Разработка урока на тему: "Учение Ч.Дарвина"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Константинова Мария Александровна

Конспект урока и презентация на тему: "Учение Ч.Дарвина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии. 9-й класс

Целевой блок

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.     Тема 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Тема урока

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

Педагогические цели

Сформировать понятие о естественном отборе как движущей и направляющей силе эволюции; на примерах доказать, что естественный отбор является результатом борьбы за существование;

Формировать УУД:

- Личностные: развитие интеллектуальных и творческих способностей; экологического сознания; признание высокой целости жизни, здоровья своего и других; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; ответственного отношения к учению, труду; целостного мировоззрения; осознанности и уважительного отношения к другим людям.

- Регулятивные УУД:  самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

-  Коммуникативные  УУД:  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; составлять тезисы, определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД

базовый уровень – знают о вкладе Ч. Дарвина в формирование эволюционной теории; время, причины и преимущества в возникновении, развитии, господстве человека на Земле; понимают смысл биологических терминов; понимают роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; продуктивный уровень – выполняют творческие задания.

Личностные УУД

развитие интеллектуальных и творческих способностей; экологического сознания и основ экологической культуры; признание высокой целости жизни, здоровья своего и других; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; ответственного отношения к учению, труду; целостного мировоззрения.

Метапредметные УУД

  • познавательные – общеучебные: умеют анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; составлять тезисы; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; логические: совершенствуют мыслительные операции;
  • регулятивные:  самостоятельно обнаруживают и формируют учебную проблему, определяют УД; выдвигают версии решения проблемы, осознают (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирают средства достижения цели из предложенных; составляют план решения проблемы; работают по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствуют самостоятельно выбранные критерии оценки;
  • коммуникативные – умеют самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Инструментальный блок

Тип урока

Комбинированный урок

Форма урока

мультимедиа - урок

Учебно-методический комплекс

- Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. - М.: Дрофа,2012.

- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б.,  Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности.9 класс (концентрический курс): учебник. - М.:Дрофа,2014. – 304 с.

- Цибулевский А. Ю., Захаров В.Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9  класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). - М.: Дрофа, 2015.. - 144 с.

- мультимедийный проектор

- компьютер учителя

- тетрадь  

Оборудование и материалы

Компьютер, проектор, презентация, портрет Ч. Дарвина

Образовательные ресурсы

Презентация « Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»»

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия и термины

Эволюционное учение Ч. Дарвина,  наследственность, изменчивость, естественный отбор, индивидуальная изменчивость, избыточная численность потомства, борьба за существование, межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями внешней среды.

Организация пространства

Групповая, фронтальная, индивидуальная работа

Домашнее задание

§5 (с. 24-29), читать, ответить на вопросы (уст.), рабочая тетрадь с. 13-14 (письм.); творческое задание: подобрать примеры и иллюстрировать их по своему варианту (из 7) парной работы.

Организационная структура урока

Основные этапы организации учебной деятельности, время

Цель этапа

Формы, методы, методические приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Мотивационно-целевой этап. 2 мин.

Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний.

Монолог учителя с элементами беседы, метод - наглядный (портрет)

Сообщает тему, цель и план урока. Предлагает вспомнить, кто изображен на портрете и чем известен этот человек.

Вспоминают факты о жизни и исследованиях Ч. Дарвина.

Испытывают затруднения в ответе на вопрос о его вкладе в науку.

Слушают учителя.

Строят собственные высказывания, аргументируют

Самостоятельно обнаруживают и формируют учебную проблему

Принимают  и  сохраняют учебную цель.

Оформляют конспект.

2. Ориентировочный этап. 8 мин.

Выявить имеющиеся знания по теме.

Организовать совместное с учителем планирование получения информации.

Форма – фронтальная; метод – беседа с опорой на презентационный материал

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение: просит рассказать о путешествии Дарвина на корабле (Слайды 2-25), его наблюдениях и учении об искусственном отборе

Рассказывают о маршруте Дарвина и его находках в разных местах (по группам).

Испытывают затруднения при ответе на вопросы, связанные с естественным отбором.

Слушают учителя и одноклассников. Самостоя-тельно организовывают учебное взаимодействие в группе (определяют общие цели, договариваются друг с другом); в дискуссии выдвигают аргументы и контраргументы; учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать его ошибочность и корректировать его.

Принимают предложенный способ получения информации.

Проверяют домашнюю работу в рабочей тетради с. 12.

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий. 6 мин.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

Монолог учителя; форма – фронтальная; метод – беседа с опорой на презентационный материал и материал учебника

Обсуждает с учениками сделанные Дарвином наблюдения. Представляет противоречия в наблюдениях §5 абз. 2 с. 24, абз. 1 с.25  и Слайды 26-32.

Предлагает проанализировать материал и сформулировать проблему.

Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с материалом учебника §5 абз. 2 с. 25 - 28. Делают вывод: Существует закономерность между численностью и характеристиками видов.

Слушают учителя и одноклассников. Высказывают правильные и ошибочные мнения.

Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат, выбирают средства достижения цели; составляют план решения проблемы.

4. Первичная проверка понимания изученного. 10 мин.

Установить правильность  и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Форма – парная, метод – словесный

Организует учебное исследование проблемы для выделения значения рассматриваемых процессов (по плану - 7 пунктов: естественный отбор, индивидуальная изменчивость, избыточная численность потомства, борьба за существование, межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными  условиями внешней среды), основных положений.

Организует учебное взаимодействие учеников (групп с одним вариантом) и следующее обсуждение.

Выделяют значение и характеристики выделенных факторов.

По группам соотносят важность каждого из них для процесса эволюции.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Осуществляют самоконтроль. Оформляют конспект. работают по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствуют самостоятельно выбранные критерии оценки

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий 8 мин.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Форма – фронтальная, метод – словесный, беседа с опорой на презентационный материал

Предлагает выделить основные выводы, сделанные Дарвином в ходе путешествия, рассмотреть их оформление Слайд 33-37), сделать выводы о значении учения Дарвина о естественном отборе

Анализируют, сравнивают, классифицируют факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; составляют тезисы:

Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Естественный отбор – движущая сила эволюции.

Естественный отбор и борьба за существование

Участвуют  в обсуждении содержания материала. Строят рассуждения, понятные для собеседников, понимая позицию другого, различают в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Высказывают правильные и ошибочные мнения.

Осуществляют самоконтроль. 

6. Применение знаний и способов действий 6 мин.

Обеспечить  усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Форма – фронтальная, метод – практический

Предлагает решить упражнения и ответить на вопросы (рабоч. тетр. с.13-14.).

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Участвуют  в обсуждении содержания материала. Строят  рассуждения, понятные для собеседника.

Осуществляют контроль и самоконтроль. Оформляют известные факты рабоч. тетр. с.13-14.

7. Информация о домашнем задании3 мин.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма – фронтальная, метод – словесный

Поясняет домашнее задание. §5 (с. 24-29), читать, ответить на вопросы (уст.), рабочая тетрадь с. 13-14 (письм.), подобрать примеры и иллюстрировать их по своему варианту (из 7) парной работы.

Рассматривают степень изученности предлагаемого задания.

Слушают учителя

Записывают домашнее задание.

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 2 мин.

Оценить степень реализации поставленных на занятии целей. Оценить работу учеников во время урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Форма – работа в паре; метод – словесный

Предлагает ученикам дать оценку достижению поставленных целей, уровню полезности изученного материала и собственной работе.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Слушают учителя и одноклассников. Рефлексия своих действий.

Осуществляют самоконтроль и самооценку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле « Бигль »

Слайд 2

Дата начала 27 декабря 1831 года Дата окончания 2 октября 1836 года Руководитель капитан Роберт Фицрой Состав: Капитан, 12 офицеров, боцман, 42 матроса и 8 юнг, штурман, врач; натуралист Чарльз Дарвин , инструментальный мастер, художник-чертёжник, миссионер; 3 туземца.

Слайд 3

Маршрут 1 — Девонпорт , 2 — Тенерифе , 3 — острова Зелёного Мыса , 4 — Баия , 5 — Рио-де-Жанейро , 6 — Монтевидео , 7 — Фолклендские острова , 8 — Вальпараисо , 9 — Лима , 10 — Галапагосские острова , 11 — Таити , 12 — Новая Зеландия , 13 — Сидней , 14 — Хобарт , 15 — залив Короля Георга, 16 — Кокосовые острова , 17 — Маврикий , 18 — Кейптаун , 19 — Баия , 20 — Азорские острова .

