфибии, стегоцефалы, третье веко, барабанная перепонка

Предметные умения: должны знать основные направления эволюции хордовых; общую характеристику класса Земноводные;   уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными препаратами (микропрепаратами);  объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;  понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем; знать животных, занесенных в Красную книгу, способствовать сохранению их численности и

мест обитания.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

53

05.04.

Размножение и развитие

земноводных, их

многообразие и значение в природе.

(формирование новых знаний)

Описывают особенности

размножения и развития амфибий;  характеризуют

многообразие земноводных и их приспособительные особенности к

околоводной среде обитания; оценивают экологическое и

хозяйственное значение амфибий.

Яичники, семенники, наружное оплодотворение, метаморфоз

54

10.04.

Общая харак теристика

пресмыкаю щихся как

первично-на земных животных.

(формирование новых знаний)

Дают общую характеристику

класса Пресмыкащиеся на примере ящерицы;

отмечают прогрессивные

черты организации

премыкающихся и

земноводных,

сопровождавшие их возникновение; проводят

сравнительный анализ организации амфибий и

рептилий.

Пресмыкающиеся, роговые щитки, грудная клетка

Предметные умения: должны знать основные направления эволюции хордовых; общую характеристику класса Пресмыкающиеся;   уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными препаратами (микропрепаратами);  объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;  понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем; знать животных, занесенных в Красную книгу, способствовать сохранению их численности и

мест обитания.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

55

12.04.

Многообразие пресмыкаю щихся, их про исхождение.

(формирование новых знаний)

Характеризуют систематику

пресмыкающихся и их происхождение; многообразие

пресмыкающихся

(чешуйчатые, змеи, ящерицы,

Хамелеоны, крокодилы, черепахи) и их приспособительные особенности; оценивают

экологическое и

хозяйственное значение рептилий; составляют

краткий конспект урока.

чешуйчатые, змеи, ящерицы,

хамелеоны),

крокодилы, черепахи

56

19.04.

Контрольная работа  № 6 «Земноводные.Пресмыкающиеся»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

57

24.04.

Класс Птицы: особенности строения, жизнедеятель ности. Л/р «Особенности

внешнего

строения птиц,

связанные с их образом жизни».

(формирование новых знаний)

Дают общую характеристику

класса Птицы; отмечают

прогрессивные черты организации группы,

сопровождавшие их

возникновение; проводят

сравнительный анализ организации рептилий и птиц;

отмечают черты приспособленности птиц к полету; описывают

строение птиц и особенности их жизнедеятельности;

характеризуют происхождение птиц и их связь с первоптицами;

выполняют лабораторную

работу.

Птицы, копчиковая железа, клюв, цевка, перья, киль, воздушные мешки

Предметные умения: должны знать основные направления эволюции хордовых; общую характеристику класса Птицы;   уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с живыми объектами и фиксированными препаратами (коллекции, чучела);  объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;  понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем; знать животных, занесенных в Красную книгу, способствовать сохранению их численности и мест обитания.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

58

26.04.

Многообразие птиц:

килегрудые,

бескилевые,  плавающие.

(формирование новых знаний)

Характеризуют систематику и

многообразие птиц; называют

основные отряды и экологические группы птиц;

оценивают экологическое и

хозяйственное значение птиц.

Килегрудые,

бескилевые,  плавающие птицы, выводковые, птенцовые

59

03.05.

Особенности организации и экологическая

дифференци ровка

летающих птиц.

(формирование новых знаний)

Характеризуют многообразие

представителей класса;

называют экологические

группы птиц; оценивают

экологическое и хозяйственное значение птиц;

готовят презентации.

Птицы степей и пустынь, побережий водоёмов, болот, дневные, ночные хищники, птицы леса

60

08.05.

Значение птиц в природе

и жизни человека. Охрана и привлечение птиц.

(формирование новых знаний)

Характеризуют многообразие

представителей класса; называют основные отряды и экологические группы птиц;

оценивать экологическое и

хозяйственное значение птиц.

61

10.05.

Структурно-функциональ ные особеннос ти организации млекопитаю-

щих. Л/р «Изучение строения млекопитающих»

(формирование новых знаний)

Характеризуют

класс

Млекопитающие;

отмечают

прогрессивные

черты организации

млекопитающих,

сопровождавшие их возникновение;

проводят

сравнительный

анализ организации

рептилий и

млекопитающих;

описывают

строение и

особенности

жизнедеятель-ности

млекопитающих;

выполняют

лабораторную

работу. 

Млекопитающие, волосяной покров, вибрисы, диафрагма, наружный слуховой проход, ушная раковина

Предметные умения: должны знать основные направления эволюции хордовых; общую характеристику класса Млекопитающие;  уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому классу; работать с живыми объектами и фиксированными препаратами (коллекции, чучела);  объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;  понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем; знать животных, занесенных в Красную книгу, способствовать сохранению их численности и мест обитания, характеризовать хозяйственное значение.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

62, 63

15.05.

17.05.

Многообразие млекопитаю щих.

Значение млекопитаю щих в природе и хозяйственной деятельности человека. Л/р «Распознава ние животных своей местнос

ти, определе ние их систе-

матического положения

и значения в жизни чело-

века».

(формирование новых знаний)

Характеризуют многообразие

млекопитающих; описывают

основные отряды

млекопитающих (Насекомоядные, Грызуны,

Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные,

Непарнокопытные,

Парнокопытные, Приматы);

Приводят примеры

Представителей разных групп

млекопитающих, а также их

приспособительные особенности; оценивают

экологическое и

народнохозяйственное значение; объясняют

необходимость охраны ценных млекопитающих и

регуляции численности

млекопитающих, наносящих вред человеку.

Насекомоядные,

Грызуны,

Зайцеобразные,

Хищные, Ластоногие, Китообразные,

Непарнокопытные,

Парнокопытные,

Приматы

64

22.05.

Обобщение по теме  «Птицы. Млекопитающие»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно.

Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

65

24.05.

Итоговая контрольная работа № 8

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей

V. ВИРУСЫ  (1 час)

66

29.05.

Общая

характеристика

вирусов.

 (формирование новых знаний)

Дают общую характеристику

вирусов и бактериофагов;

запоминают историю открытия вирусов, гипотезы

возникновения вирусов; приводят примеры вирусов,

вызывающих инфекционные

заболевания у человека и

животных; объясняют

необходимость и меры профилактики вирусных

инфекций; составляют

краткий конспект урока.

Вирусы, бактерифаг, капсид, вирусология, геном, иммунодефицит

 Предметные умения: должны знать общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;  пути проникновения вирусов в  организм; этапы  взаимодействия вируса и клетки; объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток; выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

Программный материал будет выполнен за счет сокращения темы «Повторение» на 4 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....