Рабочая программа и КТП по биологии 8-9 кл
рабочая программа по биологии (8, 9 класс) по теме

Габдрахманова Гузель Фаригатовна

УМК: - Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учеб. для уч-ся общеобразоват. организаций/ А.Г..Драгомилов,

           Р.Д. Маш.- 4-е изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014. 

 

          - Каменский А. А., Криксунов Е.А.,.Пасечник В.В «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»:

            Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-9_rp_bio.doc42.51 КБ
Microsoft Office document icon 8_klass_ktp.doc25.36 КБ
Microsoft Office document icon 9_klass_ktp.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея»

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______/Э.Т. Хакимуллина/

«__» ___________ 2017 г.

Зам. директора по НМР

_______/З.Т.Файрушина/

«__» ___________ 2017 г.

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

Протокол заседания  кафедры естественно-математического цикла

от «__» __________ 2017 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

от «31» августа 2017 г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Биология

Основное общее образование:  8-9

Срок реализации: 2 года

Разработана на основе примерной программы основного общего образования Т.С. Кучменко, В.М. Констанинов, И.Н. Пономарева. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы. М.: Вентана-Граф,2008. – 176//

УМК:

8 класс: Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учеб. для  уч-ся общеобразоват. организаций/ А.Г..Драгомилов, Р.Д. Маш.- 4-е изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 288 с.:ил.

9 класс: .Каменский А. А., Криксунов Е.А.,.Пасечник В.В «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;

Составитель: Габдрахманова Гузель Фаригатовна - учитель биологии и географии

2017 г

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать / понимать:

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток организма человека;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

уметь:

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  2. изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  4. сравнивать биологические объекты;
  5. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
  6. проводить самостоятельный поиск  учебной информации в биологических словарях, справочниках и других информационных источниках;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  7. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха;
  8. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  9. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и  организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  2.  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,  дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

объяснять: 

  1. роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в  практической деятельности людей и самого ученика;
  2. родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере  сопоставления отдельных групп);
  3. роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи  организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;
  4. необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими  животными, место и роль человека в природе;
  5. взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от  состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать  биологические объекты и процессы: 

  1. ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
  2. рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
  • бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
  • животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей
  • среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
  • ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебного предмета

8 класс

Введение.

Биологическая и социальная природа человека. (1ч)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Её преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

Организм человека. Общий обзор- 5 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Опорно-двигательная система - 8 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Кровь и кровообращение -  9  часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Дыхательная система - 5 часов

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

Пищеварительная система - 7 часов

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

Обмен веществ и энергии. Витвмины- 3 часа

Обменные  процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Мочевыделительная система – 2 часа

 Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек.  Нефрон- функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение их заболеваний.  Гигиеническая оценка питьевой воды.

Кожа- 3 часа

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эндосперма, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи; их предупреждение и меры защиты от заражения. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Эндокринная система - 2 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Нервная система- 5 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг.  Отделы головного мозга.  Аналитико – синтетическая функция коры больших полушарий.

Органы чувств. Анализаторы - 5 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

Поведение и психика - 7 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

Индивидуальное развитие человека - 5 часов

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

Повторение -2 часа

Содержание учебного предмета

9 класс

Введение (1 час)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Раздел 1. Уровни организации живой природы (44)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (9 часов) 

Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.

Демонстрации: модель ДНК, тематические плакаты, образцы углеводов, липидов, витаминов. Схемы строения вирусов.

Практическая работа № 1 «Определение каталитической активности пероксидазы. Влияние амилазы слюны на крахмал»

Зачет по теме «Молекулярный уровень»

Тема 1.2. Клеточный уровень (13 часов)

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка». Видеоматериал «Синтез НК», «Синтез белков в клетке», «Фотосинтез». Портреты ученых.

