Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е.В. с учащейся 5 класса Юровой Машей.
учебно-методический материал по музыке (5 класс) по теме

Программа урока:

1.В тональностях соль минор и Соль мажор (трезвучия аккордов) тоники, субдоминанты, доминанты.

2. Д. Чимароза Соната соль минор.

3. Я. Дуссек Сонатина Соль мажор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е.В. с учащейся 5 класса Юровой Машей.

Тема урока: «Работа над крупной формой в старших классах музыкальной школы на примере Сонаты соль минор Д. Чимароза и Сонатины Соль мажор Я. Дуссек».

Задача урока: определить и разъяснить учащейся строение, форму и характер крупной формы.

Цель урока: с помощью образных представлений помочь учащейся лучшему исполнению нотного текста.

Программа урока:

1.В тональностях соль минор и Соль мажор (трезвучия аккордов) тоники, субдоминанты, доминанты.

2. Д. Чимароза Соната соль минор.

3. Я. Дуссек Сонатина Соль мажор.

План урока:

1. Аккорды в тональностях Соль мажор, соль минор, их тоники, субдоминанты, доминанты.

2. Ознакомление с композиторами.

3. Понятие о терминах:а)соната;

б) сонатина;

в) «сонатная форма» или «сонатное аллегро».

4. Три этапа в работе над крупной формой.

5. Работа над экспозицией.

6. Работа над разработкой.

7. Работа над репризой (отличие репризы от экспозиции).

8.Исполнение сонаты целиком.

9.Разбор Сонатины Я. Дуссек, Сонатины Т. Хаслингер До мажор.

Ход урока:

1.Повторить  Тонику, Субдоминанту, Доминанту аккордами в тональностях Соль мажор, соль минор.

2. Возникновение  и формирование крупной формы связано с именами И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, А. Гедике, М. Клементи, Ф. Кулау,Куперена, Д. Скарлатти, Д. Чимароза, Я. Дуссек. До наших дней не утратили своего значения фортепианные сонаты Д. Чимароза и Я.Дуссек, входящие в обязательный репертуар юных пианистов.

Композитор Д. Чимароза является предшественником Вольфганга Амадея Моцарта и жил в одно время Иозефом Гайдном. Прожил композитор всего 52 года, но оставил очень много произведений.

3. Мы часто слышим по радио и телевидению термин «соната» и «сонатная форма». Что же это означает?

а) Соната – это инструментальное произведение циклической формы, состоящие часто из нескольких контрастных частей.

Соната, от sanore - звучать, играть на инструменте. Возникла соната в начале XVII века. В качестве композиционного строения соната существует как одночастная композиция и как цикл.

б) Сонатина- маленькая соната, отличающаяся от обычной сонаты не только своими размерами, но и меньшей глубиной, серьезностью, драматизмом содержания, меньшей сложностью музыкального развития и фактуры при сохранении общих принципов построения.

в) «Сонатное аллегро» или «сонатная форма» - это термин, определяющий структуру из частей сонаты (чаще всего первой). В основе сонатной формы, или, говоря иначе, формы сонатного аллегро, лежит сопоставление контрастных тем. Сонатное аллегро состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы.

4. Работа над крупной формой можно разделить на три этапа:1)разбор произведения;

2) выучка его;

3) соединение всех частей в целом.

Изначально у Куперена соната была циклической в сюитах. Скарлатти развивал первую часть сонаты - экспозицию, разработку, репризу. Гайдн писал сонаты 2х, 3х - частные, но обязательное условие в первой части - это сонатное аллегро.

5. Экспозиция-это изложение тематического материала (главной темы в главной тональности и побочной - в новой тональности), здесь завязывается основной «конфликт» сонаты.

6.Раработка, в ней происходит дальнейшее развитие тем, изложенных в экспозиции, а также развитие и обострение конфликтов, противоречий, из контрастного противопоставления тематического материала.

7. Реприза, т. е. повторное изложение обеих тем, обычно в главной тональности.

С конца XVIII века в сонатном аллегро появляется четвертый раздел- кода, следующий за репризой, в котором композитор дает обобщающий вывод из предшествующего драматического развития.

Соната соль минор Д. Чимароза - тональность минорная, написана в 3х -дольном размере. Главная тема представлена в виде пунктирного ритма. Это придает некую танцевальность в виде мазурки. Характер напористый и воспринимается как воплощение настойчивости и устремленности. Тема построена в нисходящем движении по основным звукам тоники ре и соль. Вторая партия представлена в вопросо - ответной форме, слышится диалог двух разных по характеру собеседников. Побочная партия – второй раздел сонатной экспозиции (и репризы), излагающий вторую основную музыкальную тему данного произведения. Свое название получила вследствие того, что  экспозиция пишется в побочной тональности (доминанта, параллельный мажор), в репризе побочная партия чаще всего вводится в главную тональность произведения. По выразительному характеру побочная партия контрастирует с главной, создавая новый, лирический, мягкий образ.

Задание: после музыкальной характеристики каждой темы, повторить исполнение в сдержанном темпе, но выразительно и точно передать музыкальные оттенки, настроение каждой темы, связующих звеньев. От разнообразия динамических оттенков, приемов игры, которые нужно обязательно исполнять, зависит музыкальная ткань, она как бы оживает. Необходимо услышать смысловую вершину каждой фразы. Вначале работы над  частью сонаты необходимо расчленить нотный текст на более легкие части. Эта работа помогает понять над чем нужно работать: над деталями, над каждой фразой, ее смысловой вершиной, над звуком.

