Значимость проектной деятельности в период реализации требований ФГОС
статья по теме

Шарина Ольга Александровна

В  работе определяется значимость проектной деятельности в современных услових, т.е. в период реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следовательно, и индивидуализации образовательного процесса. И на конкретных примерах показано  это осуществление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kafedre.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость проектной деятельности в период реализации требований ФГОС

Метод проектной деятельности в педагогической практике используется достаточно давно, уходит своми корнями в конец 19-начало  20 века. Все мы активно используем его на своих уроках.

Поэтому задача моего выступления будет сводится к тому, чтобы показать значимость проектной деятельности в современных услових, т.е. в период реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следовательно, и индивидуализации образовательного процесса. И на конкретных примерах показать это осуществление.

Единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности в образовании нет. В узком представлении за проект выдается любая творческая работа, исследование, реферат, разработка сценария, игра, проведения мероприятия или акция и т. д. Такие «проекты» школьники могут разрабатывать на каждом уроке. В этих случаях главной задачей ставится мотивация учеников, поддержка их учебной активности, поощрение интереса к образованию.

Однако большинство исследователей сходятся к тому, что особенностью проектной деятельности является умение выстроить четкую последовательность шагов с пониманием, каких результатов желательно достигнуть на каждом этапе, распределить ответственность и ориентироваться на имеющие ресурсы, четко соотносить свои цели с действиями, пониманием проблемы, которая решается в ходе проекта, а также способность объективно оценивать полученный результат и делать выводы о проделанной работе.

Таким образом, проект (в пер. с лат. «брошенный вперед») – уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблем определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски и изменяющее изначальную ситуацию.

Метод проектной деятельности в условиях внедрения ФГОС, в основное общее образование становится эффективным педагогическим методом для формирования универсальных учебных действий (метапредметных умений) у учащихся основной школы

Таблица 1

Метапредметные умения

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1. Осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием.

2. Извлекать информацию в соответствии с целью.

3. Определять значение и смысл термина.

4. Оптимизировать информацию.

5. Структурировать информацию и составлять план.

6. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства.

7. Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию.

8. Переводить информацию в разные формы предъявления.

9. Формулировать вопросы и ответы, однозначно адекватные друг другу.

10. Создавать «информационную конструкцию», восстанавливать ее.

11. Создавать самостоятельно способы решения практико-ориентированного задания.

12. Создавать творческий продукт.

13. Предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т. д.)

1. Адекватно отвечать на поставленный вопрос.

2. Адекватно передавать информацию собеседнику.

3. Работать в паре и группе.

4. Внимательно слушать и слышать партнера.

5. Договариваться о чем-либо.

6. Корректно (уважительно, вежливо) взаимодействовать с другими людьми.

7. Участвовать в диалоге.

8. Отстаивать свое мнение и разрешать конфликты.

9. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

10. Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка и современных средств коммуникации.

1. Принимать и сохранять учебное задание.

2. Определять лично значимую цель в рамках учебной темы.

3. Оценивать собственные возможности для выполнения задания.

4. Устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

5. Адекватно оценивать действия по выполнению задания.

6. Вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий.

7. Планировать свою деятельность.

8. Преодолевать затруднения (последовательно и целеустремленно идти к достижению поставленной цели).

9. Контролировать выполнение результата.

10. Соотносить способы и условия действий.

11. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее развитие.

Таблица 2

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Этап 1

Этапы 1–4

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Этапы 2, 3, 5

Этапы 2–5

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира

Этапы 2, 4, 6

Этапы 2–6

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Этапы 1–6

Этапы 1–6

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми

Этапы 5, 6

Этапы 2, 3, 6

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных особенностей

 

Итак, можно прийти к выводам, что

1. Проектная деятельность – это наиболее эффективный педагогический способ реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следовательно, и индивидуализации образовательного процесса (ФЗ «Об образовании»);

2. Умения, которые формируются в процессе проектной деятельности учащихся, соотносятся со всем спектром «умений учиться»; познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностный блоки «универсальных учебных действий» в разной степени востребованы на отдельных этапах работы над учебным проектом;

3. Качества, способности и компетентности, отнесенные к личностным результатам общего образования, в отличие от метапредметных умений, «оттачиваются» не поэтапно, а в целостном образовательном процессе.

Примеры проектной деятельности на практике.

 Я использую и урочные,  и внеурочные проекты как коллективные, так и индивидуальные. Примеры урочных проектов: Блок повторительно – обобщающих уроков в 8 классах по истории нового времени:

  • ролевая игра «Спор о путях развития общества». Ребята представляют проекты развития обшества от имени либералов, консерваторов, утопических социалистов, марксистов, анархистов и представителей движения за эмансипацию женщин. Дают им оценки, выражая согласие или несогласие с высказанными точками зрения.
  • В ролевой игре «Венский когресс». Ребята готовят выступление на тему «Какой мы желали ли бы видеть Европу» от представителей стран участниц конгресса: Великобритании,Австрии, России, Пруссии,Франции. Этот урок способен формировать фактически все позновательные, коммуникативные и регулятивные  умения.

Защита индивидуальных проектов происходит в конце учебного года. В юбилейный год Победы тематика проектов была такова: «Великая Отечественная война глазами потомков». Ребята сами выбирали направление:

  • Моя семья в годы войны.  Наиболее яркими были выступления Солодовниковой  Вики, Бедяева Арсения, Астапкович Саши.
  • Неизвестные страницы войны. Кирилл Горохов интересно осветил  истоки зарождения фашизма и провел параллель с современными событиями на Украине. Сильное впечатление на слушателей произвела работа Насти Барсуковой «Великая Отечественная война глазами простого солдата». Откорректированная в прошлом году, она была представлена на городских краеведческих чтениях, где заняла 1 место.

В 2016году  тематика изменилась:

  • « Моя семья в истории страны». Наиболее сильной получилась работа «Родословная моей семьи»  сестер Волковых .
  •  «Малоизвестные страницы истории нашего края. Впервые было уделено внимание дружбе народов в исследовании  Арутюнян Нарине «История армянской диаспоры в нашем крае».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная работа на тему "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме "Длина окружности и площадь круга" "

Целью данного проекта является реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Длина окружности и площадь круга» ...

Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время

laquo;Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваива...

Проектная работа по теме Реализация требований ФГОС при изучении темы – «Опора и движение»

Проектная работа по теме: Реализация требований ФГОС при изучении темы – «Опора и движение» (Биология 8 класс) Автор: Османова Сакинат Загидовна– учитель МКОУ «Султа...

Проектная деятельность в рамках реализации требований ФГОС

Данная статья выпущена в сборнике "Методологические проблемы обучения физике, химии и математике в вузе и школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения (Материалы НПК с международным участием)...

«Проектная деятельность» Тематическое направление: «Реализация идей ФГОС в педагогической практике»

Использование метода проектов в практической деятельности педагога...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в свете требований ФГОС

В статье рассматриваются некоторые проблемы внедрения исследовательской и проектной деятельности учащихся в школе...

Из опыта работы "Внеурочная деятельность как условие реализации требований ФГОС основного и среднего общего образования".

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного разви...