Главные вкладки

    Открытый урок по биологии "Подводное путешествие" 7 класс
    учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

    Колбанова Светлана Васильевна

    Тема урока: «Подводное путешествие».

    Методы обучения: активные методы обучения в виде игры.

    Тип урока: внеклассное мероприятие

    Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.

    Цель урока:  углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса,    

                           воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений.

    Задачи:

    Обучающие -  закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных  на уроках  биологии;

                           -  вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

                           -  развитие коммуникативных навыков;

                           - осуществление межпредметных связей.

    Развивающие - развитие памяти, внимания;

                             - развитие образного мышления;

                             - развитие творческого воображения;

                             - развитие восприятия;

                                   - повышение самооценки, снижение тревожности.

          Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

                                           - развитие творческих способностей учащихся;

                                           - самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

    Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной   

                                                                                   и коммуникативной компетентностей.

    Оборудование: плакат с изображением кроссворда; удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках; карточки – задания для конкурса №4; конверты с заданием для конкурса №5; для конкурса №6 - кегли (5-6 штук), на которые прикреплены вырезанные из бумаги акульи пасти, мяч; экспертные (оценочные) листы для жюри.

    ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, диск, флэш-карта.

    Образовательные технологии: использование ИКТ.

    Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование, исторический.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podvodnoe_puteshestvie.7_kl.biologiya.doc143.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

    средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол

    муниципального района Сергиевский Самарской области

    Открытый урок по биологии 

    «Подводное путешествие»

    7 класс

    Автор:  Колбанова Светлана Васильевна

                                Должность:  учитель биологии и географии

    Суходол 2013г.

                                   «Подводное путешествие»                     (слайд № 1)

     

    Цель:

    Образовательные задачи:

    - закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных   на      уроках  биологии;

    -  вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

    -  развитие коммуникативных навыков;

    - осуществление межпредметных связей.

    Развивающие задачи:

    - развитие памяти, внимания;

    -  развитие образного мышления;

    - развитие творческого воображения;

    - развитие восприятия;

          - повышение самооценки, снижение тревожности.

    Воспитательные задачи:

    - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

          - развитие творческих способностей учащихся;

          -  самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

    Структура и ход открытого урока

    Ведущий: Добрый день! Давайте мы с вами сегодня тоже совершим путешествие, но путешествие необычное – «Подводное путешествие» (слайд № 2). Отправимся мы с вами на прекрасном корабле, на котором есть батискаф для погружения под воду, чтобы можно было понаблюдать за обитателями подводного мира. В этом путешествии  участвуют учащиеся 7 класса и наше  жюри. Для того, чтобы начать игру, я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Оценивать наше жюри по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения  для  команд. Итак, начнём!  

    Конкурс 1. «Загадок» (слайд № 3)

    Ведущий:  Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

    1. В буйном море-океане
      Рыба страшная живёт.
      У неё большой живот,
      Пасть с ужасными зубами.  
      (слайд № 4)  (Акула) (слайд № 5) 

    1. С моряками был он дружен,
      Чем доныне знаменит.
      Из морских зверей кому же
      В мире памятник стоит?    
      (слайд № 6)  (Дельфин) (слайд № 7)

    1. Через море-океан
      Плывёт чудо-великан.
      На спине его есть кран:
      Из него бежит фонтан.   
      (слайд № 8)  (Кит) (слайд № 9)

    1. Ползет в море паук -
      Восемь ног, пара рук.
      В руках клешни,
      В глазах - испуг.   
      (слайд № 10) (Краб)  (слайд № 11)  

                                                                

    1. Этот белый парашют
      Волны к берегу несут.   
       (слайд № 12) (Медуза)  (слайд № 13)  

                                                      

    1. Этот зверь клыкастый,
      Вместо ног - ласты,
      Хвост по льду волочится,
      Мороза зверь не боится.  
        (слайд № 14) (Морж)   (слайд № 15)

                                                    

    1. Над морской звездой победу,
      Соревнуясь, одержал:
      За минуту я два метра
      На иголках пробежал.  
      (слайд № 16)   (Морской еж)  (слайд № 17)

                                                      

    1. Пять морских ежей схватила
      Я в подводной глубине
      И, спокойно проглотив их,
      Ярче вспыхнула на дне
      .   (слайд № 17)   (Морская звезда) 

    (слайды № 18 - 20)   

                                                   

    1. Жить люблю в седых морях я,
      В темных водах корм ищу.
      Хвост свой, как надежный якорь,
      Я бросаю, где хочу.
       (слайд №  21) (Морской конек) (слайд № 22) 

                                               

    1. Возле скал под ветром влажным,
      Кто, скажите, из зверей
      На своих песчаных пляжах
      Загорает у морей?  
      (слайд № 23) (Морской котик)    (слайд № 24)

    11.   Проплывает не тревожась,
           Хоть и рядом рыбаки.      

            Рот свой закрыть не можем,
           Так как зубы велики. 
    (слайд № 25) (Мурена) (слайд № 26)                                                        

    12.   Рано-рано на рассвете
           И в вечерний тихий час  
           Не на удочку, не сетью,
           А кувшином ловят нас. 
    (слайд № 27) (Осьминог) (слайд № 28)  

    13.   На мели сидит, усами шевелит,
           А гулять пойдёт задом наперёд.  
    (слайд № 29)  (Рак) (слайд № 30)   

    14. Глаза есть - не мигаю,
         Крылья есть - не летаю. 
    (слайд № 31) (Рыба) (слайд № 32)  

     Рыба капля  (слайд № 33)
            Это всего лишь одно из странных существ, которыми полны океанские глубины. Ни чешуи, ни выраженных плавников не видно. Только желеобразная поверхность, большие глаза, нос, похожий на человечий. И все-таки это рыба.
            Рыба-капля живет так глубоко под водою, что просто не может позволить себе иметь мускулатуру – любые мышцы не смогут выдержать давление водяной толщи в 800 метров. И рыба-капля приспособилась к этой жизни вот как – завела себе тело, плотностью немногим меньше, чем плотность воды вокруг рыбы-капли. Вот и плавает она совсем недалеко от дна, расслабленная и апатичная рыба-капля. А пища почти сама идет к ней в рот – ведь это почти жидкое существо не смогло бы охотиться при всем желании. Поэтому и питается рыба-капля в основном планктоном, которого возле морского дна вполне хватает.
            Может быть, из-за того, что эта рыба живет так глубоко, об ее повадках и образе жизни известно мало. Говорят, правда, что даже в условиях темного холодного глубоководья умудряется рыба-капля сохранять родительские чувства к своим скользким чадам. Рыбы-капли организуют целые «детские сады» для мальков, помогая им вырасти в безопасности и покое.
             Благо, естественных врагов у рыбы-капли не так уж много.
                                    

    15. Две антенны на макушке,
         А сама сидит в избушке.
         На себе его везёт,
         Очень медленно ползёт.   
    (слайд № 33)    (Улитка)  (слайд № 34)                                             

    Жюри  оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

    Конкурс 2. «Подводный кроссворд» (слайд № 35)

            

    Учитель:  Участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо решить кроссворд, вписав в клетки названия рыб. Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 5 баллов.

        (слайд № 36) Кроссворд

    1. уплощенное тело и возможность вырабатывать электрический ток сделала эту рыбу известной.
    2. хищная рыба. Обитатель озер.
    3. хрящевой скелет для нее не помеха для звания " гроза морей и океанов".  
    4. эту маленькую рыбку мы часто видим в консервной банке в томате.
    5. тело сплюснуто и глаза находятся на одной его стороне. 

                             

    С

    А

    Щ

    А

    К

    К

    (слайд № 37) В Калининградской области в Мамоново в день города 19 июля 2008 года торжественно открыли памятник балтийским шпротам. Двухметровая скульптура представляет собой большой мраморный стол с водруженной на нём банкой с двенадцатью кильками. Одна из рыбок увенчана золотой короной. Бронзовую консервную банку со шпротами изваял известный в регионе скульптор Федор Мороз. Рыбоконсервный комбинат действует в городе с 1949 года, а потому Мамоново можно считать родиной отечественных шпрот. Стоимость памятника составила около 500 тысяч рублей.

    (слайд № 38) Ответы: 1. Скат, 2. Щука, 3. Акула, 4. Килька, 5. Камбала.

    Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

    Конкурс 3. «Рыболов» (слайд № 40)

     

    Ведущий:  Участникам дается удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках. В какой команде улов окажется больше? За каждую пойманную  большую рыбку команда получает 2 балла, а за каждую среднюю – 1 балл, а за маленькую – 0,5 балла.

     

    Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

    Конкурс 4.  «Внешнее строение рыб» (слайд № 41)

    Ведущий:  Командам раздаются карточки – задания. На изображении показать части тела рыб (I - III) и дать название плавников (1 – 5). На обдумывание дается 2 минуты. Затем приглашаются от каждой команды по одному участнику к мультимедийному экрану. Максимальное количество 5 баллов.

    I – голова

    II – туловище

    III – хвост        

    1 – грудные плавники

    2 – брюшные плавники                (слайд № 42) 

    3 – анальный плавник

    4 – хвостовой плавник

    5 – спинной плавник

       Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

    Конкурс 5.  «Золотая рыбка» (слайд № 43)

    Ведущий: Есть много рыб. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение рыбки, разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту  команда получает 5 баллов. (слайд № 44)

    Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

    Конкурс  6.   «Бухта Акул» (слайд № 45)

    На кегли (5-6 штук) прикрепляются вырезанные из бумаги акульи пасти. Каждый участник команды  с определенного расстояния должен мячом с одного броска сбить хотя бы одну «акулу».  За каждую сбитую «акулу» команда получает по 1 баллу. Затем баллы суммируются.

    Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается  победитель. (слайд № 46)

    Ведущий:  Друзья! Вот и подошло к финалу наше подводное путешествие. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового о подводных обитателях.

    Литература

    1.В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

    2. http://www.zoopicture.ru (рыба - капля)

    3. Картинки  (автор и источник заимствования неизвестен)

    4. http://top10best.ucoz.ruпамятник шпротам


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

    Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.Задачи урока: ...

    Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

    Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

    Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

    Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

    Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

    Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....