Тема: «Борьба организма с инфекцией»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Багапова Айсылу Ряшитовна

Технологическая  карта по теме: «Борьба организма с инфекцией» для детей с ОВЗ 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_immunitet_dlya_detey_s_ovz.docx612.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Борьба организма с инфекцией»

Класс: 8

Цель: изучить  роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки, продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида.

Задачи:

Образовательные:

раскрыть материал о защитных свойствах организма;

познакомить школьников с понятиями: «иммунитет», «фагоцитоз», «антитела», «антигены».

Развивающие:

продолжать формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать и обобщать;

вооружить учащихся умениями, необходимыми для укрепления здоровья.

Воспитательные:

воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, вести здоровый образ жизни;

воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий;

Оборудование: таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И.И. Мечникова

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учащиеся: одаренный ребенок, ребенок с нарушением слуха(тугоухость)

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент

«Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Кто сегодня отсутствует?»

Учащиеся приветствуют учителя и называют фамилии отсутствующих.

2

II. Актуализация знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Фронтальный опрос:

  • Какие форменные элементы крови вам известны?
  • Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

  • Чем опасен для организма угарный газ?

  • Какую функцию выполняют лейкоциты?

  • Что такое фагоцитоз и фагоциты?

  • Каков механизм образования тромба?

  • Что такое малокровие?
  • Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

5 учащимся предлагается выполнить задания по карточкам, остальные ученики  работают с учителем

Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень и ребенок с тугоухостью)

1.Внутренняя среда организма – это ….

2.Заполните схему:

http://festival.1september.ru/articles/650935/img1.gif

Карточка 2: 

1)Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень- задание для одаренного ребенка)

Название клетки

Кол-ва в 1мм3 крови

Строение

Функции

Место образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2) Выполните задание: 

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.
(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя (фронтальная работа)

Мы познакомились с такими форменными элементами как: тромбоциты, лейкоциты и эритроциты

Человеческие эритроциты — очень маленькие эластичные клетки дисковидной двояковогнутой формы диаметром от 7 до 10 мкм. Их форма повышает площадь поверхности. В них отсутствует клеточное ядро и большинство органелл, что повышает содержание гемоглобина.

Угарный, бытовой газы, а также выхлопные автомобильные содержат окись углерода, которая нарушает процесс усвоения кислорода клетками организма человека, что становится причиной тяжелого отравления. При отравлении окисью углерода появляются сильная головная боль, головокружение, тошнота, рвота, резкая слабость, лицо краснеет, может быть затемнение, а потом потеря сознания.

Общей функцией всех лейкоцитов является защита организма от бактериальных и вирусных инфекций, паразитарных инвазий, поддержание тканевого гомеостаза и участие в регенерации тканей.

Фагоцитоз- это процесс поглощения одной клетки другой. Этот процесс был открыт Мечниковым.

При повреждении кровеносного сосуда из его стенки начинают выделяться вещества, тормозящие антиагрегационные процессы (то есть процессы препятствующие свертыванию крови) в данном месте кровяного русла. При этом тромбоциты начинают изменяться и распадаться, а в кровь выделяются прокоагулянты (тромбин и тромбопластин) – вещества, способствующие свертыванию крови. Под действием тромбина фебриноген (белок влияющий на скорость оседания эритроцитов) превращается в фибрин, который в виде сеточки из нитей образует основу тромба.

Малокровие – это болезненное состояние вследствие уменьшения количества крови и красных кровяных телец, гемоглобина.

Органы кроветворения человека – это костный мозг и железа тимус, лимфоузлы.

10

III. Основная часть

1. Актуализация знаний

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций. Тема сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

2. Защитные барьеры организма (работа со слайдами презентации)

Обратите внимание как микроорганизмы попадают в организм и вызывают то или иное заболевание.

Так что нам позволяет противостоять заболеваниям, ребята?

Так давайте дадим определение этому термину. Записываем определение в тетрадь.

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Давайте обратимся к слайду, где показан механизм иммунитета:  

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой 
* интерферон

4. Органы кроветворения

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Ребята, ознакомьтесь с текстом учебника и назовите мне органы кроветворения, зафиксировав их в тетради.

