КТП по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

ктп по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_8_klass.docx48.91 КБ

Предварительный просмотр:

     Календарно-тематическое планирование  по биологии 8  класса

Количество часов: всего 68, в неделю-2 часа;

Учебник: Биология. Человек и его здоровье.  8 кл.: уч для общеобр учрежд/ В. В. Пасечник,  М. В Пакулова . -11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010

№ п/п

 Разделы, темы уроков

Кол-во часов

Тип урока

Цель и задачи урока

Оборудование и материалы

 Задание на

       дом

Дата

проведения

  1. Введение.

2

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь диалектически анализировать учебный или любой другой материал; 
-сравнивать объекты, факты, явления; 
-обобщать, делать резюме; -Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы;

- объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Презентация.

Модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных.

§ 1.

2

Становление наук о человеке.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями

- вклад великих ученых  в развитие наук о человеке;

-объяснять этапы становления наук о человеке

Презентация.

Портреты учёных; пособия предшествующего урока для повторения изученного.

§ 2 и повторить § 1.

2.Происхождение человека.

3

3

Систематическое положение человека.

1

Урок усвоения новых знаний

- сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой.

-классифицировать по нескольким признакам;

- место человека в систематике; доказательства животного происхождения человека

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация

Презентация.

Таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, палеонтологических находок древних людей.

§ 3.

4

Историческое прошлое людей.

1

Комбинированный

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями

– раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека);

 – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас;

Презентация.

Рисунки и бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков.

§ 4.

5

Расы человека.

1

Комбинированный

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления; -обобщать, делать резюме;

– характерные расовые признаки.

–доказывать происхождение и единство рас человека;
–распознавать на таблицах, рисунках расы человека, его исторические формы.

Презентация.

§ 5, основные положения главы 2.

3. Строение организма.

4

6    

Общий обзор организма человека.

1

Урок усвоения новых знаний

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

–клеточное строение организма;
–строение животной клетки;
-распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы

Презентация.

Торс человека , таблицы с изображением внутренних органов человека и  млекопитающего жив.

§ 6

7

Клеточное  строение организма.

1

Урок усвоения новых знаний

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

– клеточное строение организма;
– строение животной клетки;
– называть части и органоиды клеток организма человека,

-распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом;

Презентация.

Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки. Для демонстрации опыта: химический стакан, 3%  пероксид водорода, клубень картофеля, нож и тёрка + оборудование к уроку 6.

§ 7, заполнить таблицу на стр. 33.

8

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная.

 Лабораторная работа «Ткани организма человека».

1

Урок усвоения новых знаний

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

-называть типы тканей,

-распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.

-уметь работать с микроскопом.

Презентация.

Таблица « Ткани», «Внутренние органы человека». Для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, микропрепараты растительной клетки, эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.

§ 8  до статьи «Нервная ткань».

9

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

1

Комбинированный

– разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой

– сравнивать строение нервной системы человека и животных.

Презентация.

Микроскопы, набор микропрепаратов тканей, таблицы «Основные группы тканей», «Рефлекторная дуга».

§ 8 и 9 «Нервная ткань», проработать статью « Основные положения главы 3»

4. Опорно-двигательная система.

7

10

Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей.  Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

1

Урок усвоения новых знаний с элементами практикума

– знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы,

– разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы;

– характеризовать типы  соединений костей,

-находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей

-работать с микроскопом и микропрепаратами;

Презентация.

Модели скелета, черепа, распилов трубчатых, губчатых и плоских костей; прокаленные на огне и вымоченные в кислоте трубчатые куриные кости; два штатива с двумя кольцами; для лабораторной работы на каждый стол: микроскопы, препараты костной ткани.

§ 10. Ответить на вопросы в конце параграфа.

11

Скелет человека. Осевой скелет

1

Комбинированный

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

– называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости);

– приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности;
– показывать на себе, модели, скелете основные кости скелета;
– доказывать родство млекопитающих животных и человека;

Презентация.

Модели скелета человека и млекопитающих животных, череп человека со съемной крышкой черепа, черепа обезьян и древних людей, таблицы скелета человека и млекопитающих животных.

