урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные, или Цветковые"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Карелина Ярослава Анатольевна

урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные, или Цветковые" по программе Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tsvety.docx42.15 КБ

Предварительный просмотр:

Листок самоконтроля _____________________________

Вид работы

Верные ответы или действия (+)

Неверные ответы или действия (-)

Выполнение письменной работы

Ответы на устные вопросы

Заполнение таблицы

За урок я бы поставил себе оценку ________

Листок самоконтроля _____________________________

Вид работы

Верные ответы или действия (+)

Неверные ответы или действия (-)

Выполнение письменной работы

Ответы на устные вопросы

Заполнение таблицы

За урок я бы поставил себе оценку ________

Листок самоконтроля _____________________________

Вид работы

Верные ответы или действия (+)

Неверные ответы или действия (-)

Выполнение письменной работы

Ответы на устные вопросы

Заполнение таблицы

За урок я бы поставил себе оценку ________ 

Листок самоконтроля _____________________________

Вид работы

Верные ответы или действия (+)

Неверные ответы или действия (-)

Выполнение письменной работы

Ответы на устные вопросы

Заполнение таблицы

За урок я бы поставил себе оценку ________

Листок самоконтроля _____________________________

Вид работы

Верные ответы или действия (+)

Неверные ответы или действия (-)

Выполнение письменной работы

Ответы на устные вопросы

Заполнение таблицы

За урок я бы поставил себе оценку ________

Листок самоконтроля _____________________________

Вид работы

Верные ответы или действия (+)

Неверные ответы или действия (-)

Выполнение письменной работы

Ответы на устные вопросы

Заполнение таблицы

За урок я бы поставил себе оценку ________

Урок биологии в 7 классе

Тема урока: Покрытосеменные, или цветковые растения

Цель урока: Сформировать представление учащихся о покрытосеменных растениях, их многообразии и значении.

Задачи:

Образовательные: Дать характеристику покрытосеменных растений. Рассмотреть их многообразие. Раскрыть понятия плод, деревья, кустарники, травы как формы цветковых растений, а также понятия однолетние, двулетние и многолетние растения.

Развивающие:

Развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала урока. Продолжить развитие общеучебных навыков. Развитие культуры речи. Продолжить формирование умения анализировать и делать выводы, работать с различными источниками информации, в том числе с Интернетом.

Воспитательные:

Воспитание культуры поведения, умения слушать и слышать других. Воспитание патриотизма и бережного отношения к природе. Воспитание самостоятельности через организацию самостоятельной работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый и исследовательский.

Оборудование: учебник биологии компьютеры с выходом в Интернет, проектор, комнатные растения.

Приложение: презентация к уроку «Покрытосеменные, или цветковые растения», презентация

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион ный момент 1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Присаживаемся на места. Приветствие учащихся. Готовность к уроку, настрой на плодотворный урок.

Начинаю урок со слов Винсона Брауна «Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола». 

И я вам желаю дополнить ваши знания, чтобы увеличить ваш потенциал и возможности.

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

2. Опрос д/з

7 мин

1.Чтобы приступить к изучению нового материала, вспомним, как проходил расцвет и очередность развития растений на планете Земля (на доске таблички с отделами растений, расположить их в правильном порядке). Один учащийся работает у доски.

Водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные

На какие подцарства поделены все растения? (высшие и низшие)

По каким признакам мы их так поделили? (наличие определенных органов растения: высшие имеют корень, стебель, лист, цветок и плод с семенами).

2. На прошлом уроке мы изучали тему «Голосеменные», давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы представленные на экране

  • 1. Почему голосеменные получили такое название?
  • 2. Назовите основные признаки голосеменных растений
  • 3. Назовите примеры голосеменных растений
  • 4. Каково значение голосеменных?

– зад.11,12 – тетрадь-тренажер

3. заполните таблицу, предложенную вам.

Заполняют, вывод – есть растения, которые имеют цветок. Их название – цветковые растения.

А цветковые – наличие цветка.

Заслушивание и корректировка ответов учащихся

Отвечают на вопросы домашнего задания устно

3. Изучение нового материала

3.1. Сообщение темы и цели урока

2-3 мин

Учащийся зачитывает стихотворение «Почему цветут цветы»

Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.

Темой нашего урока является «Покрытосеменные, или цветковые растения» 

Какие задачи мы сегодня должны поставить перед собой для достижения цели?

Итак, сегодня мы должны узнать:

  • 1. Какие растения называются покрытосеменными
  • 2. Разнообразие покрытосеменных
  • 3. Классификацию покрытосеменных
  • 4. Значение покрытосеменных.

Сообщение темы

Заслушивает ответы о целеполагании учащихся и делает обобщающий вывод

Записывают тему урока в тетрадь

Высказывают свои варианты целеполагания

3.2. Актуализация знаний

1 мин

Если имеется цветок, то должно происходить опыление. А  после опыления происходит оплодотворение. Какова особенность оплодотворения у цветов? (двойное оплодотворение).

Откуда второе название цветковых – покрытосеменные? А теперь давайте вспомним:

  • Какие растения называют цветковыми?
  • Что такое семенные растения?
  • Почему голосеменные получили свое название?

Обратите внимание на слайд и скажите, чем плоды цветковых растений отличается от плода голосеменных?

Вывод:  покрытосеменные растения отличаются от голосеменных тем, что образуют плод с защищенным семенем, т.е. семя покрыто околоплодником, отсюда и название – покрытосеменные.

Заслушивание ответов учащихся, их корректировка

Отвечают на вопросы учителя

3.3. Новый материал

27 мин

Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая  молодая и многочисленная группа царства Растения, насчитывающая более 250 тыс. видов.

Рассмотрим признаки покрытосеменных растений.

Открыть параграф  в учебнике на стр.51, прочитайте и назовите признаки цветковых.

В тетради запишите признаки цветковых:

  • 1. Есть орган семенного размножения – цветок

Знакомые с детства родные ромашки 
Мы рвем на лужайке у тихой реки, 
Как белые звезды, средь розовой кашки 
Они развернули свои лепестки. 

                                          В. Рождественский  

  • 2. Образуется плод после цветения

Слива в саду отцветает,
Завязи много на ней,
Скоро плоды замерцают,
Неба ночного темней!
Темно-лиловые сливы,
Мякоти вкус неземной…
Сделает сливу счастливой
Год урожайный такой!

  • 3. Внутри плода развиваются семена (т.е. они защищены (покрыты)

Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.

Сообщение нового материала

Заслушивание ответов учащихся, их корректировка

Фронтальная работа с классом

Работа с учебником

Работа с тетрадью

Отвечают на вопросы учителя

Цветковых растений великое множество, чем они все отличаются?

Итак, растения отличаются друг от друга по многим признакам.

 Запишите в тетрадь заголовок: «Многообразие покрытосеменных»

Рассмотрим самые основные отличия:

  1. По форме – деревья, кустарники и травы
  2. Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня)
  3. По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение)
  4. По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)
  5. По строению корневой системы и форме листьев
  6. По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения)

Задание:

Первичное закрепление. Заполнение таблицы «Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных» по вариантам.

                              1 вариант

Покрытосеменные (цветковые) растения

2 вариант

Голосеменные растения

Семя

Защищено завязью

«лежит» открыто на чешуе

Цветок

Наличие цветков

Не образует цветков

Опыление

Ветром, насекомыми, самоопыление, перекрестное

Ветром

Жизненные формы

Деревья, кустарники, травы

Древесные и кустарники

 Рассмотрите рисунок 56 в учебнике и сделайте вывод о том, какие растения называют однолетние, двулетние и многолетние.

Сделайте соответствующие выводы в тетради.

Проверим ваши выводы:

Однолетнее растение -растениежизненный цикл которого,включая созреваниецветение и   смерть, занимает один вегетационный период.

Двулетнее растение — травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев

Многолетнее растение — растение, живущее более двух лет

Сообщение нового материала

Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися

Запись схем в тетрадь, представлен-ных в презентации

Самостоятель-ная работа с учебником

Работа в тетрадях-практикумах. Выполнить работу на стр. 18 , пользуясь учебником на стр.51

Отдел покрытосеменные растения включает в себя два класса: двудольные и однодольные.

К двудольным растениям принадлежит около 200 тыс. видов (418 семейств) растений, а к однодольным – 50 тыс. видов (122 семейства).

На последующих уроках мы будем изучать только некоторые из этих семейств. «Семейства цветковых растений»

Отдел Покрытосеменные (цветковые)

Класс Двудольные     Класс Однодольные

Семейство Крестоцветные, Розоцветные, Семейство Лилейные, Злаковые,Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные

Значение покрытосеменных растений:

Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?

- Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши  ответы можно  выделить следующее:

1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)

2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)

3. Корм для сельскохозяйственных животных

4. Декоративное значение

5. Лекарственное значение

Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися

Заслушивание ответов учащихся о примерах лекарственных растений (фронтальная работа с классом)

Работа в тетради с помощью Интернет-ресурсов

Ответы учащихся на заданный вопрос

3.4 Закрепление материала и рефлексия

5 мин

Итак, сегодня мы с вами изучили общие признаки, многообразие и значение покрытосеменных растений.

Всех целей, которые мы ставили в начале урока, мы достигли, ну, а насколько успешна наша работа сейчас мы проверим, выполнив небольшой тест.

Отвечать нужно «ДА» или «НЕТ»

Вопросы: 

  • 1. Отличительный признак покрытосеменных – это наличие цветка и плода (да или нет)
  • 2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания  (да или нет)
  • 3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)
  • 4. Двулетние растения – это растения которые дают плоды и семена только на второй год (да или нет)
  • 5. вы молодцы? Да!

У вас на столах лежат листы самооценки, прошу их заполнить.

Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок.

