Урок биологии в 8 классе "Первая помощь при кровотечениях"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Орлова Людмила Львовна

Данный материал включает конспект урока и презентацию по теме "Первая помощь при кровотечениях". Материал может быть полезен как учителям биологии , так и преподавателям организаторам ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pmp_pri_krovotecheniyah_8_klass.doc133.5 КБ
Файл pmp_pri_krovotecheniyah.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Первая помощь при кровотечениях.

Цель: Расширение и уточнение знаний учащихся о системе кровообращения. Усвоение школьниками приемов первой медицинской помощи при ранениях

Задачи:

  • Формировать знаний учащихся о видах кровотечений и алгоритме оказания доврачебной помощи при кровотечениях.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать при выполнении коррекционных заданий.
  • Воспитывать положительную мотивацию, бережное отношение к своему здоровью. Содействовать  формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему, содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приёмы поддержания работоспособности.

Тип урока: Комбинированный с элементами проблемного обучения

Методы: 

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические
  • По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа, выполнение коррекционно-развивающих упражнений.
  • По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый
  • По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный

Оборудование: интерактивная  доска, медиапроектор, компьютеры, презентация, видеоролики “Первая помощь при кровотечениях, карточки с цифрами для игры “”Значение крови” , табельные и подручные средства оказания первой доврачебной помощи (бинт, жгут, бриллиантовая зелень, вата, палка, шарф, перекись водорода, платок носовой, перчатки, веревка, полиэтиленовый пакет, йод).

.

Ход урока

  1. Мотивационно-ориентировочный этап. Рефлексия.  

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

  • настрой учащихся на работу, организация внимания;
  • проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

Упражнение-энергизатор “  Друг к дружке”

Учащиеся выстраиваются в шеренгу, ведущий объясняет, что пока он считает до 5 вам необходимо разбиться на пары и крепко пожать друг другу руки. А теперь я вам буду говорить какими частями тела  вы должны поздороваться:

  • Правая рука к правой руке;
  • Спина к спине;
  • Ухо к уху.

Упражнение  «Ладони»

Потрите ладони друг о друга пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее «умойтесь» ладонями.

Сегодня на уроке за каждый мотивационный момент вы будете получать по медицинскому крестику. В  зависимости от количества набранных крестиков каждый получит оценку.

  1. Актуализация опорных знаний ( работа с интерактивной доской)

Выберите на иллюстрации ту систему, которая осуществляет движение крови по сосудам.

ПОДИШИТЕ НАЗВАНИЕ ЭТОЙ СИСТЕМЫ. ( слайд №1)

- Система кровообращения.

Откройте тетради, запишите число.

Выполнение работы  на карточках.

Прочитайте слова, и выберите, органы, которые составляют систему кровообращения.

  1. Сердце
  2. Мышцы
  3. Печень
  4. Кровь
  5. Легкие
  6. Артерии
  7. Кишечник
  8. Желудок
  9. Вены
  10. Нервы
  11. Капилляры

Проверка на слайде. (слайд №2)

Делаем совместно с учащимися вывод: органы системы кровообращения это сердце и сосуды, кровь.

Скажите, зачем нужна кровь в организме человека?

Я предлагаю выполнить коррекционное задание

“Выбери правильный ответ”

Выберите цифры, под которыми указано значения крови в организме человека

  1. Связывает каждый орган между собой
  2. Разносит питательные вещества
  3. Обеспечивает движение организма
  4. Поддерживает температуру тела человека
  5. Осуществляет переваривание пищи
  6. Защищает организм от микробов
  7. Доставляет кислород к клеткам, уносит углекислый газ.

На столе лежат цифры, выложите те цифры, под которыми указаны правильные ответы.

Учащиеся называют правильный ответ. Проверка ответов на слайде. (слайд №3)

Фронтальная беседа с учащимися

Что происходит с кровью в сосудах? Ответы детей

В сосудах кровь движется

Как назвать процесс движения крови по сосудам?

Кровообращение

  1. Введение в новую тему

Учащимся предлагается выполнить коррекционное упражнение “Выбери сосуд, на котором указано правильно количество крови в организме человека

На столе лежат цифры, поднимите цифру № сосуда, где правильный ответ на вопрос.

«Какое количество крови находится в организме человека?»

.

