Экологическое просвещение как необходимое условие устойчивого развития общества.
статья по биологии на тему

Царёва Светлана Владимировна

Первостепенную роль в обеспечении устойчивого развития человечества играет экологическое образование и просвещение. Одной из важнейших задач является воспитание у молодого поколения активной гражданской позиции в вопросе сохранения природы, ее богатств, в частности, биологического разнообразия, как гаранта целостности и устойчивости биосферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое просвещение как необходимое условие устойчивого развития общества.

Первостепенную роль в обеспечении устойчивого развития человечества играет экологическое образование и просвещение. Одной из важнейших задач является воспитание у молодого поколения активной гражданской позиции в вопросе сохранения природы, ее богатств, в частности, биологического разнообразия, как гаранта целостности и устойчивости биосферы.

Воспитание и образование молодежи — приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических формаций. Назревший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления — способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих поколениях.

Утрата способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней, оторванность от природы неизбежно ведет к исчезновению связи между человеком и природой. Как следствие, накладывается отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки.

Григорьева Г. Е. Экологическая культура, важный элемент в развитии современного общества // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 122-124. — URL https://moluch.ru/archive/27/3004/ (дата обращения: 19.02.2018).

 «Все экологические, социальные и экономические проблемы современной цивилизации лежат в самом человеке – прежде всего в его сознании, которое определяет его действия во всех областях» [2, с. 316]. Далеко не каждый индивид способен осознать, что экологические проблемы способны возникать, в результате влияния его образа жизни, на экологическую ситуацию как в стране, так и во всём мире. Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро продемонстрировала миру чрезвычайный характер несоответствия культурной рефлексии мирового сообщества и глобальных экологических проблем [3]. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «Устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является формирование у человека экологической культуры. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей.

Григорьева Г. Е. Экологическая культура, важный элемент в развитии современного общества // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 122-124. — URL https://moluch.ru/archive/27/3004/ (дата обращения: 19.02.2018).

«...дети - одна из точек отсчета в международных стратегиях развития, так как это те, чье индивидуальное и социальное развитие будет определять будущее мира. Другой точкой отсчета должна быть окружающая среда, так как это основа и источник ресурсов для всего развития в будущем».

Отчёт ООН «Дети и окружающая среда»

Вращение (из Википедии) - процесс движения по замкнутой траектории. Любая деятельность человека неразрывно связана с этими мегасферами. Человек, владеющий знаниями законов природы, никогда не будет «неразумным».

В городской среде, в условиях недостаточной возможности общения с природой необходимо использовать среду естественно-научных музеев для формирования экологической культуры молодого поколения. Основное направление проекта «Вращение БЛАГ. Сферы Земли - изучение предметов естественнонаучного цикла в музейных комплексах за счет выхода за пределы классного помещения.

Музеи – не только научно-исследовательские, но и научно-просветительные учреждения. Сегодняшний школьник – будущий исследователь.

Человек не может жить вне природы, он един с нею (хотя это единство и противоречиво, поскольку человек вынужден преобразовывать окружающую среду, и не может жить иначе), и поэтому то, что плохо для природы, в конечном счете, отрицательно сказывается и на человеке.

Я уверена, что в рамках проекта «Вращение БЛАГ. Сферы Земли» расширяется кругозор учащихся, повышается рейтинг естественных наук, продолжается воспитание бережного отношения к природе и понимания красоты и законов окружающего мира. Интерес ребят очевиден

Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, а продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т. п.), школах и вузах. В соответствии с современным Экологическим Кодексом РК экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной экологической политики нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность - необходимое условие творческого развития педагога и учащегося

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи ...

Семинар "Устойчивое развитие общества и образовательная среда"

Современные направления в образовании; здоровье общества- основа в решении поставленных проблем. Роль школы и семьи в сохранении здоровья школьников....

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

Качественное образование- Ресурс устойчивого развития общества

Качественное образование-Ресурс устойчивого развития общества...

Качественное образование - ресурс устойчивого развития общества

. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает детей к здоровому образу жизн...

Педагогический совет: Качественное образование- ресурс устойчивого развития общества»

Цели:1. Определить понятие «качество образования» и актуальность этого понятия в современных условиях образования;2. Формирование у членов педагогического совета следующих компетенций: уме...

«Этноэкологическое воспитание школьников как условие устойчивого развития региона»

Важнейшей проблемой современности планетарного масштаба стала экологическая проблема. Экология должна рассматриваться не только как наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающ...