Конспект урока: Грибы
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Дымова Людмила Ивановна
Полное название образовательного учреждения: МАОУ СОШ №65 г.Томска
Класс: 5
Предмет: биология
Тема: «Грибы»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Технологии: проблемно-эвристический урок с использованием элементов технологии «Альтернатива»
Цель урока: знакомство с царством живой природы «Грибы»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: сформировать представления о грибах, как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных.
Метапредметные:
- создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (умение работать в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения);
- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);
- создать условия для формирования познавательных универсальных действий (формулирование познавательной цели, анализ объектов с выделением существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
Личностные: Проявлять интерес и любознательность к изучению темы. Ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды.
Основные понятия, изучаемые на уроке: шляпочные грибы, дрожжи, плесневые грибы, грибы-паразиты
Время реализации занятия: 45 минут
Учебник: Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология 5 класс, М; Дрофа, 2016
Ход урока.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный | |||
| Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку | Ученики проверяют на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. Включаются в деловой ритм урока. |
2. Актуализация знаний Цель этапа: мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха. | Создать ситуацию успеха | Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это... (гриб) Итак, как звучит тема нашего урока? -Добро пожаловать в Царство грибов! Откройте тетради, запишите число. Тему урока. Мозговой штурм Что мы знаем и помним о грибах Учитель кратко фиксирует на доске информацию | Дети вспоминают что изучали о грибах в начальной школе |
3. Постановка учебной задачи. Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения | Постановка учебной задачи | Изучением грибов занимается наука микология. Демонстрация различных видов грибов: - Шляпочные грибы (белый гриб, масленок); - дрожжи; - плесневый гриб пеницилл; - гриб-паразит трутовик Проблемный вопрос: Как вы думаете? Грибы – это полезные или вредные организмы? | Рассматривают грибы Выдвигают гипотезы |
Проектировочный этап (Использование технологии «Альтернатива») | |||
Сформировать 5 групп. | Каждая группа выполняет свое задание Сначала формулируют полезные свойства грибов, 8 мин Представляют результаты, 7 мин Затем формулируют вредные свойства грибов, 8 мин Представляют результаты, 7 мин |
Итогом работы групп явились следующие варианты-гипотезы:
Название грибов | Первый вариант Полезные свойства грибов | Альтернативный вариант Вредные свойства грибов |
Шляпочные грибы | Группа 1 В грибах есть витамин А, витамины В1, С, Д, полезные белки. Грибы побуждают секрецию желудочного сока, даже лучше чем бульоны из мяса. Ценятся большими показателями серы и полисахаридов, обладающих ранозаживляющим, противоопухолевым, противоинфекционным, тонизирующим действием. Лецитин не дает накапливаться холестерину на поверхности сосудов. Поэтому предлагается при малокровии и атеросклерозе. Уникальная аминокислота эрготионеин принимает участие в восстановлении клеток, важна для глаз, печени, костного мозга. Содержат огромное количество рибофлавина, обеспечивающего здоровые ногти, волосы, кожу. Включают кальций, важный для здоровья костей. Присутствует в составе алкалоид герцедин, помогающий при стенокардии. - Грибы образуют с корнями деревьев микоризу | Группа 5 Детям грибы до 12 лет давать нежелательно, так как в детском организме недостаточно ферментов для переработки хитина, имеющегося в больших количествах. Это может вызвать сильную интоксикацию. Грибы способны накапливать вредные вещества, произрастая в неблагоприятных экологических местах. Они как губка впитывают все вредное из воздуха, земли, воды. Очень много происходит отравлений грибами из-за неумения отличать ядовитые грибы от съедобных. При обострении разных болезней пищеварительной системы про грибы надо забыть, так как они содержат хитин, усложняющий пищеварение. Нельзя при болезнях почек, печени. В случае индивидуальной непереносимости. |
