Открытый урок по биологии в 7 Б классе Кишечнополостные
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Бессонова Светлана Михайловна

План конспект урока по биологии в 7 классе и сопроваждающая его презентация на тему: Тип Кишечнополостные. Внешнее строение гидры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока в 7 классе

Тема:         Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Внешнее строение гидры.

     Класс: 7 б

    Дата проведения: 25.10.2018 г.

    Учитель: Бессонова Светлана Михайловна

    Тема: Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Внешнее строение гидры.

    Тип урока: Изучение нового материала

   

Цель  урока:  создать условия для выявления главных признаков типа кишечнополостные,  раскрытия особенностей внешнего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни и со средой обитания.

Задачи: 

Коррекционно-обучающие:

  • Продолжить формирование речевых навыков;
  • Сформировать знания об общих признаках кишечнополостных;
  • Сформировать представление  о классах типа кишечнополостные;
  • Раскрыть особенности среды обитания, внешнего строения гидры;
  • Продолжить формирование умений работать самостоятельно с микроскопом;
  • Продолжить формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.

Коррекционно-воспитательные:

  • Способствовать воспитанию речевой культуры;
  • Способствовать развитию творческого отношения   учебной деятельности с помощью дифференцированных заданий, учитывающих способности, индивидуальные особенности, интересы  детей;
  • Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету (с помощью использования на уроке индивидуальных заданий, видеофрагментов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и способности  обучающихся);
  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при работе с учебником, выполнении учебных заданий, подготовке рабочего места;  
  • Создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности, внимательности  при выполнении заданий,  чувства  взаимопомощи при изучении трудных участков темы,  навыков самоконтроля, самооценки при выполнении проверочных заданий.

Коррекционно-развивающие:

  • Обеспечить ситуации, способствующие развитию  у обучающихся  аналитико-синтетических  умений, устанавливать причинно-следственные связи (связь строения гидры со средой обитания), делать выводы;
  • Способствовать развитию  умений обучающихся работать с учебником, находить главные мысли в тексте параграфа;
  • Обеспечить условия для развития   речевой культуры  учащихся, коммуникативных  умений вести диалог с учителем и одноклассниками, грамотно, четко и точно  выражать свои мысли.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

 

              Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

  Данные  формы       работы подобраны с учетом индивидуальных  особенностей             обучающихся, специфики взаимоотношений  между ними,  уровня сформированности их познавательного интереса.

Методы работы: словесные (рассказ, беседа, объяснение,), наглядные (демонстрация  видеопособий, изображений), проблемно – поисковые (работа с дополнительными источниками информации, книгой,  опорными карточками);  методы контроля и самоконтроля (обратная связь).

Технологии обучения: личностно-ориентированное (в том числе развивающее), икт,  здоровьесберегающие, технология развития критического мышления.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, опорные карточки, речевой материал к уроку.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап

Проверка готовности к уроку.  

Подготовка к уроку, организация рабочего места.

2

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Ребята, перед вами изображены животные.

-Кто эти животные?

- Кто будет объектом изучения сегодня на уроке?

- Сообщение темы  урока:  

Тема урока: Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Внешнее строение гидры.

- вовлекает учащихся в процесс постановки целей урока:

А) какой тип животных мы будем сегодня изучать?

Б) что бы вам хотелось узнать о гидре как представителе кишечнополостных?

В) как вы думаете, зачем вам нужны знания об этих животных, как вы сможете на практике применять полученные знания?

- подводит итог обсуждения целей урока;   корректирует ответы  и делает вывод:
основная  цель сегодняшнего урока -  выявить главные признаки типа кишечнополостные,  раскрыть особенности внешнего  строения кишечнополостных в связи с их образом жизни и со средой обитания (заранее записана слайде)

- создает проблемную ситуацию для мотивации учебной деятельности обучающихся:

 250 лет назад голландский ученый Абрам Трамбле в одном из прудов замка Сонгюльет нашел однажды маленьких животных, которых сначала принял за растения. Это были гидры.

Ваша задача после изучения нового материала дать ответ: Почему гидру приняли за растение и по каким признакам она была все-таки отнесена к животным?

- участвуют в беседе:

Ответ учащихся:

-кишечнополостные

-записывают тему урока в тетрадь;  

-участвуют в беседе,  формулируют свои ответы;  

- отвечают на вопросы

-слушают учителя, настраиваются на достижение поставленных целей

- осмысливают проблему и пытаются ее решить

3

Актуализация знаний

-организует фронтальную беседу:

  • Какие царства живой природы вы знаете?

