Подготовка к ЕГЭ ,ОГЭ биология
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии

Дулуш Чойгана Сергеевна

тесты , задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1011.docx72.76 КБ
Файл no12.docx116.64 КБ
Файл zadachi_gen.docx23.13 КБ
Microsoft Office document icon zadachi_po_genetikea.doc31.5 КБ
Файл spravochnik_biologiya.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Задания ЕГЭ № 10

1. Мочковатой называют такую корневую систему, у которой

1) главный корень не отличается от многочисленных придаточных

2) главный корень сильно развит и похож на стержень

3) от главного корня отходят боковые корни

4) главный корень развивается из корешка зародыша

2.  Характерный признак растений семейства сложноцветных

1) цветок четырёхчленного типа                             2) соцветие корзинка

3) плод стручок                                                         4) плод зерновка

3. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют

1) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием

2) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев

3) корень, побег, цветок и плоды

4) соцветие метелку, сложное строение листьев

4.  Найдите верное описание корневого волоска. 

1) часть корня, защищенная корневым чехликом

2) молодой кончик корня, состоящий из одинаковых клеток

3) молодая сильно вытянутая клетка с тонкой оболочкой

4) часть корня, в которой находятся сосуды

5.  Только у растений семейства розоцветных — 

1) плод ягода или коробочка                         2) плод костянка, яблоко

3) плод семянка                                              4) плод зерновка

6. К одному семейству растений относятся:

1) капуста и картофель                                      2) вишня и роза

3) перец и клевер                                               4) редис и томат

7. Почему злаки относят к классу однодольных

1) имеют мелкие, невзрачные цветки без околоцветника

2) составляют начальное звено в цепи питания экосистемы луга, водоёма

3) имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев

4) плод зерновка богат питательными веществами, которыми питается зародыш при прорастании

8. Простые листья с цельной линейной листовой пластинкой характерны для

1) злаковых     2) пасленовых              3) сложноцветных                4) бобовых

9. Рост растений происходит благодаря деятельности ткани

1) покровной      2) механической             3) образовательной          4) фотосинтезирующей

10. Из оплодотворенной яйцеклетки у папоротника развивается

1) спора             2) спорангий                 3) заросток                        4) спорофит

11.Камбий древесного растения

1) обеспечивает рост стебля в длину                2) способствует росту стебля в толщину

3) защищает стебель от повреждений              4) придаёт стеблю прочность и упругость

12. Какой орган отсутствует у мха

1) Стебель                   2) Лист                   3) Корень                     4) Коробочка

13. Рост растений происходит благодаря деятельности ткани

1) покровной               2) механической               3) образовательной  4) фотосинтезирующей

14. Способ размножения малины с помощью корневых отпрысков называют

1) генеративным            2) почкованием             3) вегетативным                4) семенным

15.Побег — вегетативный орган, образованный

1) стеблем с листьями и почками                            2) верхушкой стебля

3) междоузлиями и узлами                                      4) зачаточными листьями

16.Спора гриба , в отличие от споры бактерии,

1) состоит из одной клетки                           2)служит для размножения

3) разносится ветром на большие расстояния

4) является приспособлением к неблагоприятным условиям жизни

17.Грибы выделили из царства растений , т.к. в их клетках отсутствуют

1) ядра            2) рибосомы                3) митохондрии                 4) хлоропласты

18.В бактериальной клетке отсутствует

1) рибосома                 2) цитоплазма      3)клеточная стенка     4)оформленное ядро

19.Какой признак отличает грибы от растений ?

1) отсутствие клеточной стенки                      2) наличие гиф

3) размножение спорами                                  4) неподвижность

20. Бактерии относя к прокариотам , т.к. они

1) не имеют ядра                                   2) имеют одну хромосому

3) размножаются делением                  4) не имеют клеточной стенки

21.Бактерии переживают неблагоприятные условия в состояния

1) споры                    2) цисты                3) зиготы                  4) анабиоза

22.Оболочка клеток большинства грибов содержит

1) хитин          2) клетчатку                       3) целлюлозу              4) хлорофилл

23.Грибы , в отличие от растений,

1) не имеют хлоропластов                         2) растут в течение всей жизни

3) не имеют митохондрий           4)поглощают воду и минеральные вещества из соли

24.Какую группу бактерий считают "санитарами планеты"?

