Рабочая программа учебного предмета «Биология» на ступень среднего общего образования базовый уровень (10-11 класс)
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему

Богданов Сергей Станиславович

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы  под руководством В.В. Пасечника (Биология. 5 - 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. И. Пасечника /  авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа,2010. – 92, [4] c.) и примерной программы по биологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10-11_klass_baza.docx121.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Биология»

на ступень среднего общего образования

базовый уровень

(10-11 класс)

Учитель: Богданов Сергей Станиславович,

первая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы  под руководством В.В. Пасечника (Биология. 5 - 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. И. Пасечника /  авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа,2010. – 92, [4] c.) и примерной программы по биологии составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2007.  

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии (базовый уровень):

освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

 овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

 воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа по биологии в старшем звене предусматривает обучение биологии (базовый уровень) в объеме 68 часов,  в 10 классе 34 часа, что соответствует 1 часу в неделю и в 11 классе 34 часа также 1 час в неделю соответственно.

В соответствии  с постановлением  правительства РФ от 27 августа 2014 года № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году»  и на основании календарного учебного графика МОУСОШ № 2 г. Алексеевки Белгородской области на 2014-2015 учебный год (приказ №     от « »   2014 года) в рабочей программе  по биологии изменяются плановые сроки прохождения программного материала. 

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой. Нумерация лабораторных работ, в виду специфики курса, дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться выборочно.  

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:

10 класс

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от примерной программы:

- уменьшено количество часов на раздел «Биология как наука. Методы научного познания наука» на 2 часа, это связано с тем, материал данного раздела более подробно рассматривается в 8 – 9 классах.

- увеличено количество часов на раздел «Клетка» - 3 часа, за счет раздела  «Биология как наука. Методы научного познания» (2 часа) и резервного времени (1 часа). Это связано с тем, что материал раздела «Клетка» сложный, многие темы, такие как, «Биосинтез белка», «Энергетический обмен»  для нормального понимания учащимися требуют подробного рассмотрения.

Количество часов на раздел «Организм» осталось без изменений.

Учебно-тематический план

п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов по программе  Пасечника

Кол-во часов по рабочей программе

1

Биология как наука. Методы научного познания.

4

2

2

Клетка

10

13

3

Организм

19

19

4

Резерв

2

-

5

итого

35

34

11 класс

- темы «История эволюционных идей, «Современное эволюционное учение», «Происхождение жизни на Земле»  объединены в одну тему: «Основы учения об эволюции», уменьшено суммарное количество часов на прохождение данных тем, на 2 часа, это связано с тем, что ряд вопросов рассматривается в разделе «Экосистемы». Свободные часы перераспределены на изучение темы «Антропогенез», так как, ряд вопросов рассматриваемых в этой теме, является сложным для понимания учащимися.

-  уменьшено количество часов на раздел «Экосистемы», на 1 час, данное время направлено, на изучение раздела «Эволюция биосферы и человек». Эта тема не освещена в программе В. И. Пасечника, но предусмотрена государственным стандартом, поэтому я счел необходимым выделить ее  отдельным разделом.

Увеличение количества часов  на раздел «Эволюция биосферы и человек» осуществлялось также и за счет распределения резервного времени предусмотренного авторской программой.

Учебно-тематический план

п/п

Тема (раздел)

Количество часов

По программе

В.В. Пасечника

По рабочей

программе

1.

Раздел 1. Вид

20

20

1.1. История эволюционных идей

4

-

1.2. Современное эволюционное учение

9

-

1.3. Основы учения об эволюции

15

1.4. Происхождение человека (Антропогенез)

3

5

1.5. Происхождение жизни на Земле

4

-

2.

Раздел 2. Экосистемы (основы экологии)

11

10

2.1. Экологические факторы

3

-

2.2. Структура экосистем

4

-

2.3. Биосфера - глобальная экосистема

2

-

2.4. Биосфера и человек

2

-

3

Раздел 2. Эволюция биосферы и человек

-

3

4

Резерв

3

-

Итого

35

34

Рабочая программа ориентирована на учебник:

10 класс

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – 7-е изд., стериотип. -  М.: Дрофа, 2011. – 367, с:ил.

Всего уроков биологии в 10 классе 34 часов 1 час в неделю

11 класс

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. – 367, с:ил.

Всего уроков биологии в 11 классе 34 часа 1 час в неделю

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные  работы и, предусмотренные примерной программой. Нумерация лабораторных работ, в виду специфики курса, дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных , представленном в примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться выборочно.  

