Экскурсия Открой свой родник!
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Быкова Наталья Николаевна

Материал экскурсии даст знания о достопремечательностях села Красное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_otkroy_svoy_rodnik.docx50.15 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеевский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красненская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района

Белгородской области

Открой свой родник

Вид экскурсии: тематико-хронологический

Протяженность экскурсии – до 2000 м.

Продолжительность экскурсии – 2,5 часа

Состав экскурсантов: учащиеся, учителя

Составители:

Быкова Наталья Николаевна,

учитель биологии и химии

2017 год

Цели:

  • познакомиться с основными достопримечательностями села;
  • максимально собрать и объединить полученные сведения о родниках;
  • показать их огромную роль в жизни людей;
  • привлечь внимание общества к проблеме современной экологии пресной воды и окружающей среды;
  • научить понимать, что чистая вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
    Задачи: 
  • расширить знания об объектах, находящихся на территории Красненского поселения;
  • познакомить с историей возникновения села, его культурным наследием;
  • дать представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на Земле;
  • познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам; 
  • исследовать состояние родников (комплексное исследование), провести очистку их окрестности;
  • донести до сознания местных жителей необходимость сохранять родники в чистоте и порядке;
  •  развивать потребности общения с природой, восприятие её облагораживающего действия;
  •  способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы;
  • воспитывать чувство любви к малой Родине

.

Схема маршрута

Начало экскурсионного маршрута: Остановка №1  « Памятник неизвестному солдату», который находится в парке.  Всего экскурсионных объектов – 15, остановок -8,  дополнительных объектов – 3; расстояние между объектами 50-100 , 200м.

Остановка № 1 – «Памятник неизвестному солдату » (Объект №1. Могила неизвестного солдата.  Объект «Парк» (дополнительно)

Остановка №2 –  «Утраченный храм села Красное» (Объект №1. Место, где находился старый храм. Объект №2. Парк.)

Остановка  № 3 – Родовое поместье Героя Советского Союза Сорока И.Н. (Объект  №1. Место, где находился дом Сорока И.Н. Объект№2. Беседка (дополнительно)

Остановка № 4 – Бюст Героя Советского Союза Сорока И.Н. (Объект №1 Бюст  Героя Советского Союза Сорока И.Н. Объект №2. Стела героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Школьный сад (дополнительно)

Остановка № 5 – Меловые обнажения – место произрастания сохранившихся с древности редких растений-кальцефилов. (Объект  №1. Меловые обнажения; Объект №2. Растительность  меловых обнажений)

Остановка № 6 – Сурок-байбак – акклиматизированное животное нашего края. (Объект № 1. Норы сурка-байбака. Объект № 2. Кормовая  база сурка -байбака).

Остановка № 7- Родник «Красные кони»  (Объект  №1. Дубрава. Объект №2. Родник «Красные кони»)

Остановка № 8- Родник «Студеный»  (Объект №1. Река Черная Калитва. Объект №2. Родник «Студеный»)

Ход экскурсии:

Вступление

Учитель: Друзья, если вы отгадаете загадку, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся. 
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой
Дети: родник 
Учитель: Правильно. Это родник.

У Ивана Бунина есть стихотворение «Родник», послушайте его:
В глуши лесной, в глуши лесной,
Всегда тенистой и сырой, 
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит

Многие реки, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Немало ручьёв стекает в озера.

 Само название «родник» произошло от слова «родной», поэтому  любит и бережет родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и для каждого. «Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье».

          В России источники часто считаются святыми, на местах их выхода ставятся часовни. Особенным почитанием издавна пользуются целебные источники. Кто хотел найти исцеление, должен был бросить в источник ценные предметы.
        В Белгородской области по различным оценкам насчитывается от 723 до 900 родников. Мы сегодня совершим с вами экскурсию к двум из них. По пути к родникам мы познакомимся с главными достопримечательностями нашего села.

