Технологическая карта занятия кружка или интегрированного урока "Волшебный витамин", или химические элементы в живых клетках.
план-конспект занятия по естествознанию (8, 9, 10 класс) по теме

 Яковлева Надежда Валентиновна

Конспект к уроку, презентация и раздаточный материал к интегрированному уроку по химии и биологии "Волшебный витамин", или химические элементы в живых клетках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общая характеристика брома Br

Бром  -  Br

Бром элемент VII группы периодической системы с атомным номером 35. Название произошло от греч. bromos (зловоние).

Бром это тяжелая (в 6 раз тяжелее воздуха) жидкость красно-бурого цвета, парящая на воздухе, с резким и неприятным запахом. Природным источник брома служат соляные озера, природные рассолы, подземные скважины и морская вода, где бром находится в виде бромидов натрия, калия и магния.

Поступает бром в организм человека с пищей. Основным источником брома являются бобовые, хлебопродукты и молоко. В обычном суточном рационе содержится 0,4 – 1,0 мг брома.

В тканях и органах взрослого человека содержится около 200 – 300 мг брома. Бром широко распространен в организме человека, его можно обнаружить в почках, гипофизе, щитовидной железе, крови, костной и мышечной ткани. Бром выделяется из организма преимущественно с мочой и потом.

Суточная потребность брома

Суточная потребность в броме составляет – 0,5 – 1 г.

http://edaplus.info/images/tabl_grey_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_green_top.gif

Полезные свойства брома и его влияние на организм

Бром оказывает тормозящее действие на центральную нервную систему.

Бром активизирует половую функцию, увеличивая объем эякулята и количество сперматозоидов в нем.

Бром входит в состав желудочного сока, влияя (наряду с хлором) на его кислотность.

Усваиваемость брома

Антагонистами брома являются такие элементы как йод, фтор, хлор и алюминий.

Взаимодействие с другими эссенциальными элементами

Нет данных.

http://edaplus.info/images/tabl_green_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_orange_top.gif

Признаки нехватки брома

  • повышенная раздражительность
  • половая слабость
  • бессонница
  • замедление роста у детей
  • снижение количества гемоглобина в крови
  • повышение возможности выкидыша
  • сокращение продолжительности жизни
  • снижение кислотности желудочного сока 

Признаки избытка брома

  • угнетение функции щитовидной железы
  • ухудшение памяти
  • неврологические нарушения
  • высыпания на коже
  • бессонница
  • нарушения пищеварения
  • ринит
  • бронхит

Так как бром считается очень ядовитым веществом, то при попадании большого количества вещества в организм человека возможны серьезные последствия. Летальной считается доза от 35 г.

Факторы, влияющие на содержание брома в продуктах

Нет данных.

Почему бывает избыток брома

Больше всего брома содержится в зерновых, бобовых, орехах и поваренной соли с примесью солей брома. В небольших количествах также находится в рыбе.

Почему возникает дефицит
брома

Нет данных.

http://edaplus.info/images/tabl_orange_bot.gif

  • Продукты питания, богатые бромом (Br)

Ячневая крупа
Ячневая крупана белом фоне

Бобы
Бобына белом фонена белом фоне

Фасоль
Фасольна белом фоне

Арахис
Арахис на белом фонена белом фоне

Миндаль
Миндальна белом фоне

Фундук
Фундукна белом фоне

Макаронные изделия
Макаронные изделияна белом фоне

Молочные продукты
Сметанана белом фоне

Рыба
Сельдьна белом фоне



Предварительный просмотр:

Железо  -  Fe

Общая характеристика железа Fe

Железо в основном содержится в крови, костном мозге, селезенке и печени. В организме взрослого человека содержится 3 – 5 г железа, из которых 75 – 80 % приходится на гемоглобин эритроцитов, 20 – 25 % являются резервными и около 1 % содержится в дыхательных ферментах, катализирующих процессы дыхания в клетках и тканях.

Железо выделяется с мочой и потом (с мочой около 0,5 мг/сут, с потом 1 – 2 мг/сут). Женщины ежемесячно теряют с менструальной кровью 10 – 40 мг железа.

Суточная потребность в железе

Суточная потребность в железе для мужчин – 10 мг, для женщин – 18 мг (для пожилых женщин – 10 мг).

Потребность в железе возрастает при:

  • - обильных кровотечениях во время менструаций
  • - беременности и кормлении грудью

Усваиваемость железа

Для оптимального всасывания железа необходима нормальная секреция желудочного сока. Животный белок, аскорбиновая кислота и другие органические кислоты улучшают всасывание железа, поэтому железо овощей и плодов богатых витамином С и органическими кислотами хорошо усваивается.

Всасыванию железа способствуют некоторые простые углеводы - лактоза, фруктоза, сорбит, а также аминокислоты - гистидин и лизин. А вот щавелевая кислота и дубильные вещества ухудшают всасывание железа, поэтому шпинат, щавель, черника, которые богаты железом, не могут служить его хорошим источником.

Фосфаты, содержащиеся в зерновых, бобовых и некоторых овощах, препятствуют всасываю железа, а если к этим продуктам добавлять мясо или рыбу, то усвоение железа улучшается. Также усвоению железа препятствуют крепкий чай, кофе, большое количество в рационе пищевых волокон, особенно отрубей.

http://edaplus.info/images/tabl_grey_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_green_top.gif

Полезные свойства и влияние на организм
железа

Железо участвует в образовании гемоглобина в крови, в синтезе гормонов щитовидной железы, в защите организма от бактерий. Оно необходимо для образования иммунных защитных клеток, требуется для "работы" витаминов группы В.

