Открытый урок по биологии "Подводное путешествие" 7 класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

Колбанова Светлана Васильевна

Тема урока: «Подводное путешествие».

Методы обучения: активные методы обучения в виде игры.

Тип урока: внеклассное мероприятие

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.

Цель урока:  углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса,    

                       воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений.

Задачи:

Обучающие -  закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных  на уроках  биологии;

                       -  вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

                       -  развитие коммуникативных навыков;

                       - осуществление межпредметных связей.

Развивающие - развитие памяти, внимания;

                         - развитие образного мышления;

                         - развитие творческого воображения;

                         - развитие восприятия;

                               - повышение самооценки, снижение тревожности.

      Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

                                       - развитие творческих способностей учащихся;

                                       - самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной   

                                                                               и коммуникативной компетентностей.

Оборудование: плакат с изображением кроссворда; удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках; карточки – задания для конкурса №4; конверты с заданием для конкурса №5; для конкурса №6 - кегли (5-6 штук), на которые прикреплены вырезанные из бумаги акульи пасти, мяч; экспертные (оценочные) листы для жюри.

ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, диск, флэш-карта.

Образовательные технологии: использование ИКТ.

Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование, исторический.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvodnoe_puteshestvie.7_kl.biologiya.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области

Открытый урок по биологии 

«Подводное путешествие»

7 класс

Автор:  Колбанова Светлана Васильевна

                            Должность:  учитель биологии и географии

Суходол 2013г.

                               «Подводное путешествие»                     (слайд № 1)

 

Цель:

Образовательные задачи:

- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных   на      уроках  биологии;

-  вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

-  развитие коммуникативных навыков;

- осуществление межпредметных связей.

Развивающие задачи:

- развитие памяти, внимания;

-  развитие образного мышления;

- развитие творческого воображения;

- развитие восприятия;

      - повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

- воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

      - развитие творческих способностей учащихся;

      -  самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

Структура и ход открытого урока

Ведущий: Добрый день! Давайте мы с вами сегодня тоже совершим путешествие, но путешествие необычное – «Подводное путешествие» (слайд № 2). Отправимся мы с вами на прекрасном корабле, на котором есть батискаф для погружения под воду, чтобы можно было понаблюдать за обитателями подводного мира. В этом путешествии  участвуют учащиеся 7 класса и наше  жюри. Для того, чтобы начать игру, я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Оценивать наше жюри по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения  для  команд. Итак, начнём!  

Конкурс 1. «Загадок» (слайд № 3)

Ведущий:  Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. В буйном море-океане
    Рыба страшная живёт.
    У неё большой живот,
    Пасть с ужасными зубами.  
    (слайд № 4)  (Акула) (слайд № 5) 

  1. С моряками был он дружен,
    Чем доныне знаменит.
    Из морских зверей кому же
    В мире памятник стоит?    
    (слайд № 6)  (Дельфин) (слайд № 7)

  1. Через море-океан
    Плывёт чудо-великан.
    На спине его есть кран:
    Из него бежит фонтан.   
    (слайд № 8)  (Кит) (слайд № 9)

  1. Ползет в море паук -
    Восемь ног, пара рук.
    В руках клешни,
    В глазах - испуг.   
    (слайд № 10) (Краб)  (слайд № 11)  

                                                            

  1. Этот белый парашют
    Волны к берегу несут.   
     (слайд № 12) (Медуза)  (слайд № 13)  

                                                  

  1. Этот зверь клыкастый,
    Вместо ног - ласты,
    Хвост по льду волочится,
    Мороза зверь не боится.  
      (слайд № 14) (Морж)   (слайд № 15)

                                                

  1. Над морской звездой победу,
    Соревнуясь, одержал:
    За минуту я два метра
    На иголках пробежал.  
    (слайд № 16)   (Морской еж)  (слайд № 17)

                                                  

  1. Пять морских ежей схватила
    Я в подводной глубине
    И, спокойно проглотив их,
    Ярче вспыхнула на дне
    .   (слайд № 17)   (Морская звезда) 

(слайды № 18 - 20)   

                                               

  1. Жить люблю в седых морях я,
    В темных водах корм ищу.
    Хвост свой, как надежный якорь,
    Я бросаю, где хочу.
     (слайд №  21) (Морской конек) (слайд № 22) 

                                           

  1. Возле скал под ветром влажным,
    Кто, скажите, из зверей
    На своих песчаных пляжах
    Загорает у морей?  
    (слайд № 23) (Морской котик)    (слайд № 24)

11.   Проплывает не тревожась,
       Хоть и рядом рыбаки.      