1) гниения       2) паразитов             3) клубеньковых             4) железобактерий

25.В результате срастания мицелия гриба с корнями дерева образуется

1)грибница        2) микориза                 3)ножка гриба            4) плодовое тело

26.Бактериальная клетка , как и растительная , имеет

1)ядро         2) цитоплазму           3)эндоплазматическую сеть    4)комплекс Гольджи

27.Группа бактерий , живущих в содружестве с другими организмами , - это

1)сапротрофы           2) паразиты                  3) консументы              4) симбионты

28.Порчу продуктов питания вызывают

1) грибы - паразиты                2) бактерии - паразиты

3) бактерии гниения                4) болезнетворные бактерии

29.Оболочка клеток большинства грибов содержит

1) хитин          2) клетчатку                 3) целлюлозу              4) хлорофилл

30.Грибы , в отличие от животных,

1) не имеют хлорофилла                             2) не имеют клеточное строение

3) неподвижны и растут всю жизнь     4) питаются готовыми органическими веществами

31.К запасным питательным веществам относят

1) жиры                2) белки               3) гликоген                        4) крахмал

32. Спора гриба , в отличие от спора бактерии ,

1)состоит из одной клетки                    

 2)разносится ветром на большие расстояния            

 3)служит для размножения    

4)является приспособлением к неблагоприятным условиям жизни

33.

Задания ЕГЭ. №11

1.В отличие от папоротников, у голосеменных растений НЕ происходит 

1) оплодотворение                             2) образование семян

3) размножение спорами                   4) развитие зародыша из зиготы

2.У папоротников, в отличие от мхов,

1) из проросшей споры развивается заросток

2) происходит чередование полового и бесполого поколений

3) бесполое размножение происходит с помощью спор

4) оплодотворение невозможно без воды

3.Корни, растущие на луковице тюльпана, называются

1) главными              2) боковыми                 3) воздушными             4) придаточными

4. Тело водорослей состоит из:

1) корня и побега       2) слоевища и ризоидов         3) стебля и листьев        4) мицелия

5. Род клевер и род чина систематики объединяют в более крупную категорию

1) порядок            2) семейство                      3) класс                              4) отдел

6. Как называется группа растений, объединяющая родственные виды 

1) семейство           2) род                   3) класс                     4) популяция

7. Сходство между клетками растений и клетками цианобактерий заключается в том, что они

1) способны к фотосинтезу                                     2) запасают гликоген

3) содержат кольцевую молекулу ДНК                 4) содержат аппарат Гольджи

8. Из чего образуется эндосперм у покрытосеменных?

1) из зиготы                               2) из всех клеток зародышевого мешка

3) из оплодотворённой центральной клетки                 4) из пыльцевого мешка

9.Растения, состоящие из одной клетки или множества клеток, не дифференцированных на ткани, относят к группе

1) мхов                  2) водорослей                         3) лишайников                 4) хвощей

10. http://bio.reshuege.ru/get_file?id=2582Представитель какого отдела растений показан на рисунке?

 

1) водоросли          2) папоротникообразные        3) покрытосеменные    4) мохообразные

11. Где находится семязачаток у покрытосеменных растений?

1) в пыльцевых мешках      2) в завязи пестика        3) в тычинках          4) в эндосперме

12. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них

1) стеблей              2) листьев                   3) корней                    4) ризоидов

13. Укажите наиболее крупную систематическую категорию

1) царство               2) отдел                    3) класс                      4) семейство

14. Из чего развивается зародышевый мешок покрытосеменных растений?

1) из пыльцевого зерна                          2) из вегетативной клетки

3) из яйцеклетки                                    4) из мегаспоры

15. К какому способу опыления приспособлен цветок пшеницы?

1) водой                2) мелкими птицами                3) насекомыми           4) ветром

16.Рост древесного стебля в толщину происходит за счет деления клеток

1) кожицы              2) луба                3)  камбия                       4) сердцевины

17.Подземный побег,  в отличие от  корня , имеет

1)кору                   2) сосуды                 3) почки             4) клеточное строение

18.Растения , в отличие от организмов других царств,

1) имеют клеточное строение          2) размножаются с помощью спор

3) содержат в клетках хлоропласты        4) имеют различные органы и ткани

19.Клубень , луковица - это

1) органы почвенного питания                   2) видоизмененные побеги

3) генеративные органы                             4) зачаточные побеги

20.На рост и развитие растений используется энергия , которую они получают в результате

1) деления клеток                          2) транспорта веществ

3) расщепления органических веществ      4) поглощения веществ из окружающей среды

21.Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует

1) испарение воды                    2) окисление органических веществ

3) корневое давление                 4) поглощение минеральных веществ корнем

22.Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки растений ?

1) семя                2)  плод                         3) зародыш                    4) эндосперм

23.Из вегетативной почки развивается

1) сочный плод            2) зародыш          3) зигота              4) стебель с листьями

24.Испарение растениями воды

1) ускоряет процесс дыхания              

2) обеспечивает передвижение воды и минеральных веществ

3) способствует передвижению органических веществ

4) способствует делению клеток

25.В процессе дыхания растения обеспечиваются

1)водой                                   2) органическими веществами

3) энергией                             4) минеральными веществами

26.Что представляет собой почка?