Железо входит в состав более чем 70 различных ферментов, в том числе дыхательных, обеспечивающих процессы дыхания в клетках и тканях, и участвующих в обезвреживании чужеродных веществ, поступающих в организм человека.

Взаимодействие с другими эссенциальными элементами

Витамин С, медь (Cu), кобальт (Co) и марганец (Mn) способствуют усвоению железа из пищи, а дополнительный прием препаратов кальция (Ca) нарушает всасывание железа организмом

http://edaplus.info/images/tabl_green_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_orange_top.gif

Признаки нехватки железа

  • слабость, утомляемость
  • головные боли
  • повышенная возбудимость или депрессия
  • сердцебиение, боли в области сердца
  • поверхностное дыхание
  • дискомфорт желудочно-кишечного тракта
  • отсутствие или извращение аппетита и вкуса
  • сухость слизистой оболочки полости рта и языка
  • подверженность частым инфекциям

Признаки избытка железа

  • головные боли, головокружения
  • потеря аппетита
  • падение артериального давления
  • рвота
  • понос, иногда с кровью
  • воспаление почек

Факторы, влияющие на содержание в продуктах

Приготовление продуктов на сильном огне в течение длительного времени уменьшает количество усваиваемого железа в пище, поэтому лучше выбирать куски мяса или рыбы, которые можно приготовить на пару или слегка поджарить.

Почему возникает дефицит железа

Содержание железа в организме зависит от его усвоения: при недостаточности железа (анемии, гиповитаминозе В 6) его усвоение увеличивается (что увеличивает его содержание), а при гастритах с пониженной секрецией - снижается.

http://edaplus.info/images/tabl_orange_bot.gif

http://edaplus.info/images/sep.gif

Продукты питания, богатые железом (Fe)

Фисташки
Фисташкина белом фоне
Железо: 60 (мг)

Печень
Печеньна белом фоне
Железо: 20,2 (мг) свин.;
7 (мг) гов.; 3 (мг) птицы.

Шпинат
Шпинат на белом фоне
Железо: 13,51 (мг)

Чечевица
Чечевица на белом фоне
Железо: 11,8 (мг)

Горох
Горох на белом фоне
Железо: 6,8 - 9,4 (мг)

Гречка
Гречка на белом фоне
Железо: 8,3 (мг)

Голубь
Голубь на белом фоне
Железо: 7,5 (мг)

Ячневая крупа
Ячневая крупа на белом фоне
Железо: 7,4 (мг)

Овсянка
Овсянка на белом фоне
Железо: 5,5 (мг)

Пшеница
Пшеницана белом фоне
Железо: 5,4 (мг)

Арахис
Арахис на белом фоне
Железо: 5 (мг)

Кизил
Кизил на белом фоне
Железо: 4,1 (мг)

Кешью
Кешью на белом фоне
Железо: 3,8 (мг)

Кукуруза
Кукуруза на белом фоне
Железо: 3,7 (мг)

Кедровые орехи
Кедровые орехи на белом фоне



Предварительный просмотр:

Калий  -  K

Общая характеристика калия K

Калий наряду с натрием (Na) и хлором (Cl) - один из трех нутриентов, необходимых человеку в больших количествах. Содержание калия в организме человека составляет 220 – 250 г. Основная масса находится в клетках, и только около 3-х граммов во внеклеточных жидкостях.

Калий – основной минеральный элемент растительных продуктов. 

Суточная потребность калия

Суточная потребность в калии составляет  3 – 5 г.

Потребность калия возрастает при:

  • занятиях спортом
  • больших физических и эмоциональных нагрузках
  • обильном потоотделении и применении мочегонных препаратов (приводят к увеличению потери калия)

http://edaplus.info/images/tabl_grey_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_green_top.gif

Полезные свойства калия и его влияние на организм

Калий совместно с хлором (Cl) и натрием (Na) участвует в регуляции водно-солевого обмена, поддерживает нормальный баланс тканевых и внеклеточных жидкостей в организме человека и животных, постоянный уровень осмотического давления, вносит существенный ощелачивающий эффект в кислотно-щелочное равновесие наряду с натрием (Na), кальцием (Ca) и магнием (Mg).

Глюкоза не преобразовывается в энергию, если имеется существенный дефицит калия, из-за чего мышцы оказываются без источника энергии и не могут сокращаться, что может привести к частичному или даже полному параличу.

Калий участвует в сокращении мускулатуры, регулирует артериальное давление и сердечный ритм, обеспечивает прохождение импульса по нервной системе. Калий способствует выводу жидкости из организма, предостерегает от некоторых форм депрессий, улучшает снабжение мозга кислородом, помогает избавляться от шлаков и даже предотвращает инсульты (Важную роль для здоровья сердца играет и магний (Mg)).

В большинстве физиологических процессов калий выступает как антагонист натрия (Na), поэтому, для сохранения хорошего здоровья необходимо чтобы соотношение натрия к калию в рационе питания было 1 : 2. Вредное для здоровья избыточное содержание натрия в организме можно нейтрализовать введением дополнительных количеств калия.

