Главные вкладки

    Интегрируемый урок биологии и математики в 8 классе по теме: "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях"
    план-конспект урока по биологии (8 класс)

    Интегрируемый урок биологии и математики в 8 классе по теме: "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon krovotecheniya._pervaya_pomoshch_pri_krovotecheniyah.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Кровотечения. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

    Учебная цель: Познакомить учащихся с видами кровотечений и правилами оказания первой помощи при них.

    Оборудование: презентация, учебник, видеофильм, кровоостанавливающий жгут, бинт.

    План урока:

    Задачи:

    Обучающие: формирование первичных навыков определения типа ранения, изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при ранениях.

    Развивающие: развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях.

    Воспитательные: воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке.

    Ход урока

    Организационный момент (1мин)

    Вступительное слово учителя.

    Здравствуйте! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья!

    1. Задачи по математике

    1.Витя, выйдя из автобуса, побежал в школу. Успеет ли водитель, идущего за автобусом автомобиля, остановиться и не совершить наезд, если остановочный путь автомобиля 5,8м, а на момент начала торможения между мальчиком и машиной было 6,3м. Какие правила нарушил Витя? (успеет водитель остановить машину, т.к. 6,3>5,8)

    2. При стоящем ограничителе скорости 40км/ч, автомобиль движется со скоростью 50,5км/ч. На сколько он превысил скорость? К чему это может привести?

    3. Ширина проезжей части дороги 9 м. Скорость движения 0,9 м/с. Успевают ли  все школьники перейти пешеходный переход по зеленому сигналу светофора, если длина их колонны  18 м, а сигнал горит 20с. Как должны идти дети?

    Решение:

    1. 18м +9м=27м - путь, который должен пройти последний школьник;
    2. 27м:0,9м/с=30с -нужно, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги;
    3. 30с больше 20с

    Ответ: Не успеют. Дети в колонне должны идти с флажками. Транспорт обязан пропустить колонну.

               Видеофрагмент (скорая)

    Биология

    С момента своего появления на Земле человек перманентно живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциально опасностей. Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с видами кровотечений, и правилами оказания первой медицинской помощи.

    -Учитель. Одна из важнейших опасностей, угрожающих человеку является – кровотечение.

              Понятие о Кровотечении;

    -Учитель. Ребята давайте с вами запишем, что такое кровотечение.

    2. Кровотечение – это излияние крови во внешнюю среду, ткани, органы и полости организма из поврежденного сосуда.

    -Учитель. Ребята, как вы думаете, в чем заключается опасность кровотечений?

    Опасность кровотечений заключается в том, что оно может привести к значительной кровопотере. Тяжесть кровопотере определяется скоростью излития крови и продолжительностью кровотечения, поэтому всякое кровотечение должно быть быстро остановлено. Включение защитных сил организма способствует тому, что кровотечение из мелких сосудов часто останавливается самостоятельно.

    Задача: средний объём крови у взрослого человека – 5000-6000 мл.

    В венозном русле находится 70% всего объема циркулирующей крови, в капиллярах 12%, в сосудах и камерах сердца – 3%в артериальном русле – 15% объема циркулирующей крови. Потеря 50% крови  - смертельна для человека.Какова смертельная кровопотеря в литрах?

    -Учитель. Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с видами кровотечений и оказанием первой медицинской помощи пострадавшему.

    3.Признаки кровопотери:

    - жажда (губы трескаются, язык и слизистая ротовой полости сухая);

    - шум в ушах;

    - круги перед глазами;

    - сонливость (зевота);

    - кожа бледная, холодная, холодный, липкий пот;

    - снижение артериального давления, изменение дыхания (норма 16 раз в минуту), частый пульс, брадикардия (замедление частоты сердечных сокращений).

    4.  Ребята давайте с вами перейдем к видам кровотечений. У каждой группы свой вид кровотечений определить вид кровотечения и первую мед. помощь. С помощью учебника.

    После того как сделают проверят с обратной стороны правильные ответы

    Маршрутный лист ______________________________________

    1. Задачи по математике

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Кровотечение – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Признаки кровопотери_____________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Виды кровотечений

    Вид кровотечения

    Признак кровотечения

    Первая помощь при кровотечении

    1.Капиллярное

    Кровь сочится со всей поверхности раны

    Обработать рану и наложить стерильную повязку

    2.Венозное

    Кровь темно – вишневого цвета, вытекает струей

    Обработать рану, наложить давящую повязку, при повреждении крупных вен наложить жгут ниже места ранения. По возможности поднять раненую конечность выше уровня сердца

    3.Артериальное

    Фонтанирующая струя ярко – алого цвета

    Пальцевое прижатие артерии в местах, где прощупывается пульс. Обработать рану, наложить жгут выше места ранения не более чем на 2 часа  летом и 1 часа зимой.

    4.Внутреннее (паренхиматозное)

    Кровь изливается в полость тела. Слабый пульс. Бледные кожные покровы, холодный пот, поверхностное дыхание

    Необходима срочная операция. Первая помощь – полный покой, холод к предполагаемому месту кровотечения.

    5.Носовое

    Кровь течет из носа

    Приподнять голову, положить холод

    1. Обсуждаем оставшиеся два вида кровотечений Носовое и Внутренне

    1. Задание с имитаторами кровотечений

    Я показываю

    Я объясняю

    Учащиеся говорят я делаю

    Кто – то объясняет и показывает из учащихся

    1. Решение ситуационных задач

    Задача №1

    При мытье 3-х литровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид кровотечения и первую медицинскую помощь.

