Организация школьных проектов по экологии
статья по биологии на тему

В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей. автором предложены мероприятия по развитию познавательных навыков детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_proektnoy_deya-ti.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  школьных проектов по экологии

Что это за навыки нового века? Дело в том, что нашу жизнь все больше определяют современные компьютерные технологии, интернет, соцсети и прочий искусственный интеллект. Скоро учителя уже не смогут отличить, кто решил ту или иную задачку – сам ребенок или его смартфон?

В скором времени школа в том виде, в каком она есть сейчас, основанная на заучивании, не сможет продолжать свою деятельность. Две трети наших школьных методик уйдут в никуда.  Поэтому школа должна бороться за свое существование, предлагая то, что искусственный интеллект решить не сможет – это творчество, умение создавать проекты, базовые навыки в экономике, праве, компьютерной грамотности, обучение людей делать выбор и отвечать за него. Наше обучение по-прежнему направлено на индивидуальные достижения. Но во взрослой жизни человек почти никогда не работает один, и поиск партнеров для работы – это важнейшее умение.

Главная цель сегодняшнего образовательного процесса – уйти от понимания судьбы как рока, некой определенности, заранее данной, к пониманию судьбы как цели. И чтобы научить ребенка (и его родителей) этому, надо научить его осознавать свои сильные стороны, помочь сформулировать свою цель и научить его эту цель достигать, вложив в него соответствующие профессиональные навыки.

В таком понимании образования гораздо важнее не то, что учителя вложили ребенку в голову, а то, как он умеет применять на практике то, чему научился.

Проектная работа – одно из новых понятий, без которого школам не выжить. Но многие родители воспринимают такую учебу в штыки, мол, несерьезно это. Однако, за этим может стоять гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Школьные проекты -  очень интересная форма работы, внедряемая в школах в последнее время. Школьные проекты по экологической и естественнонаучной тематике могут и должны стать одной из форм образования в интересах устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития постоянно развивается и дополняется. На «Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию»  в Рио-де-Жанейро в 2012 году получила одобрение концепция, которая определяет устойчивое развитие как «развитие, которое отвечает потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности». Согласно биосферной концепции « устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы т.е. в условиях когда хозяйственная деятельность не влечет превышения допустимого порога  возмущения биосферы, или когда сохраняется такой объем естественной среды, который способен обеспечить устойчивость биосферы с включенной в нее хозяйственной деятельностью человека». Осознать проблему сохранения устойчивости биосферы школьник может, изучая влияние различных факторов на живые организмы при выполнении проектов. Для школьных проектов можно подобрать такие методики контроля качества окружающей среды, которые не потребуют серьезных материальных затрат  на дорогостоящее оборудование и реактивы. Например, экологический мониторинг. В экологическом мониторинге используют различные методы исследования. Среди них можно выделить наземные методы, к которым относят биологические (биоиндикационные) и физико-химические методы. Простейшие варианты наземных методов экологических исследования доступны в школьной практике по изучению природной среды свое местности.

Все перечисленные методики опробованы учащимися нашей школы.

Выполнение школьных проектов по экологической и естественнонаучной тематике должно помочь внести в сознание учащихся «идею ответственности» за качество окружающей среды, а также происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждает интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Список рекомендуемой литературы

1. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды . – М.: Изд-во МНЭПУ, 2015. – 468 с.

2. Ашихмина Т.Я. Комплексный экологический мониторинг региона. Киров: 2012. – 228 с.

3. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Просвещение 2005. – 684 с.

4. Розанов С.И. Общая экология. Учебник. СПб., Изд-во «Лань», 2016. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально - значимого проекта "ОТ экологии природы до экологии человека".

Экологическое образование и здоровье необходимо рассматривать как основу благополучия и успешного развития ребенка - подростка - взрослого человека. Цель проекта "От экологии природы до экологии челов...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках  общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - пе...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках  общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»...