Остановка  1.  Памятник неизвестному солдату

         В сельском парке есть памятник.  На нем вы видите надпись: «Здесь похоронен неизвестный солдат,  павший в боях за село Красное в 1942 году».

         История этого памятника следующая: «На календаре было 6 июля 1942 года.  Уже во всю полыхала война, уже пришли в село похоронки, а женщины и дети научились выполнять тяжёлую мужскую работу. Село напряжённо жило в ожидании ещё большей беды: слухи о разгроме Харьковской группировки уже доползли до села. Наши солдаты, которые оказались в окружении, вынуждены были отступать к Дону. Моторизованные части оккупантов быстро продвигались на восток и вот  должны были появиться в здешних краях. Сапёры, которые остановились в доме Степана Иосифовича Ржевского, торопились. Ими были построены доты, дзоты, траншеи. Из Ивановского леса за несколько километров от села привозили дерево, возводилось подземное   сооружение. Населению приказали срочно эвакуироваться на расстояние не менее 7 км от села. Ожидались тяжёлые бои.

Женщины, прихватив с собой детишек и кое-что из скарба, подались кто куда. Несколько человек направились   в соседнее село Чупринино. Неожиданно впереди показался всадник на лошади. Был он в военной гимнастёрке, явно не местный. Прямиком направился к людям. Спросив про обстановку в селе, он  произнёс: « Мы отступаем, но скоро вернёмся, верьте  нам и ждите нас!».

Пришпорил коня и рванул с места в галоп. Было ему на вид лет 30-32. Худощав, среднего роста, волосы светлые. Было в нем что-то такое, что заставило поверить его словам и вселило в сердца надежду. Люди тепло проводили его взглядами. Потом произошло то, что казалось, не должно было произойти. Из-за горизонта внезапно вынырнул немецкий самолёт и полетел прямо в их сторону. Бабы попадали на землю, прикрывая собой детишек. Но самолёт, пролетев мимо, очевидно заметил скачущего всадника и стал его преследовать. Короткая пулемётная очередь взрыла землю. Люди видели, как, пришпорив коня и прижавшись  к его  холке, пытался ускакать воин. На что надеялся  в тот момент, одному богу было известно. Пуля, похоже, попала в коня и тот, споткнувшись, рухнул назем. А солдат, подхватившись, побежал дальше. Самолёт развернулся, снова сделал над ним круг и выпустил пулемётную очередь. Незнакомец упал и больше не поднимался. Через несколько дней на убитого наткнулись пастушки Оксана и Александра Лебеденко. Как могли похоронили его в конце оврага. А офицерскую  книжку принесли в село. Как рассказывал Малина Владимир Васильевич что он, тогда 16 летний паренёк, сам держал её в руках. Запомнил, что погибший был из Орловской области. До войны работал заместителем председателя колхоза, имел двох детей. По званию старший лейтенант, был в должности командира взвода разведки. А вот фамилию, имя, отчество начисто забыл. Книжку решено было отдать на хранение одному из уважаемых людей - Прокофию Емельяновичу Скрипнику. К сожалению, он её не сохранил.

Была война, люди терпели страшные лишения, смерть ходила рядом. Вначале 60-х годов останки погибшего торжественно перезахоронили в центре села. Личные вещи, которые нашли рядом с ним (ложка, вилка, бляшка от ремня), Малина В. В. Передал в школьный краеведческий музей. Владимир Васильевич искал в разные инстанции с просьбой установить личность погибшего солдата. Долгие годы он не терял на это надежды. Было получено множество официальных ответов, но не один из них не прояснил ситуацию.

Имя воина так и осталось неизвестным, но люди чтят и помнят его. Он навсегда останется в наших сердцах. Каждый год мы собираемся у памятника неизвестному солдату. Ветераны войны рассказывают о своих погибших друзьях, вспоминают радость победы, чтят минутой молчания всех погибших.

