Обучение детей с ментальными нарушениями.
статья по теме

Смольянинова Элла Петровна

Выступление на городском семинаре содержит краткий обзор методов работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ  "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ".  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ г.ВОРОНЕЖ 24.03.2015г.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: из опыта работы.

Смольянинова Э.П. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №30

Инклюзивное образование стало ведущей стратегией в образовании детей с Особыми Возможностями Здоровья.(1слайд)

(2слайд) Нормативные документы разрабатываются, научно-методологическое сопровождение создается, требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов определяются, а дети с ОВЗ между тем уже сидят в наших классах. И выбор методов и форм обучения этих детей , и выбор путей преодоления затруднений в части обучения предмету, и организация  урочной и внеурочной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется учителем самостоятельно.

 Сразу оговорюсь, следует разделить ограниченные физические  и ограниченные умственные возможности, поскольку первые требуют дополнительных  усилий в плане организационном  , а вот вторые - требуют буквально дополнительной квалификации.    

Приходится частично изучать олигофренопедагогику, справочники по психиатрии, чтобы хотя бы в общих чертах понять ,что делает ребенка особым.

(3слайд) Большую помощь оказывают проводимые научно-практические семинары.   5 февраля 2013 года - с участием международного эксперта инклюзивного образования Екатерины Романовой " Организационно-управленческие основы инклюзивного образования в общеобразовательном пространстве" ( ВРООИ " Искра Надежды" при поддержке Отд.Образования Левобережного района )  

Был представлен опыт работы в части организации учебного процесса с "особыми "детьми:

-выбор учебно-методического комплекса, приемы, повышающие мотивацию ,принцип работы в малых группах,

-организация пространства в инклюзивном классе

-разработка индивидуальной образовательной программы, диагностика,

-рекомендации по адаптации детей с ОВЗ в ОУ

 К сожалению, пока взять полностью опыт, представленный экспертом Романовой, оказалось невозможно, этого не предусматривает материально-техническая база    ОУ ( нет ставки тьютора, педагога сопровождения, дефектолога, логопеда   , другая наполняемость классов)  Но, несомненно, этот опыт помог достичь некоей определенности.

(5слайд) Ребенок с ОВЗ идет по Индивидуальному  Образовательному Маршруту.  Эксперт Романова определяет его как способ индивидуального освоения учебной программы   на основе общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и другими видами работы.

В коррекционной педагогике ( 2005г.№1, стр.62-66 Князева ТН) ИОМ     определяется как непременное условие осуществления     психолого-педагогической коррекции.

Профессор, академик РАО Марк Башмаков  дает такое определение Индивидуального Образовательного Маршрута : "Программа действий ученика на определенном этапе обучения".    ( Программа действий и СПОСОБОВ действий)

Разработка способов индивидуального освоения  учебной программы начинается с определения затруднений, то есть того круга проблем, которые  делают ученика особым.

 Если мы говорим о детях с ограниченными умственными возможностями , то налицо (6слайд)

- малая познавательная активность,

-отсутствие самоконтроля, самостоятельности,

-неадекватная самооценка,

-практическое отсутствие долговременной памяти, избирательность памяти,  отсутствие логического и абстрактного мышления,

-неразвитая речь, чаще с дефектами ,

-непонимание смысла прочитанного при терпимой технике чтения,

-неумение управлять эмоционально-волевыми реакциями.

При стольких многих НЕ обучение представляется затруднительным.  Чтобы подобрать методику, попробуем выявить возможности: (7слайд)

+умение работать под руководством,

+умение работать по образцу,

+умение пользоваться шпаргалками,

+ желание участвовать в общем деле, активность.

(8слайд) Обучение и развитие детей происходит исходя именно из возможностей, а не с учетом их неспособности. Поэтому определяем следующие правила обучения детей с ментальными нарушениями:(9слайд)

-максимально сокращенный объем заданий,

-задания в "один шаг", только с одним глаголом ( выпиши, подчеркни, вставь, определи...),

-непременная наглядность, поскольку у учащихся с ОВЗ преобладает конкретное мышление,

-четкий план действий.