§ 11 и 12 до статьи «Неподвижные соединения костей».

12

Скелет поясов и свободных конечностей.  Соединение костей

1

Комбинированный

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

– называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости);

– приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности;
– показывать на себе, модели, скелете основные кости скелета;
– доказывать родство млекопитающих животных и человека;

Презентация.

Модели скелета человека, черепа человека, костей, черепа обезьяны и черепов древних людей; таблица «Соединение костей».

§ 12 до конца. Повторить особенности строения мышечных тканей по § 8.

13

Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа

1

Комб. с элементами практикума

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- знать  основные типы мышц, их строение и функции.

– характеризовать типы мышц;

- называть и находить на  рисунках, муляжах и моделях отдельные мышцы тела;

-проводить самонаблюдения;
-работать с микроскопом и микропрепаратами;

Презентация.

Модель скелета человека, таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей.

Для демонстрации: 4 микроскопа и 4 микропрепарата (поперечнополосатой, гладкой мышечных тканей, костной и хрящевой тканей).

§ 13. Ответить на вопросы после параграфа. Выполнить задания на с. 65. Повторить § 8, статью «нервная ткань», и § 9 «Нервная регуляция».

14

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

Комбинированный

выделять главное, существенное;

проводить

самонаблюдения;

-влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;

– характеризовать работу мышц;
– характеризовать торможение как нервный процесс, координирующий движение.

Презентация.

Таблицы «Ткани», «Мышцы человека».

§ 14 . Повторить § 11 и 12. Выполнить раздел II лабораторной работы на с. 75 «Выявление плоскостопия». Принести отпечатки следов своей ступни.

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки».

1

Комб. с элементами практикума

-Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями;

– знать влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;

– научиться соблюдать правильную осанку; предупреждать развитие плоскостопия;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

Презентация.

Модель скелета человека; таблицы с изображением скелетных мышц, последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия.

§ 15. Повторить § 11 и 12, а также материал о строении костей по § 10 (с. 47, 48).

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1

Урок-практикум

- знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

– оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах;

Презентация.

Модель скелета человека; таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки.

§ 16. Самостоятельно проработать «Основные положения главы 4» на с. 79 – 80. Ответить на вопросы.

5.Внутренняя среда организма.

3

17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1

Урок усвоения новых знаний с элементами практикума.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

– называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; – раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов;
– раскрывать материал об относительном постоянстве внутренней среды, о различии и сходстве ее компонентов, о взаимосвязи строения клеток крови с выполняемыми функциями,

-работать с микроскопом и микропрепаратами;

 – распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клеточные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты;

Презентация.

Таблицы «Схема  кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани», «Лимфатическая система», а также оборудование к уроку 16.

§ 17. Выполнить задания на с. 89.

18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

Комбинированный

Уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

Презентация.

Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний.

Лабораторное (демонстрационное) оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови человека и крови лягушки.

§ 18. Ответить на вопросы на с. 93. Подготовить доклады по истории возникновения вакцины.

19

 Иммунология на службе здоровья.

1

Комбинированный

– иммунитет, инфекционные заболевания; значение прививок и лечебных сывороток, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных свойств крови; основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

Презентация.

Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний

§ 19. Проработать статью «основные положения главы 5». Заполнить схемы и таблицу.

6. Кровеносная и лимфатическая системы.

5

20

Транспортные системы организма.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

– называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца

– распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения;

Презентация.

Схемы кровообращения и лимфообращения, строения артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения. Для проведения опыта – резиновая трубка.

§ 20. Выполнить задания на с. 105.

21

Круги кровообращения

Лабораторные работы: «Функция венозных  клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

1

Комб. с элементами практикума

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

– называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца

– распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения;

Презентация.

Схемы кровообращения и лимфооттока человека; схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Для проведения опытов: аптечное резиновое кольцо для каждого уч-ся (или нитки)

§ 21. Ответить на вопросы в конце параграфа.

22

Строение и работа сердца.

1

Комбинированный

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

– называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

Презентация.

Разборная модель сердца; таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности.

§ 22. Срисовать рис. 53, Д в тетрадь.

23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лабораторные работы : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».

