Моя дорога в медицину
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Киселёва Светлана Николаевна

материал для дополнительной работы по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Дорога в медицину»

Образовательная программа дополнительного образования медико-биологической   направленности

                                                                                   

Аннотация

Содействие профессиональному самоопределению учащихся всегда составляло одну из важнейших задач образования. Профессиональная ориентация приобретает особое значение в условиях дополнительного образования, так как одной из главных причин создания данного курса является необходимость осознанного выбора учащимися будущей профессии. В связи с этим особенно актуальным становится расширение возможностей социализации учащихся, создание условий для их практической ориентации в особенностях будущей профессиональной деятельности.

          Курс  «Дорога в медицину» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные предпочтения и совершить осознанный выбор профессии.

         Данный курс «Дорога в медицину» предлагается для учащихся 7-9 классов, проявивших интерес  к биологическим дисциплинам с ориентацией на медицинский профиль. Курс рассчитан на 2 года (по 1 часу в неделю). Курс является предметно-ориентированным. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Он направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных учащихся в области медицинской деятельности человека.  В основу программы данного  курса положены принципы поддержания, расширения,  систематизации и углубления знаний по биологии (анатомии), валеологии, развитие интереса у учащихся к профессиям, связанным с медициной.

При составлении программы мною использованы программы элективных курсов следующих авторов: Баенбаева Н.Б. «Основы медицинских знаний», Бердикова П.Н. «Основы медицины» и авторской программы «Юный биолог» (автор-составитель к.б.н., учитель биологии Митриченко А.Н.).

Новизна программы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений. В связи с этим основной метод обучения – деятельностный.

         Курс  направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей. Занятия будут способствовать овладению учащимися системой биологических и медицинских знаний, которые помогут лучшему усвоению курса анатомии и физиологии человека. Программа знакомит учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами,  направленными на сохранение здоровья людей, оказание первой медицинской помощи в критических ситуациях.

Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости медицины в различных областях, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической медициной; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

Для профориентации приглашаются врачи.

Теоретической базой курса служат школьные курсы химии, биологии и ОБЖ. Расширяя и углубляя знания, умения и навыки, полученные на уроках химии, биологии и ОБЖ учащиеся знакомятся с основами медицинских знаний.

 Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемого дела.

          Программа позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности.

        Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных навыков оказания первой помощи, так как практическая часть курса в полной мере подразумевает данную возможность.

       Направленность программы по содержанию  поддерживает   - медицинский профиль, по функциональному предназначению -  предпрофессиональная, по форме организации  - групповой, по времени -  краткосрочной.

Цель курса: содействие профессиональному самоопределению учащихся путём приобретения специальных знаний, умений и навыков в области профессий, связанных с медициной.

Основные задачи курса:

сформировать общее представление о медицине как науке, возникшей в глубокой древности; о великих учёных – Гиппократе, Авиценне, Сербском и других выдающихся светил прошлого;

дать основы медицинских знаний;

вооружить учащихся знаниями и практическими навыками оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях;

формировать интерес к профессиям, связанным с медициной

дать знания о способах введения лекарственных средств и о проявлениях действий лекарственных средств;

дальнейшее формирование у учащихся умения самостоятельно находить материал и практически применять его;

развивать уверенность в себе и успешность.

выявление и развитие способностей детей, включая творческие способности к разным видам деятельности;

Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности

Достижение повышенного уровня знаний, умений и навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, ее профориентации

Расширение  теоретических знаний по данному направлению; выработка у учащихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием;

создание условий для развития творческой деятельности молодого исследователя

                 

    В процессе обучения учащиеся приобретут информацию по основам медицины:

По уходу за больными

Источникам инфекции

Профилактическим прививкам

Первой доврачебной медицинской помощи

Общие нормы санитарной гигиены

Применение лекарственных и средств и др.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

системность;

целостность;

объективность;

научность;

доступность для учащихся  школы;

реалистичность;

практическая направленность.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Организацию медицинской службы

Классификацию инфекционных болезней

Правила ухода за больными

Изолирование больных

Правила лечебных процедур

Особенности работы младшего и среднего медицинского персонала

О первой медицинской доврачебной  помощи

Правила хранения медицинских препаратов, а также их применение.

Учащиеся должны уметь:

Практически применять знания в жизни

Уметь ухаживать за больными терапевтическими, хирургическими, новорожденными, инфекционными

Уметь оказывать первую доврачебную помощь

Иметь представление о выписке и хранении лекарств

Уметь использовать средства дезинфекции

Использовать умение применения средств личной гигиены

Уметь транспортировать больных

      Для достижения поставленных целей и задач использую следующие методы и формы организации деятельности учащихся: лекции, практические занятия, анкетирование, решение проблемных вопросов и задач, тестов, подготовка сообщений, написание реферата, самостоятельная работа по поиску информации в разных источниках, включая Интернет-ресурсы.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая

Планируемые результаты:

Профессиональная ориентация

Развитие навыков умения работать самостоятельно и в группе.

Завершается изучение курса участием в конференции научного общества школы с рефератом по выбранной теме. Эта тема социально-значимая.

Изучение курса будет способствовать развитию кругозора учащихся, умению совершенствовать свой образ жизни, умению ориентироваться в современном информационном поле, получать и отбирать необходимую информацию.