Усваиваемость калия

Калий хорошо всасывается из кишечника, а его избыток выводится с мочой. В общем, калий выводится с мочой почти в том же количестве, сколько потребляется.

Взаимодействие с другими эссенциальными элементами

Увеличение концентрации калия в организме приводит к выведению натрия (Na). Дефицит магния (Mg) нарушает усвоение калия в организме.

http://edaplus.info/images/tabl_green_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_orange_top.gif

Признаки нехватки калия

  • мышечная слабость, судороги, аритмия
  • сонливость, апатия
  • потеря аппетита
  • тошнота, рвота
  • уменьшение мочеотделения
  • отеки
  • запоры

Наблюдения показали, что недостаточное количество калия в питании у мужчин увеличивает вероятность смертельного исхода при инсульте в 3 раза. 

Признаки избытка калия

  • возбуждение
  • бледность
  • анемия
  • нарушение деятельности сердца
  • усиление мочеотделения
  • нарушение чувствительности конечностей

Факторы, влияющие на содержание в продуктах

При варке и замачивании продуктов калий переходит в воду и, если полученный отвар не использовать, то калий теряется вместе с отваром.

Почему бывает избыток калия

Избыток калия в организме возможен при нарушениях работы коры надпочечников, болезнях почек. При приеме препаратов содержащих калий, а также, при избыточном потреблении заменителей поваренной соли, в состав которых входит калий

Почему возникает дефицит
калия

Употребление в пищу продуктов, содержащих консерванты с натрием, а также чрезмерных количеств поваренной соли, - основных поставщиков натрия и недостаточное потребление фруктов и овощей, - основных поставщиков калия, является главной причиной возникновения дефицита калия у современного человека.

Хотя, при разнообразном пищевом рационе питания потребность в калии может удовлетворяться полностью, к недостаточности калия в организме приводит неправильное приготовление пищи.

Длительное применение мочегонных препаратов и трав, а так же гормонов коры надпочечников также приводят к недостаточности калия.

Потери калия наблюдаются при злоупотреблении алкоголем.

Кофеин способствует усилению вывода калия из организма, поэту любителям кофе необходим прием дополнительного калия.

Бич современного общества – стрессы – приводят к повышенной задержке натрия (Na) в организме, чем могут вызвать опасный для здоровья дефицит калия.

Продукты питания, богатые калием (K)

Курага
Курагана белом фоне
Калий: 1717 (мг)

Фасоль
Фасольна белом фоне
Калий: 1100 (мг)

Морская капуста
Морская капустана белом фоне
Калий: 970 (мг)

Горох
Горохна белом фоне
Калий: 873 (мг)

Чернослив
Черносливна белом фоне
Калий: 864 (мг)

Изюм
Изюмна белом фоне
Калий: 860 (мг)

Миндаль
Миндальна белом фоне
Калий: 748 (мг)

Фундук
Фундукна белом фоне
Калий: 717 (мг)

Чечевица
Чечевицана белом фоне
Калий: 672 (мг)

Арахис
Арахис на белом фонена белом фоне
Калий: 658 (мг)

Кедровые орехи
Кедровые орехина белом фоне
Калий: 628 (мг)

Горчица
Горчицана белом фоне
Калий: 608 (мг)

Картофель
Картофельна белом фоне
Калий: 568 (мг)

Кешью
Кешьюна белом фоне
Калий: 553 (мг)

Грецкий орех
Грецкий орехна белом фоне



Предварительный просмотр:

Сера  -  S

http://edaplus.info/images/tabl_grey_top.gif

Общая характеристика серы S

В нашем организме сера содержится в основном в коже (в кератине и меланине), суставах, мышцах, волосах и ногтях.

Сера входит в состав важнейших аминокислот (метионина, цистеина), гормонов (инсулина), ряда витаминов группы В и витаминоподобных веществ (пангамовой кислоты и "витамина" U).

Суточная потребность в сере

Суточная потребность в сере составляет – 1 г. Эта потребность легко удовлетворяется обычным питанием. Большая часть поступает с белками.

Усваиваемость серы

Из организма сера выделяется с мочой в виде неорганических сульфатов (60%), с калом (30%), остальное выделяется кожей и легкими в виде сероводорода, придавая выдыхаемому воздуху и поту неприятный запах.

http://edaplus.info/images/tabl_grey_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_green_top.gif

Полезные свойства серы и ее влияние на организм

Сера известна как "минерал красоты" и необходима для здоровья кожи, ногтей и волос. Играет большую роль в выработке энергии, в свертывании крови, в синтезе коллагена – основного белка соединительной ткани и в образовании некоторых ферментов.

Сера оказывает на организм противоаллергическое действие, очищает кровь, способствует работе мозга, стимулирует клеточное дыхание и помогает печени выделять желчь.

http://edaplus.info/images/tabl_green_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_orange_top.gif

Признаки нехватки серы

  • тусклые волосы
  • ломкие ногти
  • болезненность суставов

При недостаточном количестве серы в крови повышается уровень сахара и жира. 

Дефицит проявляется очень редко.

Признаки избытка серы

Нет данных

Факторы, влияющие на содержание серы в продуктах

нет данных

Почему возникает дефицит
серы

Дефицит серы может возникнуть только у людей в чьем рационе содержание белков ничтожно.

