Бинарный урок Витамины
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Технологическая карта бинарного урока по теме "Витамины" в рамках инклюхивного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok.docx290.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта бинарного урока «Биология»8 класс

Модель: «Учитель-Учитель», учитель биологии МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» Ушанова Ирина Николаевна.

Тема: «Витамины».

УМК «Сфера», Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья», Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Х. Цехмистренко (М.: Просвещение, 2009).

Номер урока: № 51

Тип урока: комбинированный урок, продолжительность – 40 минут.

Цель и задачи урока:

Обучающие:

  • сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
  • познакомить с классификацией витаминов,
  • ввести понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;
  • рассмотреть  последствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза;

Развивающие:

  • коррегировать и развивать внимание на основе работы с текстом учебника, заполнения таблицы, составления классификации витаминов;
  • коррегировать и развивать операции анализа и синтеза на основе выполнения опытов и формулирования выводов по ним;
  • развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

Воспитательные:

  • продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приёмы:

  • Словесный – индивидуальные сообщения учащихся.
  • Проблемный – проблемные вопросы.
  • Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.
  • Наглядный –иллюстрации учебника, презентация.

Технологии:

  • Информационная технология;
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Здоровьесберегающая технология.

Материалы: дифференцированные по трудности заданий и объему карточки.

Учебник, компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), рабочий лист (Приложение 2), «корзинка витаминов»: яйцо, рыбий жир, морковь, помидор, дрожжи, молоко, хлеб, капуста, изображение солнца.

Лабораторное оборудование: пробирки, штатив, колба, универсальный индикатор, аскорбиновая кислота, подсолнечное масло, лимонная кислота, йод, крахмал, FeCl3.

В классе 24 учащихся: 5 мотивированных учеников, 3 ученика с ЗПР, 1 ученик с РАС.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Метапредметными результатами изучения  темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

 определять роль витаминов в организме человека;

объяснять последствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза;

– перечислять группы витаминов;

– распознавать наличие витаминов в продуктах;

понимать смысл биологических терминов;

Словарь: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, жирорастворимые витамины, водорастворимые витамины, цинга, бери- бери, рахит.


Технологическая карта урока

Этапы урока/ учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действие учителя биологии и учащихся

Действия учителя химии и учащихся

  1. Самоопределение к деятельности, мотивация

Готовность (внутренняя и внешняя) к работе на уроке. Оценка готовности

Приветствие учащихся. Опрос домашнего задания. Создание ситуации успеха на предстоящем уроке

Приветствие учащихся. Настрой на работу.

- Сегодня перед Вами откроются новые границы науки биологии. У нас на уроке не просто гость, а равноправный участник урока – учитель химии Габидуллина Ильмира Римовна.

- Ребята, какие темы мы изучали на предыдущих уроках? (Питание и пищеварение, обмен веществ и энергии)

РАБОТА С ДЕЖУРНЫМ ЗВУКОМ: обратите внимание, дежурный звук «Щ», произнесите слова из прошлой темы урока с дежурным звуком.

Устный фронтальный опрос. За каждый верный ответ учащиеся получают по одной букве из слова ВИТАМИНЫ. По окончании опроса они составляют слово. Это и есть тема урока.

  1. Что такое пищеварение?(И)
  2. Дайте определение понятию «обмен веществ»? (Обменом веществ называют сложную цепь превращений веществ в организме, начиная с момента их поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада.) (М)
  3. Каким другим термином  можно назвать этот процесс(метаболизм)(В)
  4. В обмене веществ, происходят реакции двух типов. Какие? (анаболические и катаболические реакции)(Т)
  5. Какие реакции называют анаболическими? (Анаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из простых веществ образуются сложные вещества) (И)
  6. Какие реакции называют катаболическими? (Катаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из сложных веществ образуются простые вещества.)(А)
  7. Что происходит с энергией во время анаболических реакций? (В процессе анаболических реакций энергия поглощается)(Ы)
  8. Что происходит с энергией во время катаболических реакций? (в процессе катаболических реакций выделяется)(Н)

Самоорганизация (запись числа и темы урока, из полученных букв, которые получили ребята за правильные ответы)

Тема: «Витамины»

Здравствуйте ребята, я рада, что у нас есть возможность поработать на уроке вместе.