    Ответ учащихся: венозное кровотечение

    Задача №2

    Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения и первую медицинскую помощь.

    Ответ учащихся: капиллярное кровотечение

    Задача №3

    Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, в заборе торчал окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения и первую медицинскую помощь.

    Ответ учащихся: артериальное кровотечение

    Задача №1.

    У подростка внезапно из носовых ходов началось обильное кровотечение. Больной обеспокоен, сморкается, сплевывает кровь.

    Вопрос: Как остановить кровотечение? Какое положение следует придать больному?

    Ответ учащихся: успокоить пострадавшего, придать сидящее положение, наклонить чуть – чуть голову вперед, зажать носовые полости к перегородке, либо вставить ватные тампоны в носовые ходы.

    Задача №2

    Упавшее стекло нанесло резаную рану передней поверхности предплечья. Из раны струей вытекает темно-вишневая кровь. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. В распоряжении оказывающего помощь имеются: носовой платок, раствор перекиси водорода, электрический утюг, кипящий чайник на плите.

    Вопрос: Определите вид кровотечения? Какова последовательность действий при оказании первой помощи?

    Ответ учащихся: венозное кровотечение. Наложить давящую повязку.

    Задача № 3

    Из-за нарушения мер безопасности при работе с электрорубанком ваш товарищ получил рану в верхней трети плеча, из которой обильно течет кровь алого цвета.

    Вопрос: Определите вид кровотечения и порядок первой помощи ему.

    Ответ учащихся: артериальное кровотечение, наложить жгут, либо жгут закрутку.

    Задача № 4

    В результате наживого ранения возникло сильное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды.

    Вопрос: определите вид кровотечения, какова последовательность оказания первой медицинской помощи.

    Ответ учащихся: артериальное кровотечение, максимальное сгибание конечности.

    Задача № 5

    В области верхней трети правого плеча обширная рана, пульсирующее кровотечение. Ребенок бледен, пульс 140 ударов в минуту, слабого наполнения.

    Вопрос: определите вид кровотечения. Перечислите мероприятия по оказанию неотложной помощи.

    Ответ учащихся. Открытая рана плеча. Артериальное кровотечение.

    Вывод. Первая помощь представляет собой совокупность мероприятий, направленных на спасение жизни человека, который получил травму. Первая помощь оказывается любым человеком до прибытия врача, поэтому каждый должен владеть основными приемами первой помощи.

    Первая помощь ни в коем случае не заменяет квалифицированной медицинской помощи. Человек, оказавшийся рядом с пострадавшим, обязан вызвать бригаду скорой помощи и доставить пострадавшего в больницу. Он должен быть уверен в правильности своих действий и во время оказания первой помощи сохранять спокойствие.

    -Учитель. Оглашает оценки за урок.

    Домашнее задание по биологии заполнить таблицу признаками кровотечений и первой медицинской помощью

    Тест по  теме кровотечения:

    1. Кровотечение, характеризующееся вытеканием крови пульсирующей струей, имеющий алую окраску_____________________________
    2. Истечение крови из поврежденных сосудов это____________________
    3. Вид кровотечения, когда кровь сочится словно губка из раны больного______________________________________________________
    4. Вид кровотечения, когда кровь попадает в полость тела организма_____________________________________________________

    5 задача по математике:

    Задача 1. При стоящем ограничителе скорости 40 км/ч автомобиль двигался со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость?

    Задача 2. На расстоянии 40м от пешехода движется автомобиль со скоростью 36км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м? скорость пешехода 1,5 м/с.

    Задача 3. Отец забрал из детского сада двух детей и в коляске мотоцикла повез их на дачу со скоростью 54 км/ч. Какой путь они проехали, если время движения составило 10 мин. Нарушает ли правила отец?

    Рефлексия

    Ребята мы бы хотели обратить ваше внимание на то, что в классе на стенах есть  высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:

    - Познание начинается с удивления. (Аристотель)

    - Как приятно знать, что я что-то узнал. (Мольер)

    - Скажи мне- и я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня- и я научусь. (Конфуций)

    С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность сегодня на уроке?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок ОБЖ в 10 классе по теме: "Кровотечения. Первая медицинская помощь"

    Урок ОБЖ в 10 классе по теме: "Кровотечения. Первая медицинская помощь"...

    сценарий и презентация урока биологии в 8 классе Первая помощь при кровотечении с использованием системнодеятельностного подхода

    Развёрнутый план-конспект урока биологии в 8 классе "Первая помощь при кровотечении", урок сопровождается демонстрацией электронной презентации. Урок проводится с использованием системнодеятельностног...

    Интегрированный урок по биологии и информатике "Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы"

    Интегрированный урок  по биологии и информатике. Урок рассчитан на 2 часа Тема урока: Первая помощь при кровотечениях и повреждениях файловой системы. Цель урока:   сравнить сердечно...

    Урок биологии в 8 классе "Первая помощь при кровотечениях"

    Данный материал включает конспект урока и презентацию по теме "Первая помощь при кровотечениях". Материал может быть полезен как учителям биологии , так и преподавателям организаторам ОБЖ....

    Интегрируемый урок биологии и математики в 5 классе "Увеличительные приборы"

    Интегрируемый урок на трансормируемой платформе в 5 классе "Увеличительные приборы"...

    Интегрируемый урок биологии и математики в 5 классе по теме: "Шляпочные грибы"

    На  занятии предлагается интеграция темы окружность по математике и строение шляпочных грибов по биологии....