10 класс

Перечень лабораторных работ

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

Название лабораторной или практической  работы

1

Биология как наука. Методы научного познания

2

2

Клетка

13

Л-р № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных и грибов»

Л-р № 2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Л-р № 3 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах»

3

Организм

19

Л-р № 4 «Выявление признаков сходств зародышей человека и млекопитающих»

Л-р №  5 «Составление простейших схем скрещиваний»

Л-р №  6 «Решение элементарных генетических задач»

Л-р №  7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)»

Экскурсия № 1 «Многообразие сортов растений, пород животных, методы их выведения»

Л-р № 8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

4

Итого

34

Лабораторных работ – 8 Экскурсий -1

11 класс

Перечень лабораторных  работ

№ п/п

Наименование

раздела/темы

Кол-во

часов

Название лабораторной или практической  работы

1

Раздел 1. Вид

20

2

Тема 1.  Основы  учения об эволюции

15

Л.р.№1 «Описание особенностей вида по морфологическому критерию»

Л.р.№2. «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Л.р.№3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

3

Тема 2. Антропогенез

5

Л.р.№3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

4

Раздел 2.  Основы экологии

10

Экскурсия №1   «Причины многообразия видов в природе».

Л.р. №4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем»

Л.р. №5 «Составление цепей питания»

Л.р. №6 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»

Л.р. №7 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Экскурсия №2 «Естественные и искусственные экосистемы».

Л.р. №8 «Решение экологических задач»

5

Раздел 3.  Эволюция биосферы и человек

4

Л.р. №9 «.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Л.р. №10 «Анализ и оценка собственной деятельности в окружающей среде глобальных экологических проблем»

6

Итого

Всего лабораторных работ 10 Всего экскурсий - 2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения предмета учащиеся должны:

10 класс

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);
  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
  • биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому признаку;
  • выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.  

Использовать приобретенные ЗУН для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

11 класс

Знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);
  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
  • биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому признаку;
  • выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.  

Использовать приобретенные ЗУН для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Критерии отметок

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для отметки «3».

Лабораторные и практические работы

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для отметки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология 10 класс 34 часа

1 час в неделю

Лабораторных работ 8

Экскурсия 1

Типы уроков

1. Вводное занятие                                                                                                                    3. Комплексное применение знаний и способов деятельности

2. Изучение и первичное  закрепление новых знаний и способов деятельности    4. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся

урока

урока в теме

Тема урока

Тип урока

Основные понятия, термины

Лабораторные, практические

Оборудование, наглядность

Подготовка к ЕГЭ

Домашнее задание

Дата

1) 10«а» (с/г)

2) 10«б» (ф/м)

3) 10«б» (хим.)

Фактически

1) 10«а» (с/г)

2) 10«б» (ф/м)

2) 10«б» (хим.)

Биология как наука. Методы научного познания. 2 часа

1

1

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

1

Научное исследование, наблюдение, гипотеза, эксперимент.

1.1

 §1,2  Заполнить таблицу «Вклад ученых в развитие биологии»

1)

2)

3)

1)

2)

3)

2

2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.

2

Молекулярный, клеточный и т.д.

1.2

§3,4 Определение жизни выписать

1)

2)

3)

1)

2)

3)

Клетка  13 часов

3

1

Методы цитологии. Клеточная теория. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

2

Положения клеточной теории Растворитель, гидрофильные, гидрофобные вещества

Портреты Шванна и Шлейдена. Фрагмент видеофильма о роли в воды в живой природе.

2.1

§5,6 Сообщение о методе центрифугирования §7,8 Вопрос «Какова роль воды в жизни растений»

1)

2)

3)

1)

2)

3)

4

3

Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

2

Моно-, ди-, полисахариды.

Таб. «Строение углеводов и липидов»

2.3

§9,10 Вопросы 1-4 стр.в конце пар.

1)

2)

3)

1)

2)

3)

5

4

Строение и функции белков.

2

Протеины, протеиды, пептиды, денатурация.

Таб. «Строение белков»

2.3

§11 Вопросы 1-4 стр.в конце пар.

1)

2)

3)

1)

2)

3)

6

5

Нуклеиновые кислоты. АТФ и их роль в жизнедеятельности

2

Нуклеотид, комплементарность, транскрипция, трансляция.

Таб. «Строение молекулы ДНК», Модель ДНК

2.3

§12,13 Заполнить таблицу «Сравнение ДНК и РНК»

1)

2)

3)

1)

2)

3)

7

6

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы.

2

Кристы, граны, строма, ЭПС.

Таб. «Строение клетки»

2.4

§14,15 Рисунок мембраны клетки

1)

2)

3)

1)

2)

3)

8

7

Строение клетки: ЭПС, Комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения

2

Виды эндоплазматической сети ,комплекс Гольджи, лизосомы, кристы, тилакоиды, строма, матрикс

Таб. «Строение клетки»

2.4

§16,17 Заполнить таблицу «Органоиды клетки»

1)

2)

3)

1)

2)

3)

9

8

Сходства и различия в строении клеток.

3

Споры, анаэробы, сапрофиты, паразиты, симбионты.

Л/Р 1-2 «Сравнивание строения клеток растений и животных», «Приготовление и описание микропрепарата растительных клеток».

Таблицы строения растительной и животной клеток

2.4

§18,19 Приготовить отчет о лабораторных работах

1)

2)

3)

1)

2)

3)

10

9

Неклеточные формы. Вирусы.

2

Капсид, бактериофаг.

Таб. «Строение вирусов»

3.1

§20 Рисунок вирусов

1)

2)

3)

1)

2)

3)

11

10

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке.