 

Остановка 2.  Утраченный храм села Красное

          В справочнике «Список населенных мест Воронежской губернии по сведениям 1859 года» сказано, что слобода Георгиевская (Красное) находилась на речке Красной. Первое наименование наше село получило по сельской церкви. Но как бы то ни было, история утвердила название Красное, хотя деревенский храм Святого Георгия построен был еще в 1771 году, причем это был один из самых первых храмов во всей округе. В этом храме хранилась частица мощей (перста) Святого Великомученика Георгия, по преданию, переданная в 18-веке  храмоздателем и помещиком этого села Трубецким.

Это  была небольшая деревянная церковь, которая находилась в центре  села, вот на этом месте, где мы стоим. Через 90 лет ее перестроили: расширили, сделали трехкупольной. При   церкви имелась караулка-помещение, где в ночное время находились сторожа, которые, помимо исполнения основных обязанностей, отбивали время, звонили по усопшим и даже портняжничали. Здесь же проводились репетиции церковного хора, славящегося на всю округу. Одним из ведущих певчих  считался Даниил Крикун.  Обремененный семейными хлопотами, (он рано потерял жену, с которой прижил четырех детей), он не всегда  мог явиться на клирос во время праздничного богослужения. Об этом  становилось известно батюшке. За ним посылали нарочного с сообщением  выплатить  ему в этот день в качестве вознаграждения значительную сумму денег, так как без его голоса церковный хор «не звучал» Последним регентом церковного хора был Манченко Егор Яковлевич.                  

       Церковь была тем местом, куда шли не только послушать  проповедь, исповедаться, но и после службы несколько расслабиться: встретить родных и знакомых, посудачить, узнать новости, показать себя, да людей посмотреть.                                                                                                                                                 При церкви в 1890 году была открыта в селе   Красное     церковно-приходская школа. Давала она детям начальное образование. Вот что рассказывал житель слободы Лысенко Сергей Федорович: «Церковно-приходская школа, в которой я обучался грамоте, находилась в центре села, ниже дома священника Якова. Из 60 учеников в 1905 году было 10 девочек, т. к. многие в то время считалось  это занятие не для них. Основное внимание уделялось   Закону Божьему и церковно-славянскому языку. Помимо этих предметов, проводились уроки   русской истории, арифметики, чистописания.  Дисциплина была  строгая: за малейшую провинность, лень и неряшливость учителя  строго наказывала учеников, в том числе и физически».

        В 30-е годы в деревне проводится разрушение всего того, что на протяжении веков являлось основой нравственности, смыслом земного существования людей.    Была дана команда из центра  ускорить закрытие церквей, что, и было сделано в селе Красном в 1932 году.  К этому времени уже была проведена  значительная пропагандистская  и агитационная работа среди жителей слободы, их запугивание, и потому это событие не вызвало ярко выраженного  сопротивления со стороны прихожан, как это наблюдалось в других местах. Часть церковного имущества, наиболее ценного, была конфискована, а  другая – растащена или же припрятана отдельными прихожанами до лучших времен.   Священники Яков, Иван, Никифор оказались не у дел, усилилось гонение на них, и вскоре их лишили крова и имущества. Наиболее бойкий и острый на язык отец Иван был арестован и посажен в тюрьму. А его жена, прихватив с собой двух младших сыновей, спешно покинула село. Оставив старшего, шестилетнего Мишу, в  надежде, что добрые люди помогут ему. Этот мальчик, голодный и грязный, с посиневшими от стужи лицом и руками, в слезах бродил всю осень по селу в поисках милостыни и ночлега. Находились сердобольные люди, которые старались покормить  и обогреть его, дать ему временный приют. Но оставить его у себя хотя бы на несколько дней не решались: во-первых, лишний рот в семье, а во-вторых,  опасались таким поступком вызвать недовольство властей.

           К зиме мать объявилась и забрала его к себе в город Бирюч, где устроилась работать учительницей. И как ни трудно ей было в ту пору, она вырастила детей, поставила на ноги, но в Великую Отечественную войну двое из них погибли в боях за Родину.

