Рабочая программа и КТП по биологии 10-11 кл
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) по теме

Габдрахманова Гузель Фаригатовна

УМК:Учебник: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин,

         

        Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10-11_rp_bio.doc37.66 КБ
Microsoft Office document icon 10-11_klass_ktp.doc33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея»

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______/Э.Т. Хакимуллина/

«__» ___________ 2017 г.

Зам. директора по НМР

_______/З.Т.Файрушина/

«__» ___________ 2017 г.

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

Протокол заседания  кафедры естественно-математического цикла

от «__» __________ 2017 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

от «31» августа 2017 г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Биология

Среднее общее образование: 10-11

Срок реализации: 2 года

Разработана на основе примерной программы основного общего образования Т.С. Кучменко, В.М. Констанинов, И.Н. Пономарева. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы. М.: Вентана-Граф,2008. – 176//

УМК:

10-11 класс: Учебник: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012,

Составитель: Габдрахманова Гузель Фаригатовна - учитель биологии и географии

2017 г

Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 класса.

В результате изучения биологии  в 10-11 классе ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная);сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  1. Содержание учебного предмета
  2. 10 класс

ВЕДЕНИЕ (1 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации. Биологические системы. Уровни организации живой природы. Методы познания живой природы

КЛЕТКА (15 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации. Строение молекулы белка.Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК. Строение клетки. Строение клеток прокариот и эукариот. Строение вируса. Хромосомы. Характеристика гена. Удвоение молекулы ДНК

  1. Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

ОРГАНИЗМ (23 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Половые клетки. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Гибридизация. Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

ВИД (20 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Образование новых видов в природе. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира. Редкие и исчезающие виды. Формы сохранности ископаемых растений и животных. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Происхождение человеческих рас.

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека

ЭКОСИСТЕМЫ (10 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации. Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Экосистема. Агроэкосистема. Биосфера. Круговорот углерода в биосфере. Биоразнообразие. Глобальные экологические проблемы. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Биосфера и человек. Заповедники и заказники России

  1. Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

ЭВОЛЮЦИЯ (20ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей.(5 ч)

Доказательства эволюции

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса.(8 ч)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле.(1 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле. (1 ч)

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека. (5 часов)

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Демонстрации. Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).

Лабораторные работы

  1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
  2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
  3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
  4. Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 ч)

Тема 15. Экосистемы. ( 7 часов)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы. (2 часа)

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу. (2 часа)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Демонстрации. Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».

Повторение пройденного материала (1 час).

  1. Содержание учебного предмета
  2. 11 класс

ЭВОЛЮЦИЯ (20ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей. (5 ч)

Доказательства эволюции

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса.(8 ч)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле.(1 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле. (1 ч)

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека. (5 часов)

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Демонстрации. Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).

Лабораторные работы

  1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
  2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
  3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
  4. Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 ч)

Тема 15. Экосистемы. ( 7 часов)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы. (2 часа)

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу. (2 часа)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Демонстрации. Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».

Повторение пройденного материала (1 час).

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

10 класс

п/п

Наименование темы

Всего часов

1

Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем (основные свойства живого).

1

2

Неорганические соединения

1

3

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

1

4

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

1

5

Строение и функции белков Лаб.раб.№ 1 «Изучение свойств биологических катализаторов»

1

6

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

1

7

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

8

Обобщение изученного материала по теме: «Химический состав клетки»

1

9

Зачет по теме «Химический состав клетки»

1

10

  1. Клеточная теория.

  1. 1

11

  1. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

  1. 1

12

  1. Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

  1. 1

13

  1. Строение клетки. ЭПС, Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения

  1. 1

14

  1. Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

  1. 1

15

  1. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток

  1. 1

16

  1. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Лаб.раб № 2 «Сравнения строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток».

  1. 1

17

  1. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

  1. 1

18

  1. Решение тестовых заданий и комбинированных задач по теме «Структура и функции клеток»

  1. 1

19

  1. Зачет по теме «Структура и функции клетки»

  1. 1

20

  1. Обмен веществ и энергии в клетке

  1. 1

21

  1. Энергетический обмен

  1. 1

22

  1. Питание клетки

  1. 1

23

  1. Автотрофное питание. Фотосинтез.