Всем этим условиям отвечает (10слайд)  методика Т.Я. Фроловой "Преодоление психологической интерференции при формировании навыков грамотного письма".  Эта методика ,запатентованная международным центром педагогических изобретательств, позволяет упростить процесс изучения  орфографии в 6 раз. На каждый учебный год выделяется семь орфографических тем, а всего 12 вместо 72. Это создает ситуацию успеха. Для детей с ОВЗ важно, что обобщенные правила подстрахованы системой мнемотехнических приемов (11 слайд), обеспечивающих в идеале долговременное запоминание, а в нашем случае - хотя бы узнавание на последующих занятиях. Методика позволяет перенести нагрузку с логической памяти на зрительную, слуховую и моторную.

Объем заданий с применением данной методики уменьшается за счет оптимизации процесса, появляется возможность  (12 слайд) опустить изучение многих грамматических категорий без ущерба для конечного результата, не допустить переутомления при огромной трудоемкости урока.

Используемая в рамках этой методики алгоритмизация правил (13 слайд), что предполагает наглядность и четкие инструкции, тоже работает на решение большой задачи - освоение программы.

Необходимую наглядность обеспечивает ИЛО (индивидуальный лист обучения) (14,15 слайд) - своего рода короткий план-конспект каждого урока изучения нового, пошаговая иллюстрация. ИЛО содержит ряд последовательно выстроенных заданий-вопросов по теме и открытые поля для записи ответов в ходе изучения. ИЛО остается наглядным доказательством освоения темы и служит своего рода ассистивной технологией , поскольку помогает в выполнении домашнего задания , а порой служит единственной возможностью для детей с ОВЗ восстановить ход рассуждений в работе.

 В силу особенностей восприятия тексты в ИЛО набираются крупным шрифтом, заголовки или ключевые моменты выделяются цветным фоном. Это помогает отчасти преодолеть повышенную отвлекаемость, неспособность сосредоточиться на предмете.

 Несомненным преимуществом использования в работе с особыми детьми обладают ТСО и ИКТ.  Они позволяют дифференцировать задания, повышают активность, акцентируют внимание на определенной информации, обеспечивают необходимую наглядность,  являются одним из способов чередования видов деятельности и регулирования интенсивности нагрузки.

В некоторых случаях ТСО и ИКТ становятся единственно возможным средством подачи материала. Например, аудиокниги. Дети с ОВЗ читают медленно, в основном механически, монотонно, не соблюдая знаков препинания, часто не понимая смысла прочитанного, поэтому знакомство с объемными текстами школьной программы целесообразно проводить на примере художественного чтения с помощью фонохрестоматии. А работа непосредственно с текстом становится фрагментарной, выборочной, а значит, гораздо меньшей по объему. Особое значение приобретает и просмотр фильмов с последующим обсуждением и частичным обращением к тексту-оригиналу.

 Значительно уменьшить объем материала для изучения позволяют задания тестового характера. В этом случае ученику приходится только вставлять по одной букве или ставить знак препинания обязательно в односложные слова и предложения соответственно. Часто предварять подобную работу приходится неоднократным дополнительным объяснением-напоминанием, подготовкой образца рассуждения. Самостоятельная работа ученика непременно поддерживается наглядным алгоритмом работы.

Эти приемы разработаны на основе личного опыта и опыта коллег в работе  с детьми с ОВЗ. Конечно, это далеко не все возможные приемы, позволяющие  инклюзивному образованию завоевывать новые площадки. Конечно, далеко не всегда удается использовать даже то немногое, что есть в арсенале, поскольку мы работаем в классах с обычными детьми, где имеет место и недостаточная мотивация, и невыполнение домашних заданий, и  дисциплинарные нарушения. Конечно, времени "особым детям уделяется непростительно мало на уроке. Но мы не волшебники ... мы только учимся.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение детей с ментальными нарушениями (из опыта работы). Инклюзия – это система взглядов, основанная не на идее благотворительности, а на соблюдении прав человека , которые гарантирует конституция. ( Смольянинова Элла Петровна МБОУ СОШ №30 г. ВОРОНЕЖ)

Слайд 2

Барьеры для инклюзивного образования Отсутствие гибких образовательных стандартов Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка. Отсутствие специальной подготовки педагогов , незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии

Слайд 3

5 февраля 2013г. МБОУ СОШ №30 « Организационно-управленческие основы инклюзивного образования в общероссийском пространстве»

Слайд 4

Вопросы семинара выбор учебно-методического комплекса организация пространства в инклюзивном классе разработка индивидуальной образовательной программы, диагностика рекомендации по адаптации детей с ОВЗ в ОУ

