Рабочая программа по биологии в 7 классе
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Фазулянова Луиза Икрамовна

Рабочая программа по биологии в 7 классе (2 часа в неделю) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7biol.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «НУРИНЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 БАЛТАСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

«Рассмотрено» и

«Обсуждено»

Руководитель ШМО

_______Л.И.Фазулянова

Протокол № 1 от

« 29»августа 2017 г.

«Согласовано»  

Заместитель директора школы по УР

_________Р.Х.Хабибуллина

« 31 » августа 2017 г.

            «Утверждаю»

     

            Директор школы

        _________А.Г.Сулейманов

   Приказ №     т «1» 09.2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»

 В 7 КЛАССЕ

 

Фазуляновой   Луизы   Икрамовны, учителя химии и

 биологии высшей   квалификационной   категории

        Принято на заседании педагогического совета,

протокол № 1     от 31.08.2017 г.

                               

 

2017 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»  В 7 КЛАССЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Познавательный интерес к естественным  наукам.
  • Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
  • Эстетическое восприятие живой природы
  • Образование знания о моральных нормах поведения в природе, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно ставить новые учебные  цели и задачи;
  • Самостоятельно анализировать текст, составить план работы на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;
  • Составление таблиц, определение последовательности действий при работе с учебником;
  • Составление плана лабораторной работы, прогнозирование результатов работы.
  • Развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя
  • Умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы

в план действий

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
  • Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;
  • Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты;
  • Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,

грамотно формулировать вопросы;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей.

  • Давать определение понятиям на основе изученного на различных

предметах учебного материала;

  • Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, умение работать с информацией, умение формулировать цель.

Коммуникативные УУД:

  • умение сотрудничать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;
  • умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга,

учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и

письменной формах

  • уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

ПРЕДМЕТНЫЕ 

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов животных) и процессов (рост, развитие, размножение);
  •  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

классификация — определение принадлежности животных  к определенной систематической группе;

•        объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на  таблицах органов животных ;

   •        сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

•        овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

•        освоение приемов оказания первой помощи при укусе ядовитых животных

•     овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ученик  научится:

• выделять существенные признаки животных и процессов, характерных для них;

• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных

 • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

 • осуществлять классификацию  животных на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп  животных на примерах сопоставления биологических объектов;

• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности животных организмов к среде обитания;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать  животные, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

 • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

 • описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;

Ученик получит возможность научиться:

 • находить информацию о  животных  в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

 • использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных;  уходом за домашними животными;

 • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

 • создавать собственные письменные и устные сообщения о  животных на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности  животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 7 КЛАССЕ

70 часов, 2 часа в неделю (1 час из части,    формируемой    участниками    образовательного процесса)

Учебник: В.В. Латюшин  «Биология: Животные», Казань, 2017 год

Введение (2 часа)

Общие сведения о животном мире. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. История развития зоологии.  Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

 

Раздел 1. Простейшие (2 часа)

Одноклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности Многообразие одноклеточных.  Роль одноклеточных в природе и жизни человека

Лабораторная работа

Изучение одноклеточных животных.

Раздел 2. Многоклеточные животные (37часа)

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Ткани, органы, системы органов.

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; особенности строения; значение в природе и жизни человека.

Кишечнополостные. Особенности строения, жизнедеятельности Многообразие кишечнополостных. гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.  

Черви.Тип плоские черви, многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение. Тип круглые черви. Класс нематоды. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Тип кольчатые черви. Класс многощетинковые черви.

 Класс малощетинковые черви. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие червей.

Моллюски. Общая характеристика типа моллюски. Особенности строения, жизнедеятельности. Многообразие моллюсков.  Класс брюхоногие моллюски. Класс

двустворчатые моллюски. Класс головоногие моллюски.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Членистоногие. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие членистоногих. Класс ракообразные. Класс паукообразные. Класс насекомые.

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

Отряд Перепончатокрылые Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Инстинкты. Пчеловодство Полезные насекомые. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.  

