Подборка вопросов к контрольной работе по теме "Метаболизм" для 11 классов.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

 Яковлева Надежда Валентиновна

Вопросы для 11 класса по теме "Метаболизм". Вопросы подобраны из КИМов 2005 - 2015 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вопросы по теме "Метаболизм".31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Метаболизм

Часть А. Выбери один правильный ответ из четырех предложенных.

1.Всю совокупность химических реакций в клетке называют:

     А. фотосинтезом    Б. хемосинтезом    В. брожением    Г. метаболизмом

2. Хлорофилл в хлоропластах растительных клеток

     А. осуществляет связь между организмами;

     Б. укоряет реакции энергетического обмена;

     В. поглощает энергию света в процессе фотосинтеза;

     Г. осуществляет окисление органических веществ;

3. Ускоряют химические реакции в клетке:

     А. ферменты        Б. пигменты        В. витамины        Г. гормоны

4. В результате кислородного этапа энергетического обмена в клетках

    синтезируются молекулы:

     А. белков          Б. глюкозы          В. АТФ          Г. ферментов

5. На каком из этапов энергетического обмена синтезируется 2 молекулы АТФ?

      А. гликолиза                                       Б. подготовительного этапа

     В. кислородного этапа                  Г. поступления веществ в клетку

6. Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в

    том, что он обеспечивает реакции синтеза:

     А. энергией, заключенной в молекулах АТФ    

     Б. органическими веществами  

     В. ферментами    

     Г. минеральными веществами

7. В процессе фотосинтеза растения

     А. обеспечивают себя органическими веществами;

     Б. окисляют сложные органические вещества до простых;

     В. поглощают минеральные вещества корнями из почвы;

     Г. расходуют энергию органических веществ;

8. Все живые организмы в процессе жизнедеятельности используют

    энергию, которая  запасается в органических веществах, созданных из

    неорганических:

     А. животными     Б. грибами     В. растениями     Г. вирусами

9. Переход электронов на более высокий энергетический уровень

    происходит в световую фазу фотосинтеза в молекулах:

     А. хлорофилла       Б. воды       В. углекислого газа       Г. глюкозы

10. Особенности обмена веществ у растений по сравнению с животными

     состоят в том, что в их клетках происходит

     А. хемосинтез                     Б. энергетический обмен    

     В. фотосинтез                     Г. биосинтез белка

20. В процессе пластического обмена в клетках синтезируются молекулы

     А. белков        Б. воды        В. АТФ        Г. неорганических веществ

21. Антикодону ААУ на транспортной РНК соответствует триплет ДНК-

     А. ТТА          Б. ААТ          В. ААА          Г. ТТТ

22. Антикодону УГЦ на транспортной РНК соответствует триплет ДНК –

     А. ТГЦ          Б. АГЦ          В. ТЦГ          Г. АЦГ

23. Функциональная единица генетического кода –

     А. нуклеотид        Б. триплет        В. аминокислота        Г. т-РНК

24. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

     А. плазматической мембраной           Б. эндоплазматической сетью

     В. ядерной оболочкой                          Г. цитоплазмой

25. Конечные продукты подготовительного этапа энергетического обмена

     А. углекислый газ и воду             Б. глюкозу, аминокислоты

     В. белки, жиры                              Г. АДФ, АТФ

26. В результате какого процесса окисляются липиды

     А. энергетического обмена           Б. пластического обмена

     В. фотосинтеза                               Г. хемосинтеза

27. Все живые организмы в процессе жизнедеятельности используют

     энергию, которая запасается в органических веществах, созданных из

     неорганических

     А. животными       Б. грибами       В. растениями       Г. вирусами

28. Совокупность реакций синтеза органических веществ из

     неорганических с использованием энергии света называют

     А. хемосинтезом     Б. фотосинтезом     В. брожением     Г. гликолизом

29. В каком процессе в клетке электрон молекулы хлорофилла

      поднимается на более высокий энергетический уровень под

      воздействием энергии солнца?

     А. фагоцитоза     Б. синтеза белка     В. фотосинтеза     Г. хемосинтеза

30. Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит в клетках

     А. любого организма                     Б. содержащих хлоропласты

     В. содержащих лизосомы              Г. содержащих митохондрии

31. Растительная клетка, как и животная, получает энергию в процессе

     А. окисления органических веществ      Б. биосинтеза белка

     В. синтеза липидов                                   Г. синтеза нуклеиновых кислот

Задания на установление соответствия:

5. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена, и видами обмена веществ.