1) часть стебля                                  2) зачаточный побег

3) завязь с семязачатками                   4) черешок с листовой пластинкой

27.На рост и развитие растений используется энергия , которую они получают в результате

1) роста и деления клеток                             2) транспорта воды и минеральных веществ

3)расщепления органических веществ         4) поглощения веществ из окружающей среды

28.Растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ в процессе

1) дыхания             2) фотосинтеза                3) испарения                 4) роста и развития

29.Растения усваивают углекислый газ и выделяют кислород в процессе

1) дыхания            2) фотосинтеза              3) испарения              4) питания из почвы

30.В процессе дыхания растения обеспечиваются

1) водой        2) энергией     3)органическими веществами  4)неорганическими веществами

31.Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует

1) испарение воды          2) окисление органических веществ

3) корневое давление          4)поглощение минеральных веществ корнем

32.Из оплодотворенной яйцеклетки развивается

1)семя                 2) эндосперм           3) зародыш                 4) околоплодник

33.Почему голосеменных относят к высшим растениям ?

1) они состоят из органов и растений

2) они участвуют в фотосинтезе

3) они обитают в наземно-воздушной среде

4) они выполняют роль продуцентов в экосистеме

34.Главный признак , характерный для водорослей , - это

1) клеточное строение                          2) обитание в водной среде

3) наличие в клетках хлоропластов    4)отсутствия разнообразия клеток и тканей

35.Корни отсутствуют у

1) мхов           2) папоротников                  3)плаунов             4) хвойных

36.Торф образован

1) мхами                     2) водорослями        3) папоротниками            4) хвощами

37.У голосеменных , в отличие от папоротников , в процессе эволюции появились

1) корни           2) семена                     3) гаметы                 4) листья и стебли

38.Господствующая группа растений на Земле в настоящее время -

1) моховидные           2) папоротниковидные         3)покрытосеменные   4)плауновидные

39.Папоротники , в отличие от цветковых растений , размножаются с помощью

1) спор                    2) корней            3) корневищ            4) почкования

40.Главный признак покрытосеменных растений -

1) наличие зеленой окраски

2)образование плодов с семенами

3) наличие вегетативного размножения наряду с  половым

4) образование на свету органических веществ из неорганических

41.Главный признак деления покрытосеменных растений на классы - строение

1)плода              2) цветка                 3) семени                       4) стебля

42.Все растения от водорослей до покрытосеменных растений имеют

1) ткани                                         2) стебель с листьями

3) проводящую систему              4) клеточное строение

43.Папоротники, в отличие от мхов,

1) имеют корни                              2) содержат хлорофилл в клетках    

3) размножаются спорами          4)питаются готовыми органическими веществами

44.Голосеменные растения , в отличие от покрытоменных,

1) имеют вегетативные органы            2) размножаются сесенами

3) не участвуют в фотосинтезе            4) не образуют цветки и плоды

45.Главный признак покрытосеменных  растений -

1) наличие зеленой окраски

2)образование плодов с семенами

3) наличие вегетативного размножения наряду с половым

4) выделение в атмосферу кислорода в процессе фотосинтеза

46.Главный признак , характерный для водорослей, - это

1) клеточное строение                          2) обитание в водной среде

3) выделение кислорода на свету           4) отсутствие клеток и тканей

47.У папоротников , по сравнению с мхами , появились

1) корни                        2) стебли                 3) побеги                  4) ризоиды



Предварительный просмотр:

Задания 12.   ЕГЭ           Тема :"Царство животные"

1.У паразитических червей покровы тела

1) снабжены ресничками                              2) покрыты чешуёй

3) состоят из хитина                            4) не растворяются пищеварительными соками

2.Среди коралловых полипов есть гермафродиты, то есть животные 

1) с признаками женского организма          2) с признаками мужского организма

3) обоеполые                                                  4) однополые

3. К эпителиальной ткани НЕ относится

1) мерцательная                                            2) железистая

3) однослойная кубическая                          4) волокнистая

4. В кожно-мускульном мешке аскариды мускулатура представлена 

1) только кольцевыми мышцами                      2) только косыми мышцами

3) только продольными мышцами               4) всеми перечисленными типами мышц

5. Какой тип нервной системы характерен для кишечнополостных животных?

1) узловая                   2) трубчатая                    3) стволовая                     4) диффузная

6. Населяет тонкий кишечник, не имеет развитой пищеварительной системы

1) белая планария     2) бычий цепень   3) печёночный сосальщик   4) кошачья двуустка

7. К морским моллюскам относится 

1) виноградная улитка         2) мидия         3) голый слизень        4) малый прудовик

8. Стенка тела плоских червей представлена

1) только кожей                       2) наружным хитиновым скелетом

3) раковиной                           4) кожно-мускульным мешком

9.Две сократительные вакуоли имеются у 

1) эвглены зелёной    2) амёбы обыкновенной          3) радиолярии  4) инфузории туфельки

10. Кто из изображённых на рисунке животных способен к фотосинтезу?