2

Гомеостаз, метаболизм, фермент, гликолиз.

Схема «Метаболизм в клетке»

2.5

§21-22 Составить кластер по теме

1)

2)

3)

1)

2)

3)

12

11

Питание клетки. Фотосинтез, хемосинтез.

3

Автотрофы, гетеротрофы железо-серобактерии.

Л/Р№3 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом»

Таб. «Фотосинтез»

2.5

§23-25 Сравнить хемосинтез и фотосинтез

1)

2)

3)

1)

2)

3)

13

12

Пластический обмен. Генетический код. Биосинтез белков.

2

Свойства кода, трансляция ,транскрипция

Таб. «Синтез белков»

таблица генетического кода.

2.5

§26 Решить задачу по молекулярной биологии из сборника ЕГЭ

1)

2)

3)

1)

2)

3)

14

13

Регуляция транскрипции трансляции в клетке и организме

2

Оперон, промотор

Таб. «Синтез белков»

2.5

§27 Изобразить схему Оперона

1)

2)

3)

1)

2)

3)

15

14

Обобщение материала по теме: «Клетка» Тестирование

4

Кодон, антикодон, стоп-кодон. Органоиды клетки, химический состав клетки

Повт. материал

1)

2)

3)

1)

2)

3)

Организм 19 часов

16

1

Организм – единое целое.

2

Пластический обмен

Энергетический обмен

§28 повторить §14

1)

2)

3)

1)

2)

3)

17

2

Митоз. Амитоз

2

Интерфаза, репликация. Кариокинез, цитокинез.

Таблица «Типы размножения организмов»

2.7

§28-29 Ответить на вопросы стр.113

1)

2)

3)

1)

2)

3)

18

3

Способы деления клетки. Мейоз.

2

Конъюгация, кроссинговер.

Таблица «Мейоз»

2.7

§30 Ответь на вопросы в концпе параграфа

1)

2)

3)

1)

2)

3)

19

4

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

2

Вегетативное размножение, половое размножение

Табаблица «Формы бесполого размножения»

2.7

§31-32 Сообщение о партеногенезе

1)

2)

3)

1)

2)

3)

20

5

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

2

Конъюгация, копуляция Двойное оплодотворение. Семенники, яичники

Таб. «Размножение цветковых растений, Таб. «Размножение рыб».

3.2

§33,34 Рис яйцеклетки и сперматозоида

1)

2)

3)

1)

2)

3)

21

6

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.

3

Бластула, гаструла, нейрула. Прямое, непрямое развитие.

Л /Р№4 «Выявление признаков сходства зародыша человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Таб. «Развитие ланцетника»

3.3

§35-37 Приготовить презентацию «Влияние окружающей среды на развитие организмов»

1)

2)

3)

1)

2)

3)

22

7

История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

3

Гибрид, генетика. Гомозигота, гетерозигота, доминантный, рецессивный признаки.

Л/Р№5 «Составление схем скрещивания»

Портрет Г. Менделя. Динамическое пособие «Моногибридное скрещивание»

3.4; 3.5

§38,39Вопросы стр.142

1)

2)

3)

1)

2)

3)

23

8

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

2

Кодоминирование, доминирование.

3.5

§40 Решить задачу на наследование групп крови

1)

2)

3)

1)

2)

3)

24

9

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования

3

Решетка Пеннета.

Л/Р№6 «Решение элементарных генетических задач»

Динамическое пособие «Дигибридное скрещивание»

3.5

§41 Вопросы стр.150 Задача в тетради

1)

2)

3)

1)

2)

3)

25

10

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность.

2

Кроссинговер, генетическая карта. Эпистаз, плейотропность, закон Моргана

Таблица с основными положениями хромосомной теории наследственности

3.4

§42,44 Вопросы стр.155

1)

2)

3)

1)

2)

3)

26

11

Генетическое определение пола

2

Аутосома, гомогаметный, - гетерогаметньй пол

Таб. «Кариотип человека»

3.5

§45 Вопросы в конце параграфа

1)

2)

3)

1)

2)

3)

27

12

Решение генетических задач

2

Наследование, сцепленное с полом

§ 45 Решить задачу на наследование дальтонизма

1)

2)

3)

1)

2)

3)

28

13

Основные формы изменчивость .Формы, причины мутаций

3

Л/Р№7 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)

Таб. «Виды изменчивости»

3.6

§46-48 Приготовить сообщение «Влияние алкоголя и наркомании на наследственность человека»

1)

2)

3)

1)

2)

3)

29

14

Методы исследования генетики человека Генетика и здоровье Проблемы генетической безопасности.

2

Генеалогический близнецовый, цитологический, биохимический.

Таб. «Кариотип человека»

3.4; 3.5

§49-51 Составить свою родословную

1)

2)

3)

1)

2)

3)

30

15

Обобщение материала по теме «Наследственность и изменчивость».

2

Основные понятия темы    

 Тесты по теме

Сообщение по теме «Центры происхождения культурных растений»

1)

2)

3)

1)

2)

3)

31

16

Основные методы селекции.

3

Сорт, порода, аутбридинг.

