Образовательные технологии
статья на тему

Достижению хороших результатов способствует не только содержание обучения, но и те эффективные методы и приемы обучения, которыми владеет учитель. Современный урок требует продуктивных результатов, ориентирует на социальный заказ потребителей, т.е. учащихся, родителей, общества. Исходя из современных требований к уроку, в своей педагогической системе использую элементы адаптивной технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях, в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение должно быть личностно-ориентированным, учитывающем способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, мотивированным и т.д.

От того, как учителю удается вызвать интерес учащегося к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависят результаты обучения и воспитания. Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Важное условие познавательной мотивации на каждой ступени взросления школьника- это принятие его как личности со стороны сверстников, родителей, учителей. Большое внимание на выработку образовательной мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития, что во многом зависит от личности учителя, оказывающее повседневное влияние на учащихся.

Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой.

 Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока. Среди них автор выделяет следующие:

1.Учитель должен создать условия для познавательной активности детей.

2.Сотворчество учителя и ученика в процессе познания

3. Ориентация на личностную значимость изучаемого

4. Переход от потребительской деятельности к созидательной

5. Совместная деятельность учащихся, сотрудничество, диалог, активная позиция.

6. Соблюдение логики процесса познания.

7. Диагностика целей

8. Ориентация на планируемые результаты.

9. Рефлексия, развитие способностей к самоанализу и самооценке.

10. Повышения уровня владения речью.

11.Самореализация, персонализация. Обучение приемам самостоятельной работы, приемам взаимоконтроля и самоконтроля.

Цель АСО – индивидуализация и дифференциация обучения, повышение активности и самостоятельности учащихся.

Центральное место в адаптивной системе обучения занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.

Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Учитель на уроках с применением АСО работает в двух режимах:

а) обучает всех учащихся (объясняет, сообщает новое, показывает, тренирует)
б) работает индивидуально с отдельными учениками (управляет самостоятельной работой учащихся; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу).

Учение в условиях АСО становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, дает возможность каждому обучаться с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и способностей, предлагая материал разного уровня сложности. При адаптивной системе обучения предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.

Полагаясь на многолетний опыт, можно сказать, что работа по технологии АСО создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые, в целом, стимулирует желание учиться.

На каждом уроке учитель чему-то обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, тренирует), а затем работает в индивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный контроль, работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди).

Учащиеся могут работать в трех режимах:

1)      Совместно с учителем

2)      С учителем индивидуально

3)      Самостоятельно под руководством учителя

Самостоятельная работа

Большая часть времени в АСО отводится на устную самостоятельную работу, которая проводится преимущественно в парах различного типа. Работа в парах включает взаимоконтроль. Сам. работа учащихся не только позволяет активизировать деятельность учащихся, но и создает условия для индивидуальной работы учащихся на уроке.

Применяют многоуровневые задания с адаптацией. Объем и трудность увеличиваются от уровня к уровню. Главным является включение механизмов саморегуляции. Контроль в режиме с\к, в\к. Но может осуществлять и учитель, привлекая в качестве ассистентов тех учащихся, у кого он уже проверил задания, и тех, у кого задания проверили ассистенты. Число помощников быстро растет.  Каждый ученик получает 2 оценки. Одну он поставил себе сам, а вторую выставляют его товарищи.

Главное достоинство заданий с адаптацией- полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню.

Возможна выдача заданий с адаптацией на дом. При работе дома большинство учеников выполняют все задания 1,2, и 3 уровней, затрачивая разное время на работу. Возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий не только в классе, но и дома.

Работа в парах является основой для организации устной самостоятельной работы на уроках.

Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой.

Динамическая пара. Малая группа по 4 человека. Каждый работает с каждым.

Вариационная пара. Каждый работает то с одним, то с другим соседом.

Индивидуальная работа учащихся на уроке.

1 этап. Вхождение учащихся в самостоятельную работу.

Учитель осуществляет обход всех, каждому уделяется одинаковое время. Настраивает на работу.

2 этап. Включенный контроль. В ходе учитель определяет степень самостоятельности учащихся, смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль, как помогают товарищу, не проявляет излишней строгости.

3 этап. Переход к «отключенному контролю». Он предполагает работу учителя с учеником не по материалам для самостоятельной работы, а по специальным дифференцированным материалам для индивидуальной работы учителя с каждым учеником в отдельности.

Весь учебный материал при переходе в АСО пронизан возможностями адаптации к индивидуальным особенностям учащихся.

Рекомендации

1.Начало урока 3-5 мин.

2. Объяснение нового материала 10-15 мин.

3.Нормированное Д/З и инструктаж 3-5 мин

4.Физкультпауза

5.Самостоятельная работа учащихся на уроке 20-25 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...