Проектная работа по теме Реализация требований ФГОС при изучении темы – «Опора и движение»
проект (8 класс)

Проектная работа по теме: Реализация требований ФГОС при изучении темы – «Опора и движение» (Биология 8 класс)
 

Автор: Османова Сакинат Загидовна– учитель МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ» Кизилюртовского района РД .

В работе рассмотрены особенности строение и свойства ОДА. Дана краткая характеристика опорно – двигательной системы человека. Описан принцип работы мышц, типы соединения костей  скелета. Немаловажный акцент сделан на здоровье сберегающие технологии, а именно значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Работа относится к методике преподавания биологии, а в частности раздела «Опора и движение» с точки зрения реализации требований ФГОС.

 

Целью работы является разработка уроков по данному разделу согласно требованиям ФГОС. И результатом должно стать здание учащимися

скелета человека, состава и строения костей, возрастных изменений в строении костей, мышечной системы, строение и развитие мышц. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность - уметь оказывать первую помощь при заболеваниях кровеносной системы

 

Практическая ценность работы заключается в том, что разработанный проект можно использовать в преподавании биологии в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_po_teme_opora_i_dvizhenie.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

Кизилюртовский район РД

МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ»

Проектная работа по теме:

Реализация требований ФГОС при изучении темы –

«Опора и движение»

(Биология 8кл.)

Подготовила:

Османова С.З.

с. Султанянгиюрт – 2015г.

План.

АННОТАЦИЯ

I ВВЕДЕНИЕ: модернизация Российского образования.

ФГОС, его назначение.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    1.  Значение темы «Опора и движение»для развития мировоззрения учащихся.

Цель и задачи темы.

    2.  Планирование темы по урокам.

    3.  Урок по теме «Строение и свойства костей»

    4.  Урок по теме «Типы соединения костей»

    5.  Итоговая контрольная работа по теме «Опора и движение»

III РЕКОМЕНДАЦИИ.

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

V СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

стр.2

стр.3-5

стр.6-7

стр.7-10

стр.10-15

стр.15-18

стр.18-21

стр.21

стр.22

стр.22

Аннотация

Проектная работа по теме: Реализация требований ФГОС при изучении темы – «Опора и движение» (Биология 8 класс)

Автор: Загалаева Саида Асадулаевна – учитель биологии МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ» Кизилюртовского района РД .

В работе рассмотрены особенности строение и свойства ОДА. Дана краткая характеристика опорно – двигательной системы человека. Описан принцип работы мышц, типы соединения костей  скелета. Немаловажный акцент сделан на здоровье сберегающие технологии, а именно значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Работа относится к методике преподавания биологии, а в частности раздела «Опора и движение» с точки зрения реализации требований ФГОС.

Целью работы является разработка уроков по данному разделу согласно требованиям ФГОС. И результатом должно стать здание учащимися

скелета человека, состава и строения костей, возрастных изменений в строении костей, мышечной системы, строение и развитие мышц. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность - уметь оказывать первую помощь при заболеваниях кровеносной системы

Практическая ценность работы заключается в том, что разработанный проект можно использовать в преподавании биологии в средней школе.

IВведение: модернизация Российского образования.

ФГОС, его назначение по биологии.

Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

   Основные задачи модернизации российского образования это не только обновление содержания образования, но и повышение его доступности, качества и эффективности. В зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться школьнику и выпускнику во взрослой жизни, разработан и поэтапно вводится новый образовательный стандарт.

Образовательный стандарт отражает социальный заказ и является  общественным договором, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Впервые на всех ступенях обучения выделены общие учебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и  его практическому освоению. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Большое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Предыдущая система образования и обучения ставила задачу овладения знаниями, умениями и навыками. Новый стандарт  образования это на научной основе сделанный подход на формирование компетенций, которые более или менее характеризуют креативную личность.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г № 1897 и поэтапно вводится в общеобразовательные школы согласно письму Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”

   В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт образования представляет собой совокупность требований, к реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат.

  Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования должен обеспечивать:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования;

   Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований. Это требования:

-к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования;

-к структуре основных образовательных программ;

-к условиям реализации стандарта.

Требованиями к УУД по результатам обучения базового курса учебного предмета «Биология» являются:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Требования к УУД  углубленного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере;

4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

5) сформированностьубеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.

IIОсновная часть.

1. Значение темы «Опора и движение» для развития мировоззрения учащихся. Цель и задачи темы.

Проблема гиподинамии малоподвижного образа жизни - все больше становится актуальной проблемой. Гиподинамия – снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности организма.

Гиподинамия особенно опасна в детском возрасте. У школьников длительное пребывание в однообразной позе может вызвать нарушение осанки. Задерживает формирование организма, особенно опорно - двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, эндокринной и других систем! Сидячий образ жизни, рано или поздно скажется на здоровье, и особенно в последнее время, когда появились компьютер, интернет.

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Одним из шагов в этом направлении является образование населения. Поэтому знание учащимися опорно-двигательной системы, ее болезней, факторов риска и мер по профилактике заболеваний является актуальной задачей. Важно, чтобы дети знали, понимали и  принимали меры профилактики, и чутко относились к своему здоровью.

Требования к результатам изучения темы.

В данной теме учащиеся знакомятся со скелетом и мышцами как единым опорно-двигательным аппаратом организма человека. Здесь развиваются уже полученные учащимися в курсе зоологии знания о защитной, опорной и двигательной функциях скелета, о строении и функциях мышц как активной части опорно-двигательной системы; даются сведения о согласованности работы мышц.

      Особое внимание при изучении данной темы следует уделить вопросам: оказание первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах; предупреждение искривления позвоночника и плоскостопия.

Учащиеся должны:

Знать и понимать:

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность- уметь оказывать первую помощь при заболеваниях кровеносной системы.

2. Тематическое планирование по теме «Опора и движение» - 7 часов

Тема урока

Количество часов

Цель урока

Оборудование

Планируемые результаты

Д.З.

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет

1

Изучить строение и функции ОДА, строение скелета, особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью

Электронный атлас для школьника

Изучение строения скелета человека, его функциональных особенностей

самостоятельное  определение  цели  своего обучения;

умение  работать  с

различными  источниками  биологической информации;

владение  основами

самоконтроля  и  самооценки;

умение  выбирать  целевые  и  смысловые

установки  в  своих

действиях  и  поступках  по  отношении  к

живой  природе  и

своему здоровью;

умение  осознанно

использовать  речевые  средства  для

дискуссии  и  аргументации  своей  позиции;

формирование  компетентности  в  области ИКТ;

самостоятельность  в

анализе  условий  достижения  цели  на  основе  учета  ориентиров действия в новом

учебном материале.

стимулирование потребности учащихся в самореализации, самовыражении. Формирование  чувства ответственности учащихся за сохранение своего здоровья (формирование представления учащихся о необходимости ЗОЖ)

С. 92-95

2

Строение и свойства костей

1

Изучить строение и химический состав костей, типы костей  (трубчатые, губчатые, плоские). Взаимосвязь строения и функций кости. Расположение в организме.

Электронный атлас для школьника

Комп. презентация

Изучить  химический состав, строение и свойства костей.

 Овладение  методами биологической науки; наблюдение и описание

С. 92-95

3

Типы соединения костей

1

Освоить материал типы соединения костей и их функциональные возможности: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Локализация в организме.

Электронный атлас для школьника комп. презентация

Изучить рост костей, типы соединения костей.

С. 92-95, рубрика «Подумайте!» с.97

4

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах  костей

1

Виды травм скелета (ушибы, растяжения связок, вывихи суставов, переломы костей), последовательность действий при оказании первой помощи. Профилактика нарушений ОДА.

Электронный атлас для школьника перевязочный материал, шины

Изучить и ознакомить с основными правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи.