Экскурсия «Многообразие сортов растений».

Таб. «Методы селекции»

3.8

§64 Подготовить сообщение о меж видовых гибридах

1)

2)

3)

1)

2)

3)

32

17

Методы селекции растений, животных,  микроорганизмов.

2

Протопласты, закон гомологических рядов.

Таб. «Методы селекции»

3.8

§65,66 Подготовка к лабораторной работе

1)

2)

3)

1)

2)

3)

33

18

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

3

Клонирование, успехи генной инженерии

Л/Р№8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Таб. «Методы селекции». Научно-популярная литература, ,Интернет

3.9

§67 Оформить отчет

1)

2)

3)

1)

2)

3)

34

19

Итоговое тестирование.

Подведение итогов

3

1)

2)

3)

1)

2)

3)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология 11 класс 34 часа

1 час в неделю

Лабораторных работ 10

Экскурсий 2

Типы уроков

1. Вводное занятие                                                                                                                    3. Комплексное применение знаний и способов деятельности

2. Изучение и первичное  закрепление новых знаний и способов деятельности    4. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся

№ урока

урока в теме

Тема урока

Тип урока

Лабораторные, практические работы

Оборудование, наглядность

Основные понятия,

термины

Подготовка к ЕГЭ

Домашнее

 задание

Дата

1) 11«а» (с/г)

2) 11«б»(ф/м)

Фактически

1) 11«а» (с/г)

2) 11«б»(ф/м)

Раздел 1. Вид 20 ч.

Тема 1.  Основы  учения об эволюции- 15ч.

1

1

Предпосылки возникновение теории эволюции. Основные положения теории Дарвина.

1,2

Портреты учёных в учебнике.

метафизика

Наследственность

Изменчивость

Естественный отбор

6.2

§52 В.1,с195

сообщения о Дарвине. (индивидуально)

1)

2)

1)

2)

2

2

.

Вид и его критерии.

3

Л.р.№1 «Описание особенностей вида по морфологическому критерию»

Схемы Таблица «Критерии вида», Гербарий, чучела птиц

Морфологический

Физиологический

Генетический

Экологический

6.1

§53,примеры 5 видов.

1)

2)

1)

2)

3

3

Популяции

2

Таблица «Популяции» электронный диск «Биология 6-11класс»

популяция

6.1

§54 вопросы с.200 примеры популяций.

1)

2)

1)

2)

4

4

Генетический состав популяций

3

Л.р.№2. «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Таблица. «Критерии вида», «Популяции»

Генотип

Изменчивость

Вид

Естественный отбор

6.1

§55,задача в тетради по популяционной генетике.

1)

2)

1)

2)

5

5

Изменение генофонда популяций.

2

Таблица. «Критерии вида», «Популяции»

Генофонд

Дрейф генов

6.1

§56,вопросы под треугольником.

1)

2)

1)

2)

6

6

Борьба за существование.  Её формы.

2

Таблица «Борьба за существовании»

Борьба за существование. Формы борьбы.

6.2

§57,ответы на вопросы стр. 207, примеры на каждый вид борьбы за существование.

1)

2)

1)

2)

7

7

Естественный отбор.

Формы естественного отбора.

2

Таблица «Естественный отбор» Тесты Графики форм естественного отбора Презентации учащихся.

Естественный  отбор

Движущий

Стабилизирующий

6.2

§58,заполнить таблицу «Сравнение естественного и искусственного отбора»

1)

2)

1)

2)

8

8

Приспособление

организмов и её относительность

3

Л.р.№3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

 Таблица по общей биологии.

Мимикрия

Маскировка

Покровительственная окраска

6.2

§58,оформить отчёт о лабораторной работе.

1)

2)

1)

2)

9

9

Изолирующие механизмы.

Видообразование.

2

Иллюстрации в учебнике.тесты.

Таблица по общей биологии.

Репродуктивная  изоляция

Экологическая

 Географическая

Микроэволюция

Аллопатрическое

Симпатрическое

6.1

§59,60письменное задание отмеченное знаком треугольника

1)

2)

1)

2)

10

10

Макроэволюция. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

2

Коллекция «Гомология конечностей позвоночника»

тесты

Аналогичные органы

Гомологичные

Атавизмы

Рудименты

6.3

§60,записи в тетради выучить.

1)

2)

1)

2)

11

11

Палеонтологические и эмбриологические

доказательства эволюции.

2

Образцы, демонстрирующие формы сохранности ископаемых, растений  и животных Рельефная таблица  «Развитие зародышей»

Палеонтология

Филогенетический ряд

Переходная форма

Законы Геккеля и Мюллера, Бэра.

6.3

§61с213

сообщение ,,Переходные формы,,

в.2 с.227письменно.

1)

2)

1)

2)

12

12

Система растений и животных отображение эволюции.

2

Схемы систематических единиц

Систематические единицы

Бинарная номенклатура

6.3

§62,систематические единицы для медведя  бурого написать.

1)

2)

1)

2)

13

13

Главные направления эволюции.

2

Таблицы по общей биологии.

