Разработка урока на тему: "Учение Ч.Дарвина"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Конспект урока и презентация на тему: "Учение Ч.Дарвина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 146 КБ |
![]() | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии. 9-й класс | |
Целевой блок | |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. Тема 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | |
Тема урока | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе |
Педагогические цели | Сформировать понятие о естественном отборе как движущей и направляющей силе эволюции; на примерах доказать, что естественный отбор является результатом борьбы за существование; Формировать УУД: - Личностные: развитие интеллектуальных и творческих способностей; экологического сознания; признание высокой целости жизни, здоровья своего и других; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; ответственного отношения к учению, труду; целостного мировоззрения; осознанности и уважительного отношения к другим людям. - Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. - Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. - Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; составлять тезисы, определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. |
Планируемые образовательные результаты | |
Предметные УУД | базовый уровень – знают о вкладе Ч. Дарвина в формирование эволюционной теории; время, причины и преимущества в возникновении, развитии, господстве человека на Земле; понимают смысл биологических терминов; понимают роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; продуктивный уровень – выполняют творческие задания. |
Личностные УУД | развитие интеллектуальных и творческих способностей; экологического сознания и основ экологической культуры; признание высокой целости жизни, здоровья своего и других; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; ответственного отношения к учению, труду; целостного мировоззрения. |
Метапредметные УУД |
|
Инструментальный блок | |
Тип урока | Комбинированный урок |
Форма урока | мультимедиа - урок |
Учебно-методический комплекс | - Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. - М.: Дрофа,2012. - Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности.9 класс (концентрический курс): учебник. - М.:Дрофа,2014. – 304 с. - Цибулевский А. Ю., Захаров В.Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). - М.: Дрофа, 2015.. - 144 с. - мультимедийный проектор - компьютер учителя - тетрадь |
Оборудование и материалы | Компьютер, проектор, презентация, портрет Ч. Дарвина |
Образовательные ресурсы | Презентация « Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»» |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия и термины | Эволюционное учение Ч. Дарвина, наследственность, изменчивость, естественный отбор, индивидуальная изменчивость, избыточная численность потомства, борьба за существование, межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями внешней среды. |
Организация пространства | Групповая, фронтальная, индивидуальная работа |
Домашнее задание | §5 (с. 24-29), читать, ответить на вопросы (уст.), рабочая тетрадь с. 13-14 (письм.); творческое задание: подобрать примеры и иллюстрировать их по своему варианту (из 7) парной работы. |
Организационная структура урока
Основные этапы организации учебной деятельности, время | Цель этапа | Формы, методы, методические приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1.Мотивационно-целевой этап. 2 мин. | Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели. Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний. | Монолог учителя с элементами беседы, метод - наглядный (портрет) | Сообщает тему, цель и план урока. Предлагает вспомнить, кто изображен на портрете и чем известен этот человек. | Вспоминают факты о жизни и исследованиях Ч. Дарвина. Испытывают затруднения в ответе на вопрос о его вкладе в науку. | Слушают учителя. Строят собственные высказывания, аргументируют | Самостоятельно обнаруживают и формируют учебную проблему Принимают и сохраняют учебную цель. Оформляют конспект. |
2. Ориентировочный этап. 8 мин. | Выявить имеющиеся знания по теме. Организовать совместное с учителем планирование получения информации. | Форма – фронтальная; метод – беседа с опорой на презентационный материал | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение: просит рассказать о путешествии Дарвина на корабле (Слайды 2-25), его наблюдениях и учении об искусственном отборе | Рассказывают о маршруте Дарвина и его находках в разных местах (по группам). Испытывают затруднения при ответе на вопросы, связанные с естественным отбором. | Слушают учителя и одноклассников. Самостоя-тельно организовывают учебное взаимодействие в группе (определяют общие цели, договариваются друг с другом); в дискуссии выдвигают аргументы и контраргументы; учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать его ошибочность и корректировать его. | Принимают предложенный способ получения информации. Проверяют домашнюю работу в рабочей тетради с. 12. |
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий. 6 мин. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. | Монолог учителя; форма – фронтальная; метод – беседа с опорой на презентационный материал и материал учебника | Обсуждает с учениками сделанные Дарвином наблюдения. Представляет противоречия в наблюдениях §5 абз. 2 с. 24, абз. 1 с.25 и Слайды 26-32. Предлагает проанализировать материал и сформулировать проблему. | Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с материалом учебника §5 абз. 2 с. 25 - 28. Делают вывод: Существует закономерность между численностью и характеристиками видов. | Слушают учителя и одноклассников. Высказывают правильные и ошибочные мнения. | Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат, выбирают средства достижения цели; составляют план решения проблемы. |
4. Первичная проверка понимания изученного. 10 мин. | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. | Форма – парная, метод – словесный | Организует учебное исследование проблемы для выделения значения рассматриваемых процессов (по плану - 7 пунктов: естественный отбор, индивидуальная изменчивость, избыточная численность потомства, борьба за существование, межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями внешней среды), основных положений. Организует учебное взаимодействие учеников (групп с одним вариантом) и следующее обсуждение. | Выделяют значение и характеристики выделенных факторов. По группам соотносят важность каждого из них для процесса эволюции. | Участвуют в обсуждении содержания материала. | Осуществляют самоконтроль. Оформляют конспект. работают по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствуют самостоятельно выбранные критерии оценки |
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий 8 мин. | Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. | Форма – фронтальная, метод – словесный, беседа с опорой на презентационный материал | Предлагает выделить основные выводы, сделанные Дарвином в ходе путешествия, рассмотреть их оформление Слайд 33-37), сделать выводы о значении учения Дарвина о естественном отборе | Анализируют, сравнивают, классифицируют факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; составляют тезисы: Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование. Естественный отбор – движущая сила эволюции. Естественный отбор и борьба за существование | Участвуют в обсуждении содержания материала. Строят рассуждения, понятные для собеседников, понимая позицию другого, различают в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). Высказывают правильные и ошибочные мнения. | Осуществляют самоконтроль. |
6. Применение знаний и способов действий 6 мин. | Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | Форма – фронтальная, метод – практический | Предлагает решить упражнения и ответить на вопросы (рабоч. тетр. с.13-14.). | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Участвуют в обсуждении содержания материала. Строят рассуждения, понятные для собеседника. | Осуществляют контроль и самоконтроль. Оформляют известные факты рабоч. тетр. с.13-14. |
7. Информация о домашнем задании3 мин. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Форма – фронтальная, метод – словесный | Поясняет домашнее задание. §5 (с. 24-29), читать, ответить на вопросы (уст.), рабочая тетрадь с. 13-14 (письм.), подобрать примеры и иллюстрировать их по своему варианту (из 7) парной работы. | Рассматривают степень изученности предлагаемого задания. | Слушают учителя | Записывают домашнее задание. |
8. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 2 мин. | Оценить степень реализации поставленных на занятии целей. Оценить работу учеников во время урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Форма – работа в паре; метод – словесный | Предлагает ученикам дать оценку достижению поставленных целей, уровню полезности изученного материала и собственной работе. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Слушают учителя и одноклассников. Рефлексия своих действий. | Осуществляют самоконтроль и самооценку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дата начала 27 декабря 1831 года Дата окончания 2 октября 1836 года Руководитель капитан Роберт Фицрой Состав: Капитан, 12 офицеров, боцман, 42 матроса и 8 юнг, штурман, врач; натуралист Чарльз Дарвин , инструментальный мастер, художник-чертёжник, миссионер; 3 туземца.
Маршрут 1 — Девонпорт , 2 — Тенерифе , 3 — острова Зелёного Мыса , 4 — Баия , 5 — Рио-де-Жанейро , 6 — Монтевидео , 7 — Фолклендские острова , 8 — Вальпараисо , 9 — Лима , 10 — Галапагосские острова , 11 — Таити , 12 — Новая Зеландия , 13 — Сидней , 14 — Хобарт , 15 — залив Короля Георга, 16 — Кокосовые острова , 17 — Маврикий , 18 — Кейптаун , 19 — Баия , 20 — Азорские острова .