          Закрытие церкви не означало, по мнению местных властей, конца борьбы атеизма с религией. Нужно было и дальше крушить все, что хотя бы в какой-то степени напоминало о прошлом.  Спустя три года после закрытия храма в слободе Красной было решено вовсе снести его. Из крепких, пропитанных сивухой мужиков создали бригаду, которая и приступила к разрушению храма.

           Так это величественное здание, построенное более полутора столетий назад, где людям вселялась вера, надежда, и любовь, где они искали защиту от всех напастей, а то и просто общались меж собой с праздником в душе, в мгновение ока превратилось в руины.  

 Остановка 3.  Родовое поместье Героя  Советского Союза Сорока И.Н.

В самом центре села, у дороги, еще три года назад стоял маленький домик. Здесь родился Сорока Иван Николаевич, тут прошли его детские и юношеские годы. Не каждое село может похвастаться тем, что в нем проживал или проживает Герой Советского Союза. Мы - красняне гордимся тем, что у нас в селе родился и вырос замечательный человек, патриот своей Родины, Герой Советского Союза Сорока Иван Николаевич.

 Родился он в 1916 году. Семья была из 8 человек, а мужиков было всего двое: отец и Ваня, поэтому отцу с матерью приходилось очень много работать, чтобы содержать большую семью.  В 1923 году, в 8 лет он пошёл в школу. С этих лет отец приобщал его к работе: ухаживать за домашними животными и приучал к столярному делу. Наступил 1929 год период начала коллективизации. Отец первым вступил в колхоз и считался лучшим специалистом по ремонту сельскохозяйственных машин и привлекал к работе с техникой своего сына Ивана. В школе Ваня учился хорошо, сначала был пионерским, а затем комсомольским вожаком.

В 1938 году поступил в 1-е Московское артиллерийское училище, которое он закончил с отличием в 1940 года.

Сейчас в селе проживает его родная сестра Сорока Мария Николаевна, а также много племянников.

                      Остановка 4. Бюст Героя Советского Союза  Сорока И.Н.

В 1941 году началась Великая Отечественная война  Сорока  Иван Николаевич получил боевое крещение в четвёртом часу утра 21 июня. В тяжелейших оборонительных боях 41-го года войска отошли к Москве. В битве за Москву он был ранен и находился на излечении в госпитале на Урале с ноября 1941 по февраль 1942 года. Затем  был направлен в Уральский военный округ и там получил назначение в новую формирующую часть в город Тюмень начальником разведки артиллерийского полка, а в марте 1942 снова выехал на фронт на Харьковское направление. Май месяц 1942 года. Сначала  удачные наступательные действия советских войск, а после под превосходящими силами врага в июне начали отходить к Валуйкам. Но врагу удалось совершить прорыв в направлении Воронежа и отход был перекрыт. С жесточайшими боями советские войска шли на Кубраки, Митрофановку, Кантемировку, Калач. Середина лета 1942 года- бои под Сталинградом. Вражеским танкам удалось советские войска  прижать к Волге. Находясь в труднейшем положении солдаты  поклялись отстоять Сталинград, и эту клятву сдержали. Несмотря на тяжелейшие трудности, враг был разбит и пленён, наша артиллерия перемолола всю его технику и живую силу. В этих боях Сорока Иван Николаевич был командиром батареи дивизиона и командовал штабом артиллерийского полка.

Лето 1943 года. После успешного сражения в Сталинграде соединения, в которых воевал Иван Николаевич перебрасывают на Курскую дугу. Снова родные места. Выгрузились в Валуйках и стали в оборону на Сев. Донце против Белгорода. Переменные бои в течении лета 1943г. Но вот наступило время жесточайшей схватки с тиграми, пантерами, фердинандами. 5-е июля 1943 года начало битвы на Курской дуге. Артиллерия с первого дня нанесла противнику такое поражение, при котором он потерял потенциальную силу.  Дивизион в первый день боя 5-го июля уничтожил 21 танк фашистов, 35 орудий врага и много пехоты.