1

Комб. с элементами практикума

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

– раскрывать сущность понятий пульс, кровяное давление; изменения крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

– раскрывать значение силы и частоты сердечных сокращений, взаимосвязь строения кровеносных сосудов и выполняемых ими функций, значение нервно-гуморальной регуляции деятельности сердца, сосудов, значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.

Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности.

Для демонстрации: тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной работы – линейка каждому учащемуся.

§ 23

24

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Лабораторная работа : «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

1

Комб. с элементами практикума

– раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

– уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление

Презентация.

Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой.

§24. Ответить на вопросы на с. 125. Повторить § 14 «Работа  скелетных мышц и их регуляция». Повторить § 16 «Первая помощь при ушибах и травмах».

25

Первая помощь при кровотечениях.

1

Комб. с элементами практикума

- знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них
–  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;

Презентация.

Таблицы к уроку 24; таблицы изображающие приёмы первой помощи при  кровотечениях, жгут медицинский, перевязочные материалы.

§ 25, «Основные положения главы 6 на стр. 129 и 130.        

7.Дыхание.

4

26

Значение дыхания.

1

Урок усвоения новых знаний

— ставить цели самообразовательной деятельности;

выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

- сущность процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; знания о строении органов дыхания в связи с функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи;

– характеризовать строение голосового аппарата человека, роль ротовой и носовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи.

 -раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок.

Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения.

§ 26, выполнить задание на стр. 139 – 140.

27

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1

Комбинированный

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

- знать механизм дыхательных движений,

- дыхательные рефлексы;

- способы регуляции дыхания;

-изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов

Презентация.

Таблицы с изображением органов дыхания и кровообращения.

§ 27, ответить на вопросы в конце параграфа.

28

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа «Определение запылённости атмосферы в зимнее время».

1

Комбинированный

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении;

– раскрывать сущность понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», процесса газообмена в легких и тканях;
– обосновывать гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания;

Презентация.

Тонкостенный стакан, банка с растопленным снегом, газетный текст; таблицы, изображающие органы дыхания и кровообращения; модель торса человека.

§ 28, ответить на вопросы в конце параграфа под символом «!». Приготовить марлевый респиратор.

29

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их  профилактика и приёмы реанимации.

1

Комбинированный

- показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

предупреждения заболеваний органов дыхания;

-уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания, простудных и других заболеваниях

Презентация.

Таблицы с изображением органов дыхательной системы, кровообращения, приготовленные марлевые респираторы.

§ 29, измерить окружность грудной клетки в состоянии вдоха, выдоха и в покое.

8. Пищеварение.

6

30

Питание и пищеварение.

1

Урок усвоения новых знаний

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-сущность биологических процессов: питание и пищеварение,

-распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

Презентация.

Модель торса человека, таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем.

§ 30.

31  

Пищеварение в ротовой полости.

1

Комбинированный

-сравнивать объекты, факты, явления;
·-обобщать, делать резюме;

—планировать и проводить наблюдения за объектом;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов

Презентация.

Модель черепа человека, таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов.

§ 31, Выполнить задания на стр. 165 учебника, начиная от заданий под символом «!» и до конца.

32

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».

1

Урок-практикум

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения;

-сущность биологических процессов: питание и пищеварение,

-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения

Презентация.

Таблицы с изображением органов пищеварительной и строения зубов; модель черепа человека. Для лабораторной работы на каждый стол: чашки Петри с йодной водой, спички, два куска накрахмаленной марли 10 X 10 см, вата.          

§ 32. Ответить на вопросы на 169 и на вопросы лабораторной работы на с. 170

33

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

1

Комбинированный

Презентация.

Таблицы, изображающие пищеварительную систему в целом: желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, поджелудочную железу, участок тонкой кишки с ворсинками, воротную систему печени.

§ 33. Выписать названия структур, выделенных на с. 174, и найти их на рис. 76 – 79.

34

Регуляция пищеварения.

1

Комбинированный

- выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Презентация.

Таблицы, изображающие органы пищеварительной системы, воротной системы печени, участка тонкой кишки с ворсинками, камеру для работы с условными рефлексами, фистулу слюной железы и желудка, мнимое кормление.

§ 34. Ответить на вопросы с. 177.