Овладение новыми практическими навыками  оказания первой доврачебной помощи, умение выбирать средства для решения поставленных задач.

Воспитание целеустремлённости, собранности, желания помогать другим людям.

Форма зачёта:

По итогам курса учащиеся представляют индивидуальные или групповые творческие работы по выбранной теме;

Тестирование

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение (2 часа)

Занятие № 1.  История медицины. Организм как целостная система. Физическая активность и здоровье.

Занятие № 2. Основные задачи медицинской службы.  Виды медицинской помощи.

Тема № 2.  Общие сведения по медицинскому обслуживанию (3 часа)

Занятие № 1. Наблюдения за больными

Занятие № 2. Лечебные и диагностические процедуры

Занятие № 3. Клинические анализы

Проверочная  работа: решение ситуационных задач.

Тема № 3.  Рецепты.  (4 часа)

Занятие №1. Общие сведения о выписке рецептов. Правила выписки.

Занятие № 2 -3. Лекарственные препараты (часто применяемые)

а) при ОРВИ

б) при ангине

в) при мышечных болях

г) при заболеваниях сердца

д) при заболеваниях желудка, печени

е) при головных болях

ё) при глазных болезнях

ж) при кожных заболеваниях

и) при гнойничковых заболеваниях

 з) при болезни носа.

 к) при заболеваниях ушей

Занятие № 4. Дозировка лекарств с учетом возраста и массы.        Применение лекарств,  сроки принятия, хранение.

Проверочная  работа: решение ситуационных задач, выпуск брошюр.

Тема № 4.  Лечебное питание больных (4 часа)

Занятие №1. При язвенных болезнях.  При болезни печени. При гастритах. Хирургических больных. Совместимость и калорийность продуктов.

Занятие № 2. При детских болезнях. Питание беременных. Аллергических болезнях.

Совместимость и калорийность продуктов.        

Занятие №3-4 Практикум № 1. Составление диет. Расчет калорий в сутки

Проверочная  работа:  выпуск брошюр.

Тема № 5.  Уход за больными(2 часа)

Занятие №1. Уход за терапевтическими больными. Уход за инфекционными больными. Уход за хирургическими больными.

 Уход за новорожденными детьми. Уход за больными детьми. Уход за здоровыми детьми.

Уход за больными лор, офтальмологии. Сложными заболеваниями.

Занятие №2. Экскурсия в ИЦБ. ( Отделение терапии. Детское отделение).

Проверочная  работа: написание реферата.

Тема № 6. Опасные инфекции (2 часа).

Занятие №1-2. Общие сведения об инфекциях.  Источники заражения и пути их передачи.

 Сроки инкубационного периода некоторых И.Б.  Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними.  Способы и сроки взятия материалов (анализов) для лабораторных исследований. Ильминтология.

Проверочная  работа: написание реферата, выпуск брошюр, буклетов.

Тема № 7. Венерические заболевания (1 час)

Занятие №1.

А.Кожные заболевания. Аллергические пробы.

Б. Венерические заболевания:

а) СПИД

б) сифилис

в) гонорея, трихомонелез

Проверочная  работа: написание реферата, выпуск брошюр, буклетов.

Тема № 8. Общая иммунизация населения (1 час)

Занятие № 1. Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки.

Виды вакцинации

Проверочная работа: написание реферата,  выпуск брошюр, буклетов.

Тема № 9. Общие сведения о работе медицинского персонала ( 2 часа)        

Занятие № 1. Особенности работы медсестры стоматологического кабинета. Медсестры хирургии. Медсестра рентгеновского кабинета. Медсестра детского отделения.

Занятие №2. Экскурсия в ИЦБ.

Проверочная работа: выпуск брошюр, буклетов.

Тема № 10. Первая доврачебная помощь. (Это должен знать каждый!) (12 часов).

Занятие №1. Понятие о травме. Травмы и несчастные случаи. Транспортировка больных. Виды травм. Механическая травма. Ссадины, кровоподтёки. Переломы костей: травматические и патологические. Открытые и закрытые переломы. Обнаружение переломов, оказание первой помощи. Синдром длительного сдавливания при закрытых повреждениях.

Вывих, причины вывихов, их обнаружение. Частичный вывих. Оказание первой помощи при вывихах.

Растяжение связок. Оказание первой помощи. Правила наложения повязок. Стерильность повязок. Шинирование.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.

Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

Практические работы:

№1. Рассматривание рентгенограмм с различными переломами костей. Наложение шин на верхние и нижние конечности.

№2. Виды повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки и стопы. Восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо.

№3. Шапочка Гиппократа.

№4. Виды повязок при травмах груди и живота.

№5. Повязки на тазобедренный сустав. Эвакуация больного с травмой позвоночника.

Оказание первой медицинской помощи при ДТП

Проверочная работа: выполнение нормативов, решение ситуационных задач.

Занятие №2. Классификация ран и их осложнения. Виды кровотечений. Наложение стерильных повязок на голову, грудь, живот, конечности. Кровь. Состав крови. Общие свойства крови: скорость оседания эритроцитов (СОЭ), группы крови, свёртывание крови. Кроветворные органы. Иммунитет. Воспаление - реакция всего организма. Антибиотики, их открытие и применение.