После разгрома немцев на Курской дуге началось изгнание его с Советской земли.  Артиллерийский дивизион, которым командовал Сорока И.Н.  пошёл в преследование противника и имел задачу после взятия Харькова схода захватить переправы на р. Днепр. И в сентябре 1943 года юго-восточнее Кременчуга схода форсировали Днепр и создали плацдарм. Враг 17 дней пытался сбросить их в реку, но артиллеристы с пехотой выстояли.  За эти 17 дней отразили 70 танковых атак. За проявленную храбрость и отвагу при форсировании реки Днепр, завоевание и удержание плацдарма, Сорока И.Н. было присвоено звание Героя Советского Союза и ещё 4 его боевым товарищам.

Сорока И.Н. Освобождал Румынию, Венгрию. Участвовал в 1945 году во взятии Берлина и закончил войну на р.Эльба в звании майора. После войны командовал школой сержантского состава в Новосибирске, Калинине, служил в Белоруссии в десантных войсках. Закончил военную службу в звании полковника в должности райвоенкома в городе Минске. Имею награды: 5 орденов и 12 медалей.

Сорока Иван Николаевич проживал в Минске, часто приезжал на свою Родину, встречался с односельчанами, фронтовиками, беседовал с пионерами и комсомольцами нашей школы. Всем своим богатым жизненным опытом он воспитывал молодежь, чтобы они были достойными наследниками отцов.

В 1988 году его не стало. Но красняне его помнят и чтут о нём память. И когда стал вопрос о возведении бюста Героя Советского Союза Сороки И. Н., то многие жители пожертвовали свои сбережения на осуществление этого благородного дела. Школа тоже не осталась в стороне, заработав деньги в подшефном хозяйстве, учащиеся решили внести их в общую копилку. Было собрано 54 тысячи рублей, и белгородский скульптор Горин Дмитрий Фёдорович изготовил бюст Героя Советского Союза. 9 мая 2001 года в торжественной обстановке бюст был открыт. Так была увековечена память нашего земляка, патриота своей малой Родины Сороки И.Н

Остановка 5. Меловые обнажения – место произрастания сохранившихся с древности редких растений- кальцефилов.

Растительность Белгородской  области чрезвычайно интересна в научном плане, так как наряду с зональными типами растительности и типичными интразональными, область располагает уникальными реликтовыми сообществами.

Территория нашего края в результате эрозионных процессов покрыта густой сетью овражно – балочных систем с выходом на поверхность материнских пород (мел, мергель, известняк), разрушающихся из-за невысоких механических свойств. На меловых обнажениях за тысячи лет сформировалась своеобразная, сохранившаяся от доледниковой и ледниковой эпох растительность – кальцефилы.      Кальцефилы - виды растений, предпочитающие карбонатные почвы (произрастающие либо на почвах, подстилаемых карбонатной мореной, либо на участках с выходами известняков). Полагают, что флора меловых обнажений сохранилась в том первобытном виде, какой она была в послеледниковую тепло-сухую эпоху, наступившую непосредственно после отступления ледника от границ Белгородской области в более высокие широты.

Мел обладает высокой отражательной способностью (альбедо), поэтому кальцефилы вынуждены защищаться от избытка световой энергии. У одних видов в поверхностных тканях скапливаются экранизирующие защитные вещества в виде кристаллов щавелевокислого кальция, у других сильно развито опушение листьев и стеблей или прижаты к земле. Многие для охлаждения листовой пластинки выделяют эфирные масла.

В нашей местности произрастают такие растения меловых обнажений как: полынь беловойлочная, смолевка меловая, иссоп меловой, тимьян меловой (чабрец), норичник меловой.

Все они относятся к реликтовым растениям и находятся под охраной на федеральном и региональном уровне

Остановка №6. Сурок-байбак – акклиматизированное  животное нашего края.

В Алексеевском районе  сурок расселился сам из Луганской области Украины, занимая свободные территории овражно-балочной системы и возвышенные участки пойм рек. Небольшие колонии сурка байбака замечены в окрестностях сел Советское, Варваровка, Красное.

