тематическое планирование биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Турбина Наталья Ивановна

Планируемые результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  4. формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  5. формирование личностных представлений о целостности природы,
  6. формирование толерантности и миролюбия;
  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  8.  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  5. формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • выделение существенных признаков биологических объектов;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, 
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

 

 

 

Содержание учебного предмета.

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

6 класс  (35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений  (15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

 

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

 

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

 

Раздел 2. Жизнь растений (12 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

 

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

 

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

 

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

 

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

 

 

Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Вид контроля

Дата планируемая

Дата фактическая

предметные

метапредметные

личностные

Глава 1. Строение и многообразие семенных растений (15 часов)

1

Строение семян. Л.Р.№1 «Строение семян двудольных растений»Л.Р.№2 «Строение зерновки пшеницы»

УОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: однодольные и двудольные растения, семядоля, эндосперм, семенная кожура, семяножка, микропиле, различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные части семени, выделять существенные признаки семян однодольных и двудольных растений

Давать определение понятий, проводить наблюдения, эксперименты  объяснять полученные результаты, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работа в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, аргументировать свою точку зрения

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Устный опрос

5.09

2

Виды корней и типы корневых систем. Л.Р.№3 «Стержневая и мочковатая корневые системы»

Урок открытия нового знания

Научиться объяснять значение понятий: корни (главные, боковые, придаточные), стержневая и мочковатая корневые системы, характеризовать функции корня, различать виды корней; описывать и сравнивать особенности строения стержневой и мочковатой корневых систем; приводить примеры растений, имеющих стержневую и мочковатую корневые системы; объяснять значение окучивания растений; оценивать роль корней в жизни растений; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием, соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; умение применять полученные знания в практической деятельности.

Фронтальный опрос

12.09

3

Зоны (участки корня). Л.Р.№4 «Корневой чехлик и корневые волоски»

Урок открытия нового знания

Научиться объяснять значение понятий: корневой чехлик, корневой волосок, зоны корня (деления, растяжения, всасывания, проведения); описывать зоны корня и характеризовать признаки, на основании которых они выделены; объяснять функции корневого чехлика и каждой зоны корня; описывать строение корневого волоска; различать ткани в в корнях растений; готовить микропрепараты корневого волоска; называть растительные ткани, входящие в состав корня, и характеризовать их функции и особенности строения; оценивать сложное строение растительного организма

Познавательные: работать с тестом, выделять в нем главное; преобразовывать информацию в форму таблицы; работать с лабораторным оборудованием, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работая в группе эффективно взаимодействовать со сверстниками.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; умение применять полученные знания в практической деятельности.

тестирование

19.09

4

Условия произрастания и видоизменения корней

Урок рефлексии

Научиться объяснять значение понятий: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни, характеризовать влияние факторов окружающей среды на корни растений; объяснять причины видоизменения корней и их значение для растений; приводить примеры растений с видоизмененными корнями; различать на рисунках, таблицах, среди натуральных объектов видоизмененные корни; устанавливать   причинно – следственные связи между особенностями строения корней и условиями среды, в которых они произрастают, проводить фенологические наблюдения.

Познавательные: давать определение понятий, воспроизводить информацию по памяти; преобразовывать информацию в форму таблицы; работать с тестами разного уровня сложности.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в установленной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний.

тестирование

26.09

5

Побег и почки. Л.Р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Урок  ОМН

Научиться объяснять значение понятий: побег, почка, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение; выделять на побеге узел, междоузлие, верхушечную, придаточные и пазушные почки; различать очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение; сравнивать особенности строения вегетативной и генеративной почек; описывать процесс роста и развития побега; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием, соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные: давать определение понятий, работать с текстом, иллюстрациями, натуральными объектами;  делать выводы и обобщения; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием.

Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Фронтальный опрос

3.10

6

Внешнее строение листа. Л.р.№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: листовая пластинка, черешок, листья ( черешковые и сидячие, простые и сложные), жилкование листьев (сетчатое, параллельное, дуговое);характеризовать функции листьев растения; различать виды листьев, приводить примеры растений с различными видами листьев; перечислять типы жилкования листьев и  характеризовать значение жилок; описывать строение листьев у различных  растений, составлять гербарии, применять  полученные знания при выполнении лабораторной работы,

демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием, соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные: работать с различными источниками информации и натуральными объектами; осуществлять элементарные научные исследования; работать с лабораторным оборудованием.

Регулятивные 6 организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме;

 работая в группе высказывать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание возможности проведения  самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил, умение применять полученные знания в практической деятельности.

тестирование

10.10

7

Клеточное строение листа. Л.Р.№7 «Строение кожицы листа». Л.Р. №8 «Клеточное строение листа»

Урок ОМН

Научиться объяснять значение понятий: кожица листа, устьица, хлоропласты, столбчатая и губчатая ткань, мякоть листа, проводящий пучок, сосуды, ситовидная трубка, волокна, описывать особенности внутреннего строения листа; различать и характеризовать растительные ткани, клетки которых образуют лист; определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; называть последовательность действий при работе с микроскопом; готовить микропрепарат кожицы листа; применять полученные знания при выполнении лабораторных работ.

Познавательные: работать с различными источниками информации и натуральными объектами; делать выводы и обобщения, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием.

Регулятивные:  определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные:  работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Исследовательская работа

17.10

8

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев.

Урок рефлексии

Научиться объяснять значение понятий: световые и теневые листья, видоизменения листа; характеризовать влияние факторов окружающей среды на листья растений; объяснять причины видоизменения листьев и их значение для растений; приводить примеры растений с видоизменениями листьев( колючки, усики, ловчие); различать видоизменение листьев на рисунках, таблицах, среди натуральных объектов; описывать многообразие листьев и соответствие особенностей строения листьев растения условиям среды, в которой они произрастают.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти4 сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; работать с текстами различного уровня сложности.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в установленной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний.

Защита проектов

24.10

9

Строение стебля. Л.Р. «Внутреннее строение ветки дерева»

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: стебель, чечевички, пробка, кора, луб,  ситовидные трубки, лубяные волокна камбий, древесина, сердцевина; характеризовать особенности строения стебля древесного растения; различать древесные слои на поперечном срезе; объяснять причину появления годичных колец и уметь извлекать информацию об условиях произрастания растений по поперечному срезу; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать  навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты, устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные: определять цель работы, последовательность действий; ставить задачи и прогнозировать результаты работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; эстетическое восприятие объектов природы, осознание возможности проведения  самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил, умение применять полученные знания в практической деятельности.

Фронтальный опрос

31.10

10

Видоизменение побегов.Л.Р.№10 «Строение клубня». Л.Р.№11 «Строение луковицы».

Урок рефлексии

Научиться объяснять значение понятий: видоизмененный побег, корневище, клубень, луковица; выделять существенные признаки побега, объяснять причины видоизменения побегов; различать клубни, корневища, луковицы, усы на рисунке и среди натуральных объектов, объяснять отличия между видоизмененными корнями, листьями и видоизмененными побегами; устанавливать причинно – следственные связи  между особенностями строения побегов растений и условиями среды, в которой они произрастают; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы, демонстрировать  навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные: выделять главное в тексте, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний.

тестирование

14.11

11

Цветок. Л.Р.№12 «Строение цветка»

Урок ОМН

Научиться объяснять значение понятий: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, простой и двойной околоцветник, тычиночная нить, пыльник, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, однодомное и двудомное растение, называть и показывать главные части цветка и околоцветник на рисунках и муляжах; характеризовать функции цветка и его отдельных частей; различать на рисунках и среди натуральных объектов раздельнополые и обоеполые цветки, однодомные и двудомные растения; сравнивать правильные и неправильные цветки; читать формулы цветков и объяснять их значение, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы.

Познавательные: работать с различными источниками информации и натуральными объектами; делать выводы и обобщения, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием.

