Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Васенина Вера Константиновна

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2010.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса. Базовый уровень. Составитель: учитель информатики Васенина В.К.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большеврудская средняя общеобразовательная школа»

Обсуждено на ШМО учителей естественнонаучного цикла

Протокол №

от ____ августа 2015 года

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ М.В.Пятницкая

«Утверждено»

Приказ № 200

от 27 августа 2015 г.

Рабочая программа

учебного предмета

  «Информатика и ИКТ»

10 класс

базовый уровень

Разработана

Васениной Верой Константиновной

учителем информатики

первой квалификационной категории

д. Большая Вруда, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования базового уровня
  • Программа общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» для средней школы (10-11  классы) Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
  • Базисного учебного плана 2004  года.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

    Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Приоритетной задачей курса информатики является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Курс информатики старшей школы строится на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися  после изучения   базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ в 10 классе отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Цели изучения информатики

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи курса:

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Структура программы

Программа по информатике и ИКТ для 10 класса общеобразовательных учреждений состоит из разделов: «Требования к математической подготовке учащихся», «Содержание обучения». К программе прилагается «Календарно-тематическое планирование».

Раздел «Требования к математической подготовке учащихся» определяет итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании данного этапа обучения. Требования распределены по основным содержательным линиям курса и характеризуют минимум, которого должны достигать все учащиеся.

Раздел «Содержание обучения» задает минимальный объем материала, обязательного для изучения. Содержание здесь распределено не в соответствии с порядком изложения, принятым в учебнике, а по основным содержательным линиям, объединяющим связанные между собой вопросы. Это позволяет учителю правильно определить и расставить акценты в обучении, организовать итоговое повторение материала.

В разделе «Календарно-тематическое планирование» приводится конкретное планирование, ориентированное на соответствующий учебник по информатике и ИКТ.

Контроль знаний учащихся

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются практическими работами и тестовыми заданиями при работе на компьютере.

Результаты обучения

                Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, по окончании учебного года, и достижение которых является обязательным условием. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Используемые технологии, методы и формы работы

 При реализации данной программы используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, дифференцированное обучение, обучение с применением ИКТ, проектная деятельность.

Содержание обучения

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

(номер работы)

1. Информационные системы (§24)

1

1

2. Гипертекст  (§25)

2

1

1 (№3.1)

3. Интернет как информационная система (§§26-28)

6

3

3 (№3.2, №3.3, №3.4, №3.5)

4. Web-сайт (§29)

3

1

2 (№3.6, №3.7*)

5. ГИС   (§30)

2

1

1 (№3.8)

6. Базы данных и СУБД   (§§31-33)

5

3

2 (№3.9,  3.10)

7. Запросы к базе данных  (§§34-35)

5

2

3 (№№3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*)

8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование  (§§36-37)

4

2

2 (№№ 3.16, 3.17)

9. Корреляционное моделирование (§38)

2

1

1 (№3.18)

10. Оптимальное планирование (§39)

2

1

1 (№3.19)

11. Социальная информатика (§§40-43)

3

2

1 (Реферат-презентация)

Всего:

34

Итоги изучения тем

Тема 1.  Информационные системы

Учащиеся должны знать:

- назначение информационных систем

- состав информационных систем

- разновидности информационных систем

Тема 2. Гипертекст  

Учащиеся должны знать:

- что такое гипертекст, гиперссылка

- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Учащиеся должны уметь:

- автоматически создавать оглавление документа

- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

Тема 3. Интернет как информационная система

Учащиеся должны знать:

- назначение  коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- что такое  поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

Тема 4. Web-сайт.

Учащиеся должны знать:

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

- возможности текстового процессора по созданию web-страниц

Учащиеся должны уметь:

- создать несложный web-сайт с помощью MS Word

- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)

Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)

Учащиеся должны знать:

- что такое ГИС

- области приложения ГИС

- как устроена ГИС

- приемы навигации в ГИС

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

Тема 6. Базы данных и СУБД

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД)

- какие модели данных используются в БД

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

Тема 7. Запросы к базе данных  

Учащиеся должны знать:

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)

- создавать отчеты (углубленный уровень)

Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование  

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учащиеся должны уметь:

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

Тема 9. Корреляционное моделирование

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

Учащиеся должны уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

Тема 10. Оптимальное планирование

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

Тема 11. Социальная информатика

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс ученика:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2010.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень.   Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2011.

Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие. Авторы: Составитель М. Н. Бородин. Год издания: 2012
  2. Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ
  3. Программы базового курса «Информатика и ИКТ»
  4. Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  5. Семакин И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  6. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2 Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Год издания: 2012
  7. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., 2007

Дополнительная литература:

  • ЕГЭ - 2016. Информатика. Сборник заданий. Зорина Е. М., Зорин М. В. Издательство «Эксмо-Пресс», 2015 г. Серия «ЕГЭ Сборник заданий»
  • ЕГЭ - 2015. Информатика. Сборник заданий. Зорина Е. М., Зорин М. В. Издательство «Эксмо-Пресс», 2015 г. Серия «ЕГЭ Сборник заданий»
  • ЕГЭ 2015. Информатика. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся, 2015 г. Лешнер В.Р. , Крылов С.С., Якушкин П.А.
  • ЕГЭ-2015. Информатика и ИКТ. 10 вариантов. Типовые экзаменационные варианты, 2015 г. Крылов С.С., Чуркина Т.Е.
  • Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2015. Пособие с электронным приложением, 2014 г.
  • Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. Сборник задач по программированию, 2014 г. Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю.
  • Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. Элементы алгебры логики. Решения заданий A3, A10, B15, 2014 г. Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю.
  • Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. Поиск выигрышных стратегий. Решение задач C3, 2014 г. Евич Л.Н., Кулабухова С.Ю.
  • Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ. Система счисления. Задания А1, В7, 2014 г. Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю
  • Информатика. Подготовка к ЕГЭ в 2014 году. Диагностические работы. ФГОС, 2014 г. Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А.
  • ЕГЭ 2014. Информатика. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся, 2014 г. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин А.П.
  • Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый, повышенный, высокий уровни, 2013 г. Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю.
  • Решение типовых экзаменационных задач по информатике + CD. Авторы: Дергачёва Л. М. 2013
  • Материалы для подготовки к экзамену по информатике. Авторы: Самылкина Н. Н., Калинин И. А., Островская Е. М. Год издания: 2010
  • Материалы итоговой аттестации в школьном курсе информатики: методическое пособие. Богомолова О. Б., Цветкова М. С., Сайков Б. П. 2014
  • Информатика: пособие для подготовки к ЕГЭ. Вовк Е. Т., Глинка Н. В., Грацианова Т. Ю.  2014

Используемые программные обеспечения и электронные учебники:

  • Слайды для   мультимедиа-проектора, составленные учителем к уроку.  
  • http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  • Цикл видеолекций «Методика обучения информатике и ИКТ в основной и старшей школе по УМК Семакина И. Г.»
  • Цифровые образовательные ресурсы, входящие в Единую коллекцию ЦОР
  • DVD. ЕГЭ 2015. Подготовка к экзаменам
  • CD-ROM. Сдаем ЕГЭ 2014

ПРИЛОЖЕНИЕ (ОБОРУДОВАНИЕ):

Технические средства обучения

  • интерактивная доска
  • ноутбук
  • проектор
  • интернет
  • компьютеры
  • принтер
  • модем
  • устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  • сканер.
  • локальная вычислительная сеть.

Программные средства

  • Операционная система Windows-7
  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  • Программа-архиватор WinRar.
  • Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010.
  • Мультимедиа проигрыватель.

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»

10 класс. Базовый уровень

№ и тема раздела

№ урока

Дата

Тема урока

(раздел учебника)

Вид урока, использование ИКТ

Практические работы, самостоятельные работы

Способы организации деятельности

Вид контроля

Элементы обязательного минимума образования

Приме

чание

1.Введение в предмет. (1 час)

02.09

Введение. Информация

 (стр.5-7)

Лекция-беседа

презентация

Работа на интерактивной доске

собеседование

Устный опрос

Творческая работа

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

Правила работы в компьютерном классе, электробезопасности, пожарной безопасности; оказание первой помощи.