Продукты питания, богатые серой (S)

Индейка
Индейкана белом фоне
Сера: 248 (мг)

Говядина
Говядина на белом фоне
Сера: 230 (мг)

Свинина
Свининана белом фоне
Сера: 230 (мг)

Баранина
Баранина на белом фонена белом фоне
Сера: 230 (мг)

Печень
Печеньна белом фоне
Сера: 187 (мг) св.,
239 (мг) гов., 172 (мг), ут., 248 (мг) индейки.

Кролик
Кроликна белом фоне
Сера: 225 (мг)

Щука
Щукана белом фоне
Сера: 210 (мг)

Морской окунь
Морской окуньна белом фоне
Сера: 210 (мг)

Сардина
Сардинана белом фоне
Сера: 200 (мг)

Горбуша
Горбушана белом фоне
Сера: 190 (мг)

Горох
Горохна белом фоне
Сера: 190 (мг)

Камбала
Камбалана белом фоне
Сера: 190 (мг)

Зубатка
Зубаткана белом фоне
Сера: 190 (мг)

Курица
Курицана белом фоне
Сера: 186 (мг)

Яйцо куриное
Яйцо куринноена белом фоне
Сера: 176 (мг)



Предварительный просмотр:

Фтор  -  F

http://edaplus.info/images/tabl_grey_top.gif

Общая характеристика фтора F

В организме содержится 2 – 3 г фтора, при этом 96% сосредоточено в костной ткани и зубной эмали. Для человека неблагоприятен как избыток, так и недостаток фтора.

Суточная потребность во фторе

Суточная потребность во фторе составляет – 1,5 – 2 мг.

Потребность во фторе возрастает при:

остеопорозе (истончение костной ткани)

http://edaplus.info/images/tabl_grey_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_green_top.gif

Полезные свойства фтора и его влияние на организм

Фтор способствует созреванию и отвердеванию зубной эмали, помогает бороться с кариесом, уменьшая продукцию кислот микроорганизмами, которые вызывают кариес.

Фтор участвует в росте скелета, в заживлении костных тканей при переломах. Он предупреждает развитие старческого остеопороза, стимулирует кроветворение и тормозит образование молочной кислоты из углеводов.

Фтор является антагонистом стронция – снижает накопление радионуклида стронция в костях и уменьшает тяжесть лучевого поражения от этого радионуклида.

Взаимодействие с другими эссенциальными элементами

Фтор вместе с фосфором (P) и кальцием (Ca) обеспечивает прочность костей и зубов.

http://edaplus.info/images/tabl_green_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_orange_top.gif

Признаки нехватки фтора

  • кариес
  • пародонтоз

Признаки избытка фтора

При избыточном поступлении фтора может развиться флюороз – заболевание, при котором появляются серые пятна на зубной эмали, деформируются суставы и разрушается костная ткань.

Факторы, влияющие на содержание фтора в продуктах

Приготовление продуктов в алюминиевой посуде значительно снижает содержание фтора в еде, поскольку алюминий вымывает фтор из пищи.

Почему возникает дефицит
фтора

Концентрация фтора в пищевых продуктах зависит от его содержания в почве и в воде.

http://edaplus.info/images/tabl_orange_bot.gif

  • Продукты питания, богатые фтором (F)

Тунец
Тунецна белом фоне
Фтор: 1000 (мкг)

Хек
Хекна белом фоне
Фтор: 700 (мкг)

Минтай
Минтайна белом фоне
Фтор: 700 (мкг)

Треска
Трескана белом фоне
Фтор: 700 (мкг)

Пикша
Пикшана белом фоне
Фтор: 500 (мкг)

Мойва
Мойвана белом фоне
Фтор: 430 (мкг)

Горбуша
Горбушана белом фоне
Фтор: 430 (мкг)

Ёрш
Ершна белом фоне
Фтор: 430 (мкг)

Камбала
Камбалана белом фоне
Фтор: 430 (мкг)

Карась
Карасьна белом фоне
Фтор: 430 (мкг)

Кета
Кетана белом фоне
Фтор: 430 (мкг)

Кефаль
Кефальна белом фоне
Фтор: 430 (мкг)

Корюшка
Корюшкана белом фоне
Фтор: 430 (мкг)

Устрица
Устрицана белом фоне
Фтор: 430 (мкг)



Предварительный просмотр:

Цинк  -  Zn

Общая характеристика цинка Zn

Содержание цинка в организме взрослого человека значительное - 1,5 – 2 г. Цинк уступает лидерство только железу. Больше всего цинка содержится в мышцах, печени, предстательной железе и коже (прежде всего в эпидермисе).

Мази на его основе способствуют заживлению ран и трещин. Мази излечивают дерматозы, угри, делают кожу моложе. Этим обстоятельством пользовались еще в Древнем Египте, изготавливая мази с высоким содержанием цинка.

Суточная потребность в цинке

Суточная потребность в цинке составляет – 10 – 15 мг. Верхний допустимый уровень потребления цинка установлен в 25 мг в сутки.

Потребность в цинке возрастает при:

  • занятиях спортом
  • обильных потоотделениях

http://edaplus.info/images/tabl_grey_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_green_top.gif

Полезные свойства цинка и его влияние на организм

Цинк входит в состав более 200 ферментов, которые участвуют в различных обменных реакциях, включая синтез и распад углеводов, белков, жиров и нуклеиновых кислот - основного генетического материала. Он является составной частью гормона поджелудочной железы - инсулина, регулирующего уровень сахара в крови.