Слайд 4

Кругосветное путешествие Чарльза Дарвина на корабле « Бигль » в 1831 — 1836 годах, благодаря которому учёный основал эволюционное учение , поставив биологию на достаточно прочную научную основу. Наряду с известными научными экспедициями XIX века это путешествие под командованием капитана Роберта Фицроя занимает одно из видных мест.

Слайд 5

Предпосылки путешествия

Слайд 6

Первой задачей была детальная съёмка восточных и западных берегов Южной Америки и прилегающих островов. На основе этой съёмки экспедиция должна была составить точные морские карты, которые бы облегчили плавания кораблей в этих водах. Из пяти лет плавания « Бигля » бо́льшая часть времени была потрачена именно на эти исследования. Капитан Фицрой доставил в Адмиралтейство более 80 карт разных частей побережья и островов, 80 планов бухт и гаваней с указанием всех якорных остановок и 40 рисунков-пейзажей посещённых мест. Вторая задача заключалась в создании цепи хронометрических измерений в последовательном ряде точек вокруг земного шара для точного определения меридианов этих точек. Именно для выполнения этой задачи « Бигль » и должен был совершить кругосветное путешествие.

Слайд 7

Подготовка к путешествию

Слайд 8

К началу путешествия Чарльзу Дарвину было 23 года. Принять участие в путешествии Дарвину предложил профессор Генсло в связи с тем, что астроном из Кембриджского университета профессор Дж. Пикок , к которому обратились с просьбой рекомендовать натуралиста на « Бигль », не смог найти нужного человека и просил помочь. В начале сентября Чарльза всё-таки включили в состав экспедиции. Однако ему пришлось самому купить себе всю экипировку, к тому же он не получал заработной платы. Британское правительство, снаряжая экспедицию, не хотело брать на себя никакой заботы о натуралисте, считая не обязательным его присутствие в составе экспедиции.

Слайд 9

Путешествие

Слайд 10

Атлантический океан

Слайд 11

27 декабря 1831 года « Бигль » вышел из порта города Девонпорт , Великобритания. 16 января прибыл к острову Сантьягу , что в группе островов Зелёного Мыса , и бросил якорь у города Порто-Прая . Натуралист проводил исследование тамошних птиц и животных. На острове Сантьягу провёл наблюдение за местными морскими животными, в частности осьминогами . 8 февраля экспедиция покинула острова и 16 февраля достигла скал Святого Павла , где встала на дрейф . Дарвин наблюдал за местными птицами, которые гнездились на скалах, и другими животными. Сделав описание и наблюдения скал, пришёл к мысли, что они образовались благодаря коралловым рифам . 17 февраля экспедиция пересекла экватор.

Слайд 12

Бразилия)

Слайд 13

20 февраля экспедиция прибыла к вулканическому острову Фернанду-ди-Норонья , где Дарвин сделал описание флоры и фауны и исследовал геологию. Через неделю, 28 февраля, они прибыли в город Баия в Бразилии . Дарвина очень захватила природа окрестных земель. Он провёл з начительные наблюдения за рыбой-ежом и определил, что эта маленькая рыбка, когда попадает в желудок акулы , может проесть его стенки и даже бок хищного животного, при этом убивая его. 18 марта корабль « Бигль » отплыл из Баии , продолжив кругосветное путешествие. С 27 по 30 марта корабль вёл картографические съёмки возле островов Аброльйос , расположенных у побережья материка. Внимание Дарвина привлекла красноватая морская вода, на поверхности которой было разбросано будто сено. 4 апреля экспедиция прибыла в город Рио-де-Жанейро , где в окрестных водах проводили съёмки. В частности он провёл длительные наблюдения за наземными планариями и доказал, что они не являются кишечными паразитическими червями. За время пребывания в коттедже на окраине Рио-де-Жанейро, Дарвин проводил наблюдения за местными животными — квакшами , насекомыми (в том числе светляками Lampyridae ), морскими животными ( медузами , нереидами , гидроидными , пиросомами ).