Мотивированным учащимся даются индивидуальные карточки. Учащиеся с ОВЗ, в том числе слабоуспевающие работают с учителем:

- Химия является неотъемлемой частью тех, процессов, которые Вы изучили. Где они могут протекать? (в желудке, в ротовой полости, в кишечнике, в клетках).

Приложение 2.

- Разгадайте ребус

Ответ: амилаза

- Перед Вами цепочки слов и символы, составьте из них уравнения реакций, которые происходят при  переваривании:

А) аминокислоты, +, = белки

Б) жиры, =, глицерин, + жирные кислоты, =

В) глюкоза, =, крахмал Приложение 3

  1. Актуализация знаний, фиксирование затруднения

Воспроизведенные знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний

Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания (мотивация на изучение темы). Определение границ знания и незнания.

- Ребята, что вы уже знаете о витаминах?

- Перед Вами 7 цветов радуги, попробуйте назвать 7 вопросов на которые Вы бы хотели  получить ответ на сегодняшнем уроке?

- Выводятся цели и задачи  урока. (Примерные ответы учащихся: расширить знания о витаминах, узнать о значении витаминов и т.п.)

- Ребята, но если наш сегодня урок мы можем рассмотреть с точки зрения химии, еще какую цель урока мы можем поставить перед собой? (определить наличие витаминов)

  1. Постановка учебной задачи

Сформулированная цель и тема урока.

Предположение учеников о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, цель и тему изучения

- Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

- А как же все начиналось? Когда и как человек впервые узнал о витаминах? Это первый вопрос, на который мы ответим.

Учащимся дается рассказ об открытии витаминов в учебнике

- Как объяснить, почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?(Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для подержания  жизни).

- Эти вещества назвали витаминами (от лат. «vita» - жизнь, «amin» - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название осталось.

Всю правду о составе и классификации этих веществ мы поговорим сейчас.

- Прежде чем познакомиться с классификацией, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витамины.

Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме (записывают определение в рабочий лист. Приложение 4.)

- Какими признаками обладают витамины? Демонстрирует пробирки: в одной рыбий жир, в другой аскорбиновая кислота (порошок). Приливает воду. Учащиеся делают вывод о том, что в первой пробирке витамин не растворился, в другой – растворился.

- Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворимость. Поясняет, что одни в воде, другие в жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:

У учащихся на столах листочки разного цвета с обозначением витаминов (водорастворимые одного цвета, жирорастворимые-другого). С помощью учителя составляется схема на доске и вносят в рабочий лист.

1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.
2.
Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.

Решение учебной задачи. Первичное закрепление

Применение новых знаний при заполнении таблицы и на практике.

Формирование умения работать с литературой в решении учебных задач. Реализация плана достижения цели.

Организация ситуации решения учебной задачи. Работа по группам (А и С)с электронным приложением учебника.

По мере изучения материала заполняют таблицу и затем докладывают результаты:

-Рассмотрим биологическую роль витамина С. Помогает организму бороться с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток.

- Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия – сухость роговых оболочек; “куриная” слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем. Обнаружен только в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины – каротины.

- Познакомимся с витаминами группы В.  Различают несколько видов этой группы: В, В₁₂., они имеют сложное химическое строение.

-Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета. Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Вопрос: Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе.

- Как вы думаете, почему?

(Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D).

- Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает:

Авитаминоз – полное отсутствие  витаминов в организме;

Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов;

Гипервитаминоз – избыточное содержание  витаминов в организме

ФИЗМИНУТКА

На общем столе лежат различные продукты«корзинка витаминов». Необходимо их распределить по группам в зависимости от того витамина, который в них содержится.

А. (яйцо, рыбий жир, морковь, помидор)

В. (дрожжи, молоко, хлеб, капуста)

С. (яблоко,  лимон, лук, капуста)

D. ( рыбий жир, солнце)

Рассмотрим витамин С ( название - аскорбиновая кислота).         СЛАЙД №6
- Почему вещество называется кислотой? (
Оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора).

Инструктаж по ТБ(обсуждение правил с учащимися):

1.Не бегать.

2. Слушать инструкции учителя.

3.  Соблюдать аккуратность.

4. Не передавать вещества с парты на парту и т.п.

Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)

Далее учитель координирует работу групп.

Группа С.

Практическая работа №1«Обнаружение в лимонном соке витамина С» (Приложение 5).

Ход работы:

1.  В пробирке №1 находится лимонный сок.

2.  В пробирке №2 находится синий раствор йода с крахмалом.