Цинк способствует росту и развитию человека, необходим для полового созревания и продолжения потомства. Достаточное количество элемента в организме позволяют избежать воспалений и опухолей простаты. Он играет важную роль в формировании скелета, необходим для функционирования иммунной системы, обладает антивирусными и антитоксическими свойствами, участвует в борьбе с инфекционными болезнями и раком.

Цинк необходим для поддержания нормального состояния волос, ногтей и кожи, обеспечивает возможность ощущать вкус, запах. Он входит в состав фермента, окисляющего и обезвреживающего спирт.

Цинку свойственна немалая антиоксидантная активность (как селену, витаминам С и Е) – он входит в состав фермента супероксиддисмутазы, который препятствует образованию агрессивных активных форм кислорода.

Достаточное количество цинка способствует интеллектуальным способностям.

Взаимодействие с другими эссенциальными элементами

Избыток цинка затрудняет усвоение меди (Cu) и железа (Fe).

http://edaplus.info/images/tabl_green_bot.gif

http://edaplus.info/images/tabl_orange_top.gif

Признаки нехватки цинка

  • потеря обоняния, вкуса и аппетита
  • ломкость ногтей и появление белых пятнышек на ногтях
  • выпадение волос
  • частые инфекции
  • плохое заживление ран
  • позднее половое содержание
  • импотенция
  • утомляемость, раздражительность
  • снижение способности к обучению
  • поносы

Признаки избытка цинка

  • Все признаки отравления:
  • желудочно-кишечные расстройства
  • головные боли
  • тошнота, слабость 

Факторы, влияющие на содержание цинка в продуктах

нет данных

Почему возникает дефицит
цинка

К дефициту цинка может привести использование мочегонных средств, употребление преимущественно углеводной пищи.

Продукты питания, богатые цинком (Zn)

Печень
Печеньна белом фоне
Цинк: 4 (мг)св.,
5 (мг) гов., 6,6 (мг) кур.

Кедровые орехи
Кедровые орехина белом фоне
Цинк: 4,28 (мг)

Сыр плавленый
Камамбер и брина белом фоне
Цинк: 3,5 (мг)

Арахис
Арахис на белом фонена белом фоне
Цинк: 3,27 (мг)

Говядина
Говядина на белом фоне
Цинк: 3,24 (мг)

Фасоль
Фасольна белом фоне
Цинк: 3,21 (мг)

Горох
Горохна белом фоне
Цинк: 3,18 (мг)

Баранина
Баранина на белом фонена белом фоне
Цинк: 3 (мг)

Свинина
Свининана белом фоне
Цинк: 3 (мг)

Пшеница
Пшеницана белом фоне
Цинк: 2,8 (мг)

Гречка
Гречкана белом фоне
Цинк: 2,77 (мг)

Ячневая крупа
Ячневая крупана белом фоне
Цинк: 2,71 (мг)

Овсянка
Овсянкана белом фоне
Цинк: 2,68 (мг)

Утка
Уткана белом фоне
Цинк: 2,47 (мг)

Индейка
Индейкана белом фоне



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Твои ответы:

Рабочая тетрадь по химии

«ВОЛШЕБНЫЙ» ВИТАМИН

или

ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В КЛЕТКАХ

ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

УЧЕНИ____   _______КЛАССА

ШКОЛЫ ___________________

_______________________________

_______________________________

        Знаете ли вы, что…

Фтор защищает от кариеса. Согласно современным представлениям, фториды защищают зубную эмаль, предотвращая появления кариеса и разрушение зубной основы. Как работает этот защитный механизм?

Во-первых, ионы фтора, которые попадают в слюну, оседают на поверхности зубов, а также в микроскопических трещинках эмали. Ионы фтора затем связывают другие минералы, в основном - кальций, который формирует твердое соединение с фтором. Таким образом, фтор реминерализует зубы, восстанавливает содержание минералов.

Во-вторых, фтор препятствует разрушению зуба, делая его более твёрдым, устойчивым к действию кислот. Во время реминерализации встраивание фтора в зубную ткань приводит к формированию фтороапатита, который намного твёрже, чем гидроксиапатит - естественный материал, из которого состоят зубы человека.

В-третьих, фториды нарушают биохимические реакции, в ходе которых бактерии зубной полости синтезируют кислоту из сахаров. Таким образом, снижается содержание кислоты во рту, поэтому зубы разрушаются меньше.

Но!...Фториды в избыточных количествах токсичны для человека. При этом практически не существует четких симптомов недостатка фтора, и люди потребляют фторированные продукты и гигиенические средства бесконтрольно. Например, дантисты рекомендуют, чтобы порция зубной пасты не превосходила размер горошины. В то же время статистика показывает, что больше половины людей намного превышают эту рекомендацию, выдавливая из тюбика длинную полоску зубной пасты.

Длительный переизбыток фтора приводит к фторозу. Ионы фтора в организме оседают не только в зубах, но и в костной ткани. Здесь фтор также адсорбирует минералы, и поначалу укрепляют кости. Впоследствии переизбыток минералов приводит к недостатку органических соединений в костной ткани, поэтому она становится необычайно хрупкой. Уже в 1972 году медицинские исследования показали четкую связь между потреблением фтора и увеличением частоты переломов костей. Ситуация усугубляется тем, что фтор практически не выводится из организма.

