КТП по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

ктп по биологии 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5_klass_1_chas_v_nedelyu.docx63.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать

наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

  Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развитияисторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений окартине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимостидействий по сохранению биоразнообразия и природных местообитанийвидов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользованиязащиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Баян-Талинская СОШ

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).

             РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

      Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.                              Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  1. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  3. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  4. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  5. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
  7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  8. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  3. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
  5. Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004
  6. Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
  7. Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
  8. Биология 6-9 класс (электронная библиотека)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую   информацию   в   различных  источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать

свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  1. выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
  2. приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  3. классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  4. объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  5. различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
  6. сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  7. выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  8. овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  1. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю).

Учебно-тематический план

Наименование разделов (тем)

Количество часов по программе

В том числе на проведение

экскурсий

лабораторных и практических

работ

1

Введение

8

1

1

2

Тема № 1. Клеточное строение организмов

8

-

6

3

Тема № 2. Царство Бактерии

3

-

-

4

Тема № 3. Царство Грибы

6

-

3

5

Тема № 4. Царство Растения

11

-

4

Итого: 34 часа (экс-1; л/р и п/р -14).

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класса

Тема

Часы

Планируемые результаты

Дата

Дата

Предметный

Метапредметный

Личностный

плану

фактический

Тема. Введение (8 часов)

1.

Биология — наука о живой природе

1

Учащиеся получают представлениео биологии как науке, о значении биологических

знаний в современной жизни и роли биологическойнауки в жизни общества; усваивают  понятия «биология», «биосфера», «экология».

Познавательные УУД: умение структуриро-вать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать .

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

2

Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии

1

Учащиеся знают основные методыизучения биологии, правила техники безопасности

в биологическом кабинете.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, рабо-тать с различными источниками инфор-мации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правил-ам работы в каби-нете.

Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух

Понимание значи-мости научного исследования природы

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

1

Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы.

Познавательные УУД. умение давать определения поня-тиям, классифициро-вать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД.умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения классификации живых организмов

4

Среды обитания организмов

1

Учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности.

Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания.

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками инфор-мации и преобразо-вывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавлива-ния причинно – след-ственных связей.

Личностные УУД:умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы

Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Раз-витие навыков само-оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассни-ков, аргументировать свою точку зрения

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.

Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание влияния факторов среды на живые организмы

6

Охрана природы

1

Законы России, Республики Тыва о защите природы.

Меры, которые принимаются государством.

Заказники, заповедники

Объяснять сущность законов, состояние природы

7

Экскурсия «Осенние изменения в природе

1

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезон изменениями в природе

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

8

Контрольная работа №

1

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.

9

Устройство увеличительных приборов

1

Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

- признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь слушать и слышать другое мнение

10

Л/р№ 1 по теме: «Изучение устройства увеличительных приборов

Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

- признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь слушать и слышать другое мнение

11

Строение клетки

1

Лабораторная работа 

Рассматривание строения растения с помощью лупы

Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

12

Л/р № 2 «Приготовление микропрепората кожицы чешуи лука

1

Лабораторная работа 

Рассматривание строения растения с помощью лупы

Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

13

Пластиды

Л/р №3 «Приготовление препаратов и рассмотрение под микроскопом пластид в клетках листа элодеи. плодов томатов, рябины, шиповника»

1

Научатся называть основные неорганические  вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно фор-мулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе  клетки.

14

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

Научатся называть основные органические  вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

П:Различают органические  входящие в состав клетки.

Р:Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

К: Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе  клетки.

15

Жизнедеятельность клетки рост и развитие

Л/р Рассмотреть под микроскопом микропрепарат листьев элодеи

1

Научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части).

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с однокласс-ми

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

16

Ткани

1

Ткань
Виды тканей:
покровная, механическая, проводящая, основная, мышечная, нервная, соединительная
Функции основных видов тканей.

Давать определение термину –«ткань» Р
Приводить примеры разных видов тканей П
Распознавать и описывать строение тканей растения Ч-п, П
Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани П

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

17

Л/Р № Рассмотрение под микроском готовых микропрепаратов различных растительных тканей

1

Ткань
Виды тканей:
покровная, механическая, проводящая, основная, мышечная, нервная, соединительная
Функции основных видов тканей.

Давать определение термину –«ткань» Р
Приводить примеры разных видов тканей П
Распознавать и описывать строение тканей растения Ч-п, П
Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани П

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

18

Контрольная работа № 2

1

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.

РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (3 часа)

19

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

Рассказ, организация и проведение Л/р «Строение бактерий»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе

Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки П
Выделять отличительные особенности бактерий 
П
Объяснять, что бактерии живые организмы
П
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки 
П

Бактерии
Паразиты
Сапротрофы
Спора
Строение бактериальной клетки: 
оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.
Питание, размножение, образование спор.

20

Роль бактерий в природе и жизни человека

Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с материалами учебника

Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Р,П
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека 
П, Т
Создание электронного проекта по изучаемой теме 
Т

21

Контрольная работа № 3

1

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (6 часов)

22

Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека

1

Рассказ, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе

Давать общую характеристику грибам
Выделять признаки царства грибов 
П
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека
 П
Сравнивать грибы с растениями и животными 
П

Признаки царства грибов.
Разнообразие грибов по способу питания:
сапрофиты, паразиты.