  1. 1

24

  1. Автотрофное питание. Хемосинтез

  1. 1

25

  1. Зачет по теме : «Обеспечение клеток энергией»

  1. 1

  1. 26

  1. Генетическая информация. Удвоение ДНК

  1. 1

  1. 27

  1. Образование иРНК по матрице ДНК. Генетический код.

  1. 1

  1. 28

  1. Биосинтез белка

  1. 1

  1. 29

  1. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

  1. 1

  1. 30

  1. Практическая работа № 1 «Решение задач по цитогенетике»

  1. 1

31

  1. Генная и клеточная инженерия

  1. 1

32

Зачет по теме: «Наследственная информация и реализация ее в клетке» 

  1. 1

33

  1. Митоз. Амитоз. Лаб. раб. № 3 «Изучение фаз митоза в корешках лука»

  1. 1

34

Бесполое и половое размножение

  1. 1

35

  1. Мейоз.

  1. 1

36

Практическая работа № 2 «Решение задач на определение числа хромосом и числа молекул ДНК»

  1. 1

37

Практическая работа № 3 «Решение задач на определение числа хромосом и числа молекул ДНК»

  1. 1

38

  1. Оплодотворение

  1. 1

39

  1. Практическая работа № 4 «Решение задач по цитогенетике»

  1. 1

40

  1. Обобщение изученного материала по теме: «Размножение организмов»

  1. 1

41

  1. Зачет по теме: «Размножение организмов»

  1. 1

42

  1. Онтогенез-индивидуальное развитие организма

  1. 1

43

  1. Индивидуальное развитие. Эмбриональный перид

  1. 1

44

  1. Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период

  1. 1

45

  1. Обобщение изученного материала по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организма»

  1. 1

46

  1. Зачет по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

  1. 1

47

  1. История развития генетики. Гибридологический метод.

  1. 1

48

  1. Закономерности наследования.  Моногибридное скрещивание.

  1. 1

49

  1. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

  1. 1

50

  1. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

  1. 1

51

  1. Практическая работа № 5 «Решение генетических задач на моногибридное и анализирующее скрещивание»

  1. 1

52

  1. Практическая работа № 6 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»

  1. 1

53

  1. Хромосомная теория наследственности

  1. 1

54

  1. Взаимодействие неаллельных генов

  1. 1

55

  1. Цитоплазматическая наследственность

  1. 1

56

  1. Генетическое определение пола

  1. 1

57

  1. Практическая работа № 7 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков»

  1. 1

58

  1. Модификационная и наследственная  изменчивость.

  1. 1

59

  1. Виды мутаций

  1. 1

60

  1. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

  1. 1

61

  1. Практическая работа № 8 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

  1. 1

62

  1. Обобщение изученного материала по теме: «Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости»

  1. 1

63

  1. Зачет по теме: «Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости»

  1. 1

64

  1. Одомашнивание как начальный этап селекции.

  1. 1

65

Методы современной селекции.

  1. 1

66

  1. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции

  1. 1

67

  1. Успехи селекции

  1. 1

68

  1. Обобщение изученного материала по теме: «Генетика и селекция»

  1. 1

69

Повторение и обобщение знаний по курсу «Общая биология».

  1. 1

70

Повторение пройденного материала

  1. 1

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

11 класс

п/п

Наименование темы

Всего часов

1

Возникновение и развитие эволюционных представлений

1

2

Ч.Дарвин и его теория происхождения видов

1

3

Доказательства эволюции.

1

4

Вид. Критерии вида. Популяция. Лабораторная работа №1. «Изучение морфологического критерия вида».

1

5

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

1

6

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

1

7

Дрейф генов и изоляция – факторы эволюционного процесса.

1

8

Приспособленность — результат действия факторов эволюции

Лабораторная работа №2. «Приспособленность организмов к среде обитания».

1

9

Видообразование

1

10

Основные направления эволюционного процесса

Лабораторная работа №3. «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)».

1

11

Зачет по теме «Механизмы эволюционного процесса»

1

12

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновении жизни.

1

13

Развитие жизни в архее и протерозое.

1

14

Развитие жизни в палеозое.

