Главные вкладки

    Конспект доклада "Экологическое воспитание и образование обучающихся с ментальными нарушениями".
    материал по биологии по теме

    Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности по темам: "Заповедники России", "Экология окружающей среды".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_ekologich.vospit._i_obr.docx27.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологическое воспитание и образование.

    «Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.

    Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

    Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

    Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования". В.А. Ясвин.

    Еще выдающиеся мыслители второй половины XIX века И. Киреевский, В.Соловьев, Н. Федоров утверждали, что человек - составная часть природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что человек и все, что его окружает, это частицы единого Вселенной. Они считали, что необходима новая моральная основа взаимодействия человека с природой, смена принципов развития цивилизации. "Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца", - писал Н.Ф. Федоров в своей "Философии общего дела" в 90-х годах позапрошлого века, когда до экологического кризиса было еще очень далеко.

    Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.

    Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем

         В условиях надвигающейся катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий.

    Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

    Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

    Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.

    Результатами  освоения  образовательной программы  в области природоведения и естествознания должны стать:

    • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;
    • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
    • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);
    • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    Формы экологического воспитания и их классификация.

    • Массовые групповые и индивидуальные работы учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
    • Факультативы по охране природы и основам экологии
    • Экскурсии
    • Туристические походы по изучению природы
    • Экологический практикум
    • Деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, наблюдения за животными и растениями
    • Изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.

    В программах по природоведению, естествознанию, биологии  заложены основы экологического воспитания школьников.

    Этапы развития экологической культуры (для учащихся с ментальными нарушениями).

    I Этап. Приобретение школьником экологически ориентированного личного опыта за счёт:

    • обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;
    • эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках.
    • наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;
    • первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо).

    Основные методы и формы организации:

    • рассказ - беседа
    • сюжетные игры
    • ребусы, кроссворды
    • схемы - рисунки
    • стихотворения

    II Этап. Осознание причинно-следственных связей.

    • Приобретение личного опыта: от простого наблюдения - к наблюдению- анализу (почему хорошо и почему плохо);
    • участие в созидательной деятельности взрослых;
    • соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и их влиянии на природу.

    Основные методы и формы организации:

    • письма (животным, растениям…)
    • экскурсии
    • проведение опытов
    • наблюдения в природе за деревьями и кустарниками
    • наблюдения за птицами на кормушке
    • наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.

    III. Этап. Пополнение личного опыта ребенка новым содержанием:

    • анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния;
    • осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;
    • действенной заботой о представителях животного и растительного мира.

    Основные методы и формы организации:

    • зеленые уголки, живой уголок
    • изготовление кормушек и скворечников
    • уборка мусора на территории школы и расположенной около школы детской площадке
    • посадка зеленых насаждений на территории школы
    • разбивка цветочных клумб на территории школы  
    • экологические тропы, экскурсии в природу
    • проектная деятельность.

    В 2016-2018 годах в школе с учащимися старших классов были разработаны проекты экологического содержания:

    • Проект «Морские млекопитающие»: «Китообразные млекопитающие», «Ластоногие млекопитающие», «День моржа».
    • Проект «Заповедники России»: «Лосиный остров», «Приокско-Террасный заповедник», «Баргузинский заповедник», «Астраханский заповедник».
    • Проект «Экология окружающей среды»: «Всемирный День Земли», «Энергия земли в наших руках».

    Задачи проекта «Экология окружающей среды»:

    • Формирование экологической культуры поведения в окружающей среде.
    • Развитие умения использовать знания в реальных экологических ситуациях.
    • Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

    Цель экологического праздника «Всемирный День Земли»: привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам нашей планеты, а также о правилах обращения с домашними животными и с дикими животными в природе.

    1.Учащиеся познакомились с Европейской конвенцией о защите домашних животных.

    2.Узнали о правах животных и о наказании за нарушении этих прав в Российской Федерации (ст.245 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

    3. С учащимися были рассмотрены некоторые правила обращения с дикими животными (просмотр видеофрагмента «Правила поведения в природе»), после которого учащиеся обсуждали:

    • Почему нельзя трогать птенцов и детёнышей животных.
    • Почему не стоит близко подходить к гнёздам птиц.
    • Почему не стоит ловить лягушек, ящериц и других мелких животных.
    • Зачем нужно беречь муравейники и др.

    Поставлены проблемные вопросы, в частности, «Какое будущее ждёт планету Земля?».

    В викторине, посвященной растениям, обучающиеся не только расширили и углубили свои знания о берёзе, но и вспомнили поэтов, написавших стихи об этом дереве (С.Есенина, В.Солоухина, В.Рождественского).

    Экологическое мероприятие «Энергия земли – в наших руках».

    Цель:

    • как можно сэкономить энергоресурсы в школе и дома
    • какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы сберечь природные ресурсы (воду и электроэнергию).

    Учащиеся 8-х классов показали театрализованные сценки и провели викторину.

    На мероприятиях в рамках проекта «Заповедники России» ставились задачи:

    • изучения многообразия живой природы
    • формирование экологического сознания
    • воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Различные конкурсы и викторины экологического характера в творческой и соревновательной атмосфере затронули серьезные проблемы выживания природы на планете.

    Учащиеся отгадывали загадки, декламировали стихи, представляли свои презентации.

    Таким образом, проведение экологических мероприятий и праздников способствовало:

    • формированию экологической культуры
    • воспитанию любви и чувства ответственности за сохранение окружающей среды.
    • осознанию причинно-следственных связей между действиями человека  и окружающей его природой, растительным и животным миром.

    Вовлечение учащихся в подготовку и проведение экологических мероприятий привело к потребности дополнять и расширять знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелило на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение детей с ментальными нарушениями.

    Выступление на городском семинаре содержит краткий обзор методов работы с детьми с ОВЗ....

    РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разной степени)

    РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)   КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА  «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ  (рассчитана на  детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разно...

    Презентация к докладу по теме: "Экологическое воспитание и обучение учащихся с ментальными нарушениями".

    Доклад на научно-практическом семинаре в рамках проекта "Ресурсная школа"....

    Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с I - II УРР (с ментальными нарушениями)

    Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с I - II  уровнем речевого развития (системное недоразвитие речи при умственной отсталости, выраженной задержке психического развития...

    Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с II - III УРР (с ментальными нарушениями)

    Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с II - III уровнем речевого развития (с системным недоравзитием речи при легкой умственной отсталости, задержке психического развития, рас...

    ПРОГРАММА городского семинара-практикума по теме «Организация образовательной деятельности и основы реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра»

    ПРОГРАММАгородского семинара-практикума по теме «Организация образовательной деятельности и основы реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спект...

    ПРОГРАММА городского семинара-практикума по теме «Организация образовательной деятельности и основы реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра»

    ПРОГРАММАгородского семинара-практикума по теме «Организация образовательной деятельности и основы реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спект...