РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Рабочая программа 6 класса Сонин 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_6_klass_2015-16_g.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налимская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено:

на заседании методического объединения

учителей точного цикла МБОУ Налимская СОШ

протокол №___________

от «_____» сентября 2015 г.

руководитель МО

_________________/В.И. Еремеева/

Согласовано:

Зам. Директора по УВР МБОУ Налимская СОШ

____________________/С.А.Бережнова/

«_____» сентября 2015 г.

Утверждено: директор МБОУ Налимская СОШ

________________/Л.Е.Бубякина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

на 2015-2016 учебный год

6 класс

составитель: учитель биологии и химии

МБОУ «Налимская СОШ»

Винокуров Иннокентий Владимирович

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2010), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

        Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, всего 34 часа в году.

Основные цели и задачи  курса

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности, и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить биологические эксперименты.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природе; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

        Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

          Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психическими установками, к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

При разработке программы учитывались психолого- педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся, уровень предшествующей подготовки по природоведению. Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. На изучение этого курса отводится 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Программа имеет следующие разделы:

- Строение и свойства живых организмов (11 часов).

- Жизнедеятельность организма (20 часов).

- Организм и среда (2 часа).

- Обобщение (1 час)

Содержание курса

Раздел 1.

Строение и свойства живых организмов

(11 часов)

Тема: Основные свойства живых организмов (1час).

    Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение и размножение.

Тема: Строение растительной и животной клеток (2часа)

    Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторная работа: строение клеток лука.

Тема: Химический состав клеток (1 ч).

    Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, их роль в клетке. Лабораторные работа Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тема: Ткани растений и животных (2 ч)

Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы  тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения. Типы  тканей животных (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их строение и функции. Лабораторная работа ткани животных

Тема: Органы и системы органов (4 ч)

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Строение растительного организма: органы. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Строение растительного организма: органы. Цветок его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения. Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная), их строение и функции. Лабораторные работы: строение корневых систем, строение и расположение почек, распознавание органов у животных.

Тема: Растения и животные как целостные организмы (1ч)

Растение – целостный организм. Животные- целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (20 часа)

Тема: Питание и пищеварение (4 ч)

Сущность понятия питания. Особенности питания  растительного организма. Жизнедеятельность растений: питание (почвенное –минеральное, воздушное - фотосинтез). Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды,; симбионты, паразиты. Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты. Пищеварение у разных групп животных. Лабораторная работа: действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Тема: Дыхание (2 ч)

Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождение энергии. Дыхание у растений. Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. Типы дыхания. Клеточное дыхание.

Тема: Передвижение веществ в организме (2 ч)

Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Передвижение веществ в растении. Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Особенности переноса веществ в организме животного. Кровеносная система, ее строение, функции, гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека».

Тема: Выделение (2 ч)

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Жизнедеятельность животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятель-ности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных.

Тема: Опорные системы (1 ч)

Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Значение опорных систем в жизни организмов. Лабораторная работа строение и свойства костей.

Тема: Движение (1 ч)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие  движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие  движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения. Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений.

Тема: Размножение (3 ч)

Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры. Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Лабораторная работа: Вегетативное размножение комнатных растений, черенкование комнатных растений.

Тема: Рост и развитие (2 ч)

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Распространение плодов и семян. Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Лабораторная работа прямо еи  непрямое развитие насекомых.

Раздел 3. Организм и среда (2 ч)

Тема: Среда обитания организмов. Факторы среды (1 ч)

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы, Факторы живой природы, взаимосвязь живой природы.

Тема: Природные сообщества (1 ч)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Раздел 4. Обобщение (1 ч)

Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных

Требования к уровню знаний учащихся.

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать

* особенности жизни как существования материи;

* фундаментальные понятия биологии;

* о существовании эволюционной теории;

* основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразии, а также экологической и хозяйственной роли живых организмов;

* основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

Уметь

* пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

* давать аргументированную оценку новой информацию по биологическим вопросам;

* работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

* работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.

Учебно-методический комплект:

        Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. М.: Дрофа. 2009г.

А также методических пособий для учителя:

1. Багоцкий С.В. Биология. Живой организм. 6 класс.: тестовые задания. -М.: Дрофа, 2011.

2. Высоцкая М. В. «Биология. Живой организм. 6 класс». Волгоград: Учитель, 2007.

3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. М.: Дрофа, 2010 г.

4. Н.И.Сонин Биология. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М: Дрофа, 2010.

        Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители

Домашнее задание

Дата

план

факт

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 ч)

Тема: Основные свойства живых организмов (1 ч)

1.Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Правила техники безопасности.

Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение ,рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания. Их проявление. Единство живой природы

Знать признаки живых организмов и их значение. Уметь давать характеристику признакам живых организмов

Схема обмена веществ

Тема: Строение растительной и животной клеток (2 ч)

2. Клетка- элементарная частица живого. Строение и функции органоидов клетки

Клетка- элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции клетки. Хромосомы, их значение. Деление клетки.

Знать признак живых организмов- клеточное строение.

Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Доказывать, что клетка- элементарная частица живого

таблица

3. Сравнение растительной и животной клеток. Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов»

Строение растительного организма и организма животного. Их различие. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Вирусы- неклеточная форма жизни.

Знать признак живых организмов- клеточное строение.

Уметь распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; рассматривать на готовых микропрепаратах и давать характеристику клеткам живых организмов; сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе их строения; самостоятельно готовить микропрепараты

Лабораторная работа

Тема: Химический состав клетки (1 ч)

4. Химический состав клетки. Лабораторная работа «химический состав веществ».

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки.

Знать неорганические и органические вещества клетки. Уметь называть неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки, органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки, объяснять единство органического мира сходством химического состава и клеточным строением

Лабораторная работа

Тема: Ткани растений и животных (2 ч)

5. Ткани растений.

Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения. Особенности тканей растений разных природных зон.

Знать определение понятия ткань.

Уметь называть типы тканей растений, функции тканей растений, различать типы тканей растений, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов, сравнивать ткани растений

Таблица, микропрепараты

6. Ткани животных. Лабораторная работа «Ткани животных».

Строение организма животного ткани. Типы тканей животных (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их строение и функции. Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных. Лабораторная работа «Ткани животных».

Знать типы тканей животных, их функции.

Уметь различать типы тканей животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов, сравнивать ткани растений и животных и делать выводы на основе сравнения

Таблица. Лабораторная работа.

Тема: Органы и системы органов (4 ч)

7. Строение корня. Лабораторная работа «строение корневых систем»

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней. Взаимосвязь между строением и функциями органов растений.

Знать определение понятий ткань, орган. Уметь назы-вать органы цветкового растения, их роль в жизни растения, различать типы корневых систем, распо-знавать и описывать на таблицах органы цветково-го растения- корень и корневые системы, изучать биологические объекты- органы  цветкового растения.

Схема. Таблица. Лабораторная работа.

8. Строение и значение почек. Лабораторная работа «Строение и расположение почек»

Строение растительного организма: органы. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. строение листовой почки. Отличие стебля двудольных и однодольных растений. Клеточное строение листа. Взаимосвязь между строением и функциями органов растений.

Знать определение понятий «побег», «вегетативные органы»

Уметь называть органы цветкового растения, распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения- побег и его части. Изучать биологические объекты- органы цветкового растения

Лабораторная работа. Работа с гербарием. Биологический диктант

9. Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян

Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения. Взаимосвязь между строением и функциями органов растений

Знать определение понятий репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Уметь называть органы цветкового растения, тих роль в жизни растения, описывать многообразие соцветий, приводить примеры многообразия плодов, характеризовать строение цветка как органа размножения с использованием дидактического и наглядно- иллюстрированного материала

Биологический диктант. Таблица сравнения

10. Системы органов животного. Лабораторная работа «Распознавание органов у животных»

Строение организма животного. Системы органов (опорно- двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции. Взаимосвязь органов и систем органов

Знать определение понятий: ткань, орган, система органов.

Уметь называть органы и системы органов животных, функции органов и систем органов животных, распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных, изучать биологические объекты- органы и системы органов животных, находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных

Лабораторная работа.

Тема: Растения и животные как целостные организмы  (1 ч)

11. Организм как единое целое.

Растение, животное- целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда. Саморегуляция, открытая система.

Знать определение понятий ткань, орган, система органов.