 

http://bio.reshuege.ru/get_file?id=12151

 

 

 

1) А                     2) Б                            3) В                             4) Г

11.В финну превращается личинка

1) печеночного сосальщика                               2) кольчатого червя

3) бычьего цепня                                                4) белой планарии

12. В каких случаях человек может заразиться дизентерийной амебой

1) он погладит собаку                                        2) его укусит комар

3) он съест плохо проваренное мясо           4) он выпьет воду из загрязненного водоема

13.Какие животные имеют наружный скелет из хитина

1) двустворчатые моллюски    2) черепахи        3) членистоногие 4) брюхоногие моллюски

14. У какой группы организмов клеточный уровень организации совпадает с организменным

1) одноклеточные           2) бактериофаги            3) многоклеточные               4) вирусы

15. Движется с помощью жгутиков

 

1) амёба обыкновенная      2) фораминиферы     3) амёба дизентерийная       4) лямблия

16.Почему пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные?

1) обитает в пресных водоемах

2) по способу питания- гетеротрофный организм

3) реагирует на изменения в окружающей среде

4) содержит два слоя клеток : эктодерму и энтодерму

17.Животное , у которого клетка выполняет функции организма ,-

1) гидра         2) инфузория - туфелька      3) медуза          4) белая планария

18.Стрекательные клетки гидры

1) переваривают                                  2) участвуют в передвижении

3) парализуют добычу и врагов          4) осуществляют синтез веществ

19.Употребляя в пищу плохо вымытые овощи , можно заразиться

1) аскаридами                          2) бычьим цепнем

3) кошачьей двуусткой             4) печеночным сосальщиком

20.Какое животное является промежуточным хозяином бычьего цепня?

1)собака                  2) свинья                  3) корова             4) малый прудовик

21.К какому классу относят животных , имеющих 3 отдела тела , 3 пары ног?

1) насекомых              2) ракообразных      3) паукообразных    4)сосальщиков

22.К какому классу относят членистоногих , имеющих простые глаза и четыре пары ходильных ног?

1) насекомых                   2)головоногих       3) ракообразных   4) паукообразных

23.Кольчатые черви , по сравнению с плоскими и круглыми , имеют

1)вытянутое тело                                            2) влажную кожу  

 3)кровеносную систему                                4) двустороннюю симметрию тела

24.Какой моллюск служит промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

1) беззубка       2) перловица      3)малый прудовик    4) большой прудовик

25.Какого моллюска называют природным "фильтром"?

1) беззубку            2) малого прудовика       3)голого слизня   4)виноградную улитку

26.Клетки у животных подцарства одноклеточных , или простейших,

1) образуют ткани                      2) взаимодействуют с другими организмами

3)представляют собой самостоятельные организмы 4) выполняют определенные функции

27.У свободноживущего плоского червя белой планарии , в отличие от печеночного сосальщика ,

1) тело имеет двустороннюю симметрию

2)жизненный цикл происходит со сменой хозяев

3) имеется выделительная система

4) нервная система и органы чувств лучше развиты

28.К какому классу относят членистоногих , имеющих простые глаза и четыре пары ходильных ног ?

1)насекомых            2) головоногих         3) ракообразных        4) паукообразных

29.Зеленая эвглена способна образовывать на свету органические вещества из углекислого газа и воды , т.к.

1) имеет светочувствительный глазок

2) передвигается с помощью жгутика

3) часто находится в светлой части водоема

4) имеет в цитоплазме хлоропласты



Предварительный просмотр:

1. Моногибридное скрещивание

  1. . У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) (А) доминирует над геном рогатости (а).

Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами?

  1. У людей светлые волосы и голубые глаза – признаки рецессивные. Определите генотипы

        родителей и детей, если:

        а) у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые.

        б) у голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них 2 детей голубоглазые.

1.3.  Две чёрные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Одна самка мыши дала 20 чёрных и

        17 коричневых потомков, а другая – 33 чёрных. Каковы генотипы родителей и потомков?

1.4.  У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными

        ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими

        ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами?

  1. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов видели нормально. Сколько различных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары? Сколько фенотипов? какова вероятность рождения детей с нормальным зрением?

  1. У собак висячие уши доминируют над стоячими. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши. получено 214 щенков. Сколько типов гамет может образоваться у собак со стоячими ушами?

  1. Женщина с рыжими волосами, мать и отец которой имеют нерыжие, а брат рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет рыжие, а отец нерыжие волосы. От этого брака родился мальчик с нерыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы у всех упомянутых лиц.

  1. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой карие глаза, а у матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц.

  1. У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой. Каким будет потомство первого и второго поколений от скрещивания гомозиготной белой и жёлтой тыкв? Каковы результаты скрещивания одного из растений первого поколения с жёлтой формой?

2. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

2.1. У редиса круглая форма корнеплодов доминирует над длинной. При  скрещивании круглого редиса

       с длинным получаются овальные корнеплоды. От скрещивания между собой растений с овальными

       корнеплодами получено 68 растений с круглыми, 138 с овальными и 71 с длинными корнеплодами.

       Определите их генотипы. Какое потомство получится от скрещивания растений с овальными с

       растением с круглыми корнеплодами?