  • Назовите главные признаки царства животные.

-отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе:

-записывают ответы на интерактивной доске

(царства вирусов, бактерий,  грибов, растений, животных)

(гетеротрофное питание, в клетках животных отсутствует клеточная стенка, активно передвигаются, освоили разные среды жизни)

4.

Усвоение новых знаний

- Слово учителя:

 Итак, приступим к изучению нового типа животных – типа Кишечнополостные. Представителем этого типа является гидра (на экране изображение гидры)

Впервые описал гидру Левенгук, род гидра ввел Карл  Линней.

- Организует работу учащихся по просмотру слайда презентации «Общая характеристика типа Кишечнополостные» и записи общих признаков в тетрадь.

- организует работу с терминами темы, проводя фронтальную беседу по строению тела гидры.

Вопросы:

  1. Из каких слоев состоит тело гидры?
  2. Как называется наружный слой тела?
  3. Как называется внутренний слой тела?
  4. Как называется полость тела?

Организует работу со слайдами 10-12

-Какие классы типа Кишечнополостные мы видим на схеме?

- К какому классу относится гидра?

- Где обитает гидра?

Организует лабораторную работу и выполнение ее учащимися.

Организует фронтальную беседу:

- какая форма тела у гидры, с чем связана такая форма?

- как называется полость тела гидры?

- какая симметрия у кишечнополостных, с чем она связана?

-слушают учителя,

-слушают учителя, настраиваются на просмотр

- записывают общие признаки в тетрадь.

- отвечают на вопросы учителя, используя опорные карточки с речевым материалом.

- говорят вслух новые термины с правильным ударением.

-отвечают на вопросы учителя;

-отвечают на вопрос, работают со слайдом,

- записывают в тетрадях схему классификации

-работают с микроскопом и инструкцией на слайде 15-16

- выполняют зарисовки внешнего строения гидры в тетради.

-отвечают на вопросы.

- работают с терминами темы на опорных карточках.

5

Закрепление материала

-организует дифференцированную проверочную  работу по вариантам с целью  получения информации об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися;

(листы с заданиями, ключи к ответам  и  оцениванию прилагаются).

 -организует самопроверку и самооценку обучающимися своей работы, предложив им ключ к ответам и к оцениванию работы (заранее записан на  экран)

-отслеживает результаты (получает информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися)

Решение поблемного вопроса. Организация обсуждения.

Почему же Абрам Трамбле, когда впервые увидел  полипа гидру,  решил, что это растение? На каких основаниях  гидру относят к царству животных?

-выполняют самостоятельно задания.

- учащиеся осуществляют самопроверку, самооценку своей работы;

отвечают на вопросы

(благодаря длинным щупальцам и малоподвижности, похожа на маленькое растение.

6

Подведение итогов урока. Рефлексия

-подводит итоги урока, соотносит результаты обучения с поставленными целями (цели записаны на доске):

-На основе полученных знаний о гидре,  сделайте вывод об общих признаках типа кишечнополостные (направляет формулировку вывода по плану:

-из скольких слоев состоит тело,

-какой тип симметрии,

-почему называются «кишечнополостные»,

-где обитают,

-какие имеют жизненные формы)

(задание направлено на учащихся со средним и выше среднего  уровнем познавательной активности и интереса к предмету)

-  достигнуты ли цели сегодняшнего урока?

-настраивает на рефлексию;

-осуществляет педагогическое оценивание: выставляет и комментирует оценки за работу на уроке, отдельно подчеркивает  успехи некоторых  обучающихся, активно работавших на уроке

Оценка работы учащихся на уроке:

- Гидра – это животное, т.к. Проявляет все признаки представителей этого царства: движется, питается готовой пищей)

-формулируют  выводы:

1) двухслойные многоклеточные животные,

2) лучевая симметрия тела,

3) кишечная полость,

4) обитают в водной среде;

5) жизненные формы – медуза и полип

-определяют степень соответствия поставленных целей  и результатов деятельности;  

-отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения: что получилось на уроке, что вызвало затруднения, чтобы еще хотелось узнать об изученных животных, где могут пригодиться полученные знания на практике;

-  подают дневники учителю.

