Тест по теме: "Приспособления живых организмов"
тест по биологии (10 класс) на тему

Чувашова Ольга Владимировна

Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся10-11 класса при изучении темы "Приспособления" в теме: "Теория эволюции". Тест выполнен в 2 варианта и содержит вопросы в новой форме ЕГЭ по биологии, то есть может быть использован для подготовки к государственной итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prisposobleniya2.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Приспособления живых организмов»

Вариант 1.

Выберите один верный ответ.

1. Приспособленность организмов к среде обитания – результат

1) стремления особей к самосовершенствованию        3) деятельности человека

2) модификационной изменчивости                        4) взаимодействия эволюционных факторов

2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:

1) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;
2) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;
3) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;
4) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.

3. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

1) окраска пятнистого оленя и тигра;
2) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;
3) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;
4) окраска божьих коровок и колорадского жука.

4. Явление, примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

1) предостерегающая окраска        2) мимикрия                3) приспособительная окраска        4) маскировка.

5. Приспособленность организмов носит относительный характер, так как …

1) любая адаптация целесообразна только в определенных условиях

2) борьба за существование может привести к изменению вида

3) при резких изменениях условий группа организмов вымирает

4) приспособление не всегда адекватно условиям среды

6. Пример покровительственной окраски:

1) зеленая окраска у певчего кузнечика;                3) зеленая окраска листьев у большинства растений;
2) ярко-красная окраска у божьей коровки;          4) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

7. Какое приспособление позволяет пингвинам поддерживать высокую постоянную температуру тела?

1) активное питание рыбой                        3) большие размеры тела

2) быстрое передвижение в воде                4) плотный перьевой покров

8. В чем проявляется приспособленность зайца-беляка к защите зимой от хищников?

1) наличии постоянной температуры тела                3) смене волосяного покрова

2) наличии зимней спячки                                        4) образовании стай.

9. Способность летучих мышей, сов и дельфинов к эхолокации:

1) предусмотрительное поведение                3) физиологическая приспособленность

2) мимикрия                                        4) маскировка

10. Темные полосы у зебры — это пример:

1) маскировки         2) мимикрии                3) покровительственной окраски         4) расчленяющей окраски

Выберите три правильных ответа из шести вариантов.

11. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

а) превращение передних конечностей в ласты                 г) обтекаемая форма тела

б) дыхание кислородом, растворенным в воде                 д) толстый подкожный слой жира

в) дыхание кислородом воздуха                                 е) постоянная температура тела.

Установите соответствие.

12. Адаптации:                                                        Вид адаптаций:

а) плоское тело придонных рыб                                        1. Поведенческая

б) частичный или полный анабиоз                                        2. Морфологическая

в) замирание, имитация смерти                                        3. Физиологическая

г) особая структура белков у термофильных организмов.        4. Биохимическая        

13. Проанализируйте таблицу «Приспособленность организмов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Форма тела

Значение

Примеры

Сучковидная или листовидная

Б

Гусеницы бабочек  - пядениц

А

Избегает образования завихрений потоков

Акулы. дельфины

Причудливая

Скрывает организм на фоне среды, находящейся в постоянном движении

В

Список терминов и понятий:

1) уплощенная

2) торпедообразная

3) шарообразная

4) скрывает организмы при групповом движении

5) делает организм незаметным среди предметов среды

6) крабы, креветки

7) богомол, палочник

8) морский конек-тряпичник, удильщик

Запишите в таблицу, выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

14. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций.

1. В процессе эволюции у позвоночных животных произошли крупные, принципиально новые изменения в строение организма, существенно повышающие уровень их организации. 2. Четырехкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга, позволили млекопитающим и птицам широко расселиться по земле. 3. У водных животных сформировались видоизмененные в ласты конечности, кожное сало препятствует намоканию покровов тела в воде. 4. Альвеолярные легкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. 5. Иногда в процессе эволюции может появляться крайняя степень приспособленности к очень ограниченным условиям обитания – специализация. 6. Например, коала питается только листьями эвкалипта.

        

Сформулируйте развёрнутый ответ на вопрос.

15. Камбала – это придонная рыба, приспособлена к жизни в морях. Назовите и объясните типы приспособлений, которые возникли у животного. Объясните относительный характер приспособленности.

16. Лечение антибиотиками болезней человека. Вызванных болезнетворными микроорганизмами, со временем становится неэффективным. Необходимо вести поиски новых препаратов. Объясните, почему?

17. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих животных.

Тест по теме: «Приспособления живых организмов»

Вариант 2.

Выберите один верный ответ.

1. Главный эффект естественного отбора:

1) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;
2) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;
3) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;
4) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания.