2.2. У кур чёрная окраска оперения доминирует над белой. Все гетерозиготы имеют голубую окраску

       оперения. Какое получится потомство по окраске оперения, если голубых кур  скрестить с белыми

       петухами? А если голубых – с чёрными? Дайте объяснение.

2.3. Потомство лошадей белой и гнедой (бурой) мастей всегда имеет светлую золотисто – рыжую

       окраску. У двух золотисто – рыжих лошадей появились жеребята: белый и гнедой. Определите

       генотипы упомянутых животных.

3. Дигибридное скрещивание.

  1.  У кроликов серая окраска шерсти доминирует над белой, а гладкая шерсть – над мохнатой. При скрещивании серых мохнатых кроликов с белыми гладкими в потомстве произошло расщепление 50% на 50%. Каковы генотипы исходных форм?

  1. Известно. что у кур простой (листовидный) гребень (а) рецессивен по отношению к розовидному (А), а оперённые ноги (В) доминирует над голыми (в). Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперённые ноги. Какая часть потомства унаследует оба признака матери?

  1. У кошек сиамской породы короткая шерсть (А) доминирует над длинной шерстью у персидской кошки (а), а чёрная окраска шерсти (В) персов доминантна по отношению к палевой окраске (в) сиамской породы. Скрестили сиамских кошек с персидскими. После скрещивания полученных гибридов между собой во втором поколении получили 48 котят. У сиамских кошек в роду животные с длинной шерстью не встречались, а у персидских котов в родословной не было палевой окраски.

1). Сколько типов гамет у кошек сиамской породы?

2) Сколько разных генотипов во втором поколении?

3) Сколько разных фенотипов во втором поколении?

4) Сколько котят во втором поколении похожи на сиамских кошек?

Сколько из них похожи на персидских?

  1. У кур хохлатость (А) – доминантный признак, а чёрная окраска оперения (В) доминирует над

     бурой. Скрещивали гетерозиготную чёрную курицу без хохла с гетерозиготным бурым хохлатым

     петухом и получили 24 цыплёнка.

  1. сколько типов гамет образуется у курицы?
  2. сколько типов гамет образуется у петуха?
  3. сколько будет хохлатых чёрных цыплят?
  4. сколько чёрных без хохла?

  1. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями

      генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой

     характер хороший, а нос как у Бабы – Яги. В семье родился ребёнок без этих тревожных признаков.

  1. сколько типов гамет образуется у мужчины?
  2. сколько разных генотипов может быть у детей?
  3. какова вероятность рождения в этой семье ребёнка, похожего на Бабу – Ягу по двум признакам (в%)?
  4. какова вероятность рождения ребёнка с одним из этих признаков?

  1. У человека чёрный цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), а наличие веснушек (В) над их  

      отсутствием. Женщина с голубыми глазами и без веснушек выходит замуж за мужчину с чёрными

      глазами и веснушками. Известно, что мать мужчины была голубоглазой и у неё были веснушки.

  1. сколько типов гамет образуется у мужчины?
  2. сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
  3. сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
  4. какова вероятность того, что ребёнок будет похож на мать?
  5. какова вероятность того. что ребёнок будет похож на отца?

  1. У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные усы (В) над короткими.

      Скрестили двух дигетерозигот по этим двум признакам, получили 16 котят.

  1. сколько котят будет с полосатым хвостом и длинными усами?
  2. сколько разных генотипов будет у котят?

  1. Темноволосая (А) женщина с кудрявыми (В) волосами, гетерозиготная по первому типу гамет,

      вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные гладкие волосы, гетерозиготным по первой аллели.

      Каковы вероятные генотипы детей?

  1. Темноволосая кареглазая женщина, гетерозиготная по первой аллели, вступила в брак со

      светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второму признаку. Каковы вероятные

      генотипы детей?

3.10.Муж и жена имеют тёмные кудрявые волосы. У них родился ребёнок с кудрявыми светлыми

        волосами. Каковы генотипы родителей?

3.11. Женщина со светлыми прямыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные

         вьющиеся волосы. Каковы генотипы родителей? Каковы могут быть генотипы и фенотипы  

         родителей?

3.12. У матери густые брови (А) и гладкий подбородок (в), а у отца обычные брови (а) и ямка на

         подбородке (В). У сына густые брови и ямка на подбородке. а дочь похожа на мать.

  1. каковы генотипы отца? матери?
  2.  сына? дочери?

  1. У динозавров синяя чешуя (А) доминирует над зелёной (а), а кривые клыки (В) – над прямыми (в).

          Скрестили гомозиготного синего динозавра с кривыми клыками, гетерозиготного по второму

          признаку, с зелёным, у которого клыки прямые.

  1. сколько разных генотипов в первом поколении?
  2. сколько фенотипов?

  1. У дыни корка может быть зелёной (А) или полосатой (а), а форма плода – круглой (В) или

          длинной (в). Скрестили гомозиготное растение с зелёными длинными плодами с гомозиготным,

          имеющим полосатые круглые плоды. каковы генотипы гибридов первого поколения?

