КТП по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

Сергеева Виктория Васильевна

Календарно-тематеческое планирование по биологии 8 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_8_bio.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена приказом

директора МБОУ СОШ № 4

№ ___ от ________________

____________ М.В.Кравцова

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по биологии в 8 классе на 2017 – 2018 учебный год.

№№

п/п

Дата

Раздел,

тема урока

Элементы содержания

Элементы дополнительного содержания

по плану

по факту

Тема I: «Место человека в системе органического мира. Происхождение человека». 2 часа.

1

05.09.

Место человека в системе органического мира.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Инструктаж по ТБ

2

07.09.

Эволюция человека. Расы человека.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Тема II: «Краткая история развития знаний  о строении и функциях организма человека». 1 час.

3

12.09.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Биологическая природа и социальная сущность человека.  Природная среда,  социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке. Методы изучения организма человека.  Значение и использование в жизни.

Демонстрация портретов великих анатомов и физиологов.

Входной срез.

Тема III: «Общий обзор строения и функций организма человека». 3  часа.

4

14.09.

Клеточное строение организма.  

Клеточное строение организма. Строение и процессы жизнедеятельности организма.  Рост и развитие. Возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

5

19.09.

Ткани. Органы.

Ткани животных и человека. Нейрон.  Межклеточное вещество.

Л.Р. № 1 «Изучение микроскопического строения тканей».

6

21.09.

Системы органов.

Строение и процессы жизнедеятельности  организма человека.

Л.Р.  № 2 Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема IV: Координация и регуляция. 13 часов.

7

26.09.

Гуморальная регуляция.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Их строение, функции.

8

28.09.

Роль гормонов в обменных процессах организма человека.  

Гормоны. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желёз. Регуляция деятельности желёз. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

9

03.10.

Строение и значение нервной системы.

Нервная регуляция. Значение и классификация нервной системы. Отделы нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы.  Рефлекс, рефлекторная дуга, виды нейронов, синапс, рецепторы. Нервная регуляция.

10

05.10.

Строение и функции спинного мозга.

Спинной мозг, строение и функции. Место спинного мозга в организме человека, форма, длина и масса; внешнее и внутреннее строение. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы, их предупреждение.

Л.Р.№ 3 «Строение спинного мозга»

11

10.10.

Строение и функции головного мозга.

Головной  мозг, строение и функции. Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга, доли. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Нарушения деятельности нервной системы, их предупреждение.

Л.Р. № 4 «Изучение строения головного мозга человека»

(по муляжам)

12, 13

12.10.

17.10.

Полушария большого мозга.

Особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий.

14

19.10.

Соматическая и вегетативная нервная система.

Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нарушения деятельности нервной системы, их предупреждение.

15

24.10.

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Роль анализаторов между организмом и внешней средой. Что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира. Гигиена органов зрения.

Л.Р. № 5 «Изучение изменения размера зрачка»

16

26.10.

Анализаторы слуха и равновесия.

17

07.11.

Осязание. Обоняние. Вкус.

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Гигиена органов чувств.

18

09.11.

Взаимодействие анализаторов.

Органы осязания, вкуса, обоняния. Локализация в организме. Гигиена органов чувств.

19

14.11.

Зачет «Координация и регуляция. Анализаторы». Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

Тема V: Опора и движение. 7 часов.

20

16.11.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. Отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Форма,  строение, состав  костей. Суставы, их виды и строение. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей.  

Л.Р.  № 6 «Изучение внешнего строения костей».

21

21.11.

Скелет головы и скелет туловища.

Скелет головы. Отделы черепа. Скелет туловища. Позвоночник, его отделы.  Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.  Особенности скелета, связанные с развитием мозга и  речи.

22

23.11.

Скелет конечностей.

Скелет поясов. Свободные конечности.

23

28.11.

Мышцы.

Работа мышц.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.

Л.Р. № 7 «Выявление влияния статической  и динамической работы  на утомление мышц».

24

30.11.

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Роль нервной системы в согласованной работе мышц и скелета. Основные условия развития опорно-двигательного аппарата.

25

05.12.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Укрепление здоровья. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы. Профилактика заболеваний и травматизма.  Виды травм. Приемы оказания первой  помощи.

Л.Р.№ 8  Измерение массы и роста своего организма.

26

07.12.

Зачет «Опора и движение».

Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

Тема VI: «Внутренняя среда организма. 5 часа.

27

12.12.

Внутренняя среда организма, её значение.

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Лимфа.

28

14.12.

Кровь.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.

Значение  постоянства внутренней среды организма.

Состав, строение, продолжительность жизни, место образования и значение плазмы и форменных элементов крови.

Л.Р.  № 9 «Изучение микроскопического строения крови».

29

19.12.

Иммунитет.

Что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотка и вакцина, предупредительные прививки, аллергия, группы крови, их отличительные признаки. Антигены, антитела. Клеточный, гуморальный иммунитет.

30

21.12.

Тканевая совместимость.