Биологический прогресс

Регресс

Ароморфоз

Дивергенция

Конвергенция

Параллелизм

6.4

§63,примеры примеры ароморфозов, идиоадаптаций.

1)

2)

1)

2)

14

14

Способы видообразования.

2

Таблицы «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование»

Многообразие видов

§61-63 сравнить экологическое и географическое видообразование (письменно)

1)

2)

1)

2)

15

15

Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции» Тестирование.

4

Карточки с заданиями Тесты

Движущие силы эволюции

Формы естественного отбора

6.3

Повт доказательства эволюции, направления.

1)

2)

1)

2)

Тема 2. Антропогенез 5ч.

16

1

Положение человека в системе животного мира.

2

Таблица Родословная человека

Антропология

Человек разумный

6.5

§69,ответ на вопросы с 270,заполнить таблицу « Сравнение строения человека и животных»

1)

2)

1)

2)

17

2

Движущие силы антропогенеза.

2

Социальные факторы антропогенеза

Труд

Речь

Мышление

6.5

§71,Сообщение,,Из жизни детей серии Маугли,,

1)

2)

1)

2)

18

3

Основные этапы эволюции человека.

3

Л.р.№4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Таблицы «Муляжи черепов древних людей».

Парапитек

Австралопитек

Питекантроп

Неандерталец

§72,вопросы в конце параграфа

1)

2)

1)

2)

19

4

Человеческие расы

2

Иллюстрации в учебнике.

Монголоидная

Европеоидная

Негроидная

6.5

§73,вопрос Почему люди всех рас относятся к одному виду?

1)

2)

1)

2)

20

5

Обобщающий урок по теме «Антропогенез». Тестирование

4

Таблица «Ископаемые люди»

Тестирование

Этапы эволюции человека, биологические и социальные факторы.

Задание под треугольником,с.283.

1)

2)

1)

2)

Раздел 2.  Основы экологии-10ч.

21

1

Предмет экологии. Среда обитания организмов и её факторы. Экскурсия №1   «Причины многообразия видов в природе».

3

Экскурсия №1

Научно-популярная литература по экологии

Таблицы, схемы, иллюстрирующие воздействие факторов.

Экология

Абиотические

Биотические

Антропогенные

Среда обитания

Закон минимума

7.1

1.1

7.1

§74 ,75с234,сообщение по экологическимпроьлемам.

1)

2)

1)

2)

22

2

Основные типы экологических взаимодействий.

2

Таблицы и  схемы с изображением типов экологических взаимодействий.

Комменсализм

Мутуализм

Кооперация

Симбиоз

Хищничество

Паразитизм

7.1

§77,78

сообщение о симбиотических отношениях.или о хищничестве.

1)

2)

1)

2)

23

3

Экологические сообщества. Структура сообщества.

2

Таблица «Экологические сообщества»

Биогеоценоз

Агробиоценоз

Структура сообщества

Видовая Морфологическая Трофическая структура.

7.2

§81,82рис131.

1)

2)

1)

2)

24

4

Сравнение природных экосистем и агроэкосистем.

3

Л.р. №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем»

Таблица «Экологические сообщества»

Сравнение экологических систем.

7.2

С.320-323

Отчёт о работе.

1)

2)

1)

2)

25

5

Цепи питания.

3

Л.р. №6 «Составление цепей питания»

Таблицы «Пищевые  цепи»

Пастбищная

Детритная

Цепи питания

Консумент

7.2

§84

примеры цепей питания.

1)

2)

1)

2)

26

6

Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистем.

3

Л.р. №7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»

Первичная и вторичная сукцессия.

7.3

§86,вопросы в конце параграфа, примеры сукцессий.

1)

2)

1)

2)

27

7

Влияние загрязнений на живые организмы.

3

Л.р. №8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Научно-популярная литература.

Токсические вещества.

7.3

§87

Задание с.339,отчёт о лабораторной работе.

1)

2)

1)

2)

28

8

Основы рационального природопользования. Экскурсия№2 «Естественные и искусственные экосистемы».

3

Экскурсия №2 «Естественные и искусственные экосистемы».

Таблицы с изображением редких животных и растений.

Природные ресурсы

Экологическое сознание.

7.3

§88,привести примеры ,подтверждающие эффективность природоохранительных мер. отчёт об экскурсии.

1)

2)

1)

2)

29

9

Решение экологических задач.

3

Л.р. №9 «Решение экологических задач»

Тексты экологических задач.

Правило10%

Пищевые  цепи

7.3

§81.реферат,,Воздействие человека на окружающую среду,,

1)

2)

1)

2)

30

10

Обобщающий урок по теме «Основы экологии»

4

Таблицы с изображением природных сообществ. Тесты

Продукты

Консументы

Редуценты

7.3

§81,сообщение о свойствах живого.повт. §3.

1)

2)

1)

2)

Раздел 3.  Эволюция биосферы и человек (4 часа)

31

1

Гипотезы  о происхождении жизни.

2

Л.р. №10 «.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Таблицы по общей биологии, схемы, рисунок колбы Пастера.

Креационизм

Панспермия

Биохимическая эволюция

Коацерваты.