  1. При скрещивании гомозиготных растений арбуза (одно с длинными зелёными плодами, другое – с

          круглыми полосатыми) получены растения с круглыми зелёными плодами. Каким будет

          потомство от анализирующего скрещивания их с формой, гомозиготной по рецессивным

          признакам

4. Сцепленное с полом наследование.

4.1.Известно, что ген гемофилии (несвёртываемости крови) – рецессивный, локализованный в Х –

      хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец страдал  

      гемофилией, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства

      можно ожидать от этого брака ( относительно рассматриваемого заболевания)?

4.2. Дети отца – гемофилика и здоровой матери вступают в брак со здоровыми людьми. Какова

      вероятность появления гемофилии у внуков?

  1. Гены а и а, участвующие в определении окраски кошек. локализованы в Х – хромосоме. Ген А

        обуславливает рыжую окраску, ген а – чёрную, гетерозиготы Аа имеют пёструю («черепаховую»)  

        окраску. У пёстрой кошки от чёрного кота 4 котёнка (2 из них женского пола), какой они масти?

5. Группы крови.

5.1 Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у обоих родителей:

       а) I группа,   б) II группа,   в) III группа,   г) IV группа.

5.2. В родильном доме перепутали двух мальчиков ( назовём их условно Х и У). Родители одного из них

      имеют I и IV группы крови, второго – I и III . лабораторный анализ крови показал, что  у У – I, а у Х  

      - II группа крови. Определите, кто чей сын.

5.3. В другом родильном доме перепутали двух девочек (α и β). Родители одной из них имеют II и IV

       группы крови, а родители второй I и II. лабораторный анализ показал, что у α – I группа крови, а у β

       - II. определите, кто чья дочь.



Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ 9 КЛАСС

Тема: «Наследственность и изменчивость»

 № 1

Иммунность овса к головне доминирует над поражаемостью этой болезнью. Каково F1 от скрещивания гомозиготных особей по иммунности и воспреимчивости? Что даёт скрещивание гибридов?

№ 2

У томатов нормальная высота растений доминирует над карликовостью. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказались высокими , а 50% - низкими.

№ 3

У дрозофилы серый цвет доминирует над чёрным. При скрещивании серых родителей потомство оказалось в отношении 3 : 1. Что можно сказать о генотипах родителей и потомков?

№ 4

У крупного рогатого скота чёрная окраска доминирует над рыжей. Рыжая корова имела от одного и того же чёрного в первый год рыжего , а во второй чёрного телёнка. Каковы генотипы всех четырёх животных?

№ 5

У крупного рогатого скота комолость доминирует над рогатостью. Каково F1 если скрестить комолого быка с рогатыми коровами, если известно, что в прошлом одна из коров родила от этого быка рогатого телёнка?

№ 6

У дрозофилы серый цвет тела доминирует над чёрным. При скрещивании серых родителей потомство оказалось серым. Что можно о генотипах родителей и потомков?

№ 7

 Какие могут быть дети, если родители оба кареглазые правши гетерозиготны по обоим признакам. Рецессивные признаки голубоглазость и леворукость.

№ 8

У фигурной тыквы белая окраска доминирует над жёлтой, дисковидная форма над шаровидной. Скрещено белое дисковидное растение с жёлтыми шаровидными. F1 оказалось всё белым и дисковидным. Каково F2 гибридов. Каковы генотипы родителей и гибридов.

№ 9

Какими признаками будут обладать гибридные томаты, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых томатов. Что даёт скрещивание гибридов. Красный цвет и нормальный рост доминантные признаки. Исходные растения гомозиготные,  гены признаков находятся в разных хромосомах.

№ 10

Какими могут быть дети, если отец кареглазый левша, а мать кареглазая правша? Мать гетерозиготная, отец гомозиготен по кареглазости. Каковы их генотипы?



Предварительный просмотр:

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

Низшие растения

Высшие растения

Нет ни тканей и органов

Есть ткани и органы(корень,стебель, листья)

Водоросли(одноклеточные и многоклеточные)

Строение : слоевище(таллом) - вместо стебля и ризоиды - вместо корней.

Споровые

Семенные

1.Отдел Мхи

1.Отдел Голосеменные

2.Отдел Хвощи, Плауны

2.Отдел Покрытосеменные

3.Отдел Папоротники

Ткани высших растений

Ткани- группа клеток , сходных друг с другом , выполняющих одинаковую функцию.