2.Информация. Представление информации (3 часа)

09.09

Понятие информации (§1)

Урок изучения нового материала презентация

Работа на интерактивной доске

фронтальная

Устный опрос

Конспект

Обучающая проверочная работа

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Инструктаж  по ТБ при работе на ПК

16.09

Представление информации, языки, кодирование

 (§2)

Урок изучения нового материала презентация

Работа на интерактивной доске

Самостоятельная работа

взаимопроверка

Конспект

Дифференцированные задания с выборочным оцениванием

Задачи из ЕГЭ

23.09

Представление информации, языки, кодирование

 (§2)

Урок-практикум

Практическая работа

самоконтроль

Разноуровневые задания

Работа на компьютере с выборочным оцениванием

Задачи из ЕГЭ

3. Измерение информации (3 часа)

30.09

Измерение информации. Объемный подход (§3)

Урок изучения нового материала презентация

Работа на интерактивной доске

Самостоятельная работа

фронтальная

Конспект

Решение задач по образцу

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Задачи из ЕГЭ

Задачи из ЕГЭ

07.10

Измерение информации. Содержательный  подход (§4)

Урок изучения нового материала презентация

Работа на интерактивной доске

Самостоятельная работа

Коллективная

Работа в парах

Конспект

Разноуровневые задания с выборочным оцениванием

14.10

Измерение информации. Содержательный  подход (§4)

Урок применения знаний и умений

Работа на компьютере

Практическая работа

фронтальная

конспект Решение задач по образцу

Инструктаж  по ТБ при работе на ПК

4. Введение в  теорию систем (2 часа)

21.10

Введение в  теорию систем (§5)

Урок изучения нового материала презентация

Работа на интерактивной доске

собеседование

Устный опрос

Сообщения уч-ся

конспект

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

28.10

Информационные процессы в системах (§6)

Комбинированный

Работа на компьютере

Практическая работа

Фронтальная

индивидуальная

Практика на компьютере.

Доклады

Конспект

Разноуровневые задания

5. Процессы хранения и передачи информации.

 (3 часа)

11.11

Хранение информации (§7)

Лекция-беседа

презентация

Работа на интерактивной доске

собеседование

Устный опрос

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи

18.11

Передача информации (§8)

Комбинированный

Самостоятельная работа

собеседование

Тестирование (оценивание по выбору)

25.11

Процессы хранения и передачи информации

Урок-практикум

Работа на компьютере

Практическая работа

Фронтальная

индивидуальная

Практика на компьютере(оценивание по выбору)

6. Обработка информации. (3 часа)

02.12

Обработка информации и алгоритмы (§9)

Лекция-беседа

презентация

собеседование

Устный опрос

Конспект

Разноуровневые задания

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

09.12

Автоматическая обработка информации (§10)

Комбинированный

фронтальная

16.12

Автоматическая обработка информации (§10)

Комбинированный

собеседование

Устный опрос

7. Поиск  данных. (1 час)

23.12

Поиск  данных (§11)  

Урок-исследование презентация

Работа на интерактивной доске

Практическая работа

Собеседование

Работа в парах

индивидуальная

Устный опрос.

Индивидуальные творческие задания

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

  1. Защита информации.

(2 часа)

13.01

Защита информации  (§12)    

Лекция-беседа

презентация

Работа на интерактивной доске

Собеседование

фронтальная

Устный опрос

Дифференцированные задания

конспект

Учащиеся должны знать:

  • какая информация требует защиты
  • виды угроз для числовой информации
  • физические способы защиты информации
  • программные средства защиты информации
  • что такое криптография
  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

20.01

Защита информации  (§12)    

Урок-практикум

Работа на компьютере

Практическая работа

Коллективная работа

Индивидуальная

работа

Практика на компьютере

Сообщения уч-ся

Инструктаж  по ТБ при работе на ПК

9. Информационные модели и структуры данных. (4 часа)

