Пищеварение в ротовой полости.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Деганова Вера Викторовна

Урок биологии в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx88.11 КБ
Файл k_uroku.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии. 8а класс. 30.01.2018 год.

Тема: «Пищеварение в ротовой полости»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический.

Оборудование: компьютер,  презентация, видео; толковые словари; песочные часы; таблицы «Схема строения органов пищеварения», макет  «Зуб»; накрахмаленный бинт, стаканчики со слабым раствором йода, ватные палочки, пинцеты, кусочки хлеба, лимон на блюдце;  

Цель урока:

Образовательная: обеспечить усвоение знаний о:

  • механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
  • свойствах ферментов;
  • рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
  • строении и типах зубов.

Развивающая: продолжить работу над формированием у учащихся:

  • навыков частично-поисковой деятельности;
  •  умение применять полученные знания в собственной жизни;
  •  развитие познавательного интереса к предмету 

Воспитательная:

  • воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
  •  формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;

Задачи урока: 
Образовательные: 

  • научить применять полученные знания в повседневной жизни; 
  • систематизировать знания о пищеварении в ротовой полости; 

Развивающие: 

  • развивать  логическое мышление; 
  • продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками; 
  • развивать практические навыки и умение делать выводы; 
  • научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать. 

Воспитательные: 

  • развивать интерес к знаниям; 
  • развивать культуру общения;
  • создавать  условия для эмоционально  приятной интеллектуальной деятельности учеников;
  •  показать значимость биологических знаний; 
  • развивать познавательную  активность , формирование информационной культуры; 
  • создавать на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов; 
  • формировать коммуникативную компетентность и толерантность; 
  • создавать психологически комфортную  среду: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения. 

Ход урока:

Организационный момент:

Слайд 2

- Здравствуйте, дорогие учащиеся, уважаемые члены жюри! Меня зовут Вера Викторовна. Я учитель биологии, приехала к вам с Изобильной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза В.Александрова. Очень рада всех видеть. Пожалуйста, садитесь.

Сегодня мы будем  работать в парах, в группах и поэтому вы сидите так: стол №1, №2, №3. Сегодня очень важно, чтобы мы с вами установили некую обратную связь. Давайте сделаем так: я сделаю хлопок, а вы данный хлопок должны повторить синхронно. Нужно сделать паузу и всем вместе хлопнуть. Это важно, потому что после хлопка для вас будет какая - то информация.

Мотивация

-Итак, начинаем!

Слайд 3

-Хотелось бы начать урок со слов Теодора Эустона:  «Мы живем в мире, где люди хорошо знают устройство автомобиля и компьютера, но плохо знают об устройстве своего организма…»

Актуализация знаний

 Слайд 4

-Съедая бутерброд или вкусное пирожное, мы даже не подозреваем, какой длительный и  долгий путь проделывает пища в организме.

-Скажите, пожалуйста: с чего начинается путь пищи? (Ротовая полость).

Работа со словарями 

(Найти термин «Пищеварение»)

-Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Пищеварение в ротовой полости).

-Запишем тему урока в маршрутный лист.

-Давайте вспомним, какие органы ротовой полости мы знаем.

(Язык, зубы, губы, щеки, слюнные железы, нёбо)

-Проверим, правильно ли вы назвали органы, просмотрев фильм. И ещё из фильма нужно узнать, каковы функции органов.

Просмотр фильма «Ротовая полость».

Один учащийся работает у доски.

-Сопоставить органы и функции. (1идет к доске)

Зубы – измельчают (пищу)

Слюнные железы - выделяют (слюну)

Щёки – ограничивают (ротовую полость)

Губы – ощущают (температуру)

Язык – распознаёт (пищу)

Нёбо – разделяет (носовую и ротовую полость)

Записываем всё в маршрутный лист

-Давайте подумаем! Из всех ротовых органов есть органы, которые выполняют основную нагрузку пищеварения в ротовой полости. Этих органов большинство. (Зубы)

-Что им помогает выполнять основную нагрузку? (Мышцы, строение зубов).

-Давайте посмотрим, какое строение имеет зуб.

-Объяснение «Строение зуба» (3мин.)

-В опорном листе есть задание «Строение зуба» - выполняем. Обмениваемся с соседом, открываем учебник с.175, взяли карандаш в руки и проверяем. Поднимите указатель у кого 1 ошибка, у кого 2.

-Возвращаемся к нашей схеме! Из всех органов, которые мы перечислили, есть орган, который выделен другим цветом. Что это за орган? Как вы думаете, почему его выделили другим цветом? Подсказка: наша цель была перечислить органы ротовой полости. (Слюнные железы расположены  за пределами ротовой полости)

-А зачем мы их тогда назвали, и сделали это совершенно верно? (Секрет слюнных желёз выделяется в ротовую полость)

- Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен.

-Для чего выделяется слюна? (делает пищу мягкой, проходимой)

-Давайте посмотрим состав слюны.

Слайд 5

 98%-вода и 2% слизи - смесь муцина (обеззараживает пищу) и амилазы.

-Какие вещества называются и имеют окончание аза. (Ферменты)

-Какую может выполнять функцию амилаза? Подсказка: амилаз – крахмал. (Расщепление крахмала).

-А крахмал - это сложный углевод.