1

15

Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру.

1

16

Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.

1

17

Зачет по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

18

Ближайшие «родственники» человека среди животных

1

19

Основные этапы эволюции приматов

1

20

Первые представители рода Homo

1

21

Факторы эволюции человека

1

22

Зачет по теме «Происхождение человека»

1

23

Предмет экологии. Экологические факторы среды . Взаимодействие популяций разных видов

1

24

Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания.

1

25

Свойства экосистем .Смена экосистем .

1

26

Агроценозы.

1

27

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

1

28

Зачет по теме «Экосистемы»

1

29

Состав и функции биосферы

1

30

Биогеохимический круговорот веществ в биосфере.

1

31

Глобальные экологические проблемы в биосфере и возможные пути их решения

1

32

Общество и окружающая среда

1

33

Зачет по теме «Биосфера»

1

34

Контрольный тест по курсу общей биологии

1

35

Повторение пройденного материала

1

Тематическое планирование уроков биологии на учебный год является приложением к программе (Приложение 1 — 10 класс, Приложение 2 — 11 класс)




Предварительный просмотр:

Приложение 1

к рабочей программе по биологии,

утвержденной приказом

МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

от __ августа 2017 г. № _____

Тематическое планирование по биологии

 на 2017/2018 учебный год

10 класс

 

 

Количество часов в неделю -    2    

Количество часов в год -     70    

Учитель:   Г.Ф. Габдрахманова    

Планируемая дата

Фактическая дата

Темы уроков

Примечание

1

Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем (основные свойства живого).

Раздел I. Клетка — единица живого — 31 час

Глава I. Химический состав клетки. 8 ч

2

Неорганические соединения

3

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

4

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

5

Строение и функции белков Лаб.раб.№ 1 «Изучение свойств биологических катализаторов»

6

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

7

АТФ и другие органические соединения клетки.

8

Обобщение изученного материала по теме: «Химический состав клетки»

9

Зачет по теме «Химический состав клетки»

  1. Глава II. Структура и функции клетки. 10 ч

10

  1. Клеточная теория.

11

  1. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

12

  1. Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

13

  1. Строение клетки. ЭПС, Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения

14

  1. Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

15

  1. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток

16

  1. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Лаб.раб № 2 «Сравнения строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток».

17

  1. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

18

  1. Решение тестовых заданий и комбинированных задач по теме «Структура и функции клеток»

19

  1. Зачет по теме «Структура и функции клетки»

  1. Глава III. Обеспечение клеток энергией.  6 ч

20

  1. Обмен веществ и энергии в клетке

21

  1. Энергетический обмен

22

  1. Питание клетки

23

  1. Автотрофное питание. Фотосинтез.

24

  1. Автотрофное питание. Хемосинтез

25

  1. Зачет по теме : «Обеспечение клеток энергией»

  1. Глава IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке. 7 ч

  1. 26

  1. Генетическая информация. Удвоение ДНК

  1. 27

  1. Образование иРНК по матрице ДНК. Генетический код.

  1. 28

  1. Биосинтез белка

  1. 29

  1. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

  1. 30

  1. Практическая работа № 1 «Решение задач по цитогенетике»

31

  1. Генная и клеточная инженерия

32

Зачет по теме: «Наследственная информация и реализация ее в клетке» 

  1. Раздел II. Размножение и развитие организмов — 14 часов

ГлаваV. Размножение организмов.  9 ч.

33

  1. Митоз. Амитоз. Лаб. раб. № 3 «Изучение фаз митоза в корешках лука»

34

Бесполое и половое размножение

35

  1. Мейоз.

36

Практическая работа № 2 «Решение задач на определение числа хромосом и числа молекул ДНК»

37

Практическая работа № 3 «Решение задач на определение числа хромосом и числа молекул ДНК»

38

  1. Оплодотворение

39

  1. Практическая работа № 4 «Решение задач по цитогенетике»

40

  1. Обобщение изученного материала по теме: «Размножение организмов»

41

  1. Зачет по теме: «Размножение организмов»

  1. Глава VI. Индивидуальное развитие организмов. 5 ч.