Ткани

Строение

Функции

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

(меристема)

В зонах роста

Клетки с крупными ядрами,обладают интенсивным обменом веществ)

Рост растения

2.ПОКРОВНЫЕ

На границе с внешней средой

Плотно сомкнутых живых клеток

1.Защитную 2.Газообмен 3.Транспирация

3.ПРОВОДЯЩИЕ

В составе сосудисто-волокнистых пучков(флоэма и ксилема)

Разные клетки:мертвые, живые

Передвижение воды с минеральными солями, органических веществ

4.МЕХАНИЧЕСКИЕ

Отсутствуют в молодых участках;входят в состав коры древесины

Утолщенные и одревесневшие оболочки клеток

Обеспечивают прочность органам растения

5.ОСНОВНЫЕ(паренхима)

Во всех тканях

Живые , тонкостенные клетки:округлые,цилиндрические

1.Ассимиляция 2.Запасающая3.Воздухоносная

6.ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ(секреторные)на поверхности или внутри органов

Тонкостенные клетки ,выделяют секреты(железы,нектарники,млечники

1.защитная

2.участвует в опылении

3.выделительная

СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ

Стебель- осевая часть побега растения.(проводит питательные вещества, выносит листья к свету)

Участки

Строение

Функции

1.Кожица (пробка-мертвые клетки)

Покровная ткань

1.Защита 2.Газообмен

2.Луб

Основная ткань

1. ситовидные трубки(проводящая ткань)  2.лубяные волокна (механическая ткань)

Ситовидные трубки(флоэма)- проводят органические вещества

3.Камбий

Узкие длинные клетки( образовательная ткань)

Рост стебля в толщину

4.Древесина(основная часть стебля)

Клетки разной формы: сосуды (проводящая ткань)

Сосуды(ксилема) - передвижение воды с минеральными солями

5.Сердцевина (в центре)

Крупные клетки(основная ткань)

Откладывается запас питательных веществ

Видоизменения корней (В процессе приспособления к условиям существования корни растений видоизменились)

1.Корневые клубни (георгин, чистяк)

2.Корнеплоды(морковь, репа)

3.Дыхательные корни

4.Корни-подпорки(придаточные корни)

Видоизменения побега(У многолетних растений надземные части ежегодно к осени отмирают, в почве остаются корни и видоизмененные подземные побеги)

подземные

надземные

1.Корневище (крапива,пырей,ирис,ландыш,аспидистра)

2.Клубни (картофель,хохлатка,топинамбур)

3.Луковица(лук репчатый,лилия,тюльпан,нарцисс,гусиный лук)

1.колючки

2.усы

3.усики

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ(травы,кустарники,деревья)

Органы размножения - цветок и плод.

Класс: Двудольные

Класс :Однодольные

1.Семейство Сложноцветные

2.Семейство Крестоцветные

3.Семейство Бобовые

4.Семейство Пасленовые

5.Семейство Розоцветные

1.Семейство Злаковые

2.Семейство Лилейные

Основные отличительные признаки классов

Семя

Корень

Жилкование листьев

Рост в толщину

Кол-во лепестков в цветке

Однодольные

1 семядоля

Мочковатая

Параллельное или дуговое

-

кратно 3

Двудольные

2 семядоля

стержневая

сетчатая

+

кратно 5

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙСТВ

Класс,сем-во

Цветок(формула)

Плод

Представители

Соцветие

Двудольные

1.Пасленовые

Ч(5)Л(5)Т(5)П(2)

Ягода,коробочка

Картофель,томаты,баклажан,перец,паслен,табак,петуния,белена,дурман

Кисть

2.розоцветные

Ч(5)Л(5)Т(∞)П(∞)

Ягода,костянка,яблоко

Яблоня,вишня,груша,абрикос,айва,земляника,персик,слива,малина,рябина,розы,ежевика,боярышник

зонтик

3.Бобовые

Ч(5)Л(5)Т(9)+1П1

боб

Соя,бобы,фасоль,клевер,горох,люпин,арахис,чечевица,акация,люцерна,солодка,донник,гледичия,эспарцет,дрок,термопсис,сераделла,нут,цезальпиния,рожковое дерево,верблюжья колючка

Головка,кисть

4.Сложноцветные

Ч(0)Л(5)Т(5)П(2)

семянка

Подсолнечник,тысячелистник,календула,пижма,ромашка,василек,чертополох,мать-и-мачеха,осот,сушеница,девясил,астры,маргаритки,цикорий,одуванчик

Корзинка

5.Крестоцветные

Ч(2+2)Л(4)Т(2+4)П(2)

Стручок,орешек

Капуста,дикая редька,брюква,турнепс,горчица,левкой,сурепка,редиска,пастушья сумка

кисть

Однодольные

1.Злаки

Л(2)Т(3)П(3)(1)

Колос,метелка,початок

Пшеница,ячмень,кукуруза,сахарный тростник,костер,тимофеевка,мятлик,овсюг,пырей,бамбук,овес,просо,чумиза,вейник,овсяница,ежа,ежовник,щетинник,костер ржаной

зерновка

2.Лилейные

Л(3+3)Т(3+3)П(3)

Коробочки,ягоды

Тюльпан,лилии,нарцисс,пролеска,гиацинт,чемерица,безвременник

кисть

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ   (в основном деревья и кустарники)

1.Класс Саговниковые  

2.Класс Гнетовые    

3.Класс Гинкговые        

4.Класс Хвойные

Хвойные (вечнозеленые растения) - ели (шиви), сосна кедровая (пош), пихта (чойган), лиственница(дыт), можжевельник.( Органы размножения - шишки)

