Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии на тему

Бакланова Анна Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа по биологии219 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

         

стр.

1

Паспорт программы учебной дисциплины

3

2

Структура и содержание учебной дисциплины

6

3

Условия реализации программы учебной дисциплины

12

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14


        1 Паспорт программы учебной дисциплины «Биология»

        1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством.

        1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

        Учебная дисциплина «Биология» относится к общеобразовательному циклу.

        1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Данная программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

        - освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; 
        - овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; 
        - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; 
        - воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; 

        - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;

знать/понимать

       -  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина), учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов            Г. Менделя, закономерностей изменчивости; 
        - строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); 
        - сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; 
        - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; 
        - биологическую терминологию и символику;

         уметь: 
        - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; 
        - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); 
        - описывать особей видов по морфологическому критерию; 
        - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; 
        - сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; 

        -  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; 
        -  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; 
        -  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
        - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; 
        - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; 
        - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

          - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 


        1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося  39 часа.

        2  Структура и содержание учебной дисциплины

        2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

- изучение главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение заданий из учебника;

- решение задач по генетике;  

- выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм;

- выявление последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

- анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни;

- написание эссе по направлениям:

1 «Оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)»;

2 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические проблемы и путей их решения

25

4

2

2

2

2

2

Аттестация  в форме  дифференцированного  зачёта

        


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

                

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Биология как наука. Методы научного познания. 
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Методы познания живой природы. 

2

Тема 1

Клетка

Содержание учебного материала

14

1

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория.                                 Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. 

2

2

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции, ядерные клетки.

2

3

Доядерные клетки.  Вирусы - неклеточные формы. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.).

2

4

Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека. 

2

5

Химический состав клетки. Роль органических веществ в клетке и организме человека. 

2

6

Строение и функции хромосом.

1

7

ДНК - носитель наследственной информации.

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

2

Лабораторная работа №1

1

Изучение  клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание, сравнение строения клеток растений и животных

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

Изучение текста главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение  заданий из учебника

6

Тема 2

Организм

Содержание учебного материала

28

1

Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. 

2

2

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

Половое и бесполое размножение. 

2

3

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Причины нарушений развития организмов.  

2

4

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. 

1

5

Наследственность и изменчивость - свойства организмов.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель - основоположник генетики.

Генетическая терминология и символика.

2

6

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

2

7

Хромосомная теория наследственности.

2

8

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Влияние мутагенов на организм человека.

1

9

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Значение генетики для медицины и селекции.

2

9

Селекция. Учение Н.И.Вавилова  о центрах  происхождения культурных растений

1

10

 Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. 

4

11

Повторение и обобщение по основам генетики и селекции

2

12

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами понимание связи дисциплины с профессиональной деятельностью. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). 

2

Лабораторная работа №2

1

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

1

Лабораторная работа №3

2

Решение генетических задач.

1

Лабораторная работа №4

2

Изучение  модификационной изменчивости. Построение вариационного  ряда  и кривой.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

16

Изучение текста главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение заданий из учебника

6

Решение задач по генетике в рамках подготовки к лабораторной работе № 3

4

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм

2

Выявление последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

2

Написание эссе по оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

2

Тема 3

Экосистемы

Содержание учебного материала

16

1

Биосфера - глобальная экосистема.

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы.

 Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

2

2

Пищевые связи, круговорот веществ. Превращения энергии в экосистемах.

3

3

 Видовая и пространственная структура экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. 

3

4

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.  Ситуационные задачи направленные на связь биологии с профессиональной деятельностью

4

 Лабораторная работа №4

3

Cоставление схем передачи веществ и энергии (цепей питания), решение экологических задач.

1

Лабораторная работа №5

4

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; решение экологических задач.

1

Лабораторная работа №6

5

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Автотранспорт – основной загрязнитель воздуха.  

1

Лабораторная работа №7

3

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

1

Самостоятельная работа обучающихся

8

 Изучение текста главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение заданий из учебника

6

Написание эссе по анализу и оценке последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологические проблем и путей их решения.

2

Тема 4

Вид 

Содержание учебного материала

18

1

История эволюционных идей. Значение работ К. Линея, учения Ж.Б.Ламарка.

Эволюционной теории Ч. Дарвина.

2

2

2

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный и искусственный отбор.

3

3

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

2

4

Синтетическая теория эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.  Результаты эволюции.

3

5

Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. 

2

6

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

2

Лабораторная работа №4

4

Выявление  приспособленности организмов к среде обитания.

1

Лабораторная работа № 5

5

Изучение  критериев вида. Описание видов, основываясь на морфологическом критерии

1

Дифференцированный  зачёт

2

Самостоятельная работа обучающихся

9

Изучение текста главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение  заданий из учебника

7

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

2

Всего

Максимальная нагрузка

Учебная нагрузка

Самостоятельная работа

117

78

39


        3 Условия реализации программы дисциплины

        3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Программа дисциплины реализуется в учебном кабинете биологии и лабораторного помещения. Для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и лаборантская - 15- 18 кв. м. Кабинет биологии может быть объединен с кабинетом для преподавания интегрированного курса естествознания или химии. В состав рабочего места для учителя биологии входят: демонстрационный стол (одна секция), стол для учителя со стулом, классная доска, экран.

        Демонстрационный стол учителя должен быть оснащен розеткой на 220В переменного тока. Подводка электрического тока к столу должна быть стационарной и скрытой, подведена  вода.

         В лаборантском помещении размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для преподавателя, устанавливают раковину-мойку с доской для сушки химической посуды.

        В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы: микроскопы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты).

        В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.

Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

        Организация кабинета биологии предусматривает его оснащение полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими «Перечнями учебного оборудования по биологии для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.        

        Учебное оборудование кабинета биологии должно включать:

  • натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);
  • приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ: оптические приборы - микроскопы, препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты)  и ручные лупы;
  • муляжи, модели, рельефные таблицы;
  • пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
  • проекционная аппаратура;
  • литература для учителя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).

        Технические средства обучения: 

  •  компьютер,
  •  проектор,
  •  экран,
  • учебные мультимедийные диски,
  • открытая общеобразовательная модульная мультимедийная система (ОМС) Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена.

        3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

        Основные источники

 

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М.: 2012
  2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б. Биология. Общая биология : учеб. для ссузов – М. : Дрофа, 2014
  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл., – М.: 2013

        

        4  Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория  Ч. Дарвина), учение В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; 
     - строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); 
     - сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; 
    - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; 
     - биологическую терминологию и символику; 

уметь:

      - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; 
    - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); 
   - описывать особей видов по морфологическому критерию; 
   - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; 
   - сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; 
   - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; 
   - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; 
   - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; 
  - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
     - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

    - правил поведения в природной среде; 
    - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; 
     - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Тестирование при входном, итогом контроле, устном опросе.

 

 Оценка лабораторных работ.

 Устный опрос и тестовый контроль в ходе уроков.

    Выявляется при использовании приобретенных знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Оценка устных сообщений, презентаций,.

     Устные опросы, тестирование.

Оценка лабораторных

Оценка лабораторных, работ  и тестировании.

Оценка внеаудиторной самостоятельной работы

Оценка лабораторных работ, анализа устных сообщений, презентаций

Оценка лабораторных работ, эссе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...