42

  1. Онтогенез-индивидуальное развитие организма

43

  1. Индивидуальное развитие. Эмбриональный перид

44

  1. Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период

45

  1. Обобщение изученного материала по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организма»

46

  1. Зачет по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

  1. Раздел III. Основы генетики и селекции- 22 часа

  2. Глава VII. Основные закономерности явлений наследственности. 11  ч

47

  1. История развития генетики. Гибридологический метод.

48

  1. Закономерности наследования.  Моногибридное скрещивание.

49

  1. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

50

  1. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

51

  1. Практическая работа № 5 «Решение генетических задач на моногибридное и анализирующее скрещивание»

52

  1. Практическая работа № 6 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»

53

  1. Хромосомная теория наследственности

54

  1. Взаимодействие неаллельных генов

55

  1. Цитоплазматическая наследственность

56

  1. Генетическое определение пола

57

  1. Практическая работа № 7 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков»

  1. Глава VIII. Закономерности изменчивости. 6 ч.

58

  1. Модификационная и наследственная  изменчивость.

59

  1. Виды мутаций

60

  1. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

61

  1. Практическая работа № 8 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

62

  1. Обобщение изученного материала по теме: «Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости»

63

  1. Зачет по теме: «Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости»

Глава IX. Генетика и селекция. 5 ч.

64

  1. Одомашнивание как начальный этап селекции.

65

Методы современной селекции.

66

  1. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции

67

  1. Успехи селекции

68

  1. Обобщение изученного материала по теме: «Генетика и селекция»

69

Повторение и обобщение знаний по курсу «Общая биология».

70

Повторение пройденного материала

ИТОГО за год: 70 час., в т. ч. зачеты - 7 час.; лабораторные работы - 3 час.

Приложение 2

к рабочей программе по биологии,

утвержденной приказом

МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

от __ августа 2017 г. № _____

Тематическое планирование по биологии

на 2017/2018 учебный год

11 класс

 

 

Количество часов в неделю -    1    

Количество часов в год -     35    

Учитель:   Г.Ф. Габдрахманова    

Планируемая дата

Фактическая дата

Темы уроков

Примечание

Раздел IV. Эволюция - 20 ч

Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (4 часа)

1

Возникновение и развитие эволюционных представлений

2

Ч.Дарвин и его теория происхождения видов

3

Доказательства эволюции.

4

Вид. Критерии вида. Популяция. Лабораторная работа №1. «Изучение морфологического критерия вида».

Глава XI. Механизмы эволюционного процесса (7 часов)

5

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

6

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

7

Дрейф генов и изоляция – факторы эволюционного процесса.

8

Приспособленность — результат действия факторов эволюции

Лабораторная работа №2. «Приспособленность организмов к среде обитания».

9

Видообразование

10

Основные направления эволюционного процесса

Лабораторная работа №3. «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)».

11

Зачет по теме «Механизмы эволюционного процесса»

  1. Глава XII. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)

12

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновении жизни.

13

Развитие жизни в архее и протерозое.

14

Развитие жизни в палеозое.

15

Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру.

16

Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.

17

Зачет по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Глава Происхождение человека (5 часов)

18

Ближайшие «родственники» человека среди животных

19

Основные этапы эволюции приматов

20

Первые представители рода Homo

21

Факторы эволюции человека

22

Зачет по теме «Происхождение человека»

Раздел V. Основы экологии - 10 ч.

Глава XV. Экосистемы — 5 часов

23

Предмет экологии. Экологические факторы среды . Взаимодействие популяций разных видов

24

Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания.

25

Свойства экосистем .Смена экосистем .

26

Агроценозы.

27

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

28

Зачет по теме «Экосистемы»

Глава XVI. Биосфера. Охрана биосферы — 2 часа

29

Состав и функции биосферы

30

Биогеохимический круговорот веществ в биосфере.

Глава XVII. Влияние деятельности человека на биосферу — 3 часа

31

Глобальные экологические проблемы в биосфере и возможные пути их решения

32

Общество и окружающая среда

33

Зачет по теме «Биосфера»

34

Контрольный тест по курсу общей биологии

35

Повторение пройденного материала

ИТОГО за год: 35 час., в т. ч. зачеты - 5 час.; лабораторные работы - 3 час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...