Процессы

1. поглощение света;

2. окисление пировиноградной кислоты;

3. выделение углекислого газа и воды;

4. синтез молекул АТФ за счет химической энергии;

5. синтез молекул АТФ за счет энергии света;

6. синтез углеводов из углекислого газа и воды;

Виды обмена

   А. энергетический обмен;

   Б. фотосинтез;

6. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.

Признаки организмов

1. захватывают пищу путем фагоцитоза;

2. используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ;

3. получают пищу путем фильтрации воды;

4. синтезируют органические вещества из неорганических на свету;

5. используют энергию солнечного света;

6. используют энергию, заключенную в пище;

Группа организмов

А. автотрофы;

Б. гетеротрофы;

7. Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами.

Свойство

1. происходит в ядре;

2. происходит в цитоплазме;

3. происходит на рибосомах;

4. осуществляется на матрице ДНК;

5. осуществляется на матрице м-РНК;

Биологический процесс

А. синтез м-РНК;

Б. образование молекулы белка;

12. Установите последовательность процессов биосинтеза белка в клетке.

     А. синтез и-РНК на ДНК;

     Б. присоединение аминокислоты к т-РНК;

     В. доставка аминокислоты к рибосоме;

     Г. перемещение и-РНК из ядра к рибосоме;

     Д. нанизование рибосом на и-РНК;

     Е. присоединение двух молекул т-РНК с аминокислотами к и-РНК;

     Ж. взаимодействие аминокислот, присоединенных к и-РНК,

          образование пептидной связи;

Часть С.

Задание на обобщение и применение знаний.

Задания с кратким свободным ответом.

  1. Почему брожение считается более древним типом энергетического обмена, чем дыхание?
  2. В чем проявляется роль ДНК в биосинтезе белка?

Задания с развернутым свободным ответом.

  1. Каким образом нуклеотидная последовательность гена определяет функцию кодируемого им белка?
  2. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка?

Решение биологических задач на применение знаний в новой ситуации по цитологии.

  1. В одной цепочке молекулы ДНК имеется 25 % адениловых остатков, 17 % тимидиловых остатков и 32 % цитидиловых остатков. Рассчитайте, какое процентное соотношение нуклеотидов в двухцепочечной ДНК.
  2. Фрагмент молекулы ДНК (ген) содержит 4326 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот входит в состав белка, который кодируется этим геном?
  3. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках в процессе гликолиза, если происходит окисление фрагмента молекулы гликогена, содержащего 20 остатков глюкозы?

11. Углекислый газ используется в качестве источника углерода в таких

      реакциях обмена веществ, как

     А. синтез липидов                  Б. синтез нуклеиновых кислот

     В. фотосинтез                         Г. синтез белка

12. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в

      клетке на подготовительном этапе энергетического обмена

      происходит в

      А. лизосомах                                      Б. цитоплазме    

      В. эндоплазматической сети             Г. митохондриях

13. Реакции биосинтеза белка, в которых последовательность триплетов

      в и-РНК обеспечивает последовательность аминокислот в молекуле

      белка, называют

      А. гидролитическими           Б. матричными

      В. ферментативными            Г. окислительными

14. Какие органические вещества входят в состав хромосом?

     А. белок и ДНК                      Б. АТФ и т-РНК    

     В. АТФ и глюкоза                  Г. РНК и липиды

15. Три ядом расположенных нуклеотида в молекуле ДНК, кодирующих

      одну аминокислоту, называют    

     А. триплетом     Б. генетическим кодом     В. геном     Г. генотипом

16. Белок состоит из 50 аминокислотных остатков. Сколько

      нуклеотидов в гене, в котором закодирована первичная структура

      этого белка?

      А. 50            Б. 100          В. 150          Г. 200

17. Единство генетического кода всех живых существ на Земле

      проявлется в его

     А. триплетности                 Б. однозначности    

     В. специфичности              Г. универсальности

18. Какая последовательность правильно отражает путь реализации

      генетической информации?

     А. ген  и-РНК  белок   свойство  признак

     Б. признак   белок   и-РНК   ген   ДНК

     В. и-РНК  ген    белок  признак  свойство

     Г. ген  признак  свойство  

19. Генетический код определяет принцип записи информации о

     А. последовательности аминокислот в молекуе белка

     Б.  транспорте и-РНК в клетке

     В. расположении глюкозы в молекуле крахмала

     Г. числе рибосом на эндотермической сети

 

Часть В.