35

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1

Комбинированный

находить информацию о биологических объектах в различных источниках;

- знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.

Презентация.

Таблицы с изображением схемы пищеварения, фистулы слюной железы, желудка и мнимого кормления, возбудители холеры и дизентерии.

§ 35. Разобрать основные положения к главе 8 на с. 181 учебника.

9. Обмен веществ и энергии.

3

36

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1

Урок усвоения новых знаний

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-понятия об обмене веществ и энергии

-две стороны обмена веществ:

пластический и энергетический обмен.

-доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей.

Презентация.

Таблицы, изображающие схему воротной вены печени, ворсинки, органов пищеварения, дыхания, кровеносную систему, возбудителей холеры и дизентерии, циклы развития бычьего цепня и аскариды.

§ 36. Повторить статью «Питательные вещества» из

 § 30.

37

Витамины.

1

Комбинированный

-проводить самостоятельный поиск биологической информации:

-представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания;

-объяснять роль витаминов в организме

- уметь применять полученные знания

Презентация.

Таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах».

§ 37. Повторить § 27, 36, статью «Пластический и энергетический обмен» на с. 184, § 28, статью «Гуморальная регуляция дыхания» на с. 143, 144.

38

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

1

Урок-практикум

находить информацию о биологических объектах в различных источниках;

-объяснять энерготраты человека и пищевой рацион. Энергетическау ёмкость пищи

- Обосновывать нормы и режим питания.

-составлять пищевой рацион в зависимости от энерготраты.

Презентация.

Таблицы, изображающие схемы пищеварения, дыхания, регуляции дыхания; таблица, отражающая содержание витаминов в пищевых продуктах.

Для лабораторной работы: калькулятор на каждый стол и секундомер (часы с секундной стрелкой).

§ 38. Разработать «Основные положения главы 9».

10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

39

Кожа – наружный покровный орган.

1

Урок усвоения новых знаний

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-знать функции и строение кожи,

 – устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи;

-работать с лупой.

Презентация.

Таблица «Строение кожи»; лупы на каждый стол.

§ 39. Ответить на вопросы перед параграфом на с. 200 и на вопросы 204 под символом «?»  Повторить § 37 «Витамины» и статью об аллергии из

 § 19 на с. 97.

40

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной 1салфетки».

1

Комбинированный  урок с элементами практики

— владеть навыком аналитического чтения;

— составлять сложный и тезисный планы;

-значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви;

- применять меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции

Презентация.

Таблицы, изображающие строение кожи и ее придатки, чесоточного зудня, поражение кожи стригущим лишаем, меры доврачебной помощи при ожогах и обморожениях.

Для самостоятельной работы: бумажные салфетки, лезвия безопасной бритвы, шампунь, чашки Петри с водой.

§ 40. Ответить на вопросы в начале параграфа и в конце его. Повторить  по

§ 29 статьи «Приемы искусственного дыхания» и «Непрямой массаж сердца».

41

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

Комбинированный

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

-относительное постоянство температуры тела человека

–разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания

Презентация.

Таблицы, показывающие строение кожи.

§ 41, ответить на вопросы под символом «?».

42

Выделение.

1

Комбинированный

– раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения;
– рассказывать о микроскопическом строении почки, двойной фильтрации крови в почечных канальцах, образовании в них мочи.

– характеризовать функции органов выделения, процесс образования мочи;

– раскрывать понятия: первичная моча и вторичная моча;
– объяснять, почему заболевания почек серьезно сказываются на здоровье человека;

- доказывать необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек.

-соблюдать правила гигиены мочевыделительной системы;

Презентация.

Таблицы «Кожа», «Органы выделения».

§ 42, повторить главу 10.

11. Нервная система.

5

43

Значение нервной системы.

1

Урок усвоения новых знаний

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное;

– разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой

– сравнивать строение нервной системы человека и животных.

Презентация.

Таблицы с изображением нервной системы, кожи, почки с нефроном.

§ 43, ответить на вопросы перед параграфом на стр. 220 и после него на стр. 221 и 222.

44

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

Комбинированный

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное;

– разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой

– сравнивать строение нервной системы человека и животных.