Практическая работа № 2 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Практическая работа № 3 «Решение упражнений по цитогенетике»

Зачет по теме «Клеточный уровень»

Тема 1.3. Организменный  уровень (13 часов)

Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Деление клетки — основа размножения, рос та и развития организмовМитоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболеваний организмов Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гены и хромосомы. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная (наследственная и ненаследственная), изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления; живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров. Портреты ученых. Видеоматериал «Г. Мендель и его работы», «История селекции растений и животных».

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

Практическая работа № 4 «Составление простейших схем скрещивания»

Практическая работа № 5 «Решение генетических задач»

Зачет по теме «Организменный уровень»

Тема 1.4. Популяционно - видовой  уровень (2 часа)

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Демонстрации: схемы взаимодействий в природе, тематические плакаты. Видеоматериал о формах взаимодействия организмов в популяциях.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)

Сообщество. Экосистема, биогеоценоз. Природные экосистемы Башкортостана. Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Состав и структура сообщества.  Экосистемная организация живой природы. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Сукцессия и ее виды.

Демонстрации: тематические плакаты, иллюстрирующие структуру экосистем и роль живых организмов в них. Портреты ученых. Видеоматериал об особенностях жизни живых организмов в различных жизненных средах и климатических условиях. Схема сукцессионных рядов.

Практическая работа № 6 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Тема 1.6. Биосферный уровень (2  часа)

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России и РБ. Портреты ученых.

Раздел 2. Эволюция органического мира (13 часов)

Тема 2.1. Основы учения об эволюции (7 часов)

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.  Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Видеоматериал «Жизнь и деятельность Ч. Дарвина», «Борьба за существование».

Практическая работа № 7 «Решение задач по генетике популяций»

Зачет по теме «Основы учения об эволюции»

Тема 2.2.  Возникновение и развитие жизни на Земле  (6 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни: Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна;  Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира по эрам и периодам.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов. Видеоматериал о жизни в разные геологические эпохи.

Зачет по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Раздел 3.Основы экологии  (7 часов)

Тема 3.1. Организм и среда  (5 часов)

Экология как наука Среда — источник веществ, энергии и информации Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования.

Типы экологических взаимодействий. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция 

Демонстрации: схемы цепей питания, схемы структуры сообществ. Видеоматериал «Адаптации живых организмов, их относительность».

Практическая работа № 8 «Решение экологических задач»

Тема 3.2.  Биосфера и человек  (2 часа)

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Эволюция биосферы.

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. 

Демонстрации: тематические плакаты, модель биосферы. Видеоматериал о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу планеты.

Практическая работа № 8 «Решение экологических задач»

Повторение и обобщение знаний по курсу «Общая биология»

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

8 класс

п/п

Наименование темы

Всего часов

1

Введение: биологическая и социальная природа человека

1

2

Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе.

1

3

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность

1

4

Ткани

Лабораторная работа№1 « Просмотр под микроскопом тканей человека»

1

5

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции

1

6

Зачет по теме: «Организм человека. Общий обзор»

1

7

Скелет. Строение, состав и соединение костей

1

8

Скелет головы и туловища

1

9

Скелет конечностей

1

10

Первая помощь при травмах: растяжение связок, вывихах суставов, переломах костей

1

11

Мышцы. Лабораторная работа №2 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечно  - полосатой мышечной ткани»

1

12

Работа мышц

1

13

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

1

14

Зачет по теме:  «Опорно-двигательная система»

1

15

Внутренняя среда. Значение крови и её состав

1

16

Значение крови, ее состав

Лабораторная работа №3 « Сравнение крови человека с кровью лягушки»

1

17

Иммунитет

1

18

Тканевая совместимость и переливание крови

1

19

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

1

20

Движение лимфы

1

21

Движение крови по сосудам.  Регуляция работы сердца и сосудов

1

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях

1

23

Зачет по теме:  «Кровь и кровообращение»

1

24

Значение дыхания. Органы дыхания

1

25

Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лабораторная работа № 4« Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

26

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

1

27

Болезни органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания

1

28

Зачет по теме:  «Дыхательная система»

1

29

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества

1

30

Органы пищеварения

1

31

Зубы

1

32

Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Лабораторная работа№5» Ознакомление с действием слюны на крахмал»