Кровотечение: наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны. Перевязочный пакет. Обеззараживание рук и перевязочного материала. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложения давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Жгуты: резиновый, матерчатый, самодельный. Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Борьба с болью.

Практические работы:

№1. Определение гемоглобина в крови человека, определение группы крови человека, определение СОЭ.

№2. Рассматривание под микроскопом нормальных и патологических мазков крови человека.

Проверочная работа: выполнение нормативов, решение ситуационных задач.

Занятие №3. Ожоги и травматический шок. Понятие об ожогах и обморожениях, их степени.

Практическая работа

№1. Первая медицинская помощи при ожогах.

№2. Первая медицинская помощи при обморожениях.

Проверочная  работа: написание рефератов по темам  «Кожа и её роль в организме; «Теплорегуляция и её виды». «Термические и химические ожоги».

Проверочная работа: выполнение нормативов, решение ситуационных задач, выпуск буклетов.

Занятие №4. Тепловые и солнечные  удары. Признаки и причины теплового и солнечного удара. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе. Отработка приемов оказания ПМП при тепловом и солнечном ударе.

 Проверочная работа: выполнение нормативов, решение ситуационных задач, выпуск буклетов.

Занятие №5.  Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией.  Особенности электротравм. Первая медицинская помощь (ПМП) при поражении электротоком или молнией. Ожоги химическими веществами, первая помощь.

 Практическая работа:

№ 1. Отработка приемов оказания ПМП при ожогах, обморожениях и электротравмах.

Проверочная работа: выполнение нормативов, решение ситуационных задач.

Занятие №6. Сердечная недостаточность, основные понятия и определения.  При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхании.  Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности. Инсульт, возможные причины и возникновение.

Практическая работа

№1. Первая медицинская помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.

 Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Понятие о клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки.

№2. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

Проверочная работа: выполнение нормативов,  решение ситуационных задач.

Занятие №7. Укусы: змей, насекомых. Первая медицинская помощь при укусах змеями, насекомыми, собаками.

Проверочная работа: выполнение нормативов, решение ситуационных задач.

Занятие №8. Гигиена больного и ее значение при лечении.

Проверочная работа: написание реферата, создание буклета, бюллетеня.

Занятие №9. Лечебные процедуры:

ингаляции,

компрессы,

горчичники,

обтирания, аппликации,

грелки с горячей водой, льдом,

градусники.

Проверочная работа: выполнение нормативов, решение ситуационных задач.

Занятие №10 . Первая помощь при утоплении.

Проверочная работа: выполнение нормативов, решение ситуационных задач.

Занятие №11. Первая помощь при судорогах (эпилепсии).

Проверочная работа: выполнение нормативов,  решение ситуационных задач.

Занятие №12. Отравление.  Причины и признаки отравлений, первая медицинская помощь при отравлении. Особенности оказания первой медицинской помощи отравившемуся человеку, который находится без сознания.

 Практическая работа.

№1.  Оказание ПМП при отравлении.

Проверочная работа: выполнение нормативов,  решение ситуационных задач.

Тема № 10. Итоговый урок-зачет с элементами практических заданий или

итоги изучения элективного курса можно обсудить на конференции ( семинарском занятии).

Учащиеся получают результаты индивидуального рейтинга по итогам работы в течение изучения курса, рассматриваются отчеты по проектам, реферативным работам, инд. заданиям, заслушиваются презентации, даются рекомендации к представлению индивидуальных работ на школьную научно-практическую конференцию. Целесообразно провести также обсуждение содержания данного элективного курса, выслушать предложения и пожелания учащихся.

Тема.

Кол-во часов.

№ занятия        

Занятия  по данной теме        

Практикум, экскурсии, приглашение специалистов.

Тема № 1.(2 часа)

 Введение         

1-2

Занятие  № 1. История медицины. Организм как целостная система. Физическая активность и здоровье.

Основные задачи медицинской службы(Мед. служба ГО)

Занятие № 2. Виды медицинской помощи

Тема № 2. (3 часа)

Общие сведения по медицинскому обслуживанию         

3-4-5

Занятие № 1. Наблюдения за больными

Занятие № 2. Лечебные и диагностические процедуры

Занятие № 3. Клинические анализы        

Экскурсия в ЦРБ.

Клиническая лаборатория

Тема № 3. (4 часа)

Рецепты.

Общие сведения о выписке рецептов

6-7-8-9

Занятие № 1. Что такое рецепты. Правила выписки

Занятие № 2

Лекарственные препараты (часто применяемые)

а) при ОРВИ

б) при ангине

в) при мышечных болях

г) при заболеваниях сердца

д) при желудке, печени

е) при головных болях

ё) при глазных болезнях

ж) при кожных заболеваниях

з) при болезни носа, ушей

и) при гнойничковых заболеваниях

Занятие №3. Дозировка лекарств с учетом возраста и массы        

Занятие №4 Экскурсия в ИЦБ.

Экскурсия в ЦРБ.

Кабинет терапии или

Тема № 4.

Лечебное питание больных (4 часа)

10-11-12-13

Занятие № 1. Лечебное питание при язвенных болезнях.