Изучение влияния факторов риска на здоровье человека

Отработать на практике приемы первой помощи

5

Мышцы, их строение  и функции

1

Разобрать особенности строения скелетной мускулатуры, их прикрепления к костям, действие мышц антагонистов и синергистов, основные группы мышц и их расположение в организме. Типы мышц.

Электронный атлас для школьника

Углубить знания о строение и свойства мышечной ткани. Изучить строение и функции скелетной мускулатуры

С.106-111

6

Работа мышц

1

Рассмотреть механизм мышечного сокращения. Изменения мышц при тренировках, причины их утомления, механизмы повышения работоспособности мышц.

Электронный атлас для школьника Комп. презентация

Изучить механизмы работы скелетных мышц

С.112-114, повторить тему «ОДА»

7

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

1

Объяснить влияние физических упражнений на формирование ОДА, определение функций костей, мышц и суставов. Взаимосвязь ОДА с другими системами организма. Предупреждение развития сколиоза, плоскостопия.

Таблицы по теме, инструктивные карты для работы в группах

Раскрыть важнейшее значение для здоровья двигательной активности (физического труда, физической культуры и спорта для предупреждения искривлений позвоночника и других нарушений нормального строения организма.

Составить комплекс физических упражнений для своей утренней зарядки

3.  Тема урока:  «Строение и свойства костей»

Цель урока: Изучить строение и химический состав костей, типы костей  (трубчатые, губчатые, плоские). Взаимосвязь строения и функций кости. Расположение в организме.

Задачи урока:

  • образовательная: обобщить знания об основных функциях скелета; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление.
  • воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости за своей осанкой и питанием).

Планируемые результаты

Предметные – узнать химический состав костей, особенности строение костной ткани.

Метапредметные – развитие умений наблюдать за наглядностью и демонстрационным материалом урока и делать выводы.

Личностные – развитие познавательных навыков.

Термины: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг.

Оборудование:

проектор, экран, компьютер, презентация;

Стакан  с надписью НСl (в нем находились декальцинированные кости); прокаленная кость.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Просмотр видеофильма(2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить.Еще Вольтер сказал: "Движение - это жизнь". Человек постоянно находится в движении, свои движения совершает с опорно-двигательной системой. Мы сегодня познакомимся со строением и составом костей. 

II. Актуализация прошлых знаний(8 мин.)

1. Каковы основные функции опорно-двигательного аппарата?

2. Назовите отделы скелета и покажите их на модели скелета (эл. атлас)

III. Изучение нового материала. (31 мин.)

Биология и химия - естественные науки. Они тесно взаимосвязаны и сегодня мы убедимся в этом на примере данного урока. Ребята,

Кость очень прочна, а почему? (Постановка проблемы урока).

Мы постараемся ответить на этот вопрос с точки зрения состава. И для этого проведём лабораторный опыт, ведь чтобы определить свойства (твёрдость, гибкость, хрупкость), нужно косточки потрогать.

Цель опыта - найти ответы на вопросы: "Чем определяется прочность кости? Влияет ли состав кости на её свойства? ".

Для этого мы взяли куриные косточки и их положили 10% раствор соляной кислоты. Держали их 3 дня. Результат опыта видите куриный кость можно завязывать в узел. В косточке содержащиеся неорганические вещества растворились. В ней остались органические вещества. Значит, органические вещества костям придают гибкость, упругость. Проведем второй опыт сжигание кости. Сначала из кости выходит вода и в конце остаются зола. Зола состоит из неорганических веществ. Они костям придают хрупкость. Вместе органические и неорганические вещества костям придают твердость, упругость, гибкость и прочность.

Вывод. Свойства кости определяются её составом. Прочность кости определяется единством органических и неорганических веществ. Итак, мы убедились, что свойства кости зависят от состава. Но только ли состав влияет на свойства?

Рассказ учителя

Рассмотрим строение кости, и докажем что ее свойства зависят от строения.  Ребята, назовите основную ткань, из которой построена кость?

Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества, имеющего у человека пластинчатое строение.

Снаружи кость покрыта надкостницей - тонкой, но весьма прочной оболочкой. Ее толщина у разных костей колеблется от 0, 1 до 0, 8 мм. В надкостнице можно выделить 2 слоя: внешний - более грубый, волокнистый, с множеством кровеносных сосудов и нервов, и внутренний - тонкий, нежный. Внешний слой выполняет функцию связи кости с сухожилиями, связками, мышцами, а внутренний - образует собственно кость. Именно этот слой восстанавливает ее при повреждениях и переломах, участвует в росте кости. Под надкостницей находится плотное компактное вещество - костное. В нем находятся кровеносные каналы и нервы. Ученые установили, что костные пластинки, входящие в состав костной ткани, располагаются не хаотично, а по направлению сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости.

За компактным веществом прячется губчатое. В губчатом веществе есть ячейки, в которых расположен красный костный мозг. У взрослых он содержится в плоских костях, в губчатых, и на концах трубчатых костей. Приведите примеры указанных типов костей.

 Красный костный мозг - орган кроветворения и орган иммунной системы человека. Полость заполнена желтым костным мозгом, в котором много жировых клеток.

Губчатое вещество - более пористое по строению, и состоит из тонких перекладин. Они в основном параллельны костной оси и многократно соединяются друг с другом. Поэтому кости обладают значительным запасом прочности.Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной башни - Эйфелевой.

Повторим основные понятия по строению кости: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг.

4. Итак, мы рассмотрели строение кости, и теперь можем ответить на вопрос: "Зависят ли свойства кости от ее строения?".

С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

- Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?

- Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

- Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. В нашей школе по данным медосмотра у 36 учащихся нарушение осанки, в среднем звене - 18 человек уже испортили свою осанку. Не попадайте в их число! Здоровье - самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой. Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание. Об этом расскажет учитель биологии.

Учитель. Выдающийся русский анатом П.Ф. Лесгафт проделал интересный опыт. Он кормил четыре группы щенков разной пищей: молочной, мясной, смешанной и растительной. В костях щенков, которых кормили молоком и мясом, соотношение неорганических и органических веществ было примерно 1:1. Несколько меньше неорганических веществ в кости при смешанном питании, и особенно при питании растительной пищей, где это соотношение выражается 1:2. При недостатке неорганических веществ в кости, а именно солей фосфора и кальция, развивается заболевание, которое носит название - рахит. Соли не усваиваются из-за недостатка витамина D и солнечного света. В результате в такой кости соотношение неорганических веществ к органическим составляет 1:4, тогда как в нормальной кости 3:1. Кости ребенка, страдающего рахитом, мягкие, гибкие. Кости черепа, таза, грудной клетки, нижних конечностей деформируются. Профилактикой такого заболевания служит правильное сбалансированное питание, направленное на нормализацию нарушенных обменных процессов. Необходимо вводить в питание овощные продукты, белки и жиры, также употреблять фруктовые и овощные соки, крупяные каши, яйца и витамины группы B и D.

V. Рефлексивно – оценочный этап.(3мин). Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем его итоги.

Что же Вы сегодня узнали?

Что вам показалось наиболее интересным на уроке и запомнилось больше всего? Какой материал урока вызвал у вас затруднение? Почему? Кого сегодня нужно оценивать?  

VI.Домашнее задание(1мин): стр. 93, ответить на вопросы и найти дополнительную информацию об опорно-двигательной системе.

4. Тема урока: «Типы соединения костей»

Цель урока: изучить типы соединения костей  в скелете человека.

Задачи урока:

  • образовательная: продолжить  формирование знаний о строении и свойствах костей, их химическом составе.
  • развивающая: изучить типы соединения костей. Развивать умения и навыки работы при использовании компьютера, мышление и творческие способности учащихся.
  • воспитательная: воспитание бережного отношения к здоровью.

