Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Потопахин Александр Анатольевич

Предмет БИОЛОГИЯ  7 класс  Константинов В.М. Биология Животные 

Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7_klass_konstantinov_v.m._biologiya_zhivotnye.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет БИОЛОГИЯ  7 класс  Константинов В.М. Биология Животные  

Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.

Тип урока: Усвоение новых знаний

Предметно-дидактическая цель:  формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. 

Планируемые результаты:

-предметные (условное обозначение - П) - Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности представителей типа  Кишечнополостные на  примере пресноводной гидры, обозначить отличительные черты в строении  и  жизнедеятельности между двумя жизненными формами Кишечнополостных – полипами и медузами.

-регулятивные (условное обозначение -Р ) формирование умений и навыков при работе с текстом учебника,

-коммуникативные умения (условное обозначение - К) - формирование умений работать в паре, группе, работать над приобретением навыков сотрудничества.
-личностные (условное обозначение - Л ) - воспитание бережного отношения к животным, способствовать формированию положительных эмоций.

Методы обучения: проблемного обучения, частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный.

Оборудование: презентация  «Кишечнополостные»,  изображения  пресноводной гидры, тетрадь с печатной  основой, учебник для 7 класса. Конверты с заданиями


ХОД УРОКА

Дидактичская структура (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД (П- познавательные, Р-регулятивные, К- коммуникативные)

1.Организационный этап:

Проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

2.Актуализация опорных знаний.

Проблемный вопрос 
-Как вы думаете, почему от попавшей на берег
медузы остается только «мокрое место»?
Объявление  цели: 

-Целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить   один  из  примитивных  типов,  к  которому  и  относятся  медузы – тип  Кишечнополостные. Сегодня  мы  рассмотрим  особенности  их   строения  и  некоторые   проявления  жизнедеятельности. 

Высказывают мнения.

смыслообразование (Л);

целеполагание (П);

Действия постановки и решения проблем:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Изучение нового материала.

1. Общая характеристика типа Кишечнополостные

--Запишите, пожалуйста, число и тему урока в тетради
Рассказ учителя( демонтрация  презентации)
Кишечнополостных насчитывается свыше
9 тыс. видов. Это низшие, преимущественно морские, многоклеточные животные, прикрепленные к субстрату либо плавающие в толще воды.
Тело кишечнополостных образовано двумя слоями клеток: наружным —
эктодермой, и внутренним — энтодермой, между которыми находится бесструктурное вещество — мезоглея.
Они имеют
радиальную, или лучевую, симметрию тела, сформировавшуюся в связи с прикрепленным  или малоподвижным  образом жизни.

Организация работы в парах

-Сейчас мы приступим  к характеристике основных систем и свойств , характерных для данного типа животных, для этого будем работать в парах. Задания для работы лежат в конвертах на партах.
1 пара- Пищеварительная система

 2пара - нервная система

3 пара -дыхательная система
4 пара.- Размножение

Работа с таблицей

Жизненные  формы - полипы и медузы

(таб.  перед  уроком  начертить  на  доске)

.

полипы

        медузы        медузы

1.Тело  имеет  ви

  мешка
2. Кишечная  полость

  неразветвленная
3. Мезоглеи  мало
4.Одиночные  и 

 колониальные
5. Прикреплены
6. Органы  чувств  отсутствуют

1.Тело  имеет  вид  зонтика
2. Кишечная  полость  разветвленная
3. Мезоглеи  много
4. Только  одиночные 
5. Свободноживущие
6. Глазки и  органы  равновесия

2. Слои тела Кишечнополостных (прием «Цепочка»)
(заносится в тетрадь, где есть   готовый шаблон.)
Работа с учебником – ученики по  очереди  читают  текст учебника, заполняют  таблицу.
Эктодерма.
1. Промежуточные клетки – мелкие  недифференцированные  клетки, дающие  начало  остальным  клеткам.
2. Эпителиально - мускульные – клетки  цилиндрической    формы  с  мускульным  выростом  - образуют  покровы    тела,  обеспечивают  движение.
3. Стрекательные клетки -  содержат  капсулу  со  стрекательной  нитью. Снаружи  выпячивается  чувствительный  волосок – функция  добыча пищи,  защита  от  врагов.
4. Нервные -  клетки  звездчатой  формы  с  отростками – обеспечивают  рефлекс.
Энтодерма.
1. Промежуточные клетки.
2. Пищеварительные  клетки – Способны  к  фагоцитозу,  обеспечивают  внутриклеточное  пищеварение.
3. Железистые  клетки – Много  включений – выделяют  пищеварительные  ферменты для внутриполостного  пищеварения.
4.Половые  клетки – яйцеклетки и  сперматозоиды – обеспечивают  половое  размножение.
Мезодерма – бесструктурное  студенистое  вещество.
 Особенности строения гидры