1

33

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

34

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения

1

35

Зачет по теме:  «Пищеварительная система»

1

36

Обменные процессы в организме

1

37

Нормы питания

1

38

Витамины. Авитаминозы, их предупреждение и лечение

1

39

 Строение и функции почек

1

40

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1

41

Зачет по теме:  «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система»

1

42

Значение кожи и её строение

1

43

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи

1

44

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

1

45

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

1

46

Роль гормонов  в обмене веществ. Болезни, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции

1

47

Зачет по теме: «Кожа. Эндокринная система»

1

48

Значение, строение и функционирование нервной системы

1

49

Автономный (вегетативный) отдел  нервной системы.

1

50

Нейрогормональная регуляция.

1

51

Спинной мозг

1

52

Головной мозг

1

53

Зачет по теме:  «Нервная система»

1

54

Как действуют органы чувств и анализаторы

1

55

Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз

1

56

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

1

57

Орган осязания, обоняния, вкуса

1

58

Обобщение по теме: «Органы чувств»

1

59

Зачет по теме:  «Органы чувств. Анализаторы»

1

60

Врожденные  и приобретенные формы поведения

1

61

Биологические ритмы. Сон, его значение

1

62

Особенности высшей нервной деятельности.  Познавательные процессы

1

63

Воля и эмоции. Внимание.

1

64

Стадии работоспособности. Режим дня

1

65

Половая система человека

1

66

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

1

67

Внутриутробное развитие организма.. Развитие после рождения

1

68

О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности

1

69

Итоговая поверочная работа

1

70

Повторение пройденного материала

1

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

9 класс

п/п

Наименование темы

Всего часов

1.

Биология как наука и ее методы исследования

1

2.

Молекулярный уровень: общая характеристика

1

3.

Углеводы

1

4.

Липиды

1

5.

Состав и строение белков.

1

6

Функции белков

1

7

Нуклеиновые кислоты.

1

8

АТФ и другие органические соединения клетки

1

9

Биологические катализаторы

1

10

Вирусы. Семинар «Биологические вирусы. Эпидемии нашего времени»

1

11

Практическая работа № 1.  «Определение каталитической активности пероксидазы. Влияние амилазы слюны на крахмал»

1

12

Зачет по теме «Молекулярный уровень»

1

13

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

1

14

Ядро

1

15

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

1

16

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1

17

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1

18

Практическая работа № 2.  «Сравнение строения клеток растений и животных»

1

19

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

1

20

Энергетический обмен в клетке

1

21

Питание клетки. Гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез

1

22

Синтез белков в клетке

1

23

Практическая работа № 3.  «Решение упражнений по цитогенетике»

1

24

Деление клетки. Митоз

1

25

Зачет по теме «Клеточный уровень»

1

26

Бесполое и половое размножение организмов

1

27

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

28

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

1

29

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

1

30

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

1

31

Практическая работа № 4.  «Составление простейших схем скрещивания»

1

32

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест

1

33

Взаимодействие генов

1

34

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

1

35

Практическая работа № 5.  «Решение генетических задач»

1

36

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость

1

37

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов - Семинар

1

38

Зачет по теме «Организменный уровень»

1

39

Критерии вида. Популяции

1

40

Биологическая классификация

1

41

Сообщество. Экосистема, биогеоценоз. Природные экосистемы Башкортостана - Семинар

1

42

Состав и структура сообщества

1

43

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества

1

44

Саморазвитие экосистемы

1

45

Практическая работа № 6.  «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1

46

Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов

1

47

Круговорот веществ в биосфере

1

48

Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин.

Семинар «Жизнь и деятельность Ч.Дарвина»

1

49

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение

1

50

Практическая работа № 7.  «Решение задач по генетике популяций»

1

51

Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора

1

52

Изолирующие механизмы. Видообразование

1

53

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции

1

54

Зачет по теме «Основы учения об эволюции»

1

55

Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна

1

56

Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле

1

57

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни

1

58

Развитие жизни в протерозое и палеозое

1

59

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

60

Зачет по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

61

Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм

1

62

Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования

1

63

Межвидовые отношения организмов

1

64

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция

1

65

Практическая работа № 8.  «Решение экологических задач»

1

66

Эволюция биосферы

1

67

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования - Семинар

1

68

Повторение и обобщение знаний по курсу «Общая биология».