Задания с выбором трех верных ответов из шести предложенных.

  1. Какие процессы вызывает энергия солнечного света в листе?

А. образование молекулярного кислорода в результате разложения воды;

Б. окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды;

В. синтез молекул АТФ;

Г. расщепление биополимеров до мономеров;

Д. расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;

Е. образование атомарного водорода за счет отнятия электрона от молекулы воды хлорофиллом;

  1. В темновую фазу фотосинтеза, в отличие от световой, происходит

А. фотолиз воды;

Б. восстановление углекислого газа до глюкозы;

В. синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света;

Г. соединение водорода с переносчиком НАДФ +;

Д. использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов;

Е. образование молекул крахмала из глюкозы;

3.   В процессе фотосинтеза происходит:

      А. синтез АТФ;

      Б. разложение сложных органических соединений;

      В. образование молекулярного кислорода;

      Г. выделение углекислого газа;

      Д. поглощение энергии молекул АТФ на синтез углеводов;

      Е. синтез органических соединений из углекислого газа и воды;

4.    Каково строение и функции митохондрий?

      А. осуществляют расщепление биополимеров до мономеров;

      Б. участвуют в анаэробном способе получения энергии;

      В. осуществляют реакции окисления матричного типа;

      Г. содержат ферментативные комплексы, расположенные на кристах;

     Д. при окислении органических веществ освобождается энергия, используемая на синтез АТФ;

      Е. имеют внутреннею и наружную мембрану;

8. Установите соответствие между процессом и его характеристиками.

Процессы

1. зависимость от солнечного света;

2. выделение кислорода;

3. поглощение кислорода;

4. окисление органических соединений до углекислого газа и воды;

5. протекает в митохондриях;

Виды обмена

   А. дыхание;

   Б. фотосинтез;

Задания на определение последовательности биологических процессов и явлений.

9. Установите последовательность этапов энергетического обмена.

    А. расщепление биополимеров до мономеров;

    Б. поступление органических веществ в клетку;

    В. окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды;

    Г. расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;

    Д. синтез двух молекул АТФ;

    Е. синтез 36 молекул АТФ

10. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.

    А. возбуждение хлорофилла;

    Б. синтез глюкозы;

    В. соединение электронов с НАДФ + и Н+;

    Г. фиксация углекислого газа;

        Д. фотолиз воды;

    11. Укажите последовательность процессов, происходящих при

         фотосинтезе.

       А. переход электрона хлорофилла в возбужденное состояние;

       Б. фотолиз воды;

       В. поступление глюкозы из хлоропласта в цитоплазму;

       Г. поглощение кванта света хлорофиллом;

       Д. выведение молекулярного кислорода из клетки;

       Е. образование глюкозы из углекислого газа и воды;

  1. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящих из 20остатков глюкозы?

  1. Сколько нуклеотидов содержит ген, кодирующий белок миоглобин, если в его состав входят 153 аминокислоты?

  1. Содержание нуклеотидов в цепи и-РНК следующее: аденилового – 35 %, гуанилового – 27 %, цитидилового – 13 %, урацилового – 25 %. Определите процентный состав нуклеотидов участка двухцепочечной молекулы ДНК, являющегося матрицей для этой молекулы и-РНК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вопросы к контрольной работе по Всеобщей истории для 10-х классов

Вопросы охватывают периоды Древнейшей , Древней и Средневековой истории. Указанные вопросы позволят учителю провести диагностику знаний, а учащемуся лучше подготовиться к проверке знаний....

Подборка материала для контрольных работ (9 класс)

Контрольные работы для 9 класса....

Вопросы,тесты,контрольные работы по духовному краеведению Подмосковья(8кл.)

Вопросы,тесты,контрольные работы для закрепления,проверки знаний изученного материала....

Подборка вопросов к контрольным работам по теме "Химический состав клетки" в 9, 11 классах.

Подборка вопросов к контрольным работам по теме "Химический состав клетки" в 9 и 11 классах.Вопросы подобраны из материалов КИМов за 2005 - 2015 учебные годы....

Вопросы для контрольной работы по технологии

Контрольные вопросы по технологии 5-8 классы....

методические разработки вопросов контрольной работы для 7 класса

обобщающие вопросы для закрепелния материала...