        Сурок байбак это -  грызун, весящий до 12 килограммов при росте 60-70 сантиметров. Вам приходилось их видеть хотя бы на фотографии? Посмотрите, такие симпатяги, особенно, когда стоят столбиком. Толстенькие,  пушистенькие,  лапки как-то трогательно свешивают - сама беззащитность.

        Сурок-байбак живёт в большой семье, семьи тоже друг от друга особо не отдаляются. Каждая из них занимает участок площадью до полутора гектаров. В местах, где неплохо с кормёжкой, сурки устраивают целые колонии. Их образ жизни так и называется - семейно-групповой. Сурки верные супруги, разлучает их только смерть.  А она чаще всего приходит к ним в молодом возрасте, до старости почти никто не доживает.   Вообще-то природой им  отпущен срок  жизни 10-12 лет. Семья сурка имеет две норы - зимовальную и летнюю выводковую с несколькими отнорками. Глубина норы может достигать пяти-семи метров, длина ходов - нескольких десятков метров.

          На семейном участке есть и другие норки - «кормовые», но они неглубокие, до трёх метров, лишь бы переждать опасность, если таковая возникнет во время кормёжки.  Время от времени то один, то другой сурок перестает кормиться, становится столбиком на задние лапы и зорко оглядывает окрестности. Завидев приближающуюся опасность, байбак издает звонкий свист, быстрыми движениями поворачивается на месте и, взмахнув хвостом, скрывается в норе. Услышав тревогу, другие сурки бросаются к норам, столбиками становятся на сурчинах и свистят. Скрывшись в норах, они через некоторое время снова осторожно вылезают на поверхность. На сурчинах обитаемых нор,  находятся утоптанные голые площадки, откуда сурки осматривают окрестности и где отдыхают в промежутках между кормежками.

         Динамика численности сурка в Белгородской области, к сожалению, не радует: 2009 год - 25940 особей, 2010 год -26200, а вот с 2011 года байбаков становится меньше, 2012 году  их осталось 22844 особей.   Со слов директора Алексеевского охотрыбнадзора известно только то, что  сурка байбака на территории района небольшое количество и охота на него запрещена. В других района Белгородской области ведется отстрел, но он строго лимитирован.

Остановка №7. Родник «Красные кони».

Цель: изучение и благоустройство родника  «Красные кони» и оценка значения для местных жителей.

Задачи:

- исследовать состояние родника (комплексное исследование), провести очистку его окрестности;

- составить паспорт родника;

- благоустроить территорию около родника;

- донести до сознания местных жителей необходимость сохранять родник в чистоте и порядке

«Род», «родители», «родня», «родной», «Родина», «родник» – эти слова имеют общий корень неслучайно. Они связывают людей одного рода, племени, местности. Они связывают людей и места, где они родились, выросли и пустили свои корни. А родники питали их своей живительной влагой, давали силы, оберегали. Родники считали святыми. 
           Но всё меняется… Современное поколение потребительски относится к запасам питьевой воды, думая, что они неисчерпаемы. Более того, люди загрязняют вокруг себя землю, водоемы, воздух – среду, без которой немыслима сама жизнь. Что это? Безответственность, безразличие, бездушие? Боюсь, скоро мы все останемся «без»… чего-то важного, необходимого. И чтобы сохранить в себе человечность, мы должны беречь все то, что нас окружает, прежде всего в том месте, где мы живем.

Родник «Красные кони» расположен на территории Красненского сельского поселения Алексеевского района Белгородской области, источник находится под охраной администрации Красненского сельского поселения. Географические координаты:50 градусов,21 минут, 30секунд северной широты; 38градусов,49 минут,45 секунд восточной долготы.

Сток родника осуществляется в приток реки Черная Калитва.

Рельеф в месте нахождения родника овражно-балочного типа. Сам родник берет начало в балке юго-восточной экспозиции, которая резко понижается.  

Влага по рельефу распределяется не равномерно: менее увлажнены склоны, по дну балки протекает родник, территория вокруг него заболочена.