Проведение релаксационной паузы  «Водопад» (выполняется под классическую музыку)

Выберите самое комфортное положение тела. Закройте глаза и несколько раз глубоко вдохните. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой…Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Ваши  глаза открываются… Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Рассмотрите рисунки.  ( слайд №4 )

Что вы видите на рисунках.

Потеря крови из организма человека называется кровотечением. 

Обратимся к статистике:

ЕЖЕГОДНО В РОССИИ ГИБНЕТ:

  • бытовой и производственный травматизм – 100 тыс.человек
  • в ДТП – 30 тыс.человек
  • тонет – 15 тыс.человек


Погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек.  

-  Можем мы теперь предположить, какова же
тема нашего урока?  ( слайд №5)


- Итак,
проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача  ответить на вопрос: «ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?» . ( слайд №6)

- Для того, чтобы научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, необходимо сначала знать их типы:

Кровотечение бывает разного вида:

  1. Капиллярное
  2. Артериальное
  3. Венозное
  4. Носовое

Работа с учебником

1 группа   

Найти в учебнике на странице 104, признаки артериального кровотечения . Учащиеся зачитывают материал с учебника. ( слайд №7)

Как вы думаете, опасно ли кровотечение для человека.

Потеря крови очень опасна для человека, поэтому при любом повреждении необходимо оказать первую доврачебную помощь.

 Просмотр видеоролика «Оказание ПМП при артериальном кровотечении»

2 группа 

Найти в учебнике на странице 103, признаки венозного кровотечения . Учащиеся зачитывают материал с учебника. . ( слайд №8)

Просмотр видеоролика «Оказание ПМП при венозном кровотечении»

3 группа  

Найти в учебнике на странице 103, признаки капиллярного кровотечения . Учащиеся зачитывают материал с учебника. ( слайд №9)

Выступление медработника школы-интерната о мерах ПМП при капиллярном кровотечении. Разыгрывание игровой ситуации.

4 группа 

Найти в учебнике на странице 105, признаки носового кровотечения . Учащиеся зачитывают материал с учебника.  ( слайд №10)

Выступление медработника школы-интерната о мерах ПМП при носовом кровотечении. Разыгрывание игровой ситуации.

В данное время повысился рост заболеваемости простудными заболеваниями. Данный комплекс упражнений поможет сопротивляться от попадания инфекции.

 Физминутка “Будем здоровы”. ( слайд №11)

  1. Домашнее задание

9 класс С. 103-106, составить памятку для швейной и столярной мастерской «Оказание ПМП при травмах»

8 класс  § 25

  1. Закрепление новой темы

Беседа с учащимися 

Что необходимо для оказания первой доврачебной помощи?

Посмотрите на столе лежат различные средства. Выбери те, при помощи которых, по вашему мнению, можно оказать первую доврачебную помощь.

  • Бинт
  • Жгут
  • Бриллиантовая зелень
  • Вата
  • Палка
  • Шарф
  • Перекись водорода
  • Платок носовой
  • Веревка
  • Йод
  • Перчатка
  • Пакет

Что необходимо для оказания первой доврачебной помощи?

Данные средства делятся на подручные и табельные.

Задание: Выходите по очереди к доске, берете средство и ставите в группу табельные или подручные средства

Проверка выполненного задания.

Тест «Меры ПМП при кровотечениях»

1.   Кровотечение это-

А)  вид отравления;

Б)  повышенное артериальное давление;

В)  истечение кровью из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки;

Г)  перелом кости.

2. Мальчишки во дворе бегали на перегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид  кровотечения

А)  носовое;

Б)  капиллярное;

В)  венозное;

Г)  артериальное.

3.   При ранении кровь темно-вишнёвого цвета и течёт непрерывной струёй. Это кровотечение  

А)   Носовое

Б)    Венозное.

В)    Капиллярное.

Г)    Артериальное.

4.  Характерные признаки артериального кровотечения:

А- Кровь тёмного цвета, вытекает ровной струёй.

Б- Кровь алого цвета, вытекает пульсирующей струёй.

В- Кровоточит вся поверхность, вытекает в виде небольших капель.

5.  В случае капиллярного кровотечения:

А)   накладывают на рану холодный компресс;

Б)   накладывают давящую повязку;

В)   накладывают жгут;

Г)   обрабатывают рану перекисью водорода и накладывают чистую повязку;

6.  Как остановить обильное венозное кровотечение?