Регулятивные:  определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные:  работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Устный опрос

21.11

 12

Соцветия Л.Р.№13 «Соцветия»

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: соцветие, простые и сложные соцветия, кисть, сложная кисть, колос, початок, зонтик, корзинка, головка, щиток, различать простые и сложные соцветия, приводить примеры растений, образующих соцветие6 кисть, сложная кисть, простой колос, сложный колос, простой зонтик, сложный зонтик,  початок, корзинка, головка, завиток, покрытосеменных растений; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные: работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты, устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные: определять цель работы, последовательность действий; ставить задачи и прогнозировать результаты работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; осознание  единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.

тестирование

28.11

13

Плоды. Л.Р.№14 «Классификация плодов»

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: околоплодник, плоды (простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные), ягода, костянка, орех, зерновка, семянка, боб, сьручок, коробочка, соплодие; описывать строение плодов растений; классифицировать плоды по количеству семян (односемянные и многосемянные), по количеству соды в околоплоднике (сухие и сочные); различать виды плодов на рисунке и среди натуральных объектов; приводить примеры растений, образующих различные плоды; объяснять значение плодов в жизни цветковых растений; описывать многообразие цветковых растений; применять полученные знания при выполнении лабораторных работ.

Познавательны : Давать определение понятий; работать с различными источниками  информации; проводить сравнение объектов по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, грамотно формулировать вопросы, аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; осознание  единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.

Практическая работа

5.12

14

Распространение плодов и семян

Урок ОНЗ

Научиться характеризовать способы распространения плодов и семян; описывать какие приспособления имеют плоды и семена, распространяемые при помощи ветра, воды, животных, приводить примеры растений, саморазбрасывающих свои семена; объяснять значение распространения плодов и семян в природе; осознать важность распространения семян для сохранения и умножения растений

Познавательные: давать определение понятий, сравнивать  и делать выводы на основе сравнения, устанавливать соответствие между объектом и его характеристикой;  готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммунакативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; эстетическое восприятие объектов природы.

Защита проектов

12.12

15

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.

Урок развивающего контроля

Научиться самостоятельно применять знания , полученные при изучении темы, обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; характеризовать особенности строения растительной клетки; описывать особенности внешнего и внутреннего строения органов цветковых растений; распознавать органы цветковых растений на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять зависимость растений от условий среды обитания; устанавливать причинно – следственные связи между особенностями строения органа и средой обитания растения; классифицировать  органы растений по особенностям их строения и выполняемым функциям.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с текстами различного уровня сложности; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; давать определение понятий.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану, оценивать результаты свей деятельности.

Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику.

Умение самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые знания; формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы; развитие познавательных интересов и мотивов , направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

тестирование

19.12

Глава 2. Жизнь растений (12 часов)

16

Минеральное питание растений

Урок ОМН

Научиться объяснять значение понятий: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения; описывать процесс минерального питания растений; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения корня и функцией минерального питания, которую он выполняет; объяснять значение минеральных и органических удобрений для роста и развития растений; определять, недостаток каких удобрений испытывает растение, по его внешнему виду; осознавать важность знаний о влиянии различных удобрений на рост и развитие растений для получения хорошего урожая.

Познавательные: давать определение понятий; работать с различными источниками информации; устанавливать причинно – следственные связи; составлять конспект урока.

Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; аргументировано высказывать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Исследовательская работа

26.12

17

Фотосинтез

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятия фотосинтез; описывать процесс фотосинтеза; называть вещества, необходимые для протекания фотосинтеза; характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений; приводить доказательства протекания процесса фотосинтеза на свету; объяснять значение фотосинтеза в природе, описывать возможность увеличения интенсивности фотосинтеза путем повышения уровня освещенности и обеспечения растения необходимым количеством воды.

Познавательные: работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного, структурировать и систематизировать информацию.