При болезни печени

При гастритах Хирургических больных

Занятие №2 Лечебное питание при детских болезнях.

Питание беременных

Аллергических болезнях.

Совместимость и калорийность продуктов.        

Занятие №3-4 Практикум № 1.

Практикум № 1. Составление диет

Расчет калорий в сутки. Беседа с диетсестрой.

Тема № 5. (2 часа)

Уход за больными

        

14-15

Занятие № 1.

Уход за терапевтическими больными.

Уход за инфекционными больными.

Уход за хирургическими больными.

Уход за новорожденными детьми.

Уход за больными детьми.

Уход за здоровыми детьми.

Уход за больными лор, офтальмологии.

 Уход за больными со сложными заболеваниями.

Занятие №2. Экскурсия в ИЦБ.

Экскурсия в ЦРБ.

№ 1. Отделение терапии

№ 2. Детское отделение

Тема № 6. (2 часа)

Опасные инфекции

16-17

Занятие № 1-2.

 Общие сведения об инфекциях.

 Источники заражения и пути их передачи.

Сроки инкубационного периода некоторых И.Б.

Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними.

Способы и сроки взятия материалов (анализов) для лабораторных исследований.

 Ильминтология .

Экскурсия в ЦРБ.

(Инфекционист)

Тема № 7. (1 час)

Венерические заболевания

        

18

Занятие № 1.

 Кожные заболевания

Аллергические пробы

Венерические заболевания:

а) СПИД

б) сифилис

в) гонорея, трихомонелез.

Экскурсия в ЦРБ.

(Дерматовенеролог).

Тема № 8. (1 час)

Общая иммунизация населения

19

Занятие № 1.

Активная и пассивная иммунизация.

Профилактические прививки.

Виды вакцинации.

Приглашение специалиста.

Тема № 9. ( 2 часа)

Общие сведения о работе медицинского персонала        

        

20-21

Занятие № 1.

Особенности работы:

 Медсестры стоматологического кабинета.

Медсестры хирургии.

Медсестры рентгеновского кабинета.

Медсестры детского отделения.

Занятие № 2. Экскурсия в ИЦБ.

 Экскурсия в ЦРБ

Тема № 10. (12 часов)

Первая доврачебная помощь.

Транспортировка больных.

22-33

Травмы и несчастные случаи.

Классификация ран и их осложнения.

Виды кровотечений

Наложение стерильных повязок на голову, грудь, живот, конечности

Синдром длительного сдавливания при закрытых повреждениях

Переломы.

Оказание первой медицинской помощи при ДТП

Ожоги и травматический шок.

При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхании.

Обморожение, тепловые удары.

Укусы: змей, насекомых, собак.

Первая помощь при утоплении.

Первая помощь при судорогах (эпилепсии).

Гигиена больного и ее значение при лечении.

Лечебные процедуры:

 ингаляции,

компрессы,

горчичники,

обтирания, аппликации,

грелки с горячей водой, льдом,

градусники.

Экскурсия в ЦРБ

Итоговый урок-зачет с элементами практических заданий.

1 час

Конференция.

Всего

34часа

Самоанализ авторской программы курса  «Дорога в медицину»

   Данный курс помогает учащимся 7-9 х классов овладеть знаниями по оказанию самопомощи и первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим, способствует профилактике травматизма среди подростков.

   Программа помогает получить практические навыки, которые необходимы в повседневной жизни и при чрезвычайных ситуациях.

   Большая практическая часть курса делает занятия увлекательными и познавательными.

   Кроме формирования практических навыков, программа позволяет повторить и углубить знания, полученные в 8 классе  по анатомии человека, поэтому данный курс выбирают и те ученики, которые собираются связать свою профессию с медициной и биологией.

Тематический план первого года занятий

Тема

Кол-во часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические работы

1

Введение

1

1

2

Общие представления о системах органического мира

1

1

3

Молекулярная биология: строение и химический состав клетки. Обмен веществ и поток энергии в клетке

3

2

1

4

Гистология

3

2

1

5

Царство животных. Зоология беспозвоночных

4

3

1

6

Царство животных. Зоология позвоночных

5

3

2

7

Строение тела человека

18

10

8

Итого

35

22

13

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I- го года обучения

Тема № 1 (1 час)

Введение

Основные вопросы

История развития биологии и место биологии в системе естественно-научных дисциплин;  роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом.  Знакомство с целями и задачами курса.

Требования к знаниям и умениям

Основные этапы в развитии биологии,  значение знаний биологии, прикладные отрасли биологии. Анализировать и оценивать этапы исследования биологического разнообразия, объяснять практическое значение знаний биологии.

Тема № 2 (1 часа)

Общие представления о системах органического мира.

Основные вопросы

Основные признаки живого. Уровни организации живых организмов. Принципы классификации. Сущность жизни. Структурные уровни организации живой материи.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные свойства живой материи, многообразие форм жизни, характерные признаки биосистем, уровни организации живой материи, компоненты, их образующие, основные процессы, протекающие на каждом уровне. Выявлять признаки различия живой и неживой материи, сравнивать между собой структурные уровни организации жизни, объяснять общие свойства биосистем.

Самостоятельная работа

Составление мультимедийной презентации «Система органического мира», проведение биологических исследований: наблюдение, эксперимент.