Кругосветное путешествие Чарльза Дарвина на корабле « Бигль » в 1831 — 1836 годах, благодаря которому учёный основал эволюционное учение , поставив биологию на достаточно прочную научную основу. Наряду с известными научными экспедициями XIX века это путешествие под командованием капитана Роберта Фицроя занимает одно из видных мест.
Предпосылки путешествия
Первой задачей была детальная съёмка восточных и западных берегов Южной Америки и прилегающих островов. На основе этой съёмки экспедиция должна была составить точные морские карты, которые бы облегчили плавания кораблей в этих водах. Из пяти лет плавания « Бигля » бо́льшая часть времени была потрачена именно на эти исследования. Капитан Фицрой доставил в Адмиралтейство более 80 карт разных частей побережья и островов, 80 планов бухт и гаваней с указанием всех якорных остановок и 40 рисунков-пейзажей посещённых мест. Вторая задача заключалась в создании цепи хронометрических измерений в последовательном ряде точек вокруг земного шара для точного определения меридианов этих точек. Именно для выполнения этой задачи « Бигль » и должен был совершить кругосветное путешествие.
Подготовка к путешествию
К началу путешествия Чарльзу Дарвину было 23 года. Принять участие в путешествии Дарвину предложил профессор Генсло в связи с тем, что астроном из Кембриджского университета профессор Дж. Пикок , к которому обратились с просьбой рекомендовать натуралиста на « Бигль », не смог найти нужного человека и просил помочь. В начале сентября Чарльза всё-таки включили в состав экспедиции. Однако ему пришлось самому купить себе всю экипировку, к тому же он не получал заработной платы. Британское правительство, снаряжая экспедицию, не хотело брать на себя никакой заботы о натуралисте, считая не обязательным его присутствие в составе экспедиции.
Путешествие
Атлантический океан
27 декабря 1831 года « Бигль » вышел из порта города Девонпорт , Великобритания. 16 января прибыл к острову Сантьягу , что в группе островов Зелёного Мыса , и бросил якорь у города Порто-Прая . Натуралист проводил исследование тамошних птиц и животных. На острове Сантьягу провёл наблюдение за местными морскими животными, в частности осьминогами . 8 февраля экспедиция покинула острова и 16 февраля достигла скал Святого Павла , где встала на дрейф . Дарвин наблюдал за местными птицами, которые гнездились на скалах, и другими животными. Сделав описание и наблюдения скал, пришёл к мысли, что они образовались благодаря коралловым рифам . 17 февраля экспедиция пересекла экватор.
Бразилия)
20 февраля экспедиция прибыла к вулканическому острову Фернанду-ди-Норонья , где Дарвин сделал описание флоры и фауны и исследовал геологию. Через неделю, 28 февраля, они прибыли в город Баия в Бразилии . Дарвина очень захватила природа окрестных земель. Он провёл з начительные наблюдения за рыбой-ежом и определил, что эта маленькая рыбка, когда попадает в желудок акулы , может проесть его стенки и даже бок хищного животного, при этом убивая его. 18 марта корабль « Бигль » отплыл из Баии , продолжив кругосветное путешествие. С 27 по 30 марта корабль вёл картографические съёмки возле островов Аброльйос , расположенных у побережья материка. Внимание Дарвина привлекла красноватая морская вода, на поверхности которой было разбросано будто сено. 4 апреля экспедиция прибыла в город Рио-де-Жанейро , где в окрестных водах проводили съёмки. В частности он провёл длительные наблюдения за наземными планариями и доказал, что они не являются кишечными паразитическими червями. За время пребывания в коттедже на окраине Рио-де-Жанейро, Дарвин проводил наблюдения за местными животными — квакшами , насекомыми (в том числе светляками Lampyridae ), морскими животными ( медузами , нереидами , гидроидными , пиросомами ).