Слайд 14

Уругвай

Слайд 15

5 июля 1832 года корабль вышел из гавани Рио-де-Жанейро и направился на юг, к Ла-Плате . 26 июля « Бигль » бросил якорь в порту Монтевидео , столице Уругвая . Следующие два года экспедиция вела картографическую съёмку у восточных и южных берегов Южной Америки к югу от Ла-Платы. За это время собрал большую коллекцию млекопитающих, птиц (80 видов) и пресмыкающихся (в том числе 9 видов змей). Учёный проводил ряд экскурсий по окрестностям — к реке Поланко , что на 70 миль к северу, в посёлок Лас-Минас , в гористую местность Сьерра-де-лас-Анимас и посёлок Пан-де-Асукар . Натуралист описывал и исследовал различных животных, в частности нанду Дарвина , дельфинов , названных в честь капитана « Бигля », оленей, множество грызунов (в частности крупнейшего современного грызуна — капибару ). После визита в Уругвай вся экспедиция на « Бигле » отплыла на юг до архипелага Огненная Земля .

Слайд 16

Огненная земля

Слайд 17

17 декабря 1832 года экспедиция достигла Огненной Земли . Обогнув мыс Сан-Диего, корабль вышел в пролив Лемера и бросил якорь в бухте Доброго Успеха. Членов экспедиции встретили туземцы — огненноземельцы . Возвращение к « Биглю » состоялось через пролив, названный позднее именем корабля , заодно была проведена съёмка местности. За всё время пребывания на островах Дарвин выполнил ряд интересных для науки наблюдений за огненноземельцами , описал их внешность, поведение и историю. 28 апреля 1833 года « Бигль » вернулся в Мальдонадо . Второй раз на Огненную Землю экспедиция вернулась 2 февраля 1834 и пробыла здесь до 5 марта.

Слайд 18

Ла-Плата

Слайд 19

24 августа « Бигль » прибыл в Баия-Бланку и через неделю отплыл на север к Ла-Плате. В Пунта-Альте он исследовал тектонический разрез с многочисленными остатками гигантских животных и нашёл несколько скелетов — мегатерия , мегалоникса , сцелидотерия , милодона , макраухении , токсодона . На пути в столицу Аргентины Дарвин пересёк горный массив Сьерра-де-ла-Вентана и реки Рио-Саус , Рио-Тапальгуен и Рио-Саладо . 20 сентября он прибыл в Буэнос-Айрес, в котором провёл неделю, и 27 сентября отправился на северо-запад в город Санта-Фе . Здесь Дарвин занялся раскопками древних остатков гигантских животных — похожего на броненосца глиптодона и вымершей лошади.

Слайд 20

Патагония

Слайд 21

По дороге в Патагонию Дарвин исследовал насекомых , которые находились в воздухе над морем, или же в самой воде далеко от берега, и других членистоногих , в первую очередь ракообразных . Его внимание привлекли насекомые, пресмыкающиеся и птицы, а также гуанако . Также был найден скелет вымершего животного — макраухении . Пробыв в бухте 8 дней, экспедиция двинулась дальше на юго-восток, до Фолклендских островов .

Слайд 22

ЧИЛИ

Слайд 23

В конце мая 1834 года « Бигль » с востока зашёл в Магелланов пролив . У мыса Грегори экспедиция встретила патагонцев — народ который имел достаточно большой рост. Дарвин описал их и их быт, даже хотел взять трёх с собой. Среди растений Дарвин исследовал местные вечнозелёные леса из бука , среди животных — мышеобразных грызунов , туко-туко , тюленей и других зверей, а также птиц.

Слайд 24

ПЕРУ

Слайд 25

12 июля экспедиция прибыла в перуанский город Икике , Дарвин осмотрел окрестные земли. 19 июля « Бигль » прибыл в Кальяо , главный порт страны, расположенный вблизи столицы — Лимы . Совершив экскурсию по окрестностям, Дарвин впервые увидел и описал такое явление как Эль-Ниньо . Пробыв в Перу в начале сентября, экспедиция 7 сентября двинулась на северо-запад до Галапагосских островов.