Задания для самоподготовки:

                     Кальций

1. Массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. На долю фосфата кальция, входящего в состав костей приходится также 20 % от массы костей.  Зная массу своего тела, рассчитайте, сколько килограммов фосфата кальция содержится в вашем организме. Сколько килограммов кальция содержится в нем?

2. Вспомните из курса анатомии, что такое гемофилия. Почему гемофиликам вводят при кровотечениях раствор хлорида кальция?

                 Калий

3. В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия? Взрослый человек должен в сутки употреблять с пищей 3,5 г калия. С помощью калия можно устранять отеки. В этом случае нужно увеличить потребление калия до 5 г в сутки.

Задание:  Пройди  «ЛАБИРИНТ».



Предварительный просмотр:

Химические элементы в составе живой клетки.   Галогены.



Предварительный просмотр:

Химические элементы в составе живой клетки.   Макроэлементы.



Предварительный просмотр:

Макроэлементы и микроэлементы живой клетки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебный» витамин, или химические элементы в живой клетке Цель: систематизировать знания о биоэлементах, создать «волшебный» витамин

Слайд 2

Макроэлементы Микроэлементы По содержанию в живых клетках В сумме 98% Химические элементы С – 20,7 % Н – 9,9 % N – 5,0 % О – 62,4 % Mg I Cu Mn Br B Zn Fe Co F S Na К Ca P Cl Al В сумме 1,9% В сумме 0,1%

Слайд 4

План характеристики элемента Значение в организме Суточная норма потребления В каких продуктах содержится Влияние дефицита и избытка элемента на здоровье человека Вывод: подлежит ли добавлению в «волшебный» витамин

Слайд 5

Калий 1. Необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной. Устраняет отеки, способствует выводу воды из организма. Регулирует артериальное давление и сердечный ритм. Обеспечивает прохождение импульса по нервной системе. 2. Суточная потребность: 3 – 5 г. 3. Продукты:

Слайд 6

Сера Необходима для здоровья кожи, ногтей и волос. Оказывает противоаллергическое действие. Играет роль в свертывании крови, очищает кровь. Способствует работе мозга, стимулирует клеточное дыхание. 2. Суточная потребность: 1 г (поступает с белками). 3. Продукты:

Слайд 7

Цинк Антиоксидант. Препятствует образованию агрессивных активных форм кислорода. Обладает антивирусным и антитоксическим свойствами, участвует в борьбе с инфекционными болезнями и раком. Входит в состав 200 ферментов и гормона инсулина, регулирующего уровень сахара в крови. Цинк способствует росту и развитию человека, необходим для полового созревания и продолжения потомства. Обеспечивает возможность ощущать вкус, запах. Суточная потребность: 10 – 15 мг. (но не более 25 мг). Продукты:

Слайд 8

Железо 1. Участвует в образовании гемоглобина в крови. Участвует в образовании иммунных защитных клеток, требуется для «работы» витаминов группы В. Участвует в синтезе гормонов щитовидной железы. Входит в состав 70 различных ферментов. 2. Суточная потребность: 10 – 18 мг. 3. Продукты:

Слайд 9

Бром 1. Регулирует процессы торможения и возбуждения ЦНС. Входит в состав желудочного сока, оказывает влияние на его кислотность. Активизирует половую функцию, регулирует количество сперматозоидов. 2. Суточная потребность: 0,5 – 1 г. 3. Продукты : … а также полезно дышать морским воздухом!

Слайд 10

Фтор Отвечает за созревание и отвердевание зубной эмали, помогает бороться с кариесом и пародонтозом. Участвует в росте скелета, заживлении костной ткани при переломах, предупреждает остеопороз. Стимулирует кроветворение. Снижает накопление радионуклида стронция в костях, уменьшает тяжесть лучевого поражения от этого радионуклида. 2. Суточная потребность: 1,5 – 2,0 мг. 3. Продукты :

Слайд 11

Рефлексия Продолжи фразы: У ВАС БУДЕТ ЧИСТАЯ И ЗДОРОВАЯ КОЖА, если…. У ВАС БУДУТ ШЕЛКОВИСТЫЕ ВОЛОСЫ, если… ВЫ БУДЕТЕ ПОРАЖАТЬ ВСЕХ СВОЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬЮ И ИЗУМИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ, если … ВАШЕ СЕРДЦЕ БУДЕТ ВЕЧНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, если… У ВАС БУДЕТ НОРМАЛЬНОЕ КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ, если… У ВАС БУДЕТ ПРЕКРАСНОЕ САМОЧУВСТВИЕ, если… У ВАС БУДЕТ ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ, если… У ВАС БУДЕТ ЗДОРОВОЕ И СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕ, если… У ВАС БУДЕТ СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, если … ВАМ НЕ ГРОЗИТ ХУДОБА И ЛИШНИЕ КИЛОГРАММЫ, если…

Слайд 12

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Конспект урока «Волшебный витамин», или химические элементы в живой клетке».

Тип урока: интегрированный.

Цель: 1. Изучить элементы, входящие в состав организма, их значение.

Задачи:

Образовательные:

  1. Изучить биоэлементы, их роль в живом организме,
  2. Знать продукты, при употреблении которых в организм человека поступают элементы.