Регулятивные:  самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные:

Работая в группе, осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; элементов экологической культуры; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

Устный опрос

16.01

18

Дыхание растений

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий дыхание растения;  описывать процесс дыхания у растений; объяснять значение процесса дыхания для организма растений; характеризовать особенности строения устьиц и чечевичек; приводить доказательства дыхания различных органов растения; устанавливать взаимосвязь между процессом дыхания и фотосинтезом; осознать взаимосвязанность процессов, протекающих в организме растений.

Познавательные: структурировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую осуществлять сравнение процессов по заданным критериям.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; представлять результаты работы, оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости.

Коммуникативные: Работая в группе, осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками.

 

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; элементов экологической культуры; умение применять полученные знания в практической деятельности.

Фронтальный опрос

23.01

19

Испарение воды растениями. Листопад.

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: испарение, листопад;  характеризовать процесс испарения воды растениями,  описывать строение устьиц; объяснять значение испарения в жизни растений в природе; приводить доказательства испарения воды листьями растений; объяснять причины осенней смены окраски листьев у растений;  оценивать значение листопада в жизни растений.

Познавательные: работать с различными источниками информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; прогнозировать результаты своей деятельности и анализировать их.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их; сравнивать различные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; элементов экологической культуры; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание значимости растений в жизни человека; эстетическое восприятие объектов природы.

тестирование

30.01

20

Передвижение воды и питательных веществ в растении.Л.Р.№15 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий : сосудистые пучки; различать типы тканей растительного организма; описывать особенности строения тканей, участвующих в передвижении воды и питательных веществ в растении; различать сосуды древесины и ситовидные трубки луба на рисунках и среди натуральных объектов; приводить доказательства передвижения воды по сосудам древесины, питательных веществ по ситовидным трубкам луба; объяснять значение передвижения растворов веществ в растительном организме; описывать процесс запасания питательных веществ растениями; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные: давать определение понятий, работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; делать выводы и обобщения, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием.

Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Исследовательская работа

6.02

21

Прорастание семян

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятия проросток; различать семена однодольных и двудольных растений; выделять существенные признаки подземного и надземного типов прорастания семян; характеризовать условия, необходимые для прорастания семян; описывать правила посева семян; различать теплолюбивые и холодостойкие растения на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять причины различий глубины заделки семян у разных видов растений; проводить фенологические наблюдения.

Познавательные: составлять конспект урока; устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные : определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности использования полученных знаний в практической деятельности только при условии соблюдения определенных знаний.

Постановка опыта и объяснение результата

13.02

22

Способы размножения растений

Урок ОМН

Научиться объяснять значение понятий: размножение (половое и бесполое, вегетативное) , гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота; выделять существенные признаки полового и бесполого типов размножения; классифицировать растения в зависимости от способов размножения; объяснять биологическое значение полового и бесполого размножения; характеризовать размножение как важнейшее свойство живых организмов, обеспечивающее продолжение рода.

Познавательные: давать определение понятий, работать с различными источниками информации и натуральными объектами; делать выводы и обобщения, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; работать с лабораторным оборудованием.

Регулятивные:  определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные:  работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Фронтальный опрос

20.02

23

Размножение растений

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: зооспора, предросток, спорангии, заросток; выделять существенные признаки низших и высших растений, характеризовать особенности размножения низших и высших споровых растений; описывать процесс смены поколений у мхов и папоротников; объяснять значение смены поколений у споровых растений; устанавливать зависимость полового размножения споровых растений от наличия капельно – жидкой среды

Познавательные: работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности и анализировать их.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил.

тестирование

27.02

24

Размножение голосеменных

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: пыльцевой мешок, пыльцевая трубка, характеризовать особенности строения голосеменных как высших семенных растений; описывать механизмы образования семени у голосеменных растений;  объяснять причину образования большого количества пыльцы у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым; проводить фенологические наблюдения.