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. Профилактика ВИЧ – инфекции и заболевания СПИДом.

Тема VII: Транспорт веществ. 5 часов.

31

26.12.

Органы кровообращения

Строение  кровеносных сосудов: артерии, вены, каппиляры. Функции.

32

28.12.

Сердце, его строение и регуляция деятельности.

Сердце, его строение и регуляция деятельности.  Причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности  регуляции работы сердца: автоматизм, нервную и гуморальную регуляции.

33

09.01.

Работа сердца.

Причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности  регуляции работы сердца: автоматизм, нервная и гуморальная регуляции. Артериальное давление, пульс.

П.Р. № 2 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

34

11.01.

Движение крови по сосудам. Лимфообращение.  

Причины движения крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление.  Лимфатическая система и движение лимфы. Функции лимфатических узлов. Связь кровеносной и лимфатической систем.

П.Р. № 1«Измерение кровяного давления»

35

16.01.

Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение.

Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Приемы оказания первой помощи. Вредные привычки, их влияние на организм; роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики  сердечно – сосудистых заболеваний. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

 П.Р. № 3 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений».

Тема VIII: «Дыхание». 4 часов.

36

18.01.

Органы дыхания.

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания.

Сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и  функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок.

37

23.01.

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция.

Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания.

особенности строения легких; механизм газообмена в легких и тканях; понятие о жизненной емкости легких; сущность дыхательных движений, регуляцию вдоха и выдоха.

Определения понятий «альвеола», «жизненная емкость легких"

П.Р. № 4 «Определение частоты дыхания».

38

25.01.

Заболевания органов дыхания, их предупреждения.

Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний.

Возможные заболевания и нарушения органов дыхания, причины возникновения и профилактику заболеваний дыхательной системы; гигиенические требования к воздушной среде; правила дыхания.

39

30.01.

Зачет «Внутренняя среда. Транспорт веществ. Дыхание».

Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

Тема  IX: «Пищеварение».  7 часов.

40

01.02.

Пищевые продукты и питательные вещества.

 

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение.

41

13.02.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

Пищеварение. Этапы процессов пищеварения.  Строение и функции пищеварительной системы. Строение и функции органов пищеварения.

42

15.02.

Пищеварение в ротовой полости.

Процесс пищеварения в ротовой полости; строение и функции языка, зубов, слюнных желез. Пищеварительные железы. Роль ферментов.

43, 44

20.02.

22.02.

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Особенности строения желудка, процессы происходящие в нем; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени пищеварении. Особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке. Строение и функции тонкой и толстой кишки.

45, 46

27.02.

01.03.

Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.

Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания. Определение норм питания.  Значение кулинарной обработки пищи;  режим питания; меры по предупреждению желудочно-кишечных  и глистных заболеваний; первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях.

П.Р. № 5 «Определение норм рационального питания»

Тема X: «Обмен веществ и энергии». 4 часа.

47

06.03.

Пластический и энергетический обмен.  

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене в-в.

48

13.03.

Витамины.

Значение витаминов, их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; приоритет  общественной науки в открытии витаминов. Основные витамины.  Болезни, вызываемые недостатком или избытком витаминов. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

49

15.03.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.  

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

50

20.03.

Зачёт «Пищеварительная система. Обмен веществ» Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

Тема XI: «Выделение». 2  часа.

51

22.03.

Строение и работа почек.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме человека; строение нефрона; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.

52

03.04.

Заболевания почек, их профилактика.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения. Заболевания почек. Фактор риска – переохлаждение. О влиянии заболеваний почек на здоровье человека; роль питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

Тема XII: «Покровы тела». 4 часа.

53

05.04.

Строение и функции кожи.  

Строение и функции кожи.  Уход за кожей.

54

10.04.

Роль кожи в терморегуляции.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке. Физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях. Условия сохранения постоянной температуры тела человека. Причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи.

55

12.04.

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

П. Р.  № 6  «Оказание первой помощи при травмах кожи».

56

19.04.

Зачёт «Выделение. Кожа».

Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

Тема XIII: «Размножение и развитие». 4 часа.

57

24.04.

Половая система человека. Половые клетки.

Система органов размножения; строение и гигиена.  Преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции  половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма; Черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих  животных и плода человека.

58

26.04

Внутриутробное развитие организма.

Внутриутробное развитие,  оплодотворение, роды, лактация. Развитие зародыша   и плода в матке; гигиенические требования к режиму будущей матери.

59

03.05.

Развитие человека и возрастные процессы.

Особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.

60

08.05

Наследственные и врождённые заболевания.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем.

Тема XV: «Высшая нервная деятельность». 8 часов.

61

10.05.

Рефлекс – основа нервной деятельности.  

Торможение, его виды и значение.

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды  рефлексов.  Их биологическое значение.

Формы поведения,  суть рефлекторной теории поведения. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. ВНД, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека. Заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности. Физиологическая природа различных видов торможения, взаимосвязь процессов возбуждения и торможения, характерные признаки безусловного и условного торможения.