А)  наложить давящую повязку;

Б)  наложить жгут;

В)  обработать рану спиртом и закрыть стерильной салфеткой;

Г)  продезинфицировать спиртом и обработать

7.  Для остановки носового кровотечения необходимо:

А)   наложить жгут;

Б)   положить на переносицу холодный компресс, опустить голову;

В)   запрокинуть голову назад

Г)   наложить на нос давящую повязку.

8.  Жгут накладывается:

А)  при капиллярном кровотечении.

Б)  при артериальном кровотечении.

В)  при  венозном кровотечении.

Г)  при носовом кровотечении.

9.  Как правильно выбрать место наложения кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении?

А)  наложить жгут на обработанную рану;

Б)  выше раны на 10-15 см;

В)  на 15-20 см ниже раны;

Г)  ниже раны на 30 см.

10. Вместо жгута можно использовать:

А- Давящую повязку.

Б- Закрутку из шарфа или платка.

В- Холод к ране.

Г- Компресс

Какой  вывод вы сделали из нашего  сегодняшнего урока? Необходимо знать правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях. Многим людям они спасают жизнь. Мы знаем теперь виды ранений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.

Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. 

Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

Итак, возвращаемся к нашему вопросу:

ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?

- Ребята, скажите пожалуйста, какой же знак нужно поставить в конце этого предложения?
( слайд №12)

Подведение итогов, (по таблице) выставление оценок

  1. Рефлексия

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4

Слайд 2

Сердце Мышцы Печень Кровь Легкие Артерии Кишечник Желудок Вены Нервы Капилляры

Слайд 3

1. Связывает органы между собой 2. Разносит питательные вещества 3. Обеспечивает движение организма 4. Поддерживает температуру тела человека 5. Осуществляет переваривание пищи 6. Защищает организм от микробов 7. Доставляет кислород к клеткам, уносит углекислый газ.

Слайд 5

Оказание первой помощи при кровотечениях

Слайд 6

«ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?»

Слайд 7

Артериальное кровотечение Кровь ярко-алого цвета; Вытекает пульсирующей струёй. Кровь вытекает с большой скоростью, в течение нескольких минут может произойти кровопотеря несовместимая с жизнью, поэтому необходимо как можно быстрее остановить кровотечение.

Слайд 8

Венозное кровотечение Кровь темного цвета. Вытекает из раны медленной и непрерывной струйкой.

Слайд 9

Капиллярное кровотечение Повреждаются мелкие кровеносные сосуды – капилляры. Кровоточит вся поверхность раны. Кровь легко останавливается .

Слайд 10

Носовое кровотечение Причиной носового кровотечения служит нарушение целостности сосудов слизистой оболочки полости носа.

Слайд 11

Будьте здоровы

Слайд 12

«ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО ?» ! »

Слайд 13

Количество жетонов Отметка 11 и больше 5 8-10 4 5-7 3

Слайд 14

Большое спасибо за работу! МОЛОДЦЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий и презентация урока биологии в 8 классе Первая помощь при кровотечении с использованием системнодеятельностного подхода

Развёрнутый план-конспект урока биологии в 8 классе "Первая помощь при кровотечении", урок сопровождается демонстрацией электронной презентации. Урок проводится с использованием системнодеятельностног...

Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы"

Интегрированный урок  по биологии и информатике. Урок рассчитан на 2 часа Тема урока: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы. Цель урока:   сравнить сердечно...

Презентация к уроку ОБЖ "Первая помощь при кровотечениях"

Презентация к уроку ОБЖ "Первая помощь при кровотечениях" в 6 классе....

Интегрированный урок ОБЖ биология "Заболевания ССС и их предупреждения. Первая помощь при кровотечениях "

Интегрированный урок ОБЖ + биология на тему "Заболевания ССС и их предупреждения. Первая помощьпри кровотечениях"На уроке учашиеся узнаю о Заболеваниях ССС, о их причинах, вспоминают виды кр...

урок-практикум Первая помощь при кровотечениях

Задачи:  Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать  знания по теме  «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказа...

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при помощи игры"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна п...

Презентация к уроку "Оказание первой помощи при кровотечениях"

Состав и функции кровиОсобенности системы кровообращения челоовекаВиды кровотеченийСпособы остановки кровотечений...