Планируемые результаты

Предметные – уметь распознавать типы соединения костей, их значение в скелете человека

Метапредметные – развитие умений наблюдать за наглядностью и демонстрационным материалом урока и делать выводы.

Личностные – развитие познавательных навыков.

Оборудование.  Компьютер, таблицы «Скелет  человека», «Соединение костей»,  презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент (1мин.)

II. Актуализация прошлых знаний (10 мин.)

Проверка знаний проводится одновременно у всех учащихся. Часть учащихся работают с учителем - фронтальный опрос,  остальные письменно выполняют работу по карточкам в тетрадях.

  • Функцию питания и роста кости выполняет…
  • К плоским костям относятся?
  • Как происходит рост костей?
  • По какому признаку можно отличить кости молодого человека от костей старика?  
  • Из предложенного перечня выберите только трубчатые кости. И ответьте на вопрос: Какое строение имеет трубчатая кость?
  • Мы с вами знаем, что кости растут в толщину и в длину только в детстве и юности, а у взрослых этого не происходит. Но замена старого костного вещества новым продолжается всю жизнь. Был проведен такой опыт. У молодой собачки разрезали кожу на бедре и бедренную кость обвязали  проволокой, затем кожу зашили. Шли годы, после смерти собаки проволочного кольца на поверхности не было, его нашли внутри кости. Почему? (ответы учащихся)
  • Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

III. Изучение нового материала. (26 мин.)

Рассказ учителя.Мы узнали, что скелет человека образован разными типами костей. А вот как соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений, мы рассмотрим сегодня на нашем уроке.

В скелете человека различают неподвижное, полуподвижное и подвижное соединение костей.

- Неподвижное соединение костей достигается путем их срастания. Движения при этом отсутствуют. Неподвижность костей мозгового отдела черепа достигается тем, что многочисленные выступы одной кости, входят в соответствующие углубление другой. Такое соединение получило название шва. (Показ слайда строение черепа)

- Полуподвижность костей  достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся в позвоночнике между отдельными позвонками.  При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют,  как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение.

- Подвижное соединение костей встречается чаще. Их называют суставами. Они обеспечивают условия для движения частей тела. Суставы устроены просто. Каждый из них включает покрытые гладким хрящом суставные поверхности сочленяющихся костей, суставную сумку (капсулу) и суставную полость. В капсуле два слоя. Наружный – фиброзный – плотный, он удерживает сочленяющиеся кости друг возле друга и защищает сустав от повреждений. Изнутри капсула покрыта синовиальной оболочкой, которая участвует в выработке особой жидкости – синовиальной. Она служит смазкой сочленяющихся поверхностей и питает хрящевое покрытие.

Усложняют суставы вспомогательные элементы. Это связки и сухожилия, которые вплетаются в капсулу сустава и скрепляют его стенку.   Рассмотрим, какие же бывают суставы (работа по таблице). Суставы бывают простыми и сложными. В простом суставе соединяются две кости, а в сложном три и более. Простые: суставы между фалангами пальцев, тазобедренный сустав. Сложные: локтевой, коленный голеностопный.

III. Закрепление изученного.(4мин.)

- Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций»

 - Знакомы ли вам такие понятия как, шарнир, трение, давление? Какая наука изучает эти понятия? (физика). А встречались ли мы  с этими понятиями сегодня на уроке? Приведите примеры.

- Как вы думаете, почему скелет называют  пассивным органом движения?

Заполните таблицу

Типы соединения костей

Типы соединения костей

Примеры

Особенности строения

Неподвижное

Полуподвижное

Подвижное

IV. Рефлексивно – оценочный этап.(3мин). Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем его итоги.

  • Вспомните, какова была цель нашего урока? Что же Вы сегодня узнали?
  • Что вам показалось наиболее интересным на уроке и запомнилось больше всего?

Какой материал урока вызвал у вас затруднение? Почему? Кого сегодня нужно оценивать?  