Развивающие:

  1. Продолжить развитие интереса к предмету.
  2. Развитие УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
  3. Находить и устанавливать связи между предметами (биология, химия).
  4. Развитие внимания, творческого и образного мышления, логики, памяти.
  5. Привитие любви к предмету: кому он нравился, повысить интерес, а кто равнодушен, чтобы заинтересовались им и находили в нем прекрасное.
  6. Расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

1 . Продолжить воспитание любви к себе, бережного отношения к своему организму.

2. Продолжить воспитание трудовой дисциплины на уроке.

Методы:

  • методы проблемного и развивающего обучения,
  • эвристические методы (решения проблем),
  • словесные (беседа, монолог, диалог),
  • наглядные;
  • практические;

Принципы:

- доступности;

- наглядности;

- связи теории с практикой;

- принцип сотрудничества;

- принцип сознательности, активности и самодеятельности.

Условия проявления активности и сознательности в обучении:

  • опора на интересы учащихся и одновременное формирование мотивов учения, первостепенные из них – познавательные интересы, профессиональные склонности;
  • вовлечение учащихся в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;
  • стимулирование коллективных (фронтальная, групповая, парная) форм работы, которая требует умения сотрудничества, координации совместных действий.

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип индивидуального подхода в обучении;

- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- принцип создания положительного фона отношений школьника и учителя в процессе их совместной деятельности.

Результат применения принципа:

  • ребенок оказывается в ситуации успеха;
  • снятие чувства тревоги, неуверенности в себе;
  • благоприятный микроклимат на уроке;
  • заинтересованность учащихся в достижении результата;
  • повышение работоспособности;
  • чувство удовлетворения у учащихся и учителя, радость, побуждение к дальнейшей деятельности.

- принцип рефлексивной деятельности.

В представленной системе все выше перечисленные принципы подчинены ведущему принципу – принципу воспитывающего и развивающего обучения. Обучение направлено не только на получения знаний, но и на формирование и развитие личностных и интеллектуальных качеств ученика.

Формы работы:

  • индивидуальная (с карточкой, на рефлексии);
  • фронтальная (на всех этапах урока);
  • групповая (при выполнении задания 1 и 2 (практической части урока)).

Мотивационная сила учебной ситуации становится выше в случае, если учащимся предложены:

  • значимый, интересный для них материал;
  • материал, задания, которые способствуют бережному, внимательному отношению к здоровью;
  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • положительная обратная связь;
  • задания с очевидным результатом;
  • возможность действовать самостоятельно.

Возможные риски:

- ученики могут съесть раздаточный материал (условные «символы»). Чтобы не случилось такого, нужно предупредить учащихся, что материал предназначен не для того, чтобы есть. Кроме того, повторить правило техники безопасности: «В кабинете химии есть ничего нельзя».

Программа определяет, чему учить – учитель решает, как это сделать.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний, мотивация на урок. Фиксация затруднений в деятельности.
  3. Постановка проблемы и изучение нового материала.
  4. Самостоятельная работа:
  • работа в группах,  исследование;
  • работа в группе по заданию 2.
  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний, мотивация на урок.

История войн, болезней, создания новых лекарств и продуктов говорят нам о том, что химия может служить человеку, а может быть направлена против него. Я думаю, что каждый из нас хочет, чтобы люди были здоровы и счастливы.

Прием «Верю / не верю»: Согласен ли ты с высказыванием?

  1. Чтобы укрепить здоровье, надо вести здоровый образ жизни.
  2. Надо есть здоровую пищу.
  3. Надо знать, какие полезные элементы входят в состав твоего организма.
  4. Надо, чтобы организм восполнял элементарный состав с пищей.
  5. Элементы, которые необходимы нашему организму, это калий, железо, цинк, иод, фтор, сера.
  6. Элемент иод нужен для работы щитовидной железы. Его много в морской капусте (ламинарии).
  7. Элемент сера нужен для выработки гемоглобина. Его много в твороге.
  8. Элемент фтор для защиты кожи. Его много в рыбе.

Ответь на эти вопросы, поставьте знак «+» (согласен) или «–»(не согласен).

Проверим правильность ваших ответов в конце урока. О чем пойдет речь на уроке? Какая цель урока?

Определите цель урока: 

1. Изучить элементы, их значение в организме (говорят учащиеся).

2. Создать препарат «Волшебный витамин», который бы помог человеку восполнить элементарный состав. Систематизировать знания о биоэлементах, т.е. элементах, которые входят в состав клеток живых организмов (Предлагает учитель)

Обозначьте тему урока.

Тема урока: «Волшебный» витамин, или химические элементы в живых клетках.

Вопрос: Что для этого надо?

Предположения:

  1. Знать, какие вещества входят в состав клетки.
  2. Знать, какие элементы входят в состав клеток, какова их роль в организме.
  3. Откуда поступают эти элементы в организм, в каких продуктах содержатся.
  4. Каковы последствия дефицита и избытка элемента.

Конечно же, из-за недостаточного количества времени мы не можем на уроке изучить все 91 элемент, которые входят в состав организма, но мы научимся добывать информацию, а кого заинтересует эта тема, вы продолжите работу дома самостоятельно.

Вопрос: Что вы знаете о гормонах и ферментах, витаминах? Какова их роль? Где они образуются, как поступают в организм?

Ответ: Для обмена веществ и жизни клетки в целом необходимы витамины, ферменты, гормоны. Из чего состоят эти вещества? (Атомы, молекулы, т.е. элементы). В составе любого живого вещества найдено 74 (по некоторым данным 91) элемента Периодической системы.