Групповая работа ( 2 группы)

 Работа с учебником и текстом:

- На следующем этапе мы будем заполнять текст с пропущенными словами
1.Тело состоит из
-------------, которой гидра крепится к субстрату.
2.Движение - -------, за счет изгибания тела (шагает с------и наоборот)
3.Дыхание – -------в воде к----------.
4. Нет ------- формы, размножение ------- и ---------------, гермафродиты.

Знакомство с Классами Кишечнополостных

  1. Слова учителя ( слайд презентации)

2 выступления учеников (заранее подготовились)

Записывают в тетради Слушают, запоминают.

Записывают  новые термины

Работа в парах

Находят ответ в дополнительных текстах в соответствии с алгоритмом. Указанным в карточках размышляют, выражают свое мнение

Заполняют таблицу

Читают учебник,

Делают обозначения

Читают текст учебника и заполняют пропуски в тексте на доске

Смотрят презентацию и слушают выступающих

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

подведение под понятие (П);

определение основной и второстепенной информации (П);

структурирование знаний (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

использование знаково-символических средств (П);

достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

контроль (Р);

коррекция (Р);

самооценка (Р);

4.Закрепление и систематизация знаний

-Откройте, пожалуйста, рабочие тетради

и разгадайте кроссворд

Кроссворд «Тип Кишечнополостные»

1. Внутренний слой клеток, состоящий их железистых и эпителиальных клеток.

2. Медуза тропических морей, прикосновение к которой вызывает болевой шок.

3. Ряд подводных скал опасных для судов образованных кишечнополостными имеющие известковый скелет.

4. Нервные клетки, соединённые между собой.

5. Неподвижная сидячая стадия кишечнополостных.

6. Остров образованный кишечнополостными.

7. Способ восстанавливать повреждённые части своего тела.

8. Коралловый полип.

9. Клетки, выделяющие пищеварительный секрет.

10. Самая крупная медуза, щупальца которой достигают до 30 м. длины и 2 м. в диаметре.

11. Наружный слой клеток тела кишечнополостных.

12. Многоклеточные хищные животные, имеющие лучевую симметрию, и тело образует полость, где происходит переваривание пищи.

13. Клетки, из которых формируются нервные, стрекательные и половые клетки.

14. Медуза, действия её стрекательных клеток опасно даже для человека.

15. Клетки, обеспечивающие сокращение или растяжение всего тела кишечнополостных и отдельных его частей.

16. Свободноплавающее поколение кишечнополостных.

17. Холодноводный коралл, обитающий в Норвежском море.

18. Её получает человек из рифообразующих кораллов.

19. Португальский кораблик.

Работают в тетрадях

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). 

контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

5. Рефлексия

Прочитайте цель урока. Достигли ли мы цели урока? Что помогло и что мешало нашей успешной работе на уроке? Что нового узнали? Что было самым трудным Интересным? Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

Отвечают положительно или отрицательно

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и

результатов деятельности (П);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

6. Домашнее задание

Обязательное:-параграф в учебнике

Творческое задание (учащиеся выбирают самостоятельно):

А)сделайте пустую схему «»Строение гидры ;

Б)сочините сказку о Кишечнополостных;

в)найдите интересную информацию о кишечнополостных

планирование учебного сотрудничества (К);





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока с использованием ЭОР по теме"Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение".

1.Жизненный цикл папоротников.2.Древовидные папоротники.3.Добыча каменного угля.4.Папоротники. Хвощи. Плауны....

Урок биологии в 7 классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, общая характеристика"

При проведении урока используется метод .педагогическа мастерсткая, способствует творческому развитию обучающихя, развитию логичесекого мышления. К уроку имеется презентация....

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.Пресноводная гидра"...

Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.

Предмет БИОЛОГИЯ  7 класс  Константинов В.М. Биология Животные Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ....

урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"

раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания,показать особенности строения, внутреннего слоя клеток тела гидры и их функциональное значение,дать п...