Тема № 3 (4 часа)

Молекулярная биология: строение и химический состав клетки.

Обмен веществ и поток энергии в клетке.

Основные вопросы 

Изучение  классификации, строения и свойств органических веществ; процессов биосинтеза сложных органических веществ из неорганических соединений; связи между жизнедеятельностью организмов и протекающими в них биохимическими процессами, реализации наследственной информации.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные принципы структурной организации биологических макромолекул – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов; физико-химические свойства аминокислот и их роль в формировании структуры и функционировании молекулы белка;  функциональную роль белков и нуклеиновых кислот в процессах  жизнедеятельности; роль ферментов для биотехнологии; свойства и роль ДНК и РНК в воспроизведении и передаче генетической  информации; структурные особенности и свойства углеводов и липидов, их биологические функции. Уметь выделять биополимеры; исследовать свойства природных соединений.

Тематика практических работ 

Выполнение проекта «История развития молекулярной биологии» или «Роль неорганических веществ в клетке» 

Практические работы «Качественные реакции на белки», «Качественные реакции на углеводы и липиды», «Выделение хлорофилла из листьев растений».

Тема № 4 (4 часа)

Гистология

Основные вопросы 

Клеточный и тканевой уровень организации животных и человека. Основные типы тканей. Клетки и межклеточное вещество. Функциональная морфология всех типов тканей. Строение, функции, классификация. Изменения тканей в онто- и филогенезе. Влияние факторов среды на клетки и ткани.

Требования к знаниям и умениям

Знать общие принципы организации и функционирования тканей, происхождение тканей в онто- и филогенезе, межклеточные и межтканевые взаимодействия и значение тканевого уровня организации в эволюции многоклеточных животных; морфологическую и функциональную классификацию тканей человека и животных, их общие и частные характеристики, строение и функции; освоить навыки работы со световым микроскопом, с гистологическими препаратами; уметь зарисовывать участки тканей с гистологических препаратов; уметь определять типы тканей человека и животных по гистологическим препаратам, микрофотографиям или рисункам тканей.

Самостоятельная работа

Содержание и задачи современной гистологии, эмбриологии, их значение в биологии. Основные этапы развития гистологии. Характеристика основных отечественных гистологических школ в ХIХ веке. История отечественной эмбриологии и её основоположники. Современный период в развитии гистологии и эмбриологии. Видные отечественные морфологические школы. Методы исследования в гистологии и эмбриологии. Современные методы объективной качественной и количественной оценки гистологических препаратов. Задачи и методы эмбриологии. Сравнительная эмбриология как основа для понимания эмбрионального развития человека. Онто - и филогенез.

Тематика практических работ 

Практические  работы «Изучение микроскопического строения эпителиальных тканей»,  «Изучение микроскопического строения соединительных тканей»,   «Изучение микроскопического строения мышечных тканей», «Изучение микроскопического строения нервных тканей». Тестовый контроль тканей.

Тема № 5 (4 часа)

Царство животных. Зоология беспозвоночных.

Основные вопросы 

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. Животное царство – часть органического мира. Подцарство Простейшие. Таксономия и особенности организации и жизнедеятельности простейших. Тип Плоские черви. Общая характеристика. Многообразие типа. Жизненный цикл паразитических плоских червей. Тип Круглые черви. Целомические животные. Изучение многообразия круглых червей. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Представители класса Олигохеты, Полихеты, пиявки. Гирудотерапия. Тип Моллюски. Общая характеристика. Изучение многообразия моллюсков. Тип Членистоногие. Общая характеристика. Многообразие членистоногих.

Требования к знаниям и умениям

Знать отличительные признаки животных, основных (типичных) представителей таксономических групп, признаки крупных таксономических групп, особенности строения представителей животного мира в связи со средой, жизненные циклы паразитических червей, черты прогрессивного развития. Уметь объяснять взаимосвязь строения и функции, узнавать основных изученных представителей органического мира, использовать простейшие определители представителей животного мира, грамотно использовать понятия и термины, соблюдать основные правила поведения в природе, выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе.

Самостоятельная работа

Изучение одноклеточных животных на микропрепаратах, определение семейства животных на примере раковин пресноводных моллюсков (класс Брюхоногие и класс Двустворчатые), определение родов одноклеточных и многоклеточных животных, наблюдение за движением инфузорий в водной среде, изучение внешнего строения комнатной мухи, рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы, изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений, меры борьбы с ними.

Тематика практических работ 

Составление сравнительной характеристики растений и животных, микроскопическое изучение простейших, определение вида простейшего животного, определение вида моллюска, определение вида насекомых, выполнение проектов: «Значение моллюсков», «Развитие пчеловодства».

Тема № 6 (5 часов)

Царство животных. Зоология позвоночных.

Основные вопросы 

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. История изучения животных. Тип Хордовые. Общие признаки типа. Характеристика подтипов Личиночнохордовые (Оболочники), Бесчерепные, Черепные (Позвоночные). Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Класс Земноводные (Амфибии) и Пресмыкающиеся (Рептилии). Класс Птицы. Многообразие птиц. Класс Млекопитающие. Прогрессивные черты развития. Знакомство с представителями основных отрядов.