Слайд 26

Галапагосские острова

Слайд 27

С 15 сентября по 20 октября « Бигль » простоял на Галапагосских островах , проведя здесь картографические съёмки. Из млекопитающих он поймал мышь , из птиц собрал 26 экземпляров, в том числе каракару и сплюшку . Дарвин исследовал разнообразную группу родственных птиц, распространённых на островах, которых он назвал земляные вьюрки . Благодаря наблюдению за разнообразием этих птиц у Дарвина впервые возникла идея об изменяемости видов. Среди пресмыкающихся-эндемиков он выделил игуан , которые отличались тем, что могли плавать в море. Собрав почти полную коллекцию местных насекомых, Дарвин пришел к выводу, что не видел более бедной по составу их фауны местности в мире.

Слайд 28

Австралия и Океания

Слайд 29

Закончив съёмку Галапагосских островов, « Бигль » направился на запад, к острову Таити . Пройдя острова Туамоту , экспедиция прибыла на Таити 15 ноября. Дарвин имел возможность изучить геологию коралловых островов и рифов , что послужило материалом для написания его книги «Строение и распределение коралловых рифов».

Слайд 30

Индийский океан Африка

Слайд 31

1 апреля экспедиция достигла Кокосовых островов . Дарвин исследовал местную флору и пришёл к выводу, что всю её занесли сюда волны с севера, что она состоит всего из 20 видов дикорастущих растений, относящихся к 19 различным родам 16 разных семейств. Среди животных, которых было меньше, чем растений, учёный описал завезённых сюда крыс , нескольких голенастых птиц , ящерицу, 13 видов пауков, одного жука и кокосового краба .

Слайд 32

Возвращение

Слайд 33

16 июня капитан Фицрой вывел корабль из Южной Африки, и уже 8 июля экспедиция достигла острова Святой Елены . Дарвин провёл ряд экскурсий по острову и сделал несколько исследований местной флоры. Его внимание привлекли эндемичные виды моллюсков, большинство которых были вымершими. Была собрана коллекция ракушек из 16 видов, 7 из которых — эндемики. Учёный обратил внимание и на местных птиц. 19 июля « Бигль » прибыл на остров Вознесения , на котором учёный нашел чёрных крыс , завезённых сюда мореплавателями. 4 сентября корабль отправился на север до Азорских островов , куда прибыл только 20 сентября. Там экспедиция провела 4 дня, после чего отплыла на север в Великобританию. 2 октября « Бигль » прибыл в городок Фалмут , где Дарвин сошёл на берег, а корабль поплыл дальше, к Девонпорту .

Слайд 34

Плоды путешествия

Слайд 35

Огромный фактический материал по геологии и зоологии, собранный Дарвином во время путешествия и в дальнейшем обработанный как им самим, так и другими исследователями, лёг в основу ряда капитальных произведений:

Слайд 36

«Зоологические результаты путешествия на « Бигле »» (1839—1843) — 5 томов, под редакцией самого Дарвина геологические результаты путешествия, 3 тома: «Строение и распределение коралловых рифов» (1842) «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844) «Геологические наблюдения в Южной Америке» (1846) монография о современных ископаемых усоногих раках, 4 тома (1851—1854) большое количество статей по геологии, зоологии и другим вопросам, опубликованных в журналах (1837—1858) «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле « Бигль »» (1839) — впервые была переведена на русский язык в 1871 году Е. Бекетовой « Автобиография » « Происхождение видов » (1859)

Слайд 37

Однако большой результат путешествия Дарвина стал известен миру только через 23 года после возвращения учёного на родину, в 1859 году, когда вышло его «Происхождение видов». Достаточно большое значение приобрели окаменелые останки ископаемых животных, найденные Дарвином. Сейчас они экспонируются в крупных музеях Европы и США и имеют ценное научное значение.

Слайд 38

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии в 9 классе с применением ЭОР на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе"

Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...

Урок "Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин."

Урок биологии в 9 классе. Материал содержит: технологическую карту урока, презентацию, приложения к уроку....

Презентация к уроку "Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина"

В презентации представлены естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина....

Презентация по теме Учение Ч. Дарвина

Презентация по теме Учение Ч.  Дарвина...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Портреты великих… Чарльз Дарвин»

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Портреты великих… Чарльз Дарвин», посвященное 160- летию со дня выхода в свет книги «Происхождение видов путем естественного отбора» ...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Портреты великих… Чарлз Дарвин»

        Методическая разработка «Портреты великих… Чарлз Дарвин» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин в качестве методических ре...