- Давайте подумаем, какие 2 вида обработки претерпевает пища (измельчение, пережевывание, смачивание). А если сгруппировать в 2 группы то получится… (механическая и химическая обработка пищи)

-Т.е. наша ротовая полость – это лаборатория. Что бы подтвердить это. Я предлагаю вам и уважаемому жюри провести лабораторную работу.

-Скажите, пожалуйста, чему будет посвящена лабораторная работа «Действие слюны на крахмал». У вас на столах инструктажи. Цель этой работы? Что значит накрахмаленный бинт?

-Вывод л.работы: реакция показывает, что под действием фермента слюны амилазы, крахмал расщепляется до глюкозы.

Работа в парах. Задание по карточкам: составить схему, которая характеризует пищеварение в ротовой полости.

- Скажите, пожалуйста, для чего я вам раздаю кусочки хлеба? (Для опыта)

-Проверим, как все это происходит в действительности, в ротовой полости. Возьмите в рот кусочек хлеба и жуйте его, долго, не проглатывая. Почувствуйте, как меняется структура хлеба, вкус. (Становится не таким структурированным и слаще, потому что глюкоза выделяется из крахмала)

Сделайте вывод. Насколько важен процесс пищеварения в ротовой полости? (Для безопасности, во – вторых, углеводы расщепляются только в ротовой полости, а углеводы нужны для энергии нашего организма).

 Слайд 6

-Старинная индийская притча "Бог при рождении каждого человека отмеряет ему такое количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет"

Выставление оценок: Хотелось бы отметить следующих учащихся:______________5, с мизерными недочётами____________-4

 Слайд 7

Домашнее задание:

1. Прочитать текст учебника с. 174-177

2. Ответить на вопрос: почему во время еды не рекомендуется разговаривать?

3. Составить в паре с другом памятку о гигиене зубов (Уход за зубами)

4. Напишите мне сообщение на сайт https://nsportal.ru/deganova-vera-viktorovna, что означают в теме: «Пищеварение в ротовой полости» цифры: 4, 6, 2, 4, 32, 6-7,7-8 ,98-99, 9000.

-Знать  строение человека очень нужно, так эволюционно сложилось, что нет ничего лишнего. Всё работает как единое целое, что бы это знать и понимать, вам нужно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, вести правильный образ жизни, вести правильное питание, доброе отношение к людям. Помните об этом каждый день, каждый час, каждую минуту.

 Слайд 8

Спасибо за урок!

Лабораторная работа: «Действие слюны на углевод крахмал»

Оборудование:  Кусочки накрахмаленного бинта, йодная вода в стакане    

              

Цель: Показать, что фермент слюны амилаза способен расщеплять крахмал.

Пояснение: Известно, что крахмал с йодом дает  интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он расщепляется до глюкозы, которая не дает синей окраски при соединении с йодом.

Ход работы:


1.На накрахмаленный бинт нанесите любой рисунок (точка, звёздочка, галочка) с помощи ватной палочки, смочённой в слюне.

2. Держа пинцетом, согрейте своим дыханием, ваш рисунок.

3.  Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.


Участки, где остался   крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми. Под действием фермента слюны амилазы произошло расщепление крахмала до глюкозы, которая под действием йода  не дает синего окрашивания.

Вывод:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок биологии. 8а класс. 30.01.2018 год.

Маршрутный лист по биологии

Ф.И.______________________________________________________________________

Тема урока:_______________________________________________________________

«Органы ротовой полости»

        

        

«Строение зуба»

1.эмаль

4.Дентин

7. Нерв

2.Корень

5. Коронка

8. Кровеносные сосуды

3. Пульпа

6.Десна

Домашнее задание:

1. Прочитать текст с. 174-177

2. Ответить на вопрос: почему во время еды не рекомендуется разговаривать?

3. Составить в паре с другом памятку о гигиене зубов (Уход за зубами)

4. Напишите мне сообщение на сайт https://nsportal.ru/deganova-vera-viktorovna, что означают в теме: «Пищеварение в ротовой полости» цифры: 4, 6, 2, 4, 32, 6-7,7-8 ,98-99, 9000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Пищеварение в ротовой полости. 30.01.2018 год

Слайд 2

Деганова Вера Викторовна , учитель биологии I кв. категории, МОБУ «Изобильная СОШ»

Слайд 3

«Мы живем в мире, где люди хорошо знают устройство автомобиля и компьютера, но плохо знают об устройстве своего организма…» Теодор Эустон

Слайд 5

Состав слюны ( 98-99% ) 2% Вода Муцин Лизоцим Ферменты

Слайд 6

Старинная индийская притча «Бог при рождении каждого человека отмеряет ему такое количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрёт»

Слайд 7

Домашнее задание: 1.Прочитать текст учебника с. 174-177 2 . Ответить на вопрос : почему во время еды не рекомендуется разговаривать? 3 . Составить в паре с другом памятку о гигиене зубов. 4 . Напи сать мне сообщение на сайт https://nsportal.ru/deganova-vera-viktorovna , что означают в теме: «Пищеварение в ротовой полости» цифры: 4, 6, 2, 4, 32, 6-7,7-8 ,98-99, 9000.

Слайд 8

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"

План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Пищеварение в ротовой полости

В данный урок входят: - презентация (4 слайда); - тренинги  (для самостоятельной работы учащихся, а так же для проверки знаний); - тесты....

конспект и презентация к уроку "Пищеварение в ротовой полости"

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли фермен...

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...