7

Домашнее задание

-разъясняет  домашнее задание, записывает его на доске

-записывают домашнее задание в дневники;

-распределяют задания, задают уточняющие вопросы

Закрепление:

Листы задания

Слайды 17-18                                                                                                                                                                            

Задание

Даны основные термины:                                     

Гидра        

Гидроидные        

Полипы

Кишечная полость        

Полость тела

Энтодерма        

Эктодерма      

Сцифоидные                                                                                                   

Коралловые полипы        

Медузы        Щупальца                                                                                                                                                                                       

Задание: 

  1. Выберите термины, касающиеся названия животного
  2. Выберите термины, касающиеся строения кишечнополостных
  3. Выберите термины, касающиеся систематики кишечнополостных

Подпишите части тела гидры:

                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по биологии в 7 Б классе на тему: Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Внешнее строение гидры. Подготовила и провела: Учитель биологии: Бессонова С.М.

Слайд 2

Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Внешнее строение гидры.

Слайд 3

План урока: Р ечевая зарядка. Изучение нового материала . Общая характеристика кишечнополостных; Классификация кишечнополостных; Среда обитания кишечнополостных; Физкультминутка. Лабораторная работа: «Внешнее строение гидры»; Закрепление. Работа с индивидуальными заданиями. Домашнее задание.

Слайд 4

250 лет назад голландский ученый Абрам Трамбле в одном из прудов замка Сонгюльет нашел однажды маленьких животных, которых сначала принял за растения. Это были гидры.

Слайд 5

Цели и задачи урока Задача: выяснить, почему гидру приняли за растение и по каким признакам она была все-таки отнесена к животным ? Цель: выявить главные признаки типа кишечнополостные, раскрыть особенности внешнего строения кишечнополостных в связи с их образом жизни и со средой обитания.

Слайд 6

Термины урока

Слайд 7

Вопросы: Какие царства живой природы вы знаете? Назовите главные признаки царства животные.

Слайд 8

8 Слои тела гидры Тело гидры имеет вид мешочка, из двух слоев клеток – наружного ( эктодермы ) и внутреннего ( энтодермы ). Между ними – студенистое вещество – мезоглея.

Слайд 9

Общая характеристика типа Кишечнополостные Многоклеточные животные. Два слоя клеток – эктодерма и энтодерма . Лучевая симметрия. Хищники. Живут в воде.

Слайд 10

10 В озёрах, речках, прудах с чистой, прозрачной водой встречается маленькое (5 – 7 мм) полупрозрачное животное – полип гидра Среда обитания (где живет?)

Слайд 11

Классификация типа Кишечнополостные Класс Гидроидные – живут в пресных водоемах, полипы. Класс Сцифоидные – живут в морях, полипы и медузы. Класс Коралловые полипы – живут в морях и океанах, полипы.

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

13 Внешнее строение Тело гидры имеет почти правильную цилиндрическую форму. На одном конце находится рот , окруженный 5 – 12 щупальцами , другой конец с подошвой на конце.

Слайд 14

Лабораторная работа «Внешнее строение гидры» Инструкция: Подготовьте микроскоп к работе. Рассмотрите микропрепарат гидры. Найдите в поле объектива слой эктодермы и энтодермы, кишечную полость, щупальца. Зарисуйте внешнее строение гидры и подпишите части тела.

Слайд 15

Вопросы: К какому типу царства Животные относится гидра? На какие 3 класса делится тип Кишечнополостные? Назови общие признаки к/п. Как называется внешний слой тела гидры? Как называется внутренний слой тела гидры?

Слайд 16

Задание: Подпишите части тела гидры под цифрами

Слайд 17

Домашнее задание Знать части тела гидры: подошва, стебелёк (тело), щупальца, рот, кишечная полость. Читать п. 38, стр.140, знать признаки (общая характеристика) кишечнополостных – в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии "ОДС" 8 класс

Урок обобщения и повторения по теме: «Опорно-двигательная система»....

Открытый урок по биологии в 7 классе.

Тема открытого урока:«Роль птиц в природе и их практическое значение для человека».Цели урока :обобщить знания о значении птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности: прививать отве...

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

Открытый урок по биологии в 8 классе

Урок по теме: " Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их значение и функции ".Цели урока: Образовательная: формировать  у обучающихся новые понятия о составе крови, продолжить о...

Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».

7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...

Открытый урок по биологии в 7 классе по теме "Кишечнополостные"

Предлагается план урока и подробное изложение хода урока. Урок рассчитан на работу учеников в парах; у каждой пары дожен быть доступ к цифровой технике (ноутбук либо ПК с монитором). Ребята отвечают н...

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...