1

Тематическое планирование уроков биологии на учебный год является приложением к программе (Приложение 1 — 8 класс, Приложение 2 — 9 класс)




Предварительный просмотр:

Приложение  1

к рабочей программе по биологии,

утвержденной приказом

МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

от __ августа 2017 г. № _____

Тематическое планирование по биологии

 на 2017/2018 учебный год

8 класс

Количество часов в неделю -      2      

Количество часов в год -    70      

Учитель:     Г.Ф. Габдрахманова      

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Тема урока

Примечание

Введение(1 час)

1

Введение: биологическая и социальная природа человека

Раздел 1. Организм человека. Общий обзор (5 часов)

2

Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе.

3

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность

4

Ткани

Лабораторная работа№1 « Просмотр под микроскопом тканей человека»

5

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции

6

Зачет по теме: «Организм человека. Общий обзор»

Раздел 2. Опорно-двигательная система (8 часов)

7

Скелет. Строение, состав и соединение костей

8

Скелет головы и туловища

9

Скелет конечностей

10

Первая помощь при травмах: растяжение связок, вывихах суставов, переломах костей

11

Мышцы. Лабораторная работа №2 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечно  - полосатой мышечной ткани»

12

Работа мышц

13

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

14

Зачет по теме:  «Опорно-двигательная система»

Раздел 3. Кровь и кровообращение(9 часов)

15

Внутренняя среда. Значение крови и её состав

16

Значение крови, ее состав

Лабораторная работа №3 « Сравнение крови человека с кровью лягушки»

17

Иммунитет

18

Тканевая совместимость и переливание крови

19

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

20

Движение лимфы

21

Движение крови по сосудам.  Регуляция работы сердца и сосудов

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях

23

Зачет по теме:  «Кровь и кровообращение»

Раздел 4. Дыхательная система (5 час)

24

Значение дыхания. Органы дыхания

25

Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лабораторная работа № 4« Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

26

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

27

Болезни органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания

28

Зачет по теме:  «Дыхательная система»

Раздел 5. Пищеварительная система (7часов)

29

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества

30

Органы пищеварения

31

Зубы

32

Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Лабораторная работа№5» Ознакомление с действием слюны на крахмал»

33

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

34

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения

35

Зачет по теме:  «Пищеварительная система»

Раздел 6. Обмен веществ и энергии ( 3 часа)

36

Обменные процессы в организме

37

Нормы питания

38

Витамины. Авитаминозы, их предупреждение и лечение

Раздел 7. Мочевыделительная система (3 часа)

39

 Строение и функции почек

40

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

41

Зачет по теме:  «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система»

Раздел 8. Кожа (3 часа)

42

Значение кожи и её строение

43

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи

44

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

Раздел 9. Эндокринная система (3 часа)

45

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

46

Роль гормонов  в обмене веществ. Болезни, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции

47

Зачет по теме: «Кожа. Эндокринная система»

Раздел 10. Нервная система (6часов)

48

Значение, строение и функционирование нервной системы

49

Автономный (вегетативный) отдел  нервной системы.

50

Нейрогормональная регуляция.

51

Спинной мозг

52

Головной мозг

53

Зачет по теме:  «Нервная система»

Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

54

Как действуют органы чувств и анализаторы

55

Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз

56

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

57

Орган осязания, обоняния, вкуса

58

Обобщение по теме: «Органы чувств»

59

Зачет по теме:  «Органы чувств. Анализаторы»

Раздел 12.  Поведение и психика (6часов)

60

Врожденные  и приобретенные формы поведения

61

Биологические ритмы. Сон, его значение

62

Особенности высшей нервной деятельности.  Познавательные процессы

63

Воля и эмоции. Внимание.