6.4

§89.сообщение о работах Пастера.

1)

2)

1)

2)

32

2

Основные этапы развития жизни на Земле.

2

Таблица «Структура биосферы». Презентации учащихся.

Гипотеза биопоэза.

§91,92

Заполнить таблицу» Развитие органической жизни на Земле»

1)

2)

1)

2)

33

3

Антропогенное воздействие на биосферу Эволюция биосферы.

3

Л.р. №11 «Анализ и оценка собственной деятельности в окружающей среде глобальных экологических проблем»

Дидактический материал Таблица « Биосфера»

Экологические проблемы

Биогенное вещество

Биокосное вещество

Дыхание

фотосинтез

6.4

Отчёт о работе, повт. §90-92. ответ на вопросы и задачи на с.360.

1)

2)

1)

2)

34

4

Итоговый урок

4

Повторить основные понятия курса

1)

2)

1)

2)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс (34 часа)

РАЗДЕЛ 1

Биология как наука. Методы научного познания (2 часа)

Объект изучения биологии - живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.

Демонстрация

Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

РАЗДЕЛ 2

Клетка (13 часов)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

Лабораторные работы

Л-р № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных и грибов»

Л-р № 2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Л-р № 3 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах»

РАЗДЕЛ 3

Организм (19 часов)

Организм - единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных..

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленноенаследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии ».

Лабораторные  работы

Л-р № 4 «Выявление признаков сходств зародышей человека и млекопитающих»

Л-р №  5 «Составление простейших схем скрещиваний»

Л-р №  6 «Решение элементарных генетических задач»

Л-р №  7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)»

Л-р № 8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Экскурсии

Экскурсия № 1 «Многообразие сортов растений, пород животных, методы их выведения»

11 класс (34 часа)

Раздел 1. Вид (20 часов)

Тема 1. Основные учения об эволюции (15 часов)

История  эволюционных идей. Значение работ К. Линнея,  учения Ж. Б. Ламарка, Эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Вид, его критерии. Популяция  -  структурная  единица  вида, единица эволюции.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория

эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция - структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас ».

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Раздел 2. Основы экологии (10 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».

Лабораторные и практические работы.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Экскурсия Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Раздел 3.  Эволюция биосферы и человек (4 часа)        

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

ФОРМЫ  И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

 -   тестовые работы

-  лабораторные работы

-  практические  работы  

-   самостоятельные работы  

 - исследовательские работы

-  презентации к уроку, их защита

-  написание защита и рефератов  

Разработки тестовых заданий, презентаций,  инструкции  по выполнению лабораторных и практических работ находятся в отдельной папке и прилагаются к рабочей программе.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

10 класс

Основная литература

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература

  1. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М. Б. Беркинблит, С. М Глаголев, М. В. Голубева и др. – 2-е изд. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1994. – 216 с. (в электронном виде)
  2. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004. – 128стр. (в электронном виде)
  3. Биология. Для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике) / сост. Н. М. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. – 50 с. (в электронном виде)
  4. Богданова Т. С. Биология: Задания  и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1991. – 350 с.: ил.(в электронном виде)
  5. Жеребцова Е. Л. Весь курс школьной программы в семах и таблицах: биология – СПб.: Тригон, 2007. – 624 с. (в электронном виде)
  6. Кириленко  А. А., Колесников С. ,. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2014: учебно-методическое пособие / А. А. Кириленко, С. И. Колесников – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 431 с. – (Готовимся к ЕГЭ).(в электронном виде)
  7. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера – 3-е изд., - М.: Мир, 2004. – 1500 с., ил.(в электронном виде)
  8. Гуттман Б., Гриффитс Э., Сузуки Д., Куллис Т. Генетика /  Б. Гуттман, Э. Гриффитс, Д. Сузуки, Т. Куллис.  – Пер. с анг. О. Перфильева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 448 с: ил. (в электронном виде)
  9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2014: Биология / авт.-сост. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова. – М: АСТ: Астрель, 2013. – 191 [1] c – (ФИПИ) (в электронном виде)
  10. Лернер Г. И. ЕГЭ 2015. Биология: сборник заданий / Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2014. – 304 с. – (ЕГЭ. Сборник заданий).(в электронном виде)
  11. Богданов, Н. А. ЕГЭ 2010. Биология. Типовые тестовые задания / Н. А. Богданов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 117, [3] с. (Серия «ЕГЭ 210.Типовые тестовые задания») (в электронном виде)
  12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Биология / авт.-сост. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова. – М: АСТ: Астрель, 2011. – 191 [1] c – (ФИПИ) (в электронном виде)
  13. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Биология / авт.-сост. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова. – М: АСТ: Астрель, 2012. – 191 [1] c – (ФИПИ) (в электронном виде)
  14. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2013: Биология / авт.-сост. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова. – М: АСТ: Астрель, 2013. – 191 [1] c – (ФИПИ) (в электронном виде)
  15. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 671 с., ил.(в электронном виде)
  16. Гусев М. В. Микробиология: Учебник для студ. биол. специальностей вузов / М. В. Гусев, Л. А. Минеева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 464 с. (в электронном виде)
  17. Алберте Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки: В 3-х т. 2-е изд., перераб. М75 и доп. Пер. с англ. – М.: Мир, 1994. – 517 с., ил.(в электронном виде)
  18. Общая биология: Поурочный тест-задачник к учебнику С. Ю. Вертьянова Общая биология 10 – 11. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 200 с. (в электронном виде)
  19. Модестова Т. В. Понятия и определения: Биология/ Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 96 с. (в электронном виде)