Растительный мир представлен преобладающими по численности видами: мать-и-мачеха, хвощ полевой,  камыш  обыкновенный, мятлик болотный, молочай, лопух большой, ива козья, дудник болотный,  аир болотный, одуванчик обыкновенный.

Видовой состав животного мира соответствует водоему с чистой водой. Преобладаю по численности такие виды как: катушка, ручейники, паук – серебрянка.

Со слов старожилов родник был излюбленным местом отдыха пастухов, пасших домашний и колхозный скот. Отсюда и возникло название родника «Красные кони».

Остановка №8. Родник «Студеный».

Цель: изучение и благоустройство родника «Студеный» и оценка значения для местных жителей

Задачи:

- исследовать состояние родника (комплексное исследование), провести очистку его окрестности;

- составить паспорт родника;

- благоустроить территорию около родника;

- донести до сознания местных жителей необходимость сохранять родник в чистоте и порядке

Географические координаты:50 градусов,21 минут, 10секунд северной широты;

38градусов,49 минут,25 секунд восточной долготы.

Родник расположен на территории Красненского сельского поселения Алексеевского района Белгородской области, источник не охраняется.

 Сток родника осуществляется в приток реки Черная Калитва.

Рельеф в месте нахождения родника низинный (в пойме реки Черная Калитва).  

Влага по рельефу распределяется не равномерно: по мере удаления от истока родника она  уменьшается, территория вокруг него заболочена.

Растительный мир не разнообразен. Видовой состав представлен: лапчаткой  гусиной, подорожником большим, ромашкой непахучей, лопухом, мятликом болотным.

                 Животный мир по видовому составу не богат, преобладают комары, трубочники. На всей территории родника следы жизнедеятельности домашних гусей, уток, так как территория используется как место их выпаса.

Родник  славится своей холодной водой в любое время года.

Заключение.

                 На этом наша экскурсия подошла к концу. Надеемся, из нее вы почерпнули для себя что-то интересное и полезное. Мы попытались возродить память о прошлом села, о славных страницах его истории, о предках, о традициях нашей малой Родины, о возрождении родников. Поближе познакомились со знаменитыми людьми села. Пусть общение с природой нашей местности не омрачит Вам настроение.

Для того чтобы Вы долго помнили экскурсию, у Вас останется этот буклет-памятка. Дома еще раз мысленно пройдите по экскурсионному маршруту, вспомните свои впечатления.

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

- Что интересного узнали на экскурсии?

- Что понравилось?

- Что поразило или удивило?

- Что не понравилось?

- Что бы Вы предложили организаторам экскурсии?

Список литературы

1. ​ Кряженков А.Н. К-85 Алексеевка: Историческая хроника города и летопись района. – Белгород: Истоки, 1997.-224 с.

2.​ Кряженков А.Н. Памятные имена: Алексеевский биографический словарь /Белгород: Константа, 2008.-268с.

3.​ ​ Малина В.В.История села Красное. Белгород: «Крестьянское дело»,1998 г.,102 с.

 4.​ Практические работы школьников по экологии. Экологическое образование школьников.Г. Белгород, 1999 г,91 с.

5.Практические работы школьников по экологии.  Природные условия и экологические проблемы Белгородской области. Белгород, 1999 г

6.​  Присный А.В.- Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание /. Белгород,2004.-532с.

7. В. И. Чернявских. Растительный мир Белгородской области. Белгород, 2010 г,471 с.

Правила поведения во время экскурсии

Уважаемый экскурсант, в целях обеспечения безопасности, комфортности отдыха настоятельно просим Вас следовать правилам поведения во время экскурсии.

Правила поведения в автобусе во время проведения экскурсии

1. Экскурсанты обязаны бережно обращаться с имеющимся оборудованием салона автобуса.

2. Запрещается отвлекать водителя во время движения.

3. Посадка в автобус производится по приглашению экскурсовода и (или) сопровождающего лица.