64

Стадии работоспособности. Режим дня

Раздел 13. Индивидуальное развитие организма(4 часа)

65

Половая система человека

66

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

67

Внутриутробное развитие организма.. Развитие после рождения

68

О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности

69

Итоговая поверочная работа

70

Повторение пройденного материала

ИТОГО за год: 70 час., в т. ч. зачеты - 9 час.; лабораторные работы - 5 час. и т.д.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

к рабочей программе по биологии,

утвержденной приказом

МБОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

от __ августа 2017 г. № _____

Тематическое планирование по биологии

 на 2017/2018 учебный год

9 класс

Количество часов в неделю -      2      

Количество часов в год -      68      

Учитель:     Г.Ф. Габдрахманова      

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Тема урока

Примечание

1.

Биология как наука и ее методы исследования

Раздел № 1. Уровни организации живой природы (44ч)

Глава №1. Молекулярный уровень (ч)

2.

Молекулярный уровень: общая характеристика

3.

Углеводы

4.

Липиды

5.

Состав и строение белков.

6

Функции белков

7

Нуклеиновые кислоты.

8

АТФ и другие органические соединения клетки

9

Биологические катализаторы

10

Вирусы. Семинар «Биологические вирусы. Эпидемии нашего времени»

11

Практическая работа № 1.  «Определение каталитической активности пероксидазы. Влияние амилазы слюны на крахмал»

12

Зачет по теме «Молекулярный уровень»

Глава № 2. Клеточный уровень (13ч)

13

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках.

14

Клеточная мембрана Ядро

15

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

16

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

17

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

18

Практическая работа № 2.  «Сравнение строения клеток растений и животных»

19

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм


20

Энергетический обмен в клетке

21

Питание клетки. Гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез

22

Синтез белков в клетке

23

Практическая работа № 3.  «Решение упражнений по цитогенетике»

 

24

Деление клетки. Митоз

25

Зачет по теме «Клеточный уровень»

Глава № 3. Организменный уровень (12ч)

26

Бесполое и половое размножение организмов

27

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

28

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

29

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

30

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

31

Практическая работа № 4.  «Составление простейших схем скрещивания»

32

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест

33

Взаимодействие генов

34

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

35

Практическая работа № 5.  «Решение генетических задач»

 

36

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость

 

37

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов - Семинар

38

Зачет по теме «Организменный уровень»

Глава № 4. Популяционно-видовой уровень (2ч)

39

Критерии вида. Популяции

40

Биологическая классификация

Глава № 5. Экосистемный уровень (5ч)

41

Сообщество. Экосистема, биогеоценоз. Природные экосистемы Башкортостана - Семинар

42

Состав и структура сообщества

43

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества

44

Саморазвитие экосистемы

45

Практическая работа № 6.  «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Глава № 6. Биосферный уровень (2ч)

46

Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов

47

Круговорот веществ в биосфере

Раздел № 2. Эволюция органического мира (13ч)

Глава № 7. Основы учения об эволюции (7ч)

48

Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин.

Семинар «Жизнь и деятельность Ч.Дарвина»

49

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение

50

Практическая работа № 7.  «Решение задач по генетике популяций»

51

Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора

52

Изолирующие механизмы. Видообразование

53

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции

54

Зачет по теме «Основы учения об эволюции»

Глава № 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6ч)

55

Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна

 

56

Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле

57

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни

58

Развитие жизни в протерозое и палеозое

59

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

60

Зачет по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Раздел № 3. Основы экологии (7ч)

Глава № 9. Организм и среда (5ч)

61

Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм

62

Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования

63

Межвидовые отношения организмов

64

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция

65

Практическая работа № 8.  «Решение экологических задач»

Глава № 10. Биосфера и человек (2ч)

66

Эволюция биосферы

67

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования - Семинар

68

Повторение и обобщение знаний по курсу «Общая биология».

ИТОГО за год: 68 час., в т. ч. зачеты - 5 час.; практические работы - 8 час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...