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

Тип

Класс

1

Простейшие

(Одноклеточные)

1.Инфузории(инфузория-туфелька)

2.Ложноножки(Амеба)

3.Жгутиковые(зеленая эвглена)

2

Многоклеточные

Кишечнополостные

1.Гидроидные (пресноводный полип-гидра)

2.Сцифоидные (медуза)

3.Коралловые полипы(кораллы)

3

Губки

4

Иглокожие

1.Морские звезды  2.Змеехвостки  3.Морские ежи

4.Голотурии

5

Плоские черви

1.Ресничные черви(турбелярии) - белая планария

2.Сосальщики (печеночный сосальщик)

3.Ленточные черви(Бычий цепень,широкий лентец)

6

Круглые черви

Аскорида человеческая

7

Кольчатые черви

1.Малощетинковые (Олигохеты)- дождевой червь

2.Многощетинковые(Полихеты)-

3.Пиявки - медицинская пиявка

8

Моллюски

1.Брюхоногие - Большой прудовик, виноградная улитка

2.Головоногие - кальмары,осьминоги,каракатицы

3.Двустворчатые -беззубка

9

Членистоногие

1.Ракообразные

2.Паукообразные

3.Насекомые

10

Хордовые

1.Головохордовые (Ланцетник)

2.Рыбы( Костные рыбы, Хрящевые рыбы)

3.Земноводные,Амфибии (Лягушки , квакши, жабы тритоны,саламандры)

4.Пресмыкающиеся, Рептилии(черепахи,змеи,ящерицы,крокодилы)

5.Птицы

6.Млекопитающие(Звери)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Эра

Растения

Животные

Неозойская 2 млн.лет н.

Исчезновение крупных млекопитающих(мамонт,саблезубый тигр)

Развитие вида Homo sapiens

Появление предка человека-австралопитека

Кайнозойская 70 млн.лет.н.

Заселение морей млекопитающими

Появление различных отрядов  класса млекопитающих

Преобладание млекопитающих,птиц

Сокращение пресмыкающих

Мезозойская 230млн.лет.н.

Появление покрытосеменных и они преобладают

Исчезают папоротниковые леса

Крупные пресмыкающие(динозавры)вымирают

Появление птиц, млекопитающих

Распространение рептилий(крупные-динозавры)

Палеозойская 600млн.лет н.

Леса папоротников

Бактерии,грибы,мхи

Появление пресмыкающихся

Насекомые

Появление современных рыб

Беспозвоночные,земноводные

Первые морские позвоночные:панцирные рыбы

В море-беспозвоночные

Архейская 4500млн.л.н.

Многоклеточные организмы

Одноклеточные организмы(жизнь в море)

Основные этапы эволюции человека

отряд приматы →парапитек→дриопитек →австралопитек→человек умелый→древнейшие люди (архантропы, питекантропы)→древние люди, неандертальцы(палеоантропы) →первый современный человек(кроманьонец, неоантроп).

Уровни организации живой природы :

1.Биосферный

2.Биогеоценотический

3.Популяционно-видовой

4.Организменный

5.Клеточный

6.Молекулярный

Основные свойства живых систем:

1.Единство химического состава

2.Обмен веществ и энергии

3.Самовоспроизведение или размножение

4.Наследственность

5.Изменчивость

6.Рост и развитие

7.Раздражимость

8.Дискретность

9.Саморегуляция

Химические соединения ,содержащиеся в живых организмах

Органические вещества:

1.Белки

2.Жиры

3.Углеводы

4.Нуклеиновые кислоты

Неорганические вещества:

1.Вода

2.Минеральные соли

Признак

Гомологи

Аналоги

Происхождение

Общее

Различное

Функции

Могут быть различными

Общие

Эволюционный путь

Дивергенция

Конвергенция

Примеры:

Конечности оленя, кита, летучей мыши

 

Видоизменения листьев у растений

крылья птиц и крылья членистоногих,

у растений — колючки на стебле и колючки — листья

Характеристики

Атавизмы

Рудименты

Функции

нет, являются лишними, не считаются нормой для большинства ныне живущих

некоторые могут выполнять какие-то функции, другие не используются, есть у всех представителей вида.

Эволюционно

были развиты и функционировали у очень дальних предков, сохранились в ДНК и изредка проявляются в настоящее время

были развиты и функционировали как у предков, так и у ближайших сородичей

Примеры

у человека: хвост,

у животных: дополнительные пальцы на ноге лошади

у человека: ушные мышцы, зубы мудрости

у животных: тазовые кости кита

                          ТАКСОНЫ

Растения                                        Животные

Царство                                         Царство

Отдел                                              Тип

Класс                                            Класс

Порядок                                      Отряд

Семейство                                      Семейство

Род                                                  Род

Вид                                                   Вид


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа Элективного курса  «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1

Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются  в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....

Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".

Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...