 Домашнее задание (1мин). Стр.  95- 96 ответить на вопросы, стр. 97 работа по рисунку, составить кроссворд по теме « Скелет»

5.  Итоговая контрольная работа по теме «Опора и движение»

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Парная кость черепа – это:

1) теменная           2) лобная          3) затылочная         4) нижняя челюсть

2. Рост кости в толщину обеспечивает

1) губчатое вещество                                3) надкостница

2) желтый костный мозг                          4) красный костный мозг

3. К плоским костям относятся

1) кости мозговой части черепа, лопатки          3) большая и малая берцовая кости

2) лучевая и локтевая кости                                  4) ключицы, кости стопы и кисти

4. Нервные импульсы поступают к мышцам по

1) двигательным нейронам                                3) чувствительным нейронам

2) вставочным нейронам                                    4) по всем видам нейронов

  1. Исключите лишнее

      1) локтевая кость                                        3) ключица

2) лучевая кость                                          4) фаланги пальцев

      6. Внутри суставной полости находится

     1) желтый костный мозг                               3) суставная жидкость

     2) красный костный мозг                              4) суставная капсула

7. Первая помощь при растяжении заключается в

1) охлаждении сустава и наложении тугой повязки

2) наложении повязки с шиной и обеспечении покоя

3) наложении гипсовой повязки

4) госпитализации больного

8. При переломе нижней трети голени шину или гипс нужно наложить

1) между коленным и голеностопным суставами

2) на стопу и голень, не захватывая коленный сустав

3) зафиксировав голеностопный и коленный суставы

4) на голеностопный, коленный и тазобедренный суставы

9. К трубчатым костям относят

1) ребро        3) теменную кость

2) лучевую кость        4) позвонки

10. Основные белки, входящие в состав миофибрилл скелетных мышц,

1) актин и тубулин        3) актин и миозин

2) миозин и коллаген        4) кератин и коллаген

11. Основные свойства, характерные для мышечной ткани любого типа,

1)        только сократимость

2)        возбудимость и сократимость

3)        возбудимость и проводимость

4)        автоматия и сократимост

Часть В.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Трубчатыми костями являются

1)        грудина        4) бедренная кость

2)        ребро        5)лопатка

3)        плечевая кость        6) лучевая кость

В2. Грудную клетку образуют

1)        рёбра        4)грудина

2)        ключицы        5) грудной отдел позвоночника

3)        лопатки        6) шейный отдел позвоночника

 В3.Установите соответствие между костями и типом, к которому они относятся.

КОСТИ                                                                  ТИП

А) затылочная кость черепа                              1) плоские  

Б) малая берцовая кость                                     2) трубчатые

В) тазовые кости

Г) локтевая кость

Д) височные кости черепа

Е) лучевая кость

В4. Установите соответствие между костями и типом их соединения.

КОСТИ                                                                                  ТИП СОЕДИНЕНИЯ      

А) позвонки в позвоночнике                                    1)неподвижное

 Б) тазовые кости и крестец                                      2)полуподвижное

В) фаланги пальцев                                                    3) подвижное

Г) лобная и теменная кости

Д) верхнечелюстные и скуловые кости

Е) рёбра и грудина

В5.Установите соответствие между костями и частью скелета, к которой они относятся.

КОСТИ                                         ЧАСТЬ СКЕЛЕТА

А) таранная                            1) скелет нижних конечностей

Б) лучевая                                       2) скелет верхних конечностей

В) бедренная

Г) локтевая

Д) ключица

Е) малая берцовая

В7. Установите последовательность расположения отделов позвоночника сверху вниз.

А) крестцовый        Г) копчиковый

Б) поясничный         Д) грудной

В) шейный

Часть С.

Череп человека похож на шлем – он защищает мозг и наиболее важные органы чувств от повреждений. Он состоит из мозгового и лицевого отделов, образованных как парными, так и непарными костями. Большинство костей черепа соединено неподвижно.