Уметь называть особенности строения и функции многоклеточного организма, характеризовать причины нарушения и целостности организма, доказывать, что организм- единое целое.

Задание подумайте учебника

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (22 ч)

Тема: Питание и пищеварение (4ч)

12. Особенности питания растительного организма

Питание. Понятие питание. Жизнедеятельность растений: питание (воздушное- фотосинтез, минеральное- почвенное). Роль корня в почвенном питании. Минеральные удобрения, гетеротрофы, автотрофы.

Знать определение понятий: питание, почвенное питание, фотосинтез.

Уметь описывать сущность биологических процессов частности почвенного питания, объяснять значение почвенного питания в жизни растения, называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах, характеризовать роль корня в почвенном питании растения, находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений, использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Таблицы. Схемы.  

13. Фотосинтез и его значение в жизни растений

Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы.

Знать определение понятия «фотосинтез».

Уметь описывать сущность биологических процессов, в частности воздушного пи-тания растений- фотосин-тез, объяснять значение воздушного питания в жиз-ни растения, значение фо-тосинтеза для жизни на Земле, называть органы воздушного питания  в жизни растения, значение фотосинтеза для жизни на Земле, называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах, характеризовать функцию листа как органа фотосинтеза, использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Схема фотосинтеза

14. Особенности питания животных

Питание. Понятие питание. Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов животных по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Цепи питания.  

Отличие питания животных от питания растений  

Знать определение понятия питание.

Уметь описывать сущность биологических процессов животных, в частности питания, называть органы пищеварительной системы животных  и узнавать их на рисунках, таблицах, приводить примеры животных:  травоядных хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов.

Схема цепи питания

15. Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал»

Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеваритель-ные ферменты и их значение. Условия работы ферментов. Условия работы ферментов.

Знать определение понятий: питание, пищеварение.

Уметь описывать сущность биологических процессов, описывать строение пищев систем, сравнивать процессы пищев-я у разных групп, делать выводы

Лабораторная работа

Тема: Дыхание (2 ч)

16. Дыхание у растений

Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Типы дыхания

Знать определение понятия дыхания.

Уметь описывать сущность биологических процессов, в частности дыхания, характеризовать особенности дыхания растений, роль органов растений в процессе дыхания, использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Биологический диктант. Сравнительная таблица.

17. Дыхание у животных

Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. Усложнение дыхательной системы животных в ходе эволюции

Знать определение понятия дыхания.

Уметь характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных, использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Биологический диктант.

Передвижение веществ в организме (2 ч)

18. Передвижение веществ в растении

Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Движение цитоплазмы, сосудисто- волокнистый пучок, корневое давление.

Знать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Уметь характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях, использовать приобретенные знания и умения для выращивания растений, ухода за ними

Таблица

19. Передвижение веществ в животном организме. Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека»

Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение  и функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части.

Знать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Уметь называть органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, таблицах, описывать функции органов кровеносной системы, состав крови, ее функции, типы кровеносных систем, приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем, характеризовать особенности транспорта веществ у животных

Лабораторная работа

Тема: Выделение (2 ч)

20. Выделение у растений, грибов и животных

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Взаимодействие выделительной системы с другими системами организма.

Знать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.

Уметь называть органы выделения растений, органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах, характеризовать: особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных, находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных

Устный фронтальный и индивидуальный опрос

вопрос: можно ли осенью сжигать опавшие листья

21. Обмен веществ у растений и животных

Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных.

Знать определение понятия обмен веществ.

Уметь описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение, называть органы, участвующие в обмене веществ у растений, органы, участвующие в обмене веществ у животных, характеризовать особенности обмена веществ у растений, особенности обмена веществ у разных животных

Устный  фронтальный и индивидуальный опрос

Тема: Опорные системы (1ч)

22. Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. Лабораторная работа «строение и свойства кости»

Строение растительного организма и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно- двигательная система позвон-х. Особенности наружных скелетов моллюсков и членистоногих, связанные с условиями обитания. Преимущества внутреннего скелета

Знать строение и разнообразие опорных систем организмов и узнавать их на рисунках, таблицах.