Познавательные: структурировать учебный материал; отличать главное от второстепенного; преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать процессы и делать выводы.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников, грамотно формулировать вопросы.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

Фронтальный опрос

6.03

25

Половое размножение покрытосеменных растений

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: опыление( самоопыление, перекрестное опыление и искусственное), пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, пыльцевход, зародышевый мешок, центральная клетка, двойное оплодотворение; различать главные части цветка и части околоплодника на рисунках и среди натуральных объектов; сравнивать процессы и результаты самоопыления; осуществлять искусственное опыление растений; различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.

Познавательные: умение работать с текстом, структурировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы.

Регулятивные: определять цели урока и ставить задачи. Необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил.

тестирование

13.03

26

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: черенок, отпрыск, отводок, прививка, подвой, привой, культура тканей, различать органы вегетативного размножения растений на рисунках и среди натуральных объектов; описывать способы вегетативного размножения растений; объяснять значение прививки как способа вегетативного размножения; различать привой и подвой; характеризовать значение вегетативного размножения в природе и в хозяйственной деятельности человека; осуществлять вегетативное размножение растений стеблевыми и листовыми черенками.

Познавательные: выделять главное в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: работая в группе строить эффективное взаимодействие со сверстниками; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил.

тестирование

20.03

27

Повторение, обобщение и систематизация  материала по теме «Жизнь растений»

Урок развивающего контроля

Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, обобщать и систематизировать знания по теме; делать выводы, характеризовать особенности жизнедеятельности растений; описывать особенности полового и бесполого размножения растений, различать споровые, голосеменные и цветковые растения на рисунках и среди натуральных объектов, объяснять преимущества полового размножения покрытосеменных растений, приводить доказательства необходимости получения знаний о жизнедеятельности растений для выращивания культурных растений и сохранения разнообразия дикорастущих.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с текстами различного уровня сложности; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; давать определение понятий.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану, оценивать результаты свей деятельности.

Коммуникативные: работая в группе вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику.

Умение самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые знания; формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов , направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; формирование потребности и готовности к самообразованию в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

тестирование

3.04

Глава 3. Классификация растений ( 6 часов)

28

Основы систематики растений

Урок  ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: систематика, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, классы однодольные и двудольные; объяснить принципы и значение современной классификации растений; называть основные систематические единицы царства Растения; классифицировать растения, осознавать необходимость учитывать несколько признаков при определении принадлежности растения к той или иной систематической группе; различать понятия вид и сорт, характеризовать признаки двудольных и однодольных растений, различать однодольные и двудольные растения на рисунках и среди натуральных объектов.

Познавательные: давать определение понятий, выделять главное в тексте; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; классифицировать объекты по определенным критериям.

Регулятивные6 организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; работая в группе, эффективно взаимодействовать с одноклассниками.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности.

Работа с определителем растений

10.04

29

Класс двудольные. Семейства крестоцветные и розоцветные.

Урок  ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: Крестоцветные, Розоцветные, характеризовать особенности растений класса Двудольные, семейств Крестоцветные и Розоцветные; различать представителей семейств Крестоцветные и Розоцветные на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов; составлять и читать формулы растений разных семейств, характеризовать хозяйственное значение растений разных семейств, работать с гербарными материалами.

Познавательные: структурировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом виде.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные6 отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; эстетическое восприятие объектов природы; осознание необходимости охраны растений.

тестирование

17.04

30

Класс двудольные. Семейство Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и сложноцветные (Астровые)

Урок рефлексии

Научиться объяснять значение понятий: семейства Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные,  цветки язычковые, трубчатые, воронковидные, характеризовать особенности растений класса Двудольные, семейств Пасленовые, Мотыльковые и сложноцветные, различать представителей разных семейств на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов, составлять и читать формулы растений разных семейств; сравнивать особенности строения органов растений разных семейств, характеризовать хозяйственное значение растений разных семейств ; работать с гербарными материалами.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; сравнивать и классифицировать самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций, работать с текстами различного уровня сложности.