– строение и функции рефлекторной дуги, спинного мозга, рефлекторной и проводниковой функциях

- работать с биологическими таблицами, схемами

Презентация.

Модель скелета человека, таблицы «Строение нервной системы», «Спинной мозг», «Коленный рефлекс».

§ 44, ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 227.

45

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

1

Комбинированный  урок с элементами практики

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой,

 -проводить наблюдения.

– разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций.

-– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга;

-проводить самонаблюдения.

Презентация.

Модели черепа, скелета, макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

§ 45, ответить на вопросы перед параграфом, найти структуры, указанные в словаре на стр. 230, на рис. 93 и 97.

46  

Функции переднего мозга.

1

Комбинированный

сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой;

– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга;

-работать с муляжами, раздаточным материалом.

Презентация.

Разборная модель головного мозга, таблица, изображающая схему строения головного мозга.

§ 46, повторить параграф 44 и разобрать рис. 91, А и Б.

47

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

Лабораторная работа: «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

1

Урок-практикум

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой;

-понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической;

-проводить лабораторные работы, готовить отчеты по ним.

Презентация.

Модель мозга; таблицы с изображением автономной нервной системы, спинного и головного мозга.

§ 47, разобрать статью «Основные положения главы 11»

12. Анализаторы. Органы чувств.

5

48

Анализаторы.

1

Урок усвоения новых знаний

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-органы чувств человека,

– находить  на рисунках, таблицах, моделях части анализатора  

-объяснять значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

Таблицы с изображением схем нервной системы, её вегетативного отдела, слухового и зрительного анализатора, различных иллюзий.

§ 48, ответить на вопросы перед параграфом, повторить параграф 44.

49

Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»,                «Поиск слепого пятна»,                              «Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения »,         «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов»,                                   «Изменение величины зрачков при разном освещении».

1

Комб. с элементами практикума

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

части зрительного анализатора,  его строение и функции глаза -положение и строение глаз.

 -строение и функции сетчатки.

 -корковая часть зрительного анализатора

Презентация.

Модель черепа, модель глаза, таблица «Строение глаза. Зрительный анализатор», «Чувствительные и моторные зоны коры, доли больших полушарий головного мозга», для лабораторной работы: на каждый стол полиэтиленовая плёнка размером 10 : 10 см. , в центре которой по кругу размещаются написанные фломастером буквы, карандаши с красным корпусом; трубки, свёрнутые из тетрадного листа.            

§ 49, ответить на вопросы на стр. 248 под символом «?».

50

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

Комбинированный

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

проводить

самонаблюдения;

- ход лучей через прозрачную среду глаза.

- причины нарушения зрения

– гигиену органа зрения

- механизм восприятия зрительных раздражений;

-соблюдать гигиену зрения.

- применять меры первой помощи при травмах глаз

Презентация.

Таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор, кору больших полушарий головного мозга.

§ 50.

51

Слуховой анализатор.

1

Комбинированный

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

-части слухового анализатора и органа равновесия;

-нарушения в деятельности анализаторов слуха и равновесия.
– гигиену органов слуха и равновесия

– находить их на рисунках, таблицах, моделях части органов слуха и равновесия;

- объяснять передачу звуковых колебаний, их восприятие и анализ

-соблюдать гигиену слуха и равновесия.

Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы, модель черепа человека со снимаемой крышкой, механические часы.

§ 51.

52

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1

Комбинированный

Знать части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

- роль органов обоняния, вкуса в жизни человека;

–  соблюдать гигиену органов обоняния и вкуса, осязания (кожи);

Презентация.

Таблица «Слуховой анализатор», «Анализаторы обоняния и вкуса»

§ 52, разобрать статью «Основные положения главы 12».

13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.

5

53

Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельности

1

Урок усвоения новых знаний

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней;
- Характеризовать рефлекторную теорию поведения

Презентация.

Модель головного мозга, таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, дуги условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, строение органа слуха с вестибулярным аппаратом, строение кожи, носовой полости, органов обоняния, органов вкуса.

§ 53, разобрать рис. 113.

54

Врождённые и приобретённые программы поведения.

Лабораторная работа:

«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».