Уметь называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных, приводить примеры животных с разными типами скелетов, распознавать и описывать на таблицах части внутреннего скелета, соотносить строение опорных систем животных с условиями жизни

Лабораторная работа

Тема: Движение (1 ч)

23. Движение

Признаки живых организмов: движение, его проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции у растений. Приспособления к передвижению у животных в различных условиях

Знать роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных.

Уметь распознавать и описывать на таблицах органы движения животных приводить примеры животных с разными способами передвижения, наблюдать за поведением животных, сравнивать движение растений и передвижения животных и делать вывод на основе растения

Л.Р. «передвижение дождевого червя»

Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)

24. Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкт. Нервная система, ее строение. Безусловные и условные рефлексы. инстинкт

Знать определение понятий «раздражимость», рефлекс.

Уметь распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы, обеспечивающие координацию                                                                                      

Устный фронтальный и индивидуальный опрос

25. Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных

Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции  процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Гормоны.

Знать органы , обеспечивающие регуляцию  процессов жизнедеятельности у животных, роль эндокринных желез  в регуляции жизнедеятельности позвоночных.

Уметь наблюдать за поведением животных

сообщение

26. Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

Жизнедеятельность растений6 регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. Прищипка, пикировка. Сходство и различие регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных

Знать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений.

Уметь называть роль ростовых  веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Использовать приобретенные знания пи умения для выращивания культурных растений ухода за ними.  

Индивидуальный, фронтальный устный опрос

Тема: Размножение (3ч)

27. Размножение, его виды. Бесполое размножение. Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений, черенковании комнатных растений »

Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры.

Знать определение понятий размножение, вегетативные органы.

Уметь характеризовать значение размножения, называть виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения растений, приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение, описывать сущность бесполого размножения растений, использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.  

Лабораторная работа

28. Половое размножение животных

Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Преимущества внутреннего оплодотворения. Партеногенез.

Знать определение понятий размножение, гамета, оплодотворение, зигота.

Уметь описывать сущность полового размножения, называть: значение полового размножения, органы полового размножения животных, женские и мужские половые клетки, объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению  с бесполым.

Устный индивидуальный, фронтальный опрос

29. Половое размножение растений

Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Отличия полового размножения растений от полового размножения животных

Знать определение понятий размножение, опыление, оплодотворение.

Уметь характеризовать значение полового размножения, называть органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках, таблицах, описывать строение цветка как органа полового размножения. Знать сущность полового размножения у растений (Двойного оплодотворения). Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Устный индивидуальный, фронтальный опрос

Тема: Рост и развитие (2ч)

30. Рост и развитие растений

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Распространение плодов и семян.

1.Давать определение понятию индивидуальное развитие.

2.Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.

3.Называть:

-роль семян и плодов в жизни растения;

-условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян;

-способы распространения

Работа с рисунками, таблицами

31. Рост и развитие животных. Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитее насекомых»

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.

1.Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

2.Называть:

-этапы развития животных;

-типы постэмбрионального развития животных.

3.Описывать сущность эмбрионального и пост-эмбрионального развития.

4.Наблюдать за ростом и развитием животных.

Лабораторная работа

Раздел 3. Организм и среда (2 ч)

32. Среда обитания организмов. Факторы среды

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы, Факторы живой природы, взаимосвязь живой природы.

1.Давать определение понятиям экология, экологические факторы.

2.Называть:

-виды экологических факторов;

-типы взаимоотношений организмов.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Работа с таблицами, схемами

Тема: Природные сообщества (1 ч)

33. Природные сообщества

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания

1.Давать определение понятиям экология, экологические факторы.

2.Называть:

-виды экологических факторов;

-типы взаимоотношений организмов.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Работа с таблицами, схемами

Раздел 4. Обобщение (1 ч)

34. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов

Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных

Знать особенности строения растительного и животного организмов.

Уметь называть особенности жизнедеятельности растительного и животного организмов, сравнивать строение и жизнедеятельность организма растения и животного и делать вывод на основе сравнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...

Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС второго поколения)

Рабочая программа по истории для 5–9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного образования (Прик...

Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС первого поколения)

Рабочая программа по истории для 5–9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного образования (Прик...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 7 класс

Рабочая программа по биологии Сонин 2 часа в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 8 класс

Рабочая программа составлена по примерной программе основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автора Н.И. Сонина (Сивоглазова В.И) и является логическим продолжением...