2. Какой фактор играет решающую роль в возникновении приспособлений?

1) естественный отбор                        3) внутреннее стремление приспособиться к среде

2) модификационная изменчивость        4) конкуренция между видами

3. Пример покровительственной окраски:

1) зеленая окраска у певчего кузнечика;                3) зеленая окраска листьев у большинства растений;
2) ярко-красная окраска у божьей коровки;        4) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

4. Пример маскировки:

1) зеленая окраска у певчего кузнечика;
2) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
3) ярко-красная окраска у божьей коровки;
4) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

5. Пример предостерегающей окраски:

1) ярко-красная окраска у цветка розы;
2) ярко-красная окраска у божьей коровки;
3) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы;
4) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

6. Пример мимикрии:

1) окраска божьих коровок                        3) муха-большеголовка по форме и окраске похожая на ос

2) светлое брюхо и темная спина рыб        4) зеленая окраска кузнечика

7. Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе – это:

1) охота акул, скатов                        3) миграция перелётных птиц;

2) ночная активность летучих мышей        4) движение створок раковины моллюска.

8. Пример морфологической адаптации:

1) окраска шмелей, ос и пчел                3) форма тела акулы и дельфина

2) пятнистая окраска оленей                4) меняющаяся окраска хамелеона

9. Какое значение в жизни бабочки Павлиний глаз имеют яркие пятна на крыльях?

1) отпугивание врагов                        3) слияние с окружающей средой

2) подражание другим видам                4) поглощение солнечных лучей

10. Какое проявление покровительственной окраски называют мимикрией

1) окраску, расчленяющую тело на части

2) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма

3) подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным другого вида

4) приспособление, при котором форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами

Выберите три правильных ответа из шести вариантов.

11.Что из перечисленного не является приспособлением к окружающей среде?

а) высокая рождаемость                        г) инстинкты

б) мимикрия                                        д) маскировочная окраска

в) высокая смертность                        е) предостерегающая окраска

Установите соответствие.

12. Адаптации:                                                Вид адаптаций:

а) густой шерстный покров                                        1. Поведенческая

б) удаление избытка воды через почки                        2. Морфологическая

в) яды змей, скорпионов                                        3. Физиологическая

г) вынашивание икры во рте теляпией                        4. Биохимическая                

13. Проанализируйте таблицу «Приспособленность организмов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Окраска тела

Значение

Примеры

Покровительственная

Б

Гусеницы

А

Размывает контуры тела животного

Тигр, зебра

Мимикрия

Придает сходство с защищенным организмом

В

Список терминов и понятий:

1) покровительственная

2) расчленяющая

3) маскировочная

4) мимикрия

5) скрывает организмы при групповом движении

6) делает организм незаметным в среде

7) муха-журчалка

8) богомол, палочник

Запишите в таблицу, выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

14. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны морфологические приспособления особей вида.

1. Покровительственная окраска развивается у видов, живущих на открытом пространстве. 2. Эта окраска может быть сплошной, может быть расчленяющей. 3. Поведенческие приспособления характерны, как правило. Для особей с высокоразвитой нервной системой. 4. Предостерегающая окраска развивается у ядовитых насекомых. 5. При понижении температуры окружающей среды некоторые животные впадают в состояние анабиоза.

Сформулируйте развёрнутый ответ на вопрос.

15. Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов,  сходного по окраске и форме тела с божьей коровкой.

16. Как, с позиции Ч.Дарвина, возникла зеленая окраска тела у гусениц, перешедших на питание зелеными листьями. Ответ поясните.

17. У ряда покрытосеменных растений имеются разнообразные видоизмененные корни: корневые клубни. корни – прицепки, воздушные корни. В чем причина появления разнообразия корней? По какому пути эволюции развивались организмы. имеющие такие корни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

Тест по теме "Многообразие живых организмов - растения" 5 класс по учебнику Сонина

Тест по теме "Многообразие живых организмов - растения" 5 класс по учебнику Сонина. Даны 2 варианта из двух заданий - 1-закрытый тест, 2- головоломка по теме....

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Многообразие живых организмов»

БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС ТЕСТ  ПО ТЕМЕ «Многообразие живых организмов»Тест состоит из 15 заданий с выбором одного правильного ответа. Система оценивания прилагается....

Тест по теме «Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов». 9 класс

Тест по теме  «Многообразие  живого мира.Уровни организации и основные свойства живых организмов».9 класс...

Итоговый тест по разделу «Многообразие живых организмов"

Итоговый тест по разделу "Многообразие живых организмов" 5 класс к УМК Сонина Н.И....

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...