Интернет-ресурсы:

www.bio. 1 september.ru www.bio.nature.ru www.edios.ru www.km.ru/educftion

http://www.abitu.ru/start/about.esphttp://vernadsky.dnttm.ru/

http://www.step-into-the-future.ru/

http://www.iteach.ru

http://www.mon.gov.ruhttp://www.fipi.ru

http://www.ege.edu.ru

http://www.probaege.edu.ru

http://edu.ru/index.php

http://www.infomarker.ru/top8.html.

http://www.pedsovet.org

11 класс

Основная литература

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006. – 367, с:ил.

Дополнительная литература

  1. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М. Б. Беркинблит, С. М Глаголев, М. В. Голубева и др. – 2-е изд. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1994. – 216 с. (в электронном виде)
  2. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004. – 128стр. (в электронном виде)
  3. Биология. Для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике) / сост. Н. М. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. – 50 с. (в электронном виде)
  4. Богданова Т. С. Биология: Задания  и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1991. – 350 с.: ил.(в электронном виде)
  5. Жеребцова Е. Л. Весь курс школьной программы в семах и таблицах: биология – СПб.: Тригон, 2007. – 624 с. (в электронном виде)
  6. Кириленко  А. А., Колесников С. ,. Биология. Подготовка к ЕГЭ-2014: учебно-методическое пособие / А. А. Кириленко, С. И. Колесников – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 431 с. – (Готовимся к ЕГЭ).(в электронном виде)
  7. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера – 3-е изд., - М.: Мир, 2004. – 1500 с., ил.(в электронном виде)
  8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Биология / авт.-сост. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова. – М: АСТ: Астрель, 2010. – 191 [1] c – (ФИПИ) (в электронном виде)
  9. Лернер Г. И. ЕГЭ 2010. Биология: сборник заданий / Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2010. – 304 с. – (ЕГЭ. Сборник заданий).(в электронном виде)
  10. Богданов, Н. А. ЕГЭ 2014. Биология. Типовые тестовые задания / Н. А. Богданов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 117, [3] с. (Серия «ЕГЭ 214. Типовые тестовые задания») (в электронном виде)
  11. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Биология / авт.-сост. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова. – М: АСТ: Астрель, 2011. – 191 [1] c – (ФИПИ) (в электронном виде)
  12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Биология / авт.-сост. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова. – М: АСТ: Астрель, 2012. – 191 [1] c – (ФИПИ) (в электронном виде)
  13. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2013: Биология / авт.-сост. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова. – М: АСТ: Астрель, 2013. – 191 [1] c – (ФИПИ) (в электронном виде)
  14. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 671 с., ил.(в электронном виде)
  15. Общая биология: Поурочный тест-задачник к учебнику С. Ю. Вертьянова Общая биология 10 – 11. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 200 с. (в электронном виде)
  16. Модестова Т. В. Понятия и определения: Биология/ Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 96 с. (в электронном виде)
  17. Заверев А. Т. Экология. Практикум. 10 – 11 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А. Т. Зверев, Отв. Ред. Ю. Б. Королев. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004 – 176 с.: ил.(в электронном виде)
  18. Березена Н. А. Экология растений: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Березена, Н. Б. Афанасьева. – М.: Издательский цент «Академия», 2009. – 400 с.
  19. Экология человека: Словарь-справочник / авт. – сост.  Н. А.  Агаджанян, И. Б. (в электронном виде)
  20. Ушаков, В. И. Торопшин и др.; Под общ.ред. Н. А. Агаджаняна. – М.: ММП «Экоцент», издательская фирма «КРУК», 1997. – 208 с. (в электронном виде)
  21. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав.ред. В. А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448 с.: ил.(в электронном виде)
  22. Одум Ю. Экология: В 2-х т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – 648 с., ил. (в электронном виде)

Интернет-ресурсы:

www.bio. 1 september.ru www.bio.nature.ru www.edios.ru www.km.ru/educftion

http://www.abitu.ru/start/about.esphttp://vernadsky.dnttm.ru/

http://www.step-into-the-future.ru/

http://www.iteach.ru

http://www.mon.gov.ruhttp://www.fipi.ru

http://www.ege.edu.ru

http://www.probaege.edu.ru

http://edu.ru/index.php

http://www.infomarker.ru/top8.html.

http://www.pedsovet.org

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ

10 класс

Объекты натуральные

Набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»

Таблицы по  общей биологии:

Схема молекулы белков

Молекула   ДНК

Вирусы

Уровни организации материи

Химический состав клетки

Схема электронного микроскопа, микроскопы, препараты клеток

Строение клетки

Строение клетки

Строение бактерий и растений

Схема синтеза молекул белка

Фотосинтез и хемосинтез»