Зачитывает вопросы теста

Работа с тестовым заданием

4. Инструктаж д/з

1 мин

Мы на уроке сегодня хорошо потрудились.

Запишем д/з

  • §19 читать и уметь отвечать на вопросы после параграфа

 Закончить урок я хочу следующими поэтическими строками:

ЦВЕТЫ

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
К примеру, мак проснулся в пять, а лен -
В шесть-семь, а бархатцы - лишь в восемь.
Календула - та в девять. Ну, а сон:
Картофеля - часа в 3 дня уносит,
Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,
Мак и кислица в пять во всю зевают.
А лилия садовая твердит:
Они с шиповником лишь в восемь засыпают.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него - услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест -
Глядят "антенны" в Космос повсеместно.
Земля - концертный зал, цветы - оркестр,
Цветок - волшебный инструмент оркестра.

Урок окончен! Всем спасибо!

Инструктирует учащихся о домашнем задании

Запись д/з

«Многообразие покрытосеменных»

основные отличия:

  1. По форме – деревья, кустарники и травы
  2. Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня)
  3. По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение)
  4. По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)
  5. По строению корневой системы и форме листьев
  6. По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения)

Однолетние – растение, жизненный цикл (созревание, цветение и смерть) которого составляет один вегетационный период.

Двулетние – растение, обычно травянистое,  жизненный цикл которого от 12 до 24 месяцев.

Многолетние – растение, живущее более двух лет.

«Многообразие покрытосеменных»

основные отличия:

  1. По форме – деревья, кустарники и травы
  2. Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня)
  3. По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение)
  4. По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)
  5. По строению корневой системы и форме листьев
  6. По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения)

Однолетние – растения, жизненный цикл (созревание, цветение и смерть) которого составляет один вегетационный период.

Двулетние – растения, обычно травянистое,  жизненный цикл которого от 12 до 24 месяцев.

Многолетние – растения, живущее более двух лет

Тест  «Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных»

                                                                      1 вариант

Покрытосеменные (цветковые) растения

Семя

Защищено завязью

«лежит» открыто на чешуе

Цветок

Наличие цветков

Не образует

Опыление

Ветром, насекомыми, самоопыление, перекрестное

Ветром

Жизненные формы

Деревья, кустарники, травы

Древесные и кустарники

Тест  «Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных»

2 вариант

Голосеменные растения

Семя

Защищено завязью

«лежит» открыто на чешуе

Цветок

Наличие цветков

Не образует

Опыление

Ветром, насекомыми, самоопыление, перекрестное

Ветром

Жизненные формы

Деревья, кустарники, травы

Древесные и кустарники

растение

корень

стебель

лист

цветок

моховидные

хвощевидные

плауновидные

папоротниковидные

голосеменные

цветковые

растение

корень

стебель

лист

цветок

моховидные

хвощевидные

плауновидные

папоротниковидные

голосеменные

цветковые

растение

корень

стебель

лист

цветок

моховидные

хвощевидные

плауновидные

папоротниковидные

голосеменные

цветковые

растение

корень

стебель

лист

цветок

моховидные

хвощевидные

плауновидные

папоротниковидные

голосеменные

цветковые

Плауновидные

Моховидные

Голосеменные

Хвощевидные

Папоротниковидные

 

Плауновидные

Моховидные

Голосеменные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Плауновидные

Моховидные

Голосеменные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Плауновидные

Моховидные

Голосеменные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Плауновидные

Моховидные

Голосеменные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Плауновидные

Моховидные

Голосеменные

Хвощевидные

Папоротниковидные

растение

корень

стебель

лист

цветок

моховидные

хвощевидные

плауновидные

папоротниковидные

голосеменные

цветковые

растение

корень

стебель

лист

цветок

моховидные

хвощевидные

плауновидные

папоротниковидные

голосеменные

цветковые

«Почему цветут цветы»

Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.

ЦВЕТЫ

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
К примеру, мак проснулся в пять, а лен -
В шесть-семь, а бархатцы - лишь в восемь.
Календула - та в девять. Ну, а сон:
Картофеля - часа в 3 дня уносит,
Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,
Мак и кислица в пять во всю зевают.
А лилия садовая твердит:
Они с шиповником лишь в восемь засыпают.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него - услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест -
Глядят "антенны" в Космос повсеместно.
Земля - концертный зал, цветы - оркестр,
Цветок - волшебный инструмент оркестра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе на тему "Отдел Моховидные"

Разработка урока на тему "Отдел Моховидные" с использованием информационных технологий....

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"...

Урок по ФГОС 5 класс на тему"Отдел Покрытосеменные"

Урок имеет эмоциональный и творческий настрой.Прослеживается смена видов деятельности.Предусмотрена самооценка....

Презентация к уроку биологии 6 класс "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"

Биология 6 класс. Учебник Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева. "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"

Данный урок направлен на применение на уроке технологии проблемного обучения...

Урок биологии 6 класс Обобщение по теме: "Покрытосеменные"

Обобщающий урок биологии по теме: «Строение и многообразие Покрытосеменных»....