Уругвай
5 июля 1832 года корабль вышел из гавани Рио-де-Жанейро и направился на юг, к Ла-Плате . 26 июля « Бигль » бросил якорь в порту Монтевидео , столице Уругвая . Следующие два года экспедиция вела картографическую съёмку у восточных и южных берегов Южной Америки к югу от Ла-Платы. За это время собрал большую коллекцию млекопитающих, птиц (80 видов) и пресмыкающихся (в том числе 9 видов змей). Учёный проводил ряд экскурсий по окрестностям — к реке Поланко , что на 70 миль к северу, в посёлок Лас-Минас , в гористую местность Сьерра-де-лас-Анимас и посёлок Пан-де-Асукар . Натуралист описывал и исследовал различных животных, в частности нанду Дарвина , дельфинов , названных в честь капитана « Бигля », оленей, множество грызунов (в частности крупнейшего современного грызуна — капибару ). После визита в Уругвай вся экспедиция на « Бигле » отплыла на юг до архипелага Огненная Земля .
Огненная земля
17 декабря 1832 года экспедиция достигла Огненной Земли . Обогнув мыс Сан-Диего, корабль вышел в пролив Лемера и бросил якорь в бухте Доброго Успеха. Членов экспедиции встретили туземцы — огненноземельцы . Возвращение к « Биглю » состоялось через пролив, названный позднее именем корабля , заодно была проведена съёмка местности. За всё время пребывания на островах Дарвин выполнил ряд интересных для науки наблюдений за огненноземельцами , описал их внешность, поведение и историю. 28 апреля 1833 года « Бигль » вернулся в Мальдонадо . Второй раз на Огненную Землю экспедиция вернулась 2 февраля 1834 и пробыла здесь до 5 марта.
Ла-Плата
24 августа « Бигль » прибыл в Баия-Бланку и через неделю отплыл на север к Ла-Плате. В Пунта-Альте он исследовал тектонический разрез с многочисленными остатками гигантских животных и нашёл несколько скелетов — мегатерия , мегалоникса , сцелидотерия , милодона , макраухении , токсодона . На пути в столицу Аргентины Дарвин пересёк горный массив Сьерра-де-ла-Вентана и реки Рио-Саус , Рио-Тапальгуен и Рио-Саладо . 20 сентября он прибыл в Буэнос-Айрес, в котором провёл неделю, и 27 сентября отправился на северо-запад в город Санта-Фе . Здесь Дарвин занялся раскопками древних остатков гигантских животных — похожего на броненосца глиптодона и вымершей лошади.
Патагония
По дороге в Патагонию Дарвин исследовал насекомых , которые находились в воздухе над морем, или же в самой воде далеко от берега, и других членистоногих , в первую очередь ракообразных . Его внимание привлекли насекомые, пресмыкающиеся и птицы, а также гуанако . Также был найден скелет вымершего животного — макраухении . Пробыв в бухте 8 дней, экспедиция двинулась дальше на юго-восток, до Фолклендских островов .
ЧИЛИ
В конце мая 1834 года « Бигль » с востока зашёл в Магелланов пролив . У мыса Грегори экспедиция встретила патагонцев — народ который имел достаточно большой рост. Дарвин описал их и их быт, даже хотел взять трёх с собой. Среди растений Дарвин исследовал местные вечнозелёные леса из бука , среди животных — мышеобразных грызунов , туко-туко , тюленей и других зверей, а также птиц.
ПЕРУ
12 июля экспедиция прибыла в перуанский город Икике , Дарвин осмотрел окрестные земли. 19 июля « Бигль » прибыл в Кальяо , главный порт страны, расположенный вблизи столицы — Лимы . Совершив экскурсию по окрестностям, Дарвин впервые увидел и описал такое явление как Эль-Ниньо . Пробыв в Перу в начале сентября, экспедиция 7 сентября двинулась на северо-запад до Галапагосских островов.
Галапагосские острова
С 15 сентября по 20 октября « Бигль » простоял на Галапагосских островах , проведя здесь картографические съёмки. Из млекопитающих он поймал мышь , из птиц собрал 26 экземпляров, в том числе каракару и сплюшку . Дарвин исследовал разнообразную группу родственных птиц, распространённых на островах, которых он назвал земляные вьюрки . Благодаря наблюдению за разнообразием этих птиц у Дарвина впервые возникла идея об изменяемости видов. Среди пресмыкающихся-эндемиков он выделил игуан , которые отличались тем, что могли плавать в море. Собрав почти полную коллекцию местных насекомых, Дарвин пришел к выводу, что не видел более бедной по составу их фауны местности в мире.
Австралия и Океания
Закончив съёмку Галапагосских островов, « Бигль » направился на запад, к острову Таити . Пройдя острова Туамоту , экспедиция прибыла на Таити 15 ноября. Дарвин имел возможность изучить геологию коралловых островов и рифов , что послужило материалом для написания его книги «Строение и распределение коралловых рифов».
Индийский океан Африка
1 апреля экспедиция достигла Кокосовых островов . Дарвин исследовал местную флору и пришёл к выводу, что всю её занесли сюда волны с севера, что она состоит всего из 20 видов дикорастущих растений, относящихся к 19 различным родам 16 разных семейств. Среди животных, которых было меньше, чем растений, учёный описал завезённых сюда крыс , нескольких голенастых птиц , ящерицу, 13 видов пауков, одного жука и кокосового краба .
Возвращение
16 июня капитан Фицрой вывел корабль из Южной Африки, и уже 8 июля экспедиция достигла острова Святой Елены . Дарвин провёл ряд экскурсий по острову и сделал несколько исследований местной флоры. Его внимание привлекли эндемичные виды моллюсков, большинство которых были вымершими. Была собрана коллекция ракушек из 16 видов, 7 из которых — эндемики. Учёный обратил внимание и на местных птиц. 19 июля « Бигль » прибыл на остров Вознесения , на котором учёный нашел чёрных крыс , завезённых сюда мореплавателями. 4 сентября корабль отправился на север до Азорских островов , куда прибыл только 20 сентября. Там экспедиция провела 4 дня, после чего отплыла на север в Великобританию. 2 октября « Бигль » прибыл в городок Фалмут , где Дарвин сошёл на берег, а корабль поплыл дальше, к Девонпорту .
Плоды путешествия
Огромный фактический материал по геологии и зоологии, собранный Дарвином во время путешествия и в дальнейшем обработанный как им самим, так и другими исследователями, лёг в основу ряда капитальных произведений:
«Зоологические результаты путешествия на « Бигле »» (1839—1843) — 5 томов, под редакцией самого Дарвина геологические результаты путешествия, 3 тома: «Строение и распределение коралловых рифов» (1842) «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844) «Геологические наблюдения в Южной Америке» (1846) монография о современных ископаемых усоногих раках, 4 тома (1851—1854) большое количество статей по геологии, зоологии и другим вопросам, опубликованных в журналах (1837—1858) «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле « Бигль »» (1839) — впервые была переведена на русский язык в 1871 году Е. Бекетовой « Автобиография » « Происхождение видов » (1859)
Однако большой результат путешествия Дарвина стал известен миру только через 23 года после возвращения учёного на родину, в 1859 году, когда вышло его «Происхождение видов». Достаточно большое значение приобрели окаменелые останки ископаемых животных, найденные Дарвином. Сейчас они экспонируются в крупных музеях Европы и США и имеют ценное научное значение.
Конец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-79938-1480878091.jpg)
План-конспект урока биологии в 9 классе с применением ЭОР на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе"
Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-548872-1418296459.jpg)
Урок "Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин."
Урок биологии в 9 классе. Материал содержит: технологическую карту урока, презентацию, приложения к уроку....
Презентация к уроку "Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина"
В презентации представлены естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/19/picture-868465-1482173559.jpg)
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Портреты великих… Чарльз Дарвин»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Портреты великих… Чарльз Дарвин», посвященное 160- летию со дня выхода в свет книги «Происхождение видов путем естественного отбора» ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/09/picture-1133059-1636472797.jpg)
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Портреты великих… Чарлз Дарвин»
Методическая разработка «Портреты великих… Чарлз Дарвин» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин в качестве методических ре...