Мухомор | Группа 2 Многие животные, например, лоси, олени, медведи и белки, едят эти грибы. В кишечнике лося обитает примерно десять видов паразитов, отравляющих организм животного. Чтобы не погибнуть от их жизнедеятельности, лось вынужден поедать красные мухоморы. | Группа 4 Несмотря на привлекательный внешний вид и яркую окраску, красный мухомор считается самым ядовитым. Гриб содержит опасный яд мускарин, провоцирующий сильнейшее отравление. Смертельная доза яда содержится в 3-4 шляпках: этого достаточно для появления серьезных необратимых явлений в организме и смерти. Для человека ядовит |
Пеницилл | Группа 3 получено лекарство - пенициллин, губительный для бактерий | Группа 1 - Поселяясь на продуктах питания, приводит их к порчи; - Приём антибиотиков на долгие годы разрушает полезную микрофлору организма - дисбактериоз, способствует избыточной массе тела аллергическим реакциям, астме, сахарному диабету и в общем снижает иммунитет ребёнка. |
Дрожжи | Группа 4 Используют для приготовления хлеба, вина, пива Польза свежих дрожжей Свежие дрожжи – это богатый источник биологически активных микро и макроэлементов. В них содержится множество витаминов, минеральные вещества, аминокислоты, органическое железо. В качестве полезных качеств пищевых дрожжей выделяют: - снижение уровня холестерина; - нормализация давления; - помощь при запорах; - профилактика рака поджелудочной железы; - улучшение микрофлоры кишечника и другие. | Группа 3 Дрожжевой хлеб вреден для человека При использовании продуктов на основе термофильных дрожжей появляются камни в печени, желчном пузыре, поджелудочной железе. Достается и кишечнику, в котором нарастают процессы гниения. Вред пекарских дрожжей чрезвычайно серьезен. Их применение чревато нарушением обменных процессов, изменением биохимического состава крови, нарушением кислотно-щелочного баланса и другими негативными последствиями. К вредным качествам относят: - индивидуальную непереносимость; - аллергические реакции. Дрожжи в свежем виде вредны и при дисбактериозе, подагре, эндокринных нарушениях и заболеваниях почек. |
Трутовик – гриб паразит | Группа 5 Используют в качестве лекарственного средства. Трутовик лиственничный – это гриб, уникальные лечебные свойства которого известны еще в древние времена. В мире известно четыре направления, в которых успешно применяется трутовик: 1. выведение из организма человека канцерогенов и токсинов; 2. помощь в восстановлении печени и нормализации ее работы, благодаря этому и приводится вес в норму. Кроме того, отмечается снижение сахара в крови; 3. отличное лекарство от болезней, начиная с плеврита и заканчивая туберкулезом, а также помощник в борьбе со злокачественной опухолью бронхов и легких; 4. прекраснейшее средство в борьбе с нарушениями стула (дисбактериоз, запор). | Группа 2 Паразит, обитающий в коре деревьев. Гриб трутовик проникает в растение в виде спор и быстро там разрастается, образуя на поверхности тело округлой формы. |
Рефлексивно оценочный Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | |||
1. Рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Собери корзинку Положи белый гриб в корзинку, если материал урока усвоен на отлично и вы принимали активное участие в работе группы, масленок, если вы работали на четыре и мухомор, если вы считаете, что материал урока усвоен недостаточно | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом На доске вывешивается лист, на котором нарисована корзинка Обучающиеся приклеивают грибы | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. |
2. Информация о домашнем задании Цель этапа: выбор учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей | §12 Индивидуальное задание на выбор: а) подготовить презентацию «Значение грибов»; б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы); в) Рисунки «Галерея грибника» | Предлагает домашнее задание на выбор | Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156108-1354437928.jpg)
конспект урока в 6 классе "Шляпочные грибы"
урок по теме"Шляпочные грибы" Цели урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/17/picture-537123-1497719920.jpg)
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...
Конспект урока "Грибы"
Грибы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-56337-1486925772.jpg)
Конспект урока "Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность"
Полный конспект урока биологии в 5 классе по ФГОС ООО "Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность"...
План – конспект урока "Грибы"
формирование представлений о грибах как живых организмах; роли и значении грибов в природе и в жизни человека....