5. Воспаление

http://festival.1september.ru/articles/650935/img5.jpg

Какие признаки воспаления вы можете назвать?

Воспаление – это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ.

Значение:

1) не допустить распространение микробов на весь организм
2) полное уничтожение микробов

А сейчас мы заслушаем сообщение вашего одноклассника о выдающемся ученом , открывшим процесс

Сообщение учащегося.

Ученик с нарушением слуха работает с распечаткой.

IV. Работа с учебником

Слайды: Инфекционные заболевания

Используя текст §18 (стр.91-92), выполните следующие задания.

Проверка правильности выполнения заданий

– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

В тетрадях записывают число и тему урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

Иммунитет, который нужно поддерживать.

В тетрадях учащиеся записывают:

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

Учащийся с тугоухостью работает с распечаткой (даны определения, схема)

Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию.

* микробы, вирусы, любые другие клетки

Клеточный механизм иммунитета в виде кластера изображает одаренный ребенок и объясняет его ребятам.

Остальные анализируют и фиксируют схему в  тетради.

Ученик с нарушением слуха просматривает слайд о клеточном механизме

(отвечает на вопросы)  

Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

Селезёнка
Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.
Лимфатические узлы
Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

Признаки:

1) покраснение поражённого участка

2) повышение температуры

3) боли

4) нагноение

Записывают определение в тетрадь

http://festival.1september.ru/articles/650935/img6.jpg

Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая1845 года в селе ИвановкаХарьковскойгубернииРоссийской империи
Один из основоположников эволюционной
эмбриологии, первооткрывательфагоцитозаи внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления,фагоцитарнойтеориииммунитета, основатель научнойгеронтологии.
Лауреат
Нобелевской премии в области физиологии и медицины(1908).
Обнаружив в
1882явленияфагоцитоза(о чём доложил в1883на 7-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (1892), а в дальнейшем– фагоцитарную теорию иммунитета(«Невосприимчивость в инфекционных болезнях»–1901). 
Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.

Учащиеся работают с учебником, определяют свой уровень и выполняют в тетрадях задания.

Базовый уровень ( и ученик с тугоухостью) выполняют задание письменно:

  1. Какие заболевания называют инфекционными?
  2. Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний
  3. Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Повышенный уровень( одаренный ребенок)

  1. Что такое «ворота инфекции»?
  2. Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.
  3. В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?
  4. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
  5. Каков механизм формирования подобного носительства?
  6. В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

  • тщательное мытьё рук, фруктов и овощей
  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами
  • изоляция и лечения заболевших
  • соблюдение мер личной гигиены
  • профилактические прививки, лечебные сыворотки

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим.

23

V. Закрепление.

На слайде выводятся задания, проводится фронтальная работа

1. Установите соответствие (базовый уровень) 

1. Иммунитет

А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

2. Антитела

Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма

3. Антигены

В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов

4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты    

Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ

5. Вакцина

Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм

6. Лечебная сыворотка

Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

2. Заполните пропуски в тексте (для ребенка с тугоухостью)

Иммунитет – это способность организма избавляться от … тел и соединений, сохранять химическое … внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются … и … оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является … среда организма (… и лимфа). В состав иммунной системы входят … мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, … .

3. Заполните пропуски в тексте (базовый уровень)

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно … систему человека. Возбудитель заболевания – … (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – … . Мерами профилактики СПИДа являются: …

  1. Одаренный ребенок составляет синквейн

5

VI. Итоги урока

Итак, ребята, мы познакомились сегодня с понятием иммунитет, его видами. Давайте подведем итоги урока.

Выводы:

  1. Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
  2. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
  3. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
  4. Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

5

VII. Домашнее задание

Слайд 14:

Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.
Подготовить сообщения:

  • «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»
  • «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»
  • Отличия прививки, сыворотки и вакцины (презентация) – готовит ребенок с тугоухостью

Записывают задание на дом.

Разбирают темы докладов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс

   Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» даёт представление о защитных силах организма; раскрывает виды, механизмы, значение иммунитета; способствует необходимо...

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс

Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит...

Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им...

Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....

Презентация: "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризо...

Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани...