Главные вкладки

    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"
    план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

    Тогоева Светлана Гапбоевна

    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

    Пресноводная гидра"

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kishechnopolostnye.docx163.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

    Пресноводная гидра"

    Цели урока:

    • раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания,
    • показать особенности строения, внутреннего слоя клеток тела гидры и их функциональное значение,
    • дать представление о рефлексе и его роли в установлении целостности организма и его взаимосвязи со средой,
    • показать родство многоклеточных и одноклеточных животных.

    Задачи урока:

    • добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных, как низших многоклеточных животных, их приспособленность к среде обитания,
    • продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях кишечнополостных и одноклеточных организмов,
    • продолжать обучать учащихся умениям распознавать и сравнивать различные клетки тела гидры одноклеточные и многоклеточные организмы, составлять общую характеристику типа;
    • в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять план рассказа.

    Оборудование:  таблицы: «Тип Кишечнополостные», «Тип Простейшие», кинофильм «Кишечнополостные», презентация урока «Тип Кишечнополостные. Гидра».

    МЕТОДИКА

    I. Актуализация знаний.

    Урок начинается с повторения пройденного материала: фронтальный опрос по таблице «Тип простейшие».

    Задаются вопросы всему классу:

    1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом?
    2. Назовите органеллы простейших. Какие функции они выполняют?
    3. Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти способы.
    4. В каких средах обитают одноклеточные?
    5. Назовите органоиды движения?
    6. В чем заключаются функции вакуолей в организме одноклеточных?
    7. Как простейшие переносят неблагоприятные условия?
    8. Назовите известные вам заболевания, вызываемые простейшими, и меры предупреждения этих заболеваний?

    Мы изучили одноклеточные организмы, представляющие ранний этап исторического развития органического мира. А сегодня переходим к изучению многоклеточных организмов и начинаем их с изучения самых примитивных многоклеточных – «Кишечнополостных»,(написать на доске!) включающих 3 класса:

    • класс гидроидные
    • класс сцифоидные
    • класс коралловые полипы. Слайд 2

    Кишечнополостные имеют две жизненные формы:

    полипы и медузы. Слайд 3

    Полипы (Многоног)-жизненная форма названная так за многочисленные щупальца.

    На сегодняшнем уроке мы познакомимся с представителем, типа Кишечнополостных, класса Гидроидных пресноводным полипом гидрой. Гидра имеет лучевую симметрию-Это общий признак сидячих или малоподвижных животных, пища поступает со всех сторон и опасность грозит со всех сторон, поэтому тело животных устроено таким образом, что средство защиты или улавливание добычи направлены в разные стороны как лучи из единого центра. Слайд 4,5,6,7

    Открытие гидры принадлежит  АбраамуТрамбле. Более двух с половиной веков назад из Швейцарии в Голландию приехал молодой человек. Он только что завершил университетское образование в области естествознания. Нуждаясь в деньгах, он решил наняться в гувернеры к одному графу. Эта работа оставляла ему время для проведения собственных исследований.
    Звали молодого человека АбраамТрамбле. Его имя вскоре стало известно всей просвещенной Европе. А прославился он, изучая то, что было в прямом смысле слова у всех под ногами, — весьма простые организмы, водившиеся в лужах и канавах. Одно из этих живых существ, которых он тщательно рассматривал в капельках зачерпнутой из канавы воды, Трамбле принял за растение.

    Внешнее строение гидры. Слайд 8

    Тело гидры в виде тонкого продолговатого мешочка длиной всего от 2–3 мм до 1 см прикрепляется к растению или другому субстрату нижним концом. Нижняя часть тела называется  подошвой. На другом конце тела гидры расположен рот, окруженный венчиком  из 6–8 щупалец.

    Работа с микропрепаратом. Рассмотрите внешнее строение гидры.

    Приложение. Слайд  

    Зарисуйте в тетрадь внешнее строение гидры, подпишите части тела.

    Клеточное строение гидры.  Слайд 9,10,11,12

    Вопрос к классу: из скольких слоев клеток состоит тело гидры? Как они называются?

    Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев клеток: наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермы. Между ними имеются слабо дифференцированные клетки. Полость, образованная этим мешком, называется кишечной.

    Одновременно с заполнением таблицы учитель продолжает объяснение о строении клеток эктодермы и энтодермы.

    1. Кожно-мускульные клетки имеют внутреннее мышечное волоконце. При помощи него они хорошо сокращаются (слайд 11).
    2. Нервные клетки имеют необычную форму – звездчатую с несколькими отростками (слайд 13). Отростки соседних нервных клеток соприкасаются между собой и образуют нервные сплетения или нервную сеть. Нервные отростки способны воспринимать различные раздражения (свет, тепло, механические воздействия), в результате чего в нервных клетках развивается возбуждение, которое передается по ним ко всем частям тела, а также к кожно – мускульным, вызывая ответную реакцию – сокращение гидры. Т.о. мы рассмотрели такое явление как рефлекс (слайд 14,15; рисунок в учебнике 40).
      Найдите на странице 58 определение рефлекса (один из учеников зачитывает) и запишите в тетрадь.
      Если гидру часто тревожат, то она уйдет со своего места, кувыркаясь через голову. Движение происходит медленно.
    3. Далее рассматриваются стрекательные клетки или крапивные. Называют их так, потому, что они содержат крапивный яд. Расположены по всему телу, но больше всего их на щупальцах (слайд 16,17).
      Вопрос к классу: почему стрекательных клеток больше всего на щупальцах? (защита).
      Кроме того, стрекательные клетки служат средством нападения на добычу. Стрекательные клетки имеют стрекательную капсулу, стрекательную нить, чувствительный волосок.
    4. Промежуточные клетки самые мелкие в эктодерме, но играют значительную роль в жизни гидры (слайд 18,19,20), т.к. восстанавливают утраченные части тела. Это явление называют регенерация. Запишите определение в тетрадь. На стр.61 прочитайте более подробно, что такое регенерация.
    5. Размножение гидры. Летом гидра размножается почкованием. Это бесполый путь размножения. Слайд 21
    6. Половые клетки формируются на теле гидры с приближением холодов. Слайд 22,23
      Вопрос к классу: вспомните, как называются половые клетки? (гаметы)

    Обозначаются значками: http://festival.1september.ru/articles/576582/1.gif

    Гаметы формируются на одной гидре. Половые клетки, содержащие мужские гаметы разрываются они выходят в воду. Мужские гаметы подплывают к женской гамете, которая находится на теле гидры и формируется зигота. Когда гидра погибает, зигота, покрывается плотной оболочкой, остается на дне водоема и зимует. На следующий год появляется новая гидра. Если гаметы формируются на теле одного организма, то такие организмы называются гермафродиты.

    Учитель подводит школьников к частичному обобщению материала по вопросам.

    1. Из каких клеток состоит эктодерма? Каковы их функции?
    2. Что такое рефлекс? Какова роль нервной системы в жизни гидры?
    3. Что такое регенерация?

    Переходим к внутреннему – энтодерме ( внутренний слой) Он состоит из трех видов клеток: (слайд 24,25)

    А) Железистые (выделяющие пищеварительные соки в кишечную полость).

    Б) Пищеварительные (имеющие ложноножки и жгутики, осуществляющие внутриклеточное пищеварение).

    В.)Эпителиально-мускульные.

    Таким образом, переваривание пищи осуществляется как внутри клеток, так и в кишечной полости под влиянием пищеварительного сока железистых клеток. Такое полостное и внутриклеточное пищеварение характерно для всех кишечнополостных. Следует также отметить, что не переваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

    Гидра – активный хищник.Слайд 27 . Об этом сказал еще Абрам Трамбле, наблюдая за гидрой. Если гидра голодна, ее тело вытягивается во всю длину и щупальца свисают вниз. Проглоченная гидрой пища раздражает чувствительные клетки энтодермы. В ответ на раздражение они выделяют в кишечную полость пищеварительный сок. Под его влиянием происходит частичное переваривание пищи.

    Дыхание. Гидра дышит растворенным в воде кислородом всей поверхностью тела. Слайд 28

    В итоге изучения материала о пресноводной гидре учащиеся под руководством учителя должны сделать вывод: гидра – двухслойный многоклеточный организм, имеющий кишечную полость, лучевую симметрию, обладающий безусловными рефлексами.

    Кроссворд по биологии

    7 класс

    Кишечнополостные

    Кишечнополостные кроссворд 7 класс

    1.       Наружный слой клеток кишечнополостных.

    2.       Полость, в которой происходит переваривание пищи у кишечнополостных.

    3.       Способность организмов восстанавливать утраченные части тела.

    4.       Внутренний слой клеток кишечнополостных.

    5.       «Португальский военный кораблик».

    6.       Специальные клетки наружного слоя, способные при прикосновении к ним выстреливать иглой с порцией яда.

    7.       Наиболее известный представитель класса Гидроидные.

    8.       Тип симметрии, характерный для кишечнополостных.

    9.       Свободноплавающая форма кишечнополостных – результат чередования поколений.

    10.   Острова, образованные коралловыми отложениями.

    гидра кроссворд 7 класс биология

    1. эктодерма

    2. кишечная

    3. регенерация

    4. энтодерма

    5. физалия

    6. стрекательные

    7. гидра

    8. лучевая

    9. медуза

    10. атоллы

    Вопросы для закрепления

    1. Среди кишечнополостных животных есть представители с лучевой и двусторонней симметрией тела.
    2. Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки.
    3. Все кишечнополостные – пресноводные животные.
    4. Наружный слой тела кишечнополостных образован кожно-мускульными, стрекательными, нервными и промежуточными клетками.
    5. Передвижение гидры происходит благодаря сокращению стрекательных нитей.
    6. Все кишечнополостные – хищники.
    7. У кишечнополостных два типа пищеварения – внутриклеточное и внеклеточное.
    8. Гидры не способны реагировать на раздражения.

    Домашнее задание.

    Изучить параграф. 13.

    Повторить признаки кишечнополостных животных.

    Подготовить сообщения о кишечнополостных животных ( медузах, кораллах, актиниях).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

    Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....

    Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

    Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....

    Открытый урок по биологии "Подводное путешествие" 7 класс

    Тема урока: «Подводное путешествие». Методы обучения: активные методы обучения в виде игры. Тип урока: внеклассное мероприятие Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые. Цель урока:...

    урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"

    раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания,показать особенности строения, внутреннего слоя клеток тела гидры и их функциональное значение,дать п...

    Открытый урок по биологии в 7 Б классе Кишечнополостные

    План конспект урока по биологии в 7 классе и сопроваждающая его презентация на тему: Тип Кишечнополостные. Внешнее строение гидры....

    Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

    Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...