Требования к знаниям и умениям

Знать отличительные признаки крупных таксономических групп, признаки основных (типичных) представителей таксономических групп, особенности строения представителей животного мира в связи со средой, черты прогрессивного развития. Уметь объяснять взаимосвязь строения и функции, узнавать основных изученных представителей органического мира, использовать простейшие определители представителей животного мира, грамотно использовать понятия и термины, соблюдать основные правила поведения в природе, выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе.

Самостоятельная работа

Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб. Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах. Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями, черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы. Внутреннее строение птицы (по готовым влажным препаратам). Изучение строения куриного яйца. Наблюдение за живыми птицами.

Тематика практических работ 

Составление сравнительной характеристики подтипов, выявление приспособлений рыб к водной среде обитания, изучение внутреннего строения рыб, составление сравнительной характеристики земноводных и пресмыкающихся, выполнение проекта «Характеристика отряда Млекопитающих».

Тема № 7 (18 часов)

Строение тела человека

Основные вопросы 

Знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека; особенности человека как вида животного царства; изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями; формирование системы общебиологических понятий; знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых; освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; знакомство с гигиеническими аспектами и привитие навыков здорового образа жизни; расширение экологических знаний учащихся, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью. Валеология.

Требования к знаниям и умениям

Знать предмет, объект, задачи, этапы развития и современное состояние анатомии и физиологии человека как науки; принципы строения и функционирования отдельных систем органов человека и всего организма в целом;  условия правильного, гармоничного развития организма человека, влияние негативных факторов на здоровье; основные закономерности физиологических процессов и их механизмы; взаимообусловленность и неразрывную связь между строением и функцией; значение регуляции функций как условие физиологического равновесия организма. Уметь выявлять главные особенности строения, обеспечивающие специфические физиологические процессы и механизмы; определять местоположение и взаиморасположение органов в организме; выявлять определенные черты строения и жизнедеятельности в связи с особенностями существования человека; применять анатомические и физиологические знания в жизни, в том числе в качестве профилактики различных заболеваний; пользоваться лабораторным оборудованием: микроскопом, различными приборами для измерения физиологических параметров; проектировать и проводить простые эксперименты по изучению работы отдельных органов и систем органов; экологически правильно вести себя в различных ситуациях с целью сохранения здоровья.

Самостоятельная работа

Изучение тем:

Физиологические основы трудовой деятельности

Биоритмология

Репродуктивная функция и половое поведение человека

Физиологические основы здорового образа жизни

Самостоятельная работа: «Расчет суточной нормы питания»

Тематика практических работ 

Практические работы «Строение и свойства декальцинированной и прокаленной и кости», «Внешнее и внутреннее строение костей», «Изучение закономерностей работы мышц при динамических и статических нагрузках», «Обнаружение ферментов слюны и изучение их действия на вещества пищи», «Макроскопическое и микроскопическое строение легких», «Определение собственных легочных объемов методом спирометрии»,  «Строение сердца человека», «Изучение закономерностей работы сердца при различных нагрузках», «Строение кровеносных сосудов (артерий и вен)», «Первая помощь при кровотечениях», «Форменные элементы крови (клетки крови на микропрепарате)», «Определение группы крови», «Определение времени сенсомоторной реакции», «Оценка уравновешенности нервных процессов», «Роль нервной системы в регуляции работы органов (сердца, легких) при различных физиологических состояниях», «Оценка подвижности нервных процессов по переделки положительной реакции в тормозную»,  «Исследование объема кратковременной памяти», «Исследование динамики процесса заучивания», «Закономерности реакции зрачка на степень освещенности глаза. Определение остроты зрения»,  «Определение костной звуковой проводимости», «Исследование тактильной чувствительности», «Исследование температурной чувствительности».

Защита рефератов «Болезни эндокринной регуляции и их профилактика»

Просмотр фильма о ВИЧ-инфекции 

Защита проектов: «Влияние факторов окружающей среды на индивидуальное развитие человека»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II- го года обучения

Тематический план второго года занятий

Тема

Кол-во часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические работы

1

Введение

1

1

2

Деление клеток

4

1

3

3

Индивидуальное развитие организмов

4

1

3

4

Основы генетики

17

7

10

5

Экология

8

3

5

6

Итоговое занятие.

1

1

Итого

35

13

22

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II- го года обучения

Тема № 1 (1 час)

Введение

Основные вопросы 

Вводная лекция. Знакомство с целями и задачами курса.

Требования к знаниям и умениям

Знать предмет, объект, задачи, этапы развития и современное состояние общей биологии как науки.

Тема 2 (4 часа)

Деление клеток.

Основные вопросы 

Деление клеток – цитологическая основа процессов размножения. Митоз – этапы и регуляция. Цитокинез. Особенности амитоза. Значение митоза. Мейоз – основа полового размножения и комбинативной изменчивости организмов. Формы размножения организмов. Строение и образование мужских  и женских гамет. Особенности полового размножения и гаметогенеза животных и растений. Чередование поколений у растений. Редукция гаметофита в ходе эволюции растений.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные этапы клеточного цикла, основные способы деления клетки: митоз, амитоз, мейоз. Уметь сравнивать разные типы деления клеток.

Тематика практических работ 

Лабораторная работа «Наблюдение деления ядра в клетках кончика корня лука». Решение задач.