62

15.05.

Биологические ритмы. Сон. Сознание, речь, мышление.

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Расстройства, возникающие у человека лишенного сна; фазы сна и их характеристики. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека, уровни сознания.  Речь – средство общения и самоорганизации поведения человека. Функциональная асимметрия мозга. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление, его особенности, развитие.

63

17.05.

Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье»

Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

64

22.05.

Познавательные процессы и интеллект. Память.

Осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.  Память. Физиологические основы памяти.  Виды памяти, приёмы запоминания. Интеллект, его  характерные черты и категории. Способности – психические особенности личности.

65

24.05.

Типы нервной деятельности. Эмоции и темперамент.

Индивидуальные особенности личности человека: способности, темперамент, характер. Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характерные особенности. Формирование характера в процессе жизни. Эмоции, их физиологические основы. Характер и межличностные отношения. Воля, внимание. Утомление, его преодоление. Гигиена умственного труда. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности. Режим дня. Факторы риска: стрессы, переутомления.            

66

29.05.

Здоровье и влияющие на него факторы.

Определение здоровья индивидуального и общественного. Показатели и функции здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска для здоровья. Основная задача доврачебной помощи. Здоровый образ жизни – основа полноценного здоровья человека. Санитарно- гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.

     Программный материал будет выполнен за счет сокращения темы «Повторение» на  4 часа.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

Рабочая программа по биологии  составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Настоящая программа предусматривает  изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется  волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг  к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

  Задачи:

  • Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
  • Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
  • Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
  • Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
  • Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

Структура курса складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека.

        Согласно действующему Базисному учебному плану школы на преподавание биологии в 8 классе отводится 2 учебных часа в неделю. C  учетом  этого  составлено  календарно- тематическое  планирование  на   70  часов,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся  и  реализацию  национально - регионального  компонента.  Курс предусматривает  9 лабораторных и 6 практических работ.

Календарно - тематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  средней  школы.                     

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

Для учащихся:

Н.И.Сонин  Биология. Человек.  8 класс: учебник для общеобразовательных  учебн. заведений. –М.: Дрофа, 2009 г.

Н.И.Сонин «Биология. Человек. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.

Для  учителя:

  1. Поурочное планирование по биологии. 8 класс к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». Методическое пособие /М.В.Высоцкая: Учитель, 2010.

В результате изучения предмета

учащиеся должны знать:

  • место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
  • основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
  • науки, изучающие организм человека;
  • особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
  • нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
  • внутреннюю среду организма, иммунитет;
  • обмен веществ и энергии;
  • развитие организма человека;
  • вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
  • оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Количество  часов  распределено  следующим  образом:

№ п/п

          Название раздела

     Количество часов

 По программе

 По КТП

1

Место человека в системе органического мира.

2

1

2

Происхождение человека

2

1

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

1

4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

3

5

Координация и регуляция

10

13

6

Опора и движение

8

8

7

Внутренняя среда организма

3

4

8

Транспорт веществ

4

6

9

Дыхание

5

4

10

Пищеварение

5

6

11

Обмен веществ и энергии

3

4

12

Выделение

2

2

13

Покровы тела

4

4

14

Размножение и развитие

4

4

15

Высшая нервная деятельность

5

6

Резервное время

8

2

Итого

70

70

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ

1. Место человека в системе органического мира.  1 ч

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

2. Происхождение человека. 1 ч

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

3. Краткая история развития знаний  о строении и функциях организма человека. 1 ч

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

4.Общий обзор строения и функций  организма человека. 3 ч

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

5. Координация и регуляция. 13 ч

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция

-Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

6. Опора и движение. 8 ч

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости.  Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

7. Внутренняя среда организма.  4 ч

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

 8. Транспорт веществ. 6 ч

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

9. Дыхание. 4 ч

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

10. Пищеварение. 6 ч

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов  пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

11. Обмен веществ и энергии. 4 ч

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен,  их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение. 2 ч

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

13. Покровы тела. 4 ч

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

14. Размножение и развитие. 4 ч

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15. Высшая нервная деятельность. 6 ч

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.

Виды и формы контроля:

Проводится выработанных знаний, умений и навыков: итоговый (тестирование,  проверочная работа, семинар). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного или письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением зачета или  семинарского занятия.

Выполнение программного материала:  программа курса биологии рассчитана на 70 часов.

Инструктаж по ТБ проводится 1 раз в начале  четверти.

Рассмотрено на заседании                                                                                                                                                    Согласовано                                                                            

учителей МО «Естествознание»                                                                                                                                           зам. директора по УВР                                                                            

и рекомендовано к утверждению                                                                                                                                          ___________ А.А.Фоменко                                                                            

протокол № ____ от «___» ___________ 2016 г.                                                                                                                 «___» ______________ 2016 г.

Рук. МО ______________ Л.Е.Пуля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....