3.  К раствору сока по каплям добавляйте синий раствор йода с крахмалом.  Поставьте пробирку в штатив и наблюдайте,  через,  сколько времени раствор обесцветится (1-2 мин).

Обесцвечивание раствора свидетельствует о содержании в растворе аскорбиновой кислоты (витамина С).

Вопрос:  В пробирке прокипяченный яблочный  сок, я прилила раствор йода с крахмалом, но обесцвечивания раствора не произошло. Объясните почему. (Витамин С легко разрушается при нагревании)

- Но и избыток витамина очень вреден, в последних лабораторных исследованиях было доказано что витамин С в дозах, превышающих 500 мг, может повреждать ДНК.

Группа А.

Практическая работа № 2 «Определение витамина А в подсолнечном масле» (Приложение 5).

Ход работы:

  1. В пробирке под №3 налит 1 мл подсолнечного масла.
  2. Добавьте в эту пробирку  2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
  3. Наблюдайте за изменением окраски.
  4. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке. 

Избыток витамина тоже может нанести вред организму: повышает риск преждевременной смерти на 16%, провоцирует онкологические заболевания.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 94-95. Заполнение соответствующей графы в таблице.

Работа по самостоятельному применению новых знаний

Умение применять полученные знания на практике.

Формирование и развитие умения применять полученные знания на практике.

- Мы с вами познакомились с биологическими свойствами некоторых витаминов, узнали к каким последствиям, может привести их недостаток или избыток. На основе полученных знаний попытайтесь разрешить проблемную ситуацию. (Работа в парах, каждой паре своя проблемная ситуация) Приложение 6. Пары проводят взаимопроверку. Отрабатывают навыки определения витаминов по симптомам заболевания, а также по продуктам питания.

Учащиеся работают самостоятельно, затем проводят самопроверку и  взаимопроверку.

Оценивают их работу.

Оценка

Умение определять уровень овладения учебным материалом.

Формирование т развитие умения к самооценке и умения применять новые знания.

Попробуйте оценить собственные знания и умения.

- Мне понятно всё, смогу научить другого.                             Оценка 5.

- Я могу объяснить тему при некоторой помощи. Оценка 4.

- Мне сложно разобраться самостоятельно в теме, нужна помощь. Оценка 3.

Высказывают свое согласие-несогласие с самооценкой ребенка, комментирую выбор.

Химия: проделать дома самостоятельно практические работы: «Обнаружение витамина С в капустном соке», « Обнаружение витамина С в яблочном соке»; ход работы и выводы записать в тетради.

Биология: учебник п. 39, стр. 94-95-пересказ, закончить таблицу. (По желанию подготовить пословицы и поговорки о витаминах)

Итог урока. Рефлексия

Умение соотносить цели результаты собственной деятельности.

Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Вот и подошел к концу наш урок.

- Что на уроке сегодня для вас было ценным, новым?

- Что вам понравилось на уроке, а что можно было сделать по-другому?

- Удалось ли Вам ответить на вопросы, поставленные на уроке?

Дети участвуют в дискуссии: анализируют выполнение опытов, осмысливают, проговаривают и фиксируют достижения.

Подводя итог урока учащимся предлагается составить синквейн на тему: Витамины, например:

- жизнь

- полезные

- поддерживают

- придают бодрость

Использованная литература:

  1. УМК «Сфера», Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья», Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.Х. Цехмистренко (М.: Просвещение, 2009). + электронное приложение к учебнику.
  2. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). Авторы: О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: ВАКО, 2005.-416 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Бинарный урок по биологии-химии: "Витамины"

Бинарный урок по биологии-химии: "Витамины"...

Доклад на тему «Бинарный урок/бинарное внеклассное мероприятие как средство реализации новых образовательных стандартов»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, соч...

Бинарный урок "Витамины"

Урок, проводимый в рамках курсовой подготовки "Проектирование инклюзивной среды", интегрированный (химия, биология)...

Витаминная сказка (к уроку "Витамины"

Главный источник витаминов – продукты. Но все ли они полезны?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с витаминной сказкой.«Витаминная азбука»В некотором царстве, в некото...

Современные витамины (материал к уроку "Витамины"

Приложение к презентацииТеперь вы знаете, что многие овощи и фрукты богаты витаминами. Но вот парадокс! Чтобы обеспечить себя только витаминами В и С, надо выпить 25 стаканов яблочного сока, съесть 1 ...