Тема 3 (4 часа)

Индивидуальное развитие организмов.

Основные вопросы 

Дифференцировка клеток. Эмбриология – наука о развитии живых организмов на первом этапе онтогенеза. Основные особенности развития животных. Оплодотворение и образование зиготы. Механизмы предотвращения полиспермии. Этапы формирования зародыша и механизмы регуляции дифференцировки.

Требования к знаниям и умениям

Знать периоды эмбрионального развития, взаимосвязь онто- и филогенеза в процессе развития, адаптацию к условиям окружающей среды в процессе развития, формирование систем органов в эмбриональный период, становление функциональных систем в процессе развития, гистогенез, органогенез, системогенез. Уметь  устанавливать взаимосвязь онто-и филогенеза, характеризовать этапы онтогенеза; сравнивать разные типы онтогенеза (с метаморфозом и без него, с полным превращением и с неполным); делать выводы на основе сравнения.

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов «Развитие эмбриологии»

Тематика практических работ 

Практическая работа «Микроскопическое изучение этапов эмбриогенеза».

Составление мультимедийной презентации «Онтогенез у животных и растений». 

Тема № 4 (17 часов)

Основы генетики

Основные вопросы 

История возникновения генетики, как науки. 3 периода развития генетики. Вклад русских и зарубежных ученых в развитие генетики. Современный этап развития генетики, научные достижения и перспективы развития. Генетический анализ – основной метод генетики. Специфика работ Г.Менделя. Законы наследования. Моно-, ди- и поигибридное скрещивание. Закон «чистоты гамет». Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее и возвратное скрещивание. Типы взаимодействия генов. Взаимодействие неаллельных генов. Явление сцепленного наследования. Хромосомная теория наследственности Т.Моргана. Закономерности неполного сцепления генов. Перекрест хромосом (кроссинговер) и его цитологическое доказательство. Генетические доказательства линейного расположения генов в группе сцепления. Генетические карты высших организмов. Комбинативная и мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Цитоплазматическая наследственность. Генетика человека   Генные болезни человека. Медико-генетические консультации. Генетика пола. Генетика популяций. Генетические основы селекции.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные этапы развития генетики, основные законы генетики, типы скрещиваний, типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов, сущность и значение кроссинговера, генетические карты, исследование генетики человека, основные методы изучения генетики человека, типы наследования признаков у человека, влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека. Уметь составлять схемы скрещивания, уметь решать генетические задачи разной степени сложности, составлять и анализировать родословную.

Самостоятельная работа

Изучение истории развития генетики: Представления о наследственности и изменчивости в доменделевский период. Взгляды античных натурфилософов на изменчивость и наследственность. Работы Й. Кёльрейтера, Т. Найта, О. Сажрэ, Ш. Нодена. Теория пангенезиса Ч. Дарвина. Работы Ф. Гальтона, А. Вейсмана. Работы Г. Менделя и их значение. Развитие генетики в XX в. Переоткрытие законов Менделя: работы Г. де Фриза, К. Корренса, Э. Чермака, У. Бэтсона, В. Иоганнсена. Основные этапы развития генетики в ХХ веке. Хромосомная теория Т. Х. Моргана. Выдающиеся отечественные генетики: Ю.А. Филипченко, Н.К. Кольцов, Н.П. Дубинин, В.Н. Тимофеев-Ресовский, И.А. Рапопорт, А.С. Серебровский, С.И. Алиханян, Д.К. Беляев. Особенности развития отечественной генетики.

Тематика практических работ 

Практические работы:

Решение задач по законам наследования. Генетический анализ гибридов первого и второго поколения при моно- и дигибридном скрещивании.. Биометрические методы в генетических исследованиях. Решение задач.

Определение положения гена в группе сцепления. Решение генетических задач.

Генеалогический метод в генетике человека. Принципы оценки степени риска при аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном и сцепленном с полом наследовании. Решение задач на медико-генетическое консультирование.

Анализ родословных с различными типами наследования. Решение генетических задач.

Статистические методы в популяционной генетике. Составление модели популяции.

Выполнение проекта и создание презентации «Генетические болезни человека и их изучение» 

Тема 5 (8  часов)

Экология.

Основные вопросы 

Характерные свойства живых систем. Уровни организации живых систем: популяция, биоценоз, экосистема, биосфера. Экосистемный и популяционный подходы в экологии. Экология – научная основа рационального природопользования и охраны природных ресурсов. Методы экологических исследований. Характеристика основных сред жизни. Основные принципы адаптации живых организмов к среде обитания. Классификация факторов среды. Биологические часы. Антропогенные факторы, их особенности. Многообразие и возрастающее влияние антропогенных факторов. Экологическое значение воздействия антропогенных факторов на условия существования живых организмов. Понятия о биоценозах и экосистемах. Энергия и вещество в экосистемах. Трофические уровни, пищевые цепи и сети экосистем. Учение о биосфере В.И.Вернадского. Биогеохимический круговорот вещества и энергии и стабильность биосферы. Адаптация организмов к условиям окружающей среды. Экологическая ниша организма.