В средней части (разработке) для лучшего исполнения  нужно выучить украшения. Динамическое развитие разработки тоже очень интересно: форте, пиано и вдруг меццо форте - зазвучала главная партия (реприза). Реприза, т. е. повторное изложение обеих тем, обычно в главной тональности.

План открытого урока по специальности по классу фортепиано преподавателя Кузьмичевой Е. В. с учащейся 2го класса Вергуновой Кристиной.

Тема урока: «Фортепианно-технические навыки».

Задача урока: определить и разъяснить учащейся характер этюда и добиться соответствующего исполнения.

Цель урока: с помощью образных представлений помочь лучшему исполнению техническим приемом.

Программа урока:1.Упражнение  Ш. Ганона;

гаммы До мажор, ля минор, Ре мажор, Соль мажор.

2. Что такое этюд?

а) Ознакомление с композиторами

б) Этюды: Л. Шитте №1,С. Майкапар, Л. Шитте №11, А. Жилинский.

3.План разучивания этюда.

А. Предварительная работа.

1. Ритм. а) определение темпа;

б) по размеру определение метра;

в) определение основных долей такта (опорные точки).

2. Фактура: мелодия, подголоски, аккомпанемент (бас, аккорды, арпеджио).

3. Тональность.

Б. Собственно разбор.1. Интонирование мелодии;

2.Аппликатура.

В.Художественная отделка. а) динамический план;

б) выразительность;

в) фразировка;

г) агогика.

Ход урока:1.Упражнение Ш.Ганона - пальцевые последования  в пределах 5 клавиш. Играя, следить за ровностью звучания и объединяющими движениями от 1го  к 5ому пальцу.

2. Гаммы (тональности), в которых написаны данные этюды. Играть двумя руками в одну октаву. Вначале четвертями, затем восьмыми.

3. Композиторы, писавшие этюды: К. Черни, А. Лешгорн, С. Майкапар, Е. Гнесина, Беркович, Д. Кабалевский.

4. Этюд Л. Шитте написан в тональности До мажор в быстром темпе аллегро в размере четыре четверти. Мелодия проводится в правой руке, состоит из небольших мотивов, сгруппированных шестнадцатыми и звучит в нисходящем движении. Разучивая мелодию, можно интонировать со словами (ла-а-душки т. д.). Эти мотивы называются секвенцией. Этюд состоит из двух предложений и четырех фраз. Его можно поиграть таким образом: левую руку играть, проговаривая считалку: «Щи да каша, пища наша». Мелодию следует поиграть точной аппликатурой, следя за положением первого пальца и предложить сыграть. Затем предложить сыграть пунктирным ритмом и т. д.  со словами: «Я играю на рояле, и мечтаю я, чтоб со мною заиграли  все мои друзья». Песенка, как и стишок, состоит из нескольких маленьких частей, из нескольких фраз. Они похожи друг на друга. Фразы совершенно одинаковы.

5. Этюд С. Майкапара написан в довольно скором шутливом  темпе, в размере две четверти. Предпоследняя нотка восьмая по смыслу устремлена вперед, к следующей доле. Тональность ля минор - 7ая повышенная (гармонический минор). Во время разучивания этюда ладошками легко отбивать доли такта по коленке. Можно дотронуться волшебной палочкой все «наоборот» и там, где в этюде стаккато, играть легато. Пальчики ложатся не на ноготь, а на подушечку и необходимо вслушиваться в переход из одного звука в другой. Можно чередовать штрихи в каждой фразе. Этюд состоит из 2х частей, предложений. Этот этюд можно назвать «прыгающие лягушки» ,а почему?- нужно вспомнить звуки тоники. Композитор построил мелодию так, как буд-то лягушки очень легко танцуют.

6.Этюд А.Жилинского написан в подвижном темпе аллегретто, в размере 4/4. Построен на ступенчатых пассажах. Исполнять их целесообразно в шутливом характере. Этюд можно назвать «отвинчиваем и завинчиваем». Беседуя с учеником можно спросить: приходилось ли тебе держать в руках маленькую отвертку для винтиков, что-либо завинчивать и отвинчивать? Конечно! Вспомни, при этом поворачивают руку из стороны в сторону, справа налево и слева направо. Вот и поработай каждой рукой так, чтобы действовать маленькой отверточкой- заворачиваешь и отворачиваешь винтики. Но при чем тут этюд? Вот наш ответ: такими же движениями нужно сыграть этюд: отвинчивать- завинчивать. Но не забудь при этом о пальцах. Каждый палец должен отчетливо и четко ударять по клавише.

7.Этюд Л.Шитте написан в умеренно быстром темпе в тональности сибемоль мажор, в размере 2/4. Этюд построен на репетициях, его можно назвать «Дождик». «Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку, хлебай понемножку»- проговаривать ритмический рисунок мелодии ритмическими словами.

Аккорды левой руки готовить заранее. Этюд состоит из двух похожих частей.

Таким образом, для того чтобы хорошо играть на фортепиано, надо научиться командовать своими пальцами, надо приобретать технику.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение Интернет–ресурсов для изучения и пополнения репертуара учащихся класса фортепиано"

Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ...

Разработка открытого урока по теме "Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ"

Полифонические произведения - область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста.  Правильное полифоническое воспита...

План - конспект открытого урока по специальности «фортепиано» с ученицей 1-го года обучения Ачмиз Саидой.

Тема урока: «Освоение средств музыкальной  выразительности на начальном этапе обучения»Тип урока: комбинированныйЦель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительнос...