Из опыта работы "Внеурочная деятельность как условие реализации требований ФГОС основного и среднего общего образования".
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Буренкова Ольга Николаевна

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Буренкова О.Н.

                                                                                                                                                  07.10.2019

                                                                                                                                     

"Внеурочная деятельность в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения" Слайд 1.

“Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности”

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС   следует понимать - образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  общего образования.

  Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Направлена на достижение воспитательных результатов (личностных и метапредметных) через участие обучающихся в различных видах деятельности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит ПРОБЛЕМА организации внеурочной деятельности. Именно сейчас ВСЕ учащиеся, а не выборочно, должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

ФГОС - внеурочная деятельность. Что понимается под внеурочной деятельностью? Слайд 2.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС - следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная эколого- биологическая деятельность учащихся один из компонентов, составляющих ядро экологического образования в современной школе.

Хочу представить свою авторскую программу внеурочной деятельность, эколого-биологического направления под названием Клуб «Росток»! Слайд 3.

Работа объединения «Росток» охватывает учащихся с разными знаниями, умениями, навыками и творческими способностями; в состав группы входят дети из семей разного социального уровня: малообеспеченных, многодетных, социально-неблагополучных.

        Для реализации образовательной программы  объединения эколого-биологической направленности «Росток» создаётся группа из 6-12 обучающихся в возрасте от 11 до 14 лет (5-7 классы).

Срок реализации программы – 3 учебных года. Объём учебного курса за каждый год (в расчёте на 36 недель обучения).1-й учебный год программа реализуется в рамках  клуба «Росток» «Юный натуралист», 2-й год обучения –клуб «Росток»- «Зелёный дом», 3-й год – клуб «Росток» «Человеку о человеке». В соответствии с планированием на каждый год обучения набирается  возрастная группа, с учётом преемственности.

Актуальностью данной программы является личностно-ориентированный, деятельностный подход. Программа внеурочной деятельности Эколого-биологического клуба «Росток» имеет большое значение для формирования личности учащихся, повышает эффективность усвоения материала, развивает интерес к изучаемым экологическим и биологическим явлениям о объектам. Я считаю что экологическое образование должно охватывать все стороны жизнт человека и общества, должно быть непрерывным. Культурным и образованным может считаться тот человек, кто образован и культурен в экологическом отношении, и только такие люди могут занимать высокие посты. Ведь экологическая культура есть одно из проявлений культуры общечеловеческой!

Слайд 4.

Цель  программы: углубить, расширить и развить системы представлений обучающихся о естественных науках: экологии и биологии, о  методах исследования природы и окружающего мира - как важных  компонентах формирования биологически и экологически грамотной личности.

Задачи программы: Слайд 5.

  • познакомить обучающихся с основными вопросами охраны природы, методах наблюдения, экспериментирования, исследования;
  • освоить  навык работы со справочной научно-популярной литературой;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы;
  • поднять рейтинг значимости природы в системе ценностей подростка.

развить отношение заботы о младших товарищах, о ветеранах ВОВ и труда, взаимоуважения детей и взрослых.

Продолжительность занятий клуба «Росток» -1 час в неделю.

Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности? Слайд 6.

Основные принципы организации:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

Я использую следующие виды деятельности: Слайд 7.

Виды внеурочной деятельности:

Познавательная.     Игровая. Слайд 8.

Трудовая (производственная) деятельность. Слайд 9,10,11.

Досугово - развлекательная деятельность.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Слайд 12.

Художественное творчество. Слайд 14.

Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность). Слайд 13.

Проблемно-ценностное общение. Слайд 15,16.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности. Слайд 17.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Подводя итог Слайд 18.

 школа должна обеспечивать необходимые условия для реализации внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта, что позволяет реализовать «портрет выпускника школы», ориентированный на становление таких личностных характеристик как:

· любящий свой народ, свой край и свою Родину;

· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

· 2любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

· 1владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

· 3доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

· 4выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Воспитать человека

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;

Пишут ученые, и писатели,

И методисты, и воспитатели,

Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,

Что благо, а что для учебы враг.

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,

Как разные курсы для корабля,

О том, что любить надо осторожно

С первых шагов, ну почти с нуля.

Как быть? Да внушать можно то и се,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут все очень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и всё!

Е. Евтушенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из  главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурно...

Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...

«Педагогическая деятельность учителя химии в соответствии с ФГОС основного и среднего общего образования»

Цель моей педагогической деятельности - обеспечить развитие духовно-богатой, творческой, социально-компетентной личности со сформированными знаниями, универсальными учебными умениями, к...