Биосинтез белка

Митоз

Вегетативное размножении

Мейоз

Индивидуальное развитие организмов

Моногибридное скрещивание

Дигибридное  скрещивание

Мутационная и модификационная изменчивость организмо

Мутационная и модификационная изменчивость организмов

Центры происхождения культурных растений» Таблица «Критерии вида

Популяция

Биоценоз водоёма

Структура биосферы

Модель

Модель - аппликация  «Митоз и мейоз»

Модель - аппликация  «Генетика групп крови»

Модель - аппликация «Дигибридное скрещивание»

Модель - аппликация «Биосинтез белка»

Приборы (демонстрационные)

Диапроектор

Весы электронные ВУЛ 500 М -  2 шт.

Весы электронные ВЛЭ 510  - 2 шт.

Микроскопы

Микроскоп цифровой

Оборудование для опытов

Биологическаямикролаборатория + CD руководство и методическое пособие

Химическаямикролаборатория  + CD руководство и методическое пособие

Химическая посуда

Воронка лабораторная

зажим пробирочный

колба коническая, 500 мл

стеклянный с кнопкой и рантом;

ложка для сжигания веществ;

цилиндр измерительный. 250 мл;

чаша выпарительная;

чаша коническая с обручем, 190 мм;

шпатель фарфоровый;

штатив лабораторный биологический;

колбы конические);

пипетки;

стаканы химические;

стекла препаровальные и предметные;

 воронки;

штатив дня пробирок

Комплект приспособлений для проведения исследований

Лоток для раздаточного материала (15шт.).

Препаровальны е инструменты: скальпель (15шт.);

препаровальные иглы (45 шт.);

пинцет (15 шт.); ножницы (15 пгг.);

 пипетка в футляре (15 шт.);

рулетка, 10 м (1 шт.)

11 класс

Объекты натуральные

Таблицы по общей:

Критерии вида

Популяции

Борьба за существовании

Естественный отбор

Гомология конечностей позвоночника

Географическое видообразование

Экологическое видообразование

Муляжи черепов древних людей

Ископаемые люди

Экологические сообщества

Пищевые  цепи

Биосфера

Набор муляжей и фотографий антропологических находок, связанных с происхождением человека:

Череп павиана (фото)

Кисть шимпанзе

Стопа шимпанзе

Нижняя челюсть гсйдельбергского человека.

Бюст питекантропа  (фото)

Бюст австралопитека (фото)

Бюст неандертальца (фото)

Бюст кроманьонца (фото)

Бюсты представителей человеческих рас:

экваториальной, евразийской, азиатско-америка некой.  (фото)

Бюст- шимпанзе (фото)

Приборы (демонстрационные)

Диапроектор

Весы электронные ВУЛ 500 М -  2 шт.

Весы электронные ВЛЭ 510  - 2 шт.

Микроскопы

Микроскоп цифровой

Ноутбук «Acer»

Проектор «NEC»

Оборудование для опытов

Биологическаямикролаборатория + CD руководство и методическое пособие

Химическаямикролаборатория  + CD руководство и методическое пособие

Химическая посуда

Воронка лабораторная

зажим пробирочный

колба коническая, 500 мл

стеклянный с кнопкой и рантом;

ложка для сжигания веществ;

цилиндр измерительный. 250 мл;

чаша выпарительная;

чаша коническая с обручем, 190 мм;

шпатель фарфоровый;

штатив лабораторный биологический;

колбы конические);

пипетки;

стаканы химические;

стекла препаровальные и предметные;

 воронки;

штатив дня пробирок

Комплект приспособлений для проведения исследований

Лоток для раздаточного материала

Препаровальны е инструменты:

лезьвие

препаровальные иглы

пинцет

 ножницы

 пипетка в футляре

рулетка, 10 м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета " География " на ступень основного общего образования

Рабочая программа  учебного  предмета «География», образовательная область- « Обществознание». Для учащихся 5-9 классов. Срок реализации- 5 лет. Разработана на основе Программы основного общ...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) : среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 11 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (10-11 классы) / авт.сост. А.И.В...

Рабочая программа по русскому языку Уровень общего образования (класс): среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 10 класс

Программа разработана на основе:   Программа по русскому языку для общеобразовательных организаций           (10-11 классы) / авт.сост. А.И....

Рабочая программа учебного предмета «Биология» на ступень среднего общего образования профильный уровень (10 - 11 класс)

Рабочая программа по биологии для 10-х– 11-х  классов составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы, профильный уровень автор В. Б. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Английский язык» для среднего общего образования (базовый уровень) для обучающихся с ОВЗ Срок освоения программы 1 год (10 класс)

Обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика английского языка как учебного предмета заключается в его интегративном ха...

Рабочая программа по предмету «Биология» для специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовая подготовка).

Рабочая программа предмета разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерство образования РФ №1089 от 0...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" уровня среднего общего образования

Рабочая программа по  русскому языку для учащихся  10-11 классов  разработана в соответствии с ФГОС СОО....