Регулятивные: формулировать цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения, отстаивая свою позицию.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в практической деятельности понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний

тестирование

24.04

31

Класс однодольные . Семейства Лилейные и злаки. Л.Р.№16 «Строение пшеницы»

Урок ОМН

Научиться объяснять значение понятий: семейства лилейные и злаки, соломина, колосковые и цветковые чешуи, характеризовать особенности растений класса однодольные, семейства лилейные и злаки, различать представителей семейств лилейные и злаки на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов, составлять и читать формулы растений разных семейств, сравнивать особенности строения органов растений разных семейств, работать с гербарными материалами, приме, применять полученные знания при выполнении лабораторной работы.

Познавательные: работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами, и их характеристиками; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседнику.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в повседневной жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Устный опрос

8.05

32

Культурные растения. Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Классификация  растений»

Урок ОМН

Научиться объяснять происхождение культурных растений; различать однолетние, двулетние и многолетние растения на рисунках, гербарных материалах и среди натуральных объектов; приводить примеры культурных растений, выделять их основные признаки; называть сорта культурных растений и перечислять сорта растений своей местности; характеризовать значение культурных растений в жизни человека; оценивать вклад ученых в развитие растениеводства; работать с определителем растений.

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в повседневной жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; понимание необходимости ухаживать за культурными растениями и осознание возможности личного участия в этих мероприятиях.

тестирование

15.05

33

Итоговая контрольная работа за учебный год

тестирование

22.05

Глава 4.Природные сообщества (2 часа)

34

Природные сообщества

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: растительное сообщество, типы растительных сообществ, растительность, типы растительности, ярусность, смена сообществ, выделять типы растительности и типы растительных сообществ; характеризовать взаимосвязи в растительных сообществах; объяснять значение ярусности в растительных сообществах; различать надземную и подземную ярусность: описывать сезонные изменения в растительных сообществах; объяснять причины смены растительных сообществ; приводить примеры взаимоотношений в растительных сообществах; проводить фенологические наблюдения.

Познавательные:

 классифицировать  работать с различными источниками информации;

преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные: определять цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, высказывать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание опасности деятельности человека для растительных сообществ; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

Фронтальный опрос

29.05

35

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений..

Урок ОНЗ

Научиться объяснять значение понятий: заповедник, заказник, ботанический сад, рациональное природопользование; описывать взаимоотношение человека с природой, которые складываются на протяжении десятков тысяч лет; приводить примеры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу; описывать влияние вредных факторов на растение; объяснять, как растение можно использовать для защиты окружающей среды; обосновывать большое значение природоохранной деятельности в глобальном масштабе; оценивать роль растений в природе и жизни человека.

Познавательные: работать с различными источникам информации; отличать главное от второстепенного; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: слушать и вступать а диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, умение применять полученные знания в повседневной жизни; понимание истинных причин успехов и неудач в  учебной деятельности; осознание необходимости охраны растений и понимание возможности личного участия в этих мероприятиях; эстетическое восприятие объектов природы.

тест

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование биология 9 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. К учебнику И.Н. Пономарева «Основы общей биологии», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю

Тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю. Автор учебника И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Издательский центр "Вентана-Граф"2009 год. Программа для учащихся VII вида обуч...

Календарно-тематическое планирование биологии 6 класс УМК Пономаревой И.Н.

Программа составлена по курсу "Растения. Бактерии. Лишайники" 6 класс авторов И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко Предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 70 часов за год). В рабоче...

Тематическое планирование БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 8 класс

Тематическое планирование "БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ЗДОРОВЬЕ" (68 часов, 2 часа в неделю)Программа: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы....

Тематическое планирование 7 класс (биология)

Планирование для 7-о класса по программе Сонина...

календарно-тематическое планирование биологии в 5 классе ФГОС

КТП по биологии в соответствии ФГОСам было составлено на основе программы "Школа 2100", по учебнику А.Вахрушева "Обо всём живом", 5 класс, издательство "Баласс" 2012 год....

Календарно тематическое планирование Биология 6 класс

Календарно тематическое планирование Биология 6 класс...