4. Ручная кладь располагается в специально отведенном месте (под сиденьем, на верхней полке и др.). Запрещается располагать сумки или иные вещи в проходах. В целях безопасности проход должен быть свободным.

5. Во время движения автобуса не разрешается стоять или ходить по салону. Нельзя высовываться из окна или выставлять руки в окно.

6. При резком торможении необходимо держаться за поручни (подлокотники кресел).

7. Во время движения автобуса запрещается распивать любые напитки и кушать.

8. В случае появления признаков укачивания или тошноты необходимо сразу сообщить сопровождающему лицу или экскурсоводу.

9. Вставать с посадочных мест можно только после полной остановки автобуса или по разрешению сопровождающего лица либо экскурсовода.

10. Выходить из автобуса следует аккуратно по одному человеку.

11. Выход из автобуса производится через переднюю дверь. После выхода из автобуса следует собраться в указанном месте и следовать указаниям экскурсовода (сопровождающего лица).

12. При переходе через проезжую часть соблюдать правила дорожного движения, четко выполняя указания экскурсовода (сопровождающего лица). Нельзя самостоятельно выходить на проезжую часть и перебегать улицу!

Правила поведения во время пешеходных прогулок, экскурсий

1. К пешеходным экскурсиям допускаются экскурсанты в соответствующей форме одежды: закрытая удобная обувь, головной убор, при необходимости длинные брюки и рубашки (кофты) с длинными рукавами, солнцезащитные очки, крем от солнца, крем от укуса насекомых и т.д.

2. Старшим во время проведения экскурсии является экскурсовод. Необходимо строго выполнять указания экскурсовода, а также сопровождающих лиц.

3. Во время экскурсии следует находиться со своей экскурсионной группой. Не разрешается отходить от маршрута (тропы, дорожки), подходить к электропроводам, неогороженным краям оврагов, обрывов и т.д.

4. Необходимо своевременно сообщить сопровождающему лицу (экскурсоводу) об ухудшении состояния здоровья или травмах.

5. Не разрешается бегать по музею, трогать руками экспонаты, играть в подвижные игры, открывать двери служебных помещений.

6. Фото и видео съемка в музеях и местах, представляющих историческую и культурную ценность, осуществляется согласно правилам, установленным в каждом конкретном случае.

7. Следует уважительно относиться к местным традициям и обычаям, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры. По окончании экскурсии собраться в указанном месте и после объявления окончания экскурсии следовать указаниям своего сопровождающего лица.

8. Экскурсантам рекомендовано не оставлять свои вещи без присмотра на экскурсиях, в точках питания, в музее, в культурном центре т.п. После окончания экскурсии не забывать свои вещи в автобусе. Экскурсовод (сопровождающее лицо) не отвечает за сохранность личного имущества экскурсантов.

9. Экскурсант обязуется соблюдать и исполнять иные правила общественного поведения, техники безопасности, требования и инструкции сопровождающих лиц, экскурсоводов, водителей транспортных средств.

Не засоряйте маршруты, не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы.

​ С уважением относись ко всем животным, будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не ваша, а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.

​ По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.

Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект воспитательной работы 8 класса «В» «Открой свой мир»

В настоящее время огромное внимание в школах уделяется учебному процессу, формированию умений и навыков. Но порой, стремясь к постоянному улучшению результативности учебного процесса, мы забываем о са...

Открытый классный час "Открой свое сердце добру"

Открытый классный час "Открой свое сердце добру"...

Урок знаний "Открой свое сердце добру"

Урок знаний "Открой свое сердце добру"...

Методическая разработка классного часа «Открой свое сердце для доброты»

Методическая разработка классного часа  «Открой свое сердце для доброты»...

Семинар-практикум для воспитателей «Как открыть свой сайт в Интернет-сети»

Цель: Приобщить воспитателей к компьютерной грамотности....

Викторина "Открой свою Грецию"

Вопросы викторины с ответами....

Внеклассное мероприятие «Открой свое дело»

Внекласссное мероприятий по профлориентации...