Методы активного обучения на уроках биологии.
статья по биологии на тему

Разгуляева Анна Игоревна

В данной статье рассматривается возможность применения методов активного бучения на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение методов активного обучения на уроках биологии

«Страшная это опасность – безделие за  партой. Это развращает человека, морально калечит и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли…»             В.А. Сухомлинский

     Методы активного обучения являются эффективным средством развития творческого мышления школьников. Данная технология строится на основе увеличения познавательной активности, реализуемой через различные типы учебных ситуаций и через сочетание продуктивной и творческой деятельности ученика. Это позволяет  сформировать у учащихся умение принимать самостоятельные решения, отвечать за свою деятельность, осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях и применять навыки личностного общения.

      Процесс обучения биологии, отличается наличием разных форм и методов, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника и формировать творчески активную личность, при помощи различных МАО.

     Структура урока с применением методов активного обучения отличается от структуры традиционного урока.  Организация урока с применением МАО предполагает использование таких приемов преподавания, которые приводят к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и применение школьниками соответствующих методов учения. Среди методов активного обучения биологии можно выделить  такие активные формы, как: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок-конференция и урок-беседа.       Среди приемов обучения биологии можно выделить анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и дифференциация, применение эксперимента и использование наглядности. Это позволяет сформировать у школьника умения выделять главную мысль в учебном материале,  сравнивать, обобщать, рассуждать, не приводя к неосмысленному зазубриванию, перегрузкам памяти и потере интереса к обучению.

     Каждый урок должен быть направлен не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует интеллектуальному и творческому развитию. Именно реализация принципа активности в обучении, носит развивающий характер.

     Конечно, в настоящее время,  преподавание  сопряжено с большими трудностями. Это объясняется, во-первых, общим кризисным состоянием школы, резким снижением престижа знаний, образованности в стране, во-вторых, отрицательным вниманием ряда фактора, специфических именно для курса общей биологии: перегруженность содержания программы по этому предмету в сочетании с явной тенденцией сокращения на него часов повышает нагрузку на каждый урок и психику учеников; среди них тоже имеются неприлежные и невнимательные по биологии, особенно те, кто выбирает профессию, не связанную с ней. В связи с этим, учащиеся начинают испытывать затруднения в процессе учебной деятельности, как в школе, так и дома, при выполнении домашнего задания. Это отражается на их успеваемости, отношении к учебе, снижается познавательная активность и  уровень познавательной учебной деятельности.

Следовательно, при таких обстоятельствах от преподавателя общей биологии требуется большое педагогическое мастерство, умение завоевать и удерживать на уроках внимание учащихся и активизировать их.

        Безусловно, организация работы при помощи методов активного обучения требует большого количества времени. Однако, у этой технологии есть очевидные преимущества:

1) все дети, понимают, что могут использовать помощь учителя, поэтому появляется стремление совершенствовать свои знания и умения;

2) у учителя есть возможность выявить индивидуальные особенности

мыслительной деятельности каждого ученика;

3) школьник убеждается, что если будет внимательным, подумает и применит имеющиеся у него знания, то обязательно справится с заданием;

4) учитель направляет мысль ученика, помогая овладеть такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, синтез, обобщение. При этом школьник, который овладел этими мыслительными операциями, постепенно приобретает навык;

5) воспитываются ценные качества личности – способность к напряженному умственному труду, познавательная активность, творческий подход, самостоятельность в принятии решений, умение работать в команде, настойчивость.

          Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности, а главным образом -  о внутренней, мыслительной активности школьника,  о творческом мышлении.

Практическое использование методов проблемного обучения на уроках биологии показало, что учащимся нравятся нестандартные уроки, возможность самим формулировать вопросы и искать на них ответы. Во время подобных уроков ученики не боятся излагать свои мысли, они могут свободно рассуждать, в результате этого их познавательная активность возрастает. Учащиеся усваивают материал наиболее полно и с большей пользой для себя, ведь общение строится на диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Таким образом, применение методов активного обучения на уроках биологии, если они ориентированы на достижение конкретных целей и правильно организованы, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, повышает их познавательный интерес и активизирует работу всего класса в ходе образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод активного обучения на уроках технологии.

“Игра имеет важное значение в жизни ребенка,  каков ребенок в игре, таков во многом он   будет в работе, когда вырастет, поэтомувоспитание будущего деятеля происходит,...

Метод активного обучения на уроке английского языка

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях  деятельностного подхода.Для большинства школьников академическое обучение слишком абстрактно. Им нужно видеть, трог...

«Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся»

Педагогический опыт «Методы активного  обучения  на уроках  экономики  как средство формирования социальной  компетентности    учащихся» сформирован...

Формы работы и методы активного обучения на уроках истории.

Учебно-методическая публикация содержит описание форм и методов активного обучения на уроках истории....

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Применение кейсовых технологий. В кейсах используются ситуации – иллюстрации, ситуации – оценки, ситуации – упражнения....

Формы работы и методы активного обучения на уроках истории

Формы работы и методы активного обучения на уроках истории...

Представление педагогического опыта ""Кейс-технология - один из методов активного обучения на уроках физики".

Формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Данное утверждение...