        Рот свой закрыть не можем,
       Так как зубы велики. 
(слайд № 25) (Мурена) (слайд № 26)                                                        

12.   Рано-рано на рассвете
       И в вечерний тихий час  
       Не на удочку, не сетью,
       А кувшином ловят нас. 
(слайд № 27) (Осьминог) (слайд № 28)  

13.   На мели сидит, усами шевелит,
       А гулять пойдёт задом наперёд.  
(слайд № 29)  (Рак) (слайд № 30)   

14. Глаза есть - не мигаю,
     Крылья есть - не летаю. 
(слайд № 31) (Рыба) (слайд № 32)  

 Рыба капля  (слайд № 33)
        Это всего лишь одно из странных существ, которыми полны океанские глубины. Ни чешуи, ни выраженных плавников не видно. Только желеобразная поверхность, большие глаза, нос, похожий на человечий. И все-таки это рыба.
        Рыба-капля живет так глубоко под водою, что просто не может позволить себе иметь мускулатуру – любые мышцы не смогут выдержать давление водяной толщи в 800 метров. И рыба-капля приспособилась к этой жизни вот как – завела себе тело, плотностью немногим меньше, чем плотность воды вокруг рыбы-капли. Вот и плавает она совсем недалеко от дна, расслабленная и апатичная рыба-капля. А пища почти сама идет к ней в рот – ведь это почти жидкое существо не смогло бы охотиться при всем желании. Поэтому и питается рыба-капля в основном планктоном, которого возле морского дна вполне хватает.
        Может быть, из-за того, что эта рыба живет так глубоко, об ее повадках и образе жизни известно мало. Говорят, правда, что даже в условиях темного холодного глубоководья умудряется рыба-капля сохранять родительские чувства к своим скользким чадам. Рыбы-капли организуют целые «детские сады» для мальков, помогая им вырасти в безопасности и покое.
         Благо, естественных врагов у рыбы-капли не так уж много.
                                

15. Две антенны на макушке,
     А сама сидит в избушке.
     На себе его везёт,
     Очень медленно ползёт.   
(слайд № 33)    (Улитка)  (слайд № 34)                                             

Жюри  оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Конкурс 2. «Подводный кроссворд» (слайд № 35)

        

Учитель:  Участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо решить кроссворд, вписав в клетки названия рыб. Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 5 баллов.

    (слайд № 36) Кроссворд

  1. уплощенное тело и возможность вырабатывать электрический ток сделала эту рыбу известной.
  2. хищная рыба. Обитатель озер.
  3. хрящевой скелет для нее не помеха для звания " гроза морей и океанов".  
  4. эту маленькую рыбку мы часто видим в консервной банке в томате.
  5. тело сплюснуто и глаза находятся на одной его стороне. 

                         

С

А

Щ

А

К

К

(слайд № 37) В Калининградской области в Мамоново в день города 19 июля 2008 года торжественно открыли памятник балтийским шпротам. Двухметровая скульптура представляет собой большой мраморный стол с водруженной на нём банкой с двенадцатью кильками. Одна из рыбок увенчана золотой короной. Бронзовую консервную банку со шпротами изваял известный в регионе скульптор Федор Мороз. Рыбоконсервный комбинат действует в городе с 1949 года, а потому Мамоново можно считать родиной отечественных шпрот. Стоимость памятника составила около 500 тысяч рублей.

(слайд № 38) Ответы: 1. Скат, 2. Щука, 3. Акула, 4. Килька, 5. Камбала.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 3. «Рыболов» (слайд № 40)

 

Ведущий:  Участникам дается удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках. В какой команде улов окажется больше? За каждую пойманную  большую рыбку команда получает 2 балла, а за каждую среднюю – 1 балл, а за маленькую – 0,5 балла.

 

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 4.  «Внешнее строение рыб» (слайд № 41)

Ведущий:  Командам раздаются карточки – задания. На изображении показать части тела рыб (I - III) и дать название плавников (1 – 5). На обдумывание дается 2 минуты. Затем приглашаются от каждой команды по одному участнику к мультимедийному экрану. Максимальное количество 5 баллов.

I – голова

II – туловище

III – хвост        

1 – грудные плавники

2 – брюшные плавники                (слайд № 42) 

3 – анальный плавник

4 – хвостовой плавник

5 – спинной плавник

   Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 5.  «Золотая рыбка» (слайд № 43)

Ведущий: Есть много рыб. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение рыбки, разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту  команда получает 5 баллов. (слайд № 44)

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс  6.   «Бухта Акул» (слайд № 45)

На кегли (5-6 штук) прикрепляются вырезанные из бумаги акульи пасти. Каждый участник команды  с определенного расстояния должен мячом с одного броска сбить хотя бы одну «акулу».  За каждую сбитую «акулу» команда получает по 1 баллу. Затем баллы суммируются.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается  победитель. (слайд № 46)

Ведущий:  Друзья! Вот и подошло к финалу наше подводное путешествие. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового о подводных обитателях.

Литература

1.В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. http://www.zoopicture.ru (рыба - капля)

3. Картинки  (автор и источник заимствования неизвестен)

4. http://top10best.ucoz.ruпамятник шпротам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.Задачи урока: ...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е.В. с учащейся 5 класса Юровой Машей.

Программа урока:1.В тональностях соль минор и Соль мажор (трезвучия аккордов) тоники, субдоминанты, доминанты.2. Д. Чимароза Соната соль минор.3. Я. Дуссек Сонатина Соль мажор....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....