Слайд 5

Индивидуальный образовательный маршрут Способ индивидуального освоения учебной программы на основе общего учебного плана и сооветствующего ему соотношения между различными образовательными областями и другими видами работы. (Е.Романова) Условие осуществления психолого-педагогической коррекции.(Т.Н.Князева) Программа действий ученика на определенном этапе обучения.(М.Башмаков)

Слайд 6

Особенности развития детей с ОВЗ малая познавательная активность, отсутствие самоконтроля, самостоятельности, неадекватная самооценка, практическое отсутствие долговременной памяти, отсутствие логического и абстрактного мышления, неразвитая речь, чаще с дефектами , непонимание смысла прочитанного при терпимой технике чтения, неумение управлять эмоционально-волевыми реакциями.

Слайд 7

Возможности детей с ОВЗ умение работать под руководством, умение работать по образцу, умение пользоваться шпаргалками, желание участвовать в общем деле, активность.

Слайд 8

Обучение и развитие детей происходит исходя именно из возможностей, а не с учетом их неспособности.

Слайд 9

Основные принципы обучения детей с ОВЗ -максимально сокращенный объем заданий, -задания в "один шаг", только с одним глаголом ( выпиши, подчеркни, вставь, определи...), -непременная наглядность, поскольку у учащихся с ОВЗ преобладает конкретное мышление, -четкий план действий.

Слайд 10

Т.Я.Фролова "Преодоление психологической интерференции при формировании навыков грамотного письма"

Слайд 11

Мягкий знак после шипящих и ц

Слайд 12

Грамматические категории, которые исключены при изучении правила: р од имени существительного ч исло имени существительного с клонение имени существительного л ицо глагола ч исло глагола н еопределенная форма глагола и зъявительное наклонение глагола

Слайд 13

Мягкий знак после шипящих и ц Есть ли шипящий ( Ж Ш Ч Щ +Ц) на конце? Мягкий знак после шипящих . Отвечает на вопрос «что (с)делать»? Отвечает на вопрос «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?» Отвечает на вопрос «каков»? Можно подставить слова «много», «мой»? Это глагол Ь Это наречие Ь Это крат. прил. Ь Это сущ. М.р.,мн.ч Ь. Это сущ ж.р. Ь

Слайд 14

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Члены предложения Главные Второстепенные ? ? Дополнение. Определение . Обстоятельство. Дополнение – второстепенный член предложения, относится к сказуемому, отвечает на вопросы косвенных падежей. Миша пригласил Наташу. ( ) Я расскажу другу.( ) Таня смотрит мультфильм. ( ) Ветер играет листвой. ( ) Книга рассказывает о героях. ( ) Грамматическая основа ------------- ========== Р ( кто?что ?) Д ( кому?чему ?) В ( кого?что ?) Т ( кем?чем ?) П (о ком?о чем?) Сергей поздравил _________ Ты напишешь _____________ Мама вяжет _______________ Отец интересуется __________ В журнале пишут о _________

Слайд 15

Тире между подлежащим и сказуемым Сущ-сущ Воронеж – наш родной город. Попугай – забавная птица. Интернет - _______________ Велосипед - ______________ Числ-числ Дважды два- четыре. Трижды три- ______________ _________________________ Подлежащее = кто? что? Сказуемое = что делает? = что это есть? = каково? Существительное (кто? Что?) Числительное ( Сколько? Какой?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу по теме: "Экологическое воспитание и обучение учащихся с ментальными нарушениями".

Доклад на научно-практическом семинаре в рамках проекта "Ресурсная школа"....

Рекомендации для родителей детей с ментальными нарушениями.

Рекомендации для родителей детей с ментальными нарушениями...

2019 г.- "Содействие социализации детей с ментальными нарушениями"

Содействие социализации детей с ментальными нарушениями...

«Агрессивность и агрессивное поведение детей с ментальными нарушениями в условиях Центров содействия семейному воспитанию»

laquo;Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»....

Виды обучающих диктантов. для детей с ментальными нарушениями.

      Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой те...

Групповое коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями "Эбру и психолог"

Групповое коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями "Эбру и психолог"...

Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития «Я развиваюсь, я могу»

Описание практикиНаименование практики: «Я развиваюсь, я могу» практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развит...