Экспериментально доказано, что элементы необходимы для многих важнейших биологических процессов. Их недостаток замедляет эти процессы и даже останавливает их. Недостаток или избыток многих элементов приводит организм к заболеваниям, старению и гибели.

Сегодня мы создадим такой препарат, в состав которого будут входить жизненно важные элементы. А в будущем кто-то из вас станет великим ученым и создаст вершину мечтаний алхимиков – философский камень. Мы в течение всей жизни будем здоровы! А возможно, станем бессмертными!

3. Постановка проблемы и изучение нового материала.

Задание: Чтобы мы могли приготовить препарат, надо знать, какие  элементы входят в состав биологических веществ. Изучите раздаточный материал (карточки). О чем мы можем узнать, используя их? Ответ: суточную норму, роль элементов, какие продукты богаты этими элементами, суточную норму, роль элементов.

Ответ: 1.     Суточная норма;

  1. Роль элементов;
  2. Избыток и дефицит, их последствия;
  3. Продукты богатые элементами.

Учитель: Мы разделимся на команды. Команда 1 – калий, команда 2 – сера,

3 команда – цинк, 4 – железо, 5 – бром, 6 – фтор.

Задание 1: Изучить текст, представить нам свой элемент и убедить нас в том, что этот элемент жизненно необходим.

  1. Самостоятельная работа.

Работа в группах. Исследование.

Учащиеся работают с текстом конкретного элемента. Затем представляют элемент по плану. В это время остальные учащиеся делают записи и пометки в тетради.

Работа в группе по заданию 2.

Задание 2: Создать (приготовить) «Волшебный витамин», используя условные символы элементов, пинцеты, склянки. Дать название лечебного средства и создать аннотацию к нему для потребителей. «Убедите нас в том, что ваше средство жизненно необходимо!»

Учащиеся в склянку помещают с помощью пинцета условные продукты, пишут аннотацию и дают название. Затем представляют нам препарат.

Прошу объяснить, почему мы называем наше средство не гормоном, не лекарством, не ферментом, а именно витамином.

Условные символы (обозначения элементов): 

Биоэлементы

Металлы

Неметаллы

Макроэлементы

K – изюм

S – горох

Микроэлементы

Fe – греча

Zn – кедровый орех

Br– фасоль

F – рыба (крекер «Рыбки»

Основной источник поступления необходимых нам элементов – это пищевые продукты растительного и животного происхождения. Однако,…

…Загрязненная окружающая среда, малоактивный образ жизни, большие физические и умственные нагрузки, частые стрессовые ситуации, несбалансированное питание приводят к потере здоровья. Мы с вами сегодня собрали «волшебный витамин» и рекомендуем его для применения.

Вернемся к приему «Верю– не верю». Все ли правильно вы отметили «+» и «–»?

Ответы ребят.

6. Рефлексия: Продолжить фразы:        

  1. У ВАС БУДЕТ ЧИСТАЯ И ЗДОРОВАЯ КОЖА, если….
  2. У ВАС БУДУТ ШЕЛКОВИСТЫЕ ВОЛОСЫ, если…
  3. ВЫ БУДЕТЕ ПОРАЖАТЬ ВСЕХ СВОЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬЮ И ИЗУМИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ, если …
  4. ВАШЕ СЕРДЦЕ БУДЕТ ВЕЧНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, если…
  5. У ВАС БУДЕТ НОРМАЛЬНОЕ КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ, если…
  6. У ВАС БУДЕТ ПРЕКРАСНОЕ САМОЧУВСТВИЕ, если…
  7. У ВАС БУДЕТ ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ, если…
  8. У ВАС БУДЕТ ЗДОРОВОЕ И СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕ, если…
  9. У ВАС БУДЕТ СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, если …
  10.  ВАМ  НЕ  ГРОЗИТ  ХУДОБА  И  ЛИШНИЕ  КИЛОГРАММЫ, если…

Учитель: Напоминаю правила:

КАЖДОЕ ЛЕКАРСТВО В БОЛЬШИХ КОЛИЧЕСТВАХ  -  ЯД, А ЛЮБОЙ ЯД В МАЛЫХ КОЛИЧЕСТВАХ – ЛЕКАРСТВО!

ХИМИЯ НЕ ВОКРУГ НАС, А И ВНУТРИ НАС ТОЖЕ!

7. Домашнее задание. На раздаточных материалах (карточках) есть «Лабиринты», по которым надо пройти, решить задачи.

СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА ЗА РАБОТУ! ЗДОРОВЬЯ ВАМ! И УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Витамины и минералы" к уроку химии в 9 классе по теме "Химические элементы в живой клетке".

Презентация показывает роль микро- и макроэлементов в живой клетке. Показана классификация химических элементов по их содержанию в живых клетках. Обобщает сведения о биологической роли микроэлементов....

Технологическая карта занятия "Общие правила работы в химической лаборатории"

Технологическая карта дополнительного образования по химии "Химия вокруг нас"...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...

Технологическая карта занятия кружка или нестандартного урока химии "Любовь и химия".

Технологическая карта и раздаточный материал к занятию кружка или нестандартному уроку химии "Любовь и химия".АННОТАЦИЯ К УРОКУ «ЛЮБОВЬ И ХИМИЯ» Российское образование в пос...

Технологическая карта по химии к уроку "Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов" 8 класс Рудзитис, Фельдман...