Места соединения костей черепа называются швами. У младенцев между костями достаточно широкие щели (роднички). По мере роста человека щели исчезают и кости срастаются между собой неподвижно уже к 1,5-2 годам жизни. Между ними остаются швы. У новорожденного мозговая часть черепа примерно в 8 раз больше лицевой. У взрослого человека мозговая часть черепа больше лицевой в 3 раза. К двум годам объем головного мозга

ребенка достигает 1000 см3, а к 18 – 1400 см3.

С1. Почему у новорожденных кости черепа не соединены швами и достаточно подвижны?

С2. Какие структуры растут и развиваются быстрее – головной мозг или кости и мышцы?                          

5. Рекомендации.

Всем нам известна уже избитая фраза «Движение – жизнь». Написано куча книг, снято много обучающих фильм и передач о роли и важности движения, физической активности для человека.

Но тем не менее статистика показывает, что все большее и большее количество детей и взрослых подвержено разным заболевания, связанных с малоподвижным образом жизни.

Конечно, ведь технический прогресс растет. Учитывая актуальность этой проблемы, при изучении данной темы отводится специальный урок, посвящённый значению физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. На этом уроке, также как на других, нужно выявлять: какое представление имеют учащиеся заболеваниях связанных с малоподвижным образом жизни, знают ли они о мерах профилактики. Особое внимание надо обратить на болезни, характерные для их возраста. Ещё более важно, чтобы дети знали, а в дальнейшем соблюдали меры предупреждения этих болезней. Нервное и психическое состояние,  малые физические нагрузки, неподвижность, являются главными причинами болезней ОДА. Главные профилактические меры, которые необходимо знать учащимся это: психологический настрой на доброжелательное отношение к себе и окружающим, физическая активность, правильное питание, отказ от вредных привычек и  регулярные профилактические  у врача. Эти моменты являются актуальными при изучении данной темы.

5.        Заключение.

Модернизация образования требует иной школьной инфраструктуры. В место существующих в настоящее время двухсменных школ нужны односменные школы оснащенные новым оборудованием, учебными кабинетами, спортивными залами, библиотеками. Школы должны иметь высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития личности учащихся.                                                                        

В основу модернизации образования на первое место ставится постепенное изменение образовательного мировоззрения. Это долговременная задача, которая в первую очередь затрагивает педагогов, от которых общество давно отвернулось, и детей, у которых сложилось устойчивое мнение, если родители состоятельные, то беспокоиться ни о чём им не следует. Понадобятся педагоги, владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, являющиеся профессионалами во всех областях своей деятельности, способные помочь детям найти себя в будущем. Естественно, нужно значительно повысить социальный статус учителя и строго придерживаться правовых норм проведения ЕГЭ и ГИА.

  1. Список использованной литературы:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – документ.

2.        Борзова З.В. Государственный образовательный стандарт. Приёмы формирования метапредметных умений на уроках биологии. Махачкала – 2012г

3.        Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006г.

4.        Электронное приложение к линии учебников Сонин Н. И. и др.

5.        Н.И. Сонин, поурочные планы. Биология. Человек – Волгоград: «Учитель! 2012г.

6.        Контрольно – измерительные материалы  http://uchkopilka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная работа на тему "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме "Длина окружности и площадь круга" "

Целью данного проекта является реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Длина окружности и площадь круга» ...

Реализация требований ФГОС при изучении некоторых тем по математике

В данной работе я попыталась ответить на вопрос " Какие же существуют требования ФГОС и  с помощью каких методик  можно их реализовать?". Стремительные изменения в обществе и экономике ...

Проект по теме: Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 7 класса теме «Системы линейных уравнений»

ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления"  дополнительное профессиональное образование...

Реализация требований ФГОС при изучении темы "Векторы" в 9 классе.

Итоговая практико - значимая работа для курсов повышения квалификации в АСОУ...

Значимость проектной деятельности в период реализации требований ФГОС

В  работе определяется значимость проектной деятельности в современных услових, т.е. в период реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следов...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...