23

Шляпочные грибы

Л/р строение  плодовых тел шляпочных грибов

1

. Беседа, организация и проведение Л/р «Грибы», работы с рабочей тетрадью, с учебником

Давать определение терминам сапрофиты, грибница, мицелий, микориза, паразиты Р
Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла 
Ч-п, П 

Описывать строение шляпочных грибов П

Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов

Различать ядовитые и съедобные грибы Ч-п, П

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Республике Тыва П

Мицелий
Микориза
Особенности строения шляпочных грибов.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов

Обмен веществ, размножение Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Особенности строения плесневых грибов.
Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи
Открытие антибиотиков и их использование

24

Плесневые грибы и дрожжи

Л/р строение плесневых грибов мукора и строение дрожжей

Беседа, организация и проведение Л/р «Грибы», работы с рабочей тетрадью, с учебником

Давать определение терминам сапрофиты, грибница, мицелий, микориза, паразиты Р
Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла 
Ч-п, П 

Описывать строение шляпочных грибов П

Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов

Различать ядовитые и съедобные грибы Ч-п, П

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Республике Тыва П

Мицелий
Микориза
Особенности строения шляпочных грибов.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов

Обмен веществ, размножение Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Особенности строения плесневых грибов.
Плесневые грибы: мукор и пеницилл;  дрожжи
Открытие антибиотиков и их использование

25

Грибы-паразиты

1

Беседа, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником

Давать определение терминам сапрофиты, паразиты Р
Объяснять пути заражения грибами-паразитами 
П
Выявлять влияние грибов –паразитов на растения 
П, Ч-п 

Распознавать по немому рисунку представителей грибов-паразитов и описывать строение грибов-паразитов П

Меры профилактики заражения грибами-паразитами.
Головня, спорынья, грибы трутовики. Заражение сельскохозяйственных растений.

26

Обобщение и повторение.

Обобщение и применение полученных знаний

27

Контрольная работа № 4

1

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

28

Водоросли

Л/р Строение зеленных водорослей

1

Рассказ, организация и проведение Л/р «Водоросли»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Давать определение термину «низшие растения» Р
Распознавать водоросли различных отделов 
Ч-п, П
Распознавать и описывать внешнее строение водорослей Ч-п, П
Доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям П
Сравнивать строение одноклеточных водорослей и растительной клетки 
П
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека 
П

Основные признаки водорослей. Низшие растения. Слоевище, ризоиды.
Места обитания и распространение.
Зеленые, бурые, красные водоросли
Значение водорослей в природе и в жизни человека
Хламидомонада
*«Цветение воды» Зеленые водоросли:
улотрикс, спирогира.
Бурые водоросли:
ламинария
Красные водоросли:
порфира

29

Лишайники

1

Рассказ, организация и проведение Л/р «Лишайники»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Давать определение термину симбиоз

Объяснять роль лишайников в природе, особенности строения

Строение, значение и охрана лишайников.

Таллом или слоевище.

Жизненные формы лишайников

30

Мхи.

Л/р Строение мха

1

Рассказ, организация и проведение Л/р «Мхи»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Давать определение термину «высшие растения» Р
Распознавать и описывать внешнее строение мхов 
П
Распознавать растения отдела Моховидные 
Ч-п, П
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу 
Ч-п, П
Объяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей 
П

Споровые растения
Спорангий
Сперматозоид
Яйцеклетка 
Основные признаки мхов.
Причины выхода растений на сушу.
Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.
Роль в природе и жизни человека.
*Классификация мхов

31

Папоротники, хвощи, плауны

Л.Р «Строение споро носящего хвоща, папоротника»

Рассказ, организация и проведение Л/р «Плауны. Хвощи. Папоротники»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Распознавать растения отделов  Ч-п, П
Распознавать и описывать внешнее строение 
Ч-п, П
Выделять общие черты строения высших споровых растений 
П
Объяснять роль изученных растений в природе и жизни человека 
П

Основные признаки плаунов, хвощей, папоротников.
Многообразие  и значение в природе и жизни человека

32

Голосеменные растения

Л/р Строение хвои и шишек(на примере местных видов)

1

Рассказ, организация и проведение Л/р «Голосеменные»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Давать определение термину голосеменные растения.
Распознавать растения отдела Голосеменные растения 
Ч-п, П
Распознавать и описывать наиболее представителей голосеменных
 Ч-п, П
Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги 

Голосеменные растения
Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы.
Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.
Значение голосеменных растений.
Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).
*
Фитонциды.
Хвойные растения: лиственница, можжевельник

33

Покрытосеменные растения

Л/ р Строение цветкового растения

Рассказ, организация и проведение Л/р «Цветковые»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения Ч-п, П
Распознавать и описывать строение цветкового растения 
Ч-п, П
Распознавать и описывать жизненные формы растений 
Ч-п, П
Выделять особенности строения покрытосеменных растений 
П
Распознавать и описывать деревья, кустарниковые формы растений 
Ч-п, П
Выделять особенности строения деревьев и кустарников 
П

Особенности строения покрытосеменных растений.
Органы цветкового растения.
Виды корней: главный, придаточные, боковые. 
Внешнее строение листьев: черешковые и сидячие; простые и сложные.
Жизненные формы
*Однолетние и многолетние растения

Признаки однодольных и двудольных растений; принадлежность растений к различным группам (масличные, кормовые культуры, лекарственные растения и т.д.); жизненные формы растений;

34

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с материалами учебника

Термины: Палеонтология, палеоботаника, риниофиты

Гипотезы ученых

Методы изучения древних организмов

Космическая роль растений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....