Требования к знаниям и умениям

Знать историю развития биологии, ее место в системе естественно-научных дисциплин; многообразие живого мира,  строение организмов, единство взаимосвязи строения и функции; онтогенез и филогенез, роль живых организмов в природе и жизни человека. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тематика практических работ 

Подведение итогов. Оценка индивидуальных достижений учащихся. Конференция.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Формы и методы обучения

Посещая занятия курса обучаемый может получить большой набор навыков и знаний, необходимых ему в дальнейшей учебе. Качество обучения и количество получаемых навыков и знаний во многом зависит от форм обучения.

Основные формы обучения - лекционно-семинарские и практические занятия. В работе могут применяться коллективные и индивидуальные формы обучения.

Коллективные формы обучения позволяют: 

развивать логическое мышление

отстаивать свою точку зрения в дискуссиях

развивать коммуникабельность

дают возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам

наладить взаимоотношения между учащимися, что имеет огромное значение, особенно при проведении конкурсных мероприятий.

Индивидуальные формы обучения позволяют:

выявить склонности и интересы обучаемого;

развить индивидуальные способности обучаемого;

устранить отставание в приобретении необходимых навыков и знаний.

Коллективные формы обучения включают в себя:

проведение бесед;

проведение экскурсий;

участие в массовых мероприятиях, конкурсах;

распределение учащихся по группам, занятых решением определённых задач теоретического и практического плана;

наставничество и опека успевающих над отстающими, старших над младшими.

Индивидуальные формы обучения включают в себя:

выполнение лабораторных и практических работ;  

написание рефератов;

участие в разработке и изготовлении проектов и презентаций;

индивидуальные работы с учащимися, направленные на восстановление и закрепление слабо развитых навыков и знаний.

Индивидуальные методы обучения позволяют выявить и развить "уникальные" способности обучаемого и воспитать личность, обладающую только ей свойственным набором качеств, навыков и знаний, позволяющих ребенку легче адаптироваться и развиваться в реальной жизни.

Индивидуальное обучение оказывает наибольшее влияние на отношения обучаемого и педагога. Педагог, в конечном счёте, является (должен являться) центром детского коллектива, и его отношения к каждому из обучаемых напрямую влияет на развитие всего коллектива.

Самостоятельная работа учащихся, предусмотренная учебным планом, соответствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы и ориентирует детей на умение применять теоретические знания на практике.

Способы выявления результатов обучения

тестирование

защита рефератов и индивидуальных проектов.

Список литературы,  используемый при составлении данной программы

Н.Б.Баенбаева  - автор программы «Основы медицинских знаний». (Сборник программ элективных курсов. «Биология. 9класс / сост.  И. Ч. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007г.)

Бакулина И. А.«Формирование ключевых компетенций на уроках биологии»//ИД  «Первое сентября»,2010г.

Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.: ил;

И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".

Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".

 Литература  для учителя:

Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11 классы / авт. сост. М.В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.

Глаголев, М. И. Подготовка санитарных дружин в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. – М.: Медицина, 1989.

Гомончук, А. И.  Основы медицинских знаний. Десмургия. Гемостаз. Иммобилизация.

      2001.        

С.В. Гречашный, С.Б. Хацкель. Ежедневник молодой матери. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 448с.,ил.

Медико-санитарная подготовка учащихся / под ред. П.А. Курцева. – М.: Просвещение,1991.

Основы медицинских знаний учащихся / под ред. М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.

Секреты массажа / под ред. А.С.Бирюкова. – М.: Молодая гвардия, 1984.

Степанова Л.А.  и  др. Фельдшер образовательных учреждений.  Серия                              

       «Медицина для Вас». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.;

Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).

Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.

Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –

Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.

Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.

Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.

Ресурсы Интернета.

Электронные и энциклопедические справочники.

Основы медицинских знаний. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов, 1982 год.

Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.

Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год

Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991год.

Литература для учащихся :

Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11 классы / авт. сост. М.В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с

Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 1998

Зверев И.Д.  Книга для чтения по анатомии, физиологии и  гигиене

человека. – М., Просвещение, 1989. – 240с.

Крылов Г.В., Казакова Н.Ф. Травник: Лекарственные растения и их использование./ Новосибирск: Дет. лит., 1993. – с.431., ил.

Основы медицинских знаний учащихся: Проб. учеб.для сред.учеб.заведений /  М.И.    Гоголев, Б.А. Гайко. – М.: Просвещение,1991.

Человек: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта, 2002.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: «Издательство АСТ», 2001. – 480 с.

Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.

Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.

Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.

Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –

Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.

Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Домашняя медицина"

Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляе...

Ультразвук и его применение в медицине

Современная медицина немыслима без ультразвуковых диагностических аппаратов. Ультразвук лежит в основе принципиально новых методик в хирургии и особенно микрохирургии. Физиотерапевтическая ультразвуко...

МЕДИЦИНА НА УРОКАХ АНАТОМИИ

Пособие содержит программу предпрофильного курса  «Я бы доктором пошёл, пусть меня научат» для изучения в 9-х классах. Курс направлен на расширение знаний по разделу «Человек и его здоровье». Поз...

Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"

Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...

Профессии в медицине

Данный материал знакомит учащихся с миром профессий в медицине....

"Химия и медицина" (элективный курс)

Элективный курс предназначен в рамках предпрофильной подготовки для обучающихся 9 классов....