27.01

Информационные модели

Урок изучения нового материала презентация

Работа на интерактивной доске

собеседование

Устный опрос

Тест- выборочное оценивание

Разноуровневые задания

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

03.02

Компьютерное информационное моделирование (§13)    

Урок-практикум

Работа на компьютере

Практическая работа

Фронтальная

Работа в парах

Практика на компьютере

Инструктаж  по ТБ при работе на компьютере

10.02

Структуры данных (§14)    

Урок изучения нового материала презентация

Работа на интерактивной доске

собеседование

Устный опрос

конспект выборочное оценивание

17.02

Информационные модели и структуры данных (§§13-15)

Урок-зачет

Работа на компьютере

Практическая работа

Индивидуальная

Работа в парах

Практика на компьютере

Тестирование

выборочное оценивание

Инструктаж  по ТБ при работе на компьютере

10. Алгоритм – модель деятельности

(2 часа)

24.02

Алгоритм – модель деятельности  (§16)

Урок изучения нового материала презентация

Работа на интерактивной доске

Групповая

собеседование

Устный опрос

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

02.03

Алгоритм – модель деятельности  (§16)

Урок обобщения, систематизации оценки знаний Работа на компьютере

Практическая работа

фронтальная

Практика на компьютере выборочное оценивание

Задачи из ЕГЭ

11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение.

(4 часа)

09.03

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации (§17)

Лекция-беседа

презентация

Работа на интерактивной доске

собеседование

Устный опрос

Конспект

Разноуровневые задания

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

16.03

Аппаратное  обеспечение компьютера (§17)

Урок-практикум

Работа на компьютере

Практическая работа

Коллективная

Практика на компьютере

Творческое задание

Инструктаж  по ТБ при работе на компьютере

23.03

Программное обеспечение компьютера (§18)

Урок изучения нового материала презентация

Работа на интерактивной доске

собеседование

Устный опрос

Конспект

Дифференцированные задания

06.04

Программное обеспечение компьютера (§18)

Урок-зачет

Работа на компьютере

Практическая работа

фронтальная

Практика на компьютере(оценивание по выбору)

12. Дискретные модели данных в компьютере

(4 часа)

13.04

Дискретные модели данных в компьютере. (§19)

Урок изучения нового материала презентация

Работа на интерактивной доске

собеседование

Устный опрос

конспект выборочное оценивание

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

Задачи из ЕГЭ

20.04

Представление чисел (§19)

Урок решения задач

презентация

Работа на интерактивной доске

Коллективная

Письменный опрос по теории

Дифференцированные задания

Задачи из ЕГЭ

27.04

Представление текста, графики, звука (§20)

Урок применения знаний и умений

Работа на компьютере

Практическая работа

Фронтальная

индивидуальная

Практика на компьютере

(оценивание по выбору)

Задачи из ЕГЭ

Инструктаж  по ТБ при работе на компьютере

04.05

Представление текста, графики, звука (§20)

Урок обобщения, систематизации и оценки знаний

Работа на компьютере

Практическая работа

Коллективная

Практика на компьютере (оценивание по выбору)

Задачи из ЕГЭ

13. Многопроцессорные системы и сети

(2 часа)

11.05

Развитие архитектуры вычислительных систем (§21)

Урок изучения нового материала

Презентация

Работа на интерактивной доске

собеседование

Устный опрос

Дифференцированные задания

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

18.05

Организация локальных и глобальных сетей (§§22-23)

Урок обобщения, систематизации оценки знаний

Работа на компьютере

Практическая работа

Фронтальная

Практика на компьютере


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:·         федерального компонента государственного стандар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика и ИКТ 8-9 класс

Рабочая программа составлена в соответствие с Федеральным Государственным стандартом основного общего образования.Настоящая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разрабо...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 8-9 класс

По УМК "Информатика и ИКТ. Базовый курс" /И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова/...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 10-11 класс

По УМК "Информатика и ИКТ. Базовый уровен" /И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер/...

рабочая программа 11 класс информатика

ктп к учебнику Угриновича Н. Д....

рабочая программа 9 класс информатика

ктп к учебнику Угриновича Н. Д....

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой (ФГОС)

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов  разработана  на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.,...