 Роль беспозвоночных в природе, их использование человеком, охрана

Хордовые. Общие признаки хордовых. Ланцетник. Рыбы. Особенности строения, жизнедеятельность. Многообразие рыб.  Хрящевые рыбы.   Костные рыбы.

Рыболовство и рыбоводство. Промысловые рыбы, их использование и охрана.

Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие, значение, охрана земноводных.

Пресмыкающиеся, среда обитания, образ жизни и поведение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение пресмыкающихся

 Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности.

Многообразие птиц. Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные. Отряды: Воробьинообразные, Голенастые (Аистообразные). Птицеводство Значение и охрана птиц.

Млекопитающие.  Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие млекопитающих. Подклассы Однопроходные, и Сумчатые,   Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые.Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучение строения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих

.Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (16 часов)

Животные.   Строение   животных.  Покровы тела. Опорно-двигательная система

Способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен

Органы пищеварения. Обмен веществ Органы кровообращения Кровь

Органы выделения Нервная система. Рефлекс. Инстинкт Поведение. Раздражимость.

Органы чувств. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных

Размножение, рост и развитие Способы размножения животных. Оплодотворение

Развитие животных  с превращением и без превращения

Периодизация и продолжительность жизни животных. 

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания.

 Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Раздел 6. Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. 

Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека  (5 часов)

Влияние деятельности человека на животных.

Сельскохозяйственные и домашние животные. Животноводство. Роль в природе, практическое значение и охрана позвоночных животных.

 Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Охрана редких и исчезающих видов животных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Наименование разделов и тем

КЭС

КПУ

Количество часов

Плановые  сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение

2

  1. 1

Общие сведения о животном мире. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура

3.4,2.6

2.11

1

  1. 2

История развития зоологии Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

3.4,2.6

2.11

1

Простейшие

2

  1. 3

Одноклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности

 Лабораторная работа1

Изучение одноклеточных животных

3.4,2.6

2.3.4,2.3.5

1

  1. 4

Многообразие одноклеточных. Роль одноклеточных в природе и жизни человека

3.4,2.6

2.3.4,2.3.5

1

Многоклеточные животные

37

  1. 5

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Ткани, органы, системы органов.

  1. 6

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; особенности строения; значение в природе и жизни человека.

3.4,2.6

2.3.4,2.3.5

1

  1. 7

Кишечнополостные. Особенности строения, жизнедеятельности

  1. 8

Многообразие кишечнополостных:

гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.

3.4.2.6

2.3.4,2.3.5

1

  1. 9

Черви.  Тип плоские черви, многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение

3.4,2.6

2.3.4,2.3.5

1

10

Тип круглые черви. Класс нематоды Меры предупреждения заражения паразитическими червями.

3.4,2.6

2.3.4,2.3.5

1

  1. 11

Тип кольчатые черви. Класс многощетинковые черви.

 3.4,2.6

2.3.4,2.3.5, 2.5

1

12

Тип Кольчатые черви: Класс малощетинковые черви.Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие червей.

Лабораторная работа 2.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

3.4,2.6

2.3.4,2.3.5, 2.5

1

  1. 13

Моллюски. Общая характеристика типа моллюски. Особенности строения, жизнедеятельности.

Лабораторная работа 3 Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

3.4

2.3.4,2.3.5, 2.5

1

  1. 14

 Многообразие моллюсков.  Класс брюхоногие моллюски. Класс двустворчатые моллюски. Класс головоногие моллюски.

3.4

2.3.4,2.3.5, 2.5

1

  1. 15

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

3.4

2.3.4,2.3.5, 2.5

1

  1. 16

Членистоногие. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие членистоногих.Класс ракообразные

3.4.2.6

2.5,2.6,3.4

1

  1. 17

Класс Паукообразные

.

3.4

2.5,2.6,3.4

1

  1. 18

Класс насекомые.

3.4

2.5,2.6,3.4

1

  1. 19

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

3.4

2.5,2.6,3.4

1

20

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

3.4,2.5

2.5,2.6,3.4

1

21

Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

2.5

2.5,2.6,3.4

1

22

Отряд Перепончатокрылые Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Инстинкты. Пчеловодство Полезные насекомые

2.5

2.5,2.6,3.4

1

23

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека  Лабораторная работа 4

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям

1

24

Хордовые. Общие признаки хордовых. Ланцетник.