1

Урок-практикум

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках;

-роль торможения условных рефлексов;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику

– характеризовать роль безусловных рефлексов в развитии врожденного поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность;.

Презентация.

Таблицы со схемами слюноотделительных рефлексов.

§ 54, повторить опыты, поведённые в классе.

55

Сон и сновидения.

1

Комбинированный

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;

-знать сущность и значение снов и сновидений;

- доказывать значение профилактики утомления, активного отдыха, сна; вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;

- выполнять правила гигиены сна, предупреждающие его нарушение

Презентация.

Таблицы с изображением головного мозга, схем условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, энцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна.

§ 55.

56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

Комбинированный

находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении.

Презентация.

Модели черепов современного человека и питекантропа; таблицы с изображениями головного мозга, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека.

§ 56, ответить на вопросы в начале параграфа на стр. 281.

57

Воля, эмоции, внимание.

1

Комбинированный

-психическую деятельность человека как функцию мозга;

- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

Презентация.

Таблицы с изображением головного мозга, схемы безусловного торможения слюноотделительного рефлекса; часы с секундной стрелкой.

§ 57, ответить на вопросы перед параграфом на стр. 288, выполнить задания на стр. 292., 293 под символами «?» и «!», разобрать « Основные положения главы 13».

14. Эндокринная система.

2

58

Роль эндокринной регуляции.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать понятие гуморальной регуляции;  железы эндокринной системы, особенности работы желез внутренней секреции

-раскрывать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека;

-показывать отличие желез внешней и внутренней секреции

Презентация.

Модель головного мозга, таблицы с изображением эндокринных желёз, внутренних органов человека.

§ 58, отвектить на вопросы перед параграфом, выполнить задание № 2 на стр. 301 под символом «!».

59

Функция желёз внутренней секреции.

1

Комбинированный

- роль гормонов в жизнедеятельности организма.

 - знать меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями.

-доказывать примерами нарушения нервно-гуморальной регуляции;

-объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины проявления наследственных заболеваний, человека

Презентация.

Таблицы с изображением головного мозга, желёз внутренней и смешанной секреции, микро- и макростроения щитовидной железы; изображения людей с гипо- и гиперфункцией  гипофиза, щитовидной железы.

§ 59, разобрать  « Основные положения главы 14».

15. Индивидуальное развитие организма.

4

60

Жизненные циклы. Размножение.

1

Урок усвоения новых знаний

-знать сущность процесса оплодотворения и его значение; стадии развития зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым;

– использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека;

Презентация.

Таблицы со схемами органов эндокринной системы, мужской и женской половых систем, схемой оплодотворения и развития зародыша.

§ 60.

61

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1

Комбинированный

Уметь готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

Презентация.

Таблицы, изображающие мужскую и женскую половые системы, развитие зародыша и плода, стадии развития зародышей рыбы, земноводных, рептилий, млекопитающих животных и человека.

§ 61.

62

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

1

Комбинированный

– находить черты сходства и различия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.

- доказывать  вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина, других факторов на потомство;

Презентация.

Таблицы, иллюстрирующие развития зародыша и плода, стадии развития позвоночных животных и человека.

§ 62, ответить на вопросы в начале параграфа.

63

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

1

Комбинированный

— владеть навыком аналитического чтения;

— составлять сложный и тезисный планы;

-знать основные этапы развития человека после рождения;

-гигиенические требования к режиму жизни будущей матери

То же, что и на прошлом уроке.

§ 63 и 64, повторить «Основные положения» 3 и 4 глав.

64

Повторение темы «Строение организма».

1

Уроки обобщения и повторения изученного

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
·сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

- биологическую терминологию и символику

применять ранее полученные знания;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

Презентация.

Таблицы этой темы.

Повторить § 10-16.

65

Повторение темы «Внутренняя среда организма».

1

Презентация.

Таблицы темы.

Повторить § 17-19.

66

Повторение темы «Нервная система».

1

Презентация.

Таблицы темы.

Повторить § 43-47.

67

Повторение темы «Пищеварение».

1

Презентация.

Таблицы темы.

Повторить § 30-35.

68

Обобщение.

1

Презентация.

Таблицы, иллюстрирующие все системы органов, скелет, модели головного мозга, глаза, уха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....