3.4

2.3.4

1

25

. Рыбы. Особенности строения, жизнедеятельность.

Лабораторная работа 5.

Изучение строения рыб.

2.5

2.5,2.6

1

26

Многообразие рыб. Подкласс Хрящевые рыбы

2.5

2.5,2.6

1

27

Подкласс Костные рыбы

Рыболовство и рыбоводство. Промысловые рыбы, их использование и охрана.

2.5

2.5,2.6

1

28

Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности.

3.4,2.5

2.5,2.6

1

29

Многообразие, значение, охрана земноводных

3.4,2.5

2.5,2.6

  1. 30

Пресмыкающиеся, среда обитания, образ жизни и поведение, особенности строения и жизнедеятельности

3.4,2.5

2.5,2.6

1

31

Многообразие и значение пресмыкающихся.

2.5

2.5,2.6

1

32

Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности.

Лабораторная работа 6Изучение строения птиц.

3.4,2.5

2.3.4,2.3.5

1

  1. 33

Многообразие птиц. Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

2.5

3.4,2.5

1

34

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные Лабораторная работа 7. 

 Изучение строения куриного яйца.

2.5

3.4,2.5

1

35

Отряды: Воробьинообразные, Голенастые (Аистообразные).

Птицеводство Значение и охрана птиц.

2.5

3.4,2.5

1

36

Млекопитающие.  Особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа 8 Изучение строения млекопитающих

.3.4,2.5

3.4,2.5

1

37

Подклассы Однопроходные, и Сумчатые,   Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые.

1

38

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные.

2.3.4

3.4,2.5

1

39

Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

2.3.4

3.4,2.5

1

40

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы.

2.3.4

3.4,2.5

1

41

Обобщающий урок по теме

«Многоклеточные животные»

1.1.1,3.4

2.3.4,2.3.5, 2.5,2.6,3.4

1

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных

16

42

Животные.   Строение   животных.  

Покровы тела.

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

43

Опорно-двигательная система

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

6

44

Способы передвижения. Полости тела.

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

45

Органы дыхания и газообмен

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

46

Органы пищеварения.

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

47

Обмен веществ

.  

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

48

Органы кровообращения

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

49

Кровь

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

50

Органы выделения

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

4

  1. 51

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Поведение. Раздражимость.

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

52

Органы чувств. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

53

Размножение, рост и развитие

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

54

Способы размножения животных. Оплодотворение

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

55

Развитие животных  с превращением и без превращения

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

56

Периодизация и продолжительность жизни животных. 

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

57

Обобщающий урок «Эволюция строения и функций органов и их систем»

3.4,2.2

2.3.4,2.3.5

1

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4

58

Доказательства эволюции животных.

.3.5,2.2

2.3.4,2.3.5

1

59

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

3.5,2.2

2.3.4,2.3.5

1

60

Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания.

3.5,2.2

2.3.4,2.3.5

1

61

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

3.5,2.2

2.3.4,2.3.5

1

Биоценозы

4

62

Естественные и искусственные биоценозы

5.2

1.1.3, 1.22,2.1.1

1

63

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

5.1

1.1.3, 1.22,2.1.1

1

64

Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

5.1

1.1.3, 1.22,2.1.1

1

65

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза

.5.1

1.1.3, 1.22,2.1.1

1

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5

66

Влияние деятельности человека на животных.

2.2

2.3.4,2.3.5,2.5,2.6,3.4

1

67

Сельскохозяйственные и домашние животные. Животноводство  Профилактика заболеваний, вызываемых животными.

2.2

2.3.4,2.3.5,2.5,2.6,3.4

1

68

Роль в природе, практическое значение и охрана позвоночных животных.

Охрана редких и исчезающих видов животных.

5.3

2.3.4,2.3.5,2.5,2.6,3.4

1

69

Промежуточная аттестация

5.